Мудрый Юрист

Нормативное регулирование рабочего времени и времени отдыха моряков на судах Российской Федерации

Землянский Павел Леонидович, доцент кафедры коммерческого менеджмента и права Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Покровская Наталия Васильевна, профессор кафедры коммерческого менеджмента права Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, доктор юридических наук, доцент.

Статья посвящена механизму реализации норм Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве в Российской Федерации <*> в отношении соблюдения норм рабочего времени и времени отдыха моряков. Особое внимание обращено на требования Приказа Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. N 268 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания" <**>.

<*> Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве, http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm.
<**> Приказ Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. N 268 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания" // СПС "КонсультантПлюс".

Ключевые слова: аварийные работы, авральные работы, время отдыха, особенности режима рабочего времени, рабочее время, режим рабочего времени, суммированный учет рабочего времени, экипаж судна, условия работы судна.

Statutory Regulation of Work and Rest Schedule of Sailors at Vessels of the Russian Federation

P.L. Zemlyansky, N.V. Pokrovskaya

Zemlyansky Pavel L., Assistant Professor of the Department of Commercial Management and Law of the Admiral Makarov State University Maritime and Inland Shipping.

Pokrovskaya Natalia V., Professor of the Department of Commercial Management and Law of the Admiral Makarov State University Maritime and Inland Shipping, Doctor of Law, Assistant Professor.

The article describes to the mechanism of implementation of provisions of the Maritime Labor Convention, 2006 in the Russian Federation in respect of compliance with the standards for work and rest schedule of sailors. Special attention is drawn to the requirements of the Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated September 20, 2016 No. 268 "On Approval of Procedure on Peculiarities of Work and Rest Schedule of Crew Members at Sea-Going and Combined River-Sea Navigation Vessels".

Key words: emergency works, all hands jobs, rest time, peculiarities of work schedule, working time, work schedule, record of cumulative working time, vessel crew, vessel working conditions.

Конституция Российской Федерации гарантирует всем работающим право на справедливые условия труда, право на отдых. Лицу, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законом ограничения продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Гарантии, установленные Конституцией, конкретизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) и реализованы посредством подзаконных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, включая локальные нормативные акты, а также посредством отраслевых соглашений и коллективных договоров.

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю, установлен период ночного времени с 22 часов до 6 часов.

ТК РФ вводит понятие режима рабочего времени, который отражает рабочее время в течение определенного периода и может включать следующие элементы:

В соответствии со статьей 100 ТК РФ <1>, "особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации".

<1> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СПС "Гарант".

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" <2> устанавливает: "Особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации". В соответствии с принципом права Lex specialis derogat generali (лат. - специальный закон отменяет общий закон) в случае конкуренции норм общего (generalis) и специального (specialis) характера предпочтение при применении и толковании должно отдаваться специальным нормам.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии со статьей 329 ТК РФ: "Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом" <3>.

<3> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Так, для лиц, работающих на морском флоте, рабочее время регулируется Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. N 268) (далее - Положение). Положение разработано с учетом требований Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве и заменило действующее ранее Постановление Минтруда России от 20 февраля 1996 г. N 11 "Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота" (далее - Постановление).

Положение распространяется на работодателей (судовладельцев), эксплуатирующих суда в целях торгового мореплавания от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судов или используют их на ином законном основании.

Положение не распространяется на членов экипажей:

При составлении внутреннего трудового распорядка на борту судна и графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажей судов судовладелец должен учитывать особенности труда и отдыха моряков, изложенные в Положении.

Положение, как и ТК РФ, устанавливает нормальную продолжительность рабочей недели 40 часов. Исключение составляют женщины, работающие в тяжелых климатических условиях, и моряки, у которых работа сопряжена с вредными или опасными условиями. Для этой категории моряков, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, - рабочая неделя должна составлять не более 36 часов.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы членов экипажа судна, включая время несения вахты (выполнения судовых работ), выполнения авральных и сверхурочных работ, работы за другого члена экипажа судна, а также работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей, не может превышать 12 часов, за исключением нижеприведенных случаев:

  1. в тех случаях, когда условия работы судна не позволяют организовать сменную работу при продолжительности несения вахт или выполнения судовых работ, то правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или иными локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, может устанавливаться продолжительность смены до 24 часов при соблюдении следующих условий:
  1. члены экипажа судна могут привлекаться в свободное от несения вахт или выполнения судовых работ время к выполнению работ, не входящих в круг их прямых должностных обязанностей. В этом случае от членов экипажа необходимо получить письменное согласие. К таким работам относятся:

Данный список носит исчерпывающий характер.

Для членов экипажа судна устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Его продолжительность определяется работодателем исходя из конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и другие условия эксплуатации судна), но не может превышать одного года.

Судно является источником повышенной опасности, а любое морское предприятие сопряжено с определенными рисками, поэтому во время эксплуатации судна могут возникать ситуации, когда выполнение некоторых работ может потребовать вызов членов экипажа для оказания помощи членам экипажа, несущим вахту или выполняющим какие-либо судовые работы сверх установленной графиком продолжительности рабочего времени. Такие работы производятся по указанию капитана и являются обязательными для всех членов экипажа. Эти работы подразделяются на авральные и аварийные.

К аварийным работам на судне относятся:

К авральным работам на судах относятся:

После окончания аварийных или авральных работ капитан судна с учетом обеспечения безопасности судна предоставляет членам экипажа судна отдых, соразмерный с продолжительностью времени работы членов экипажа судна в период аварийных или авральных работ.

Работа на судне требует от экипажа быть постоянно готовыми к борьбе за спасение судна, груза, пассажиров, поэтому международные нормативные документы предписывают проведение регулярных тренировок на судне. Учения, учебные тревоги по борьбе с пожаром и тревоги по оставлению судна, а также учения, предписываемые национальными и международными требованиями, включаются в рабочее время и проводятся на судне по распоряжению капитана судна таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха моряков и не вызывать их чрезмерную усталость.

Максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней. В случаях, когда невозможно произвести замену членов экипажа судна в иностранных портах или российских арктических портах ввиду отсутствия транспортной доступности, продолжительность работы на судне членов экипажа может быть увеличена до 180 календарных дней. При этом необходимо учитывать мнение соответствующего представительного органа членов экипажей. Положение вопреки возражениям профсоюзов увеличило максимальную продолжительность работы моряков со 120 до 150 и со 150 до 180 календарных дней соответственно.

В отношении регулирования режима работы в течение 7 последовательных календарных дней Положение предлагает работодателю конвенционную норму по учету либо максимально допустимой продолжительности рабочего времени, которая не должна превышать 72 часов, либо минимальной продолжительности отдыха, которая должна составлять не менее 77 часов. Рассмотрим на примере разницу в учете между максимально допустимым временем работы (72 часа) и минимальным временем отдыха (77 часов). Предположим, что судовладелец учитывает максимальное время работы при условии, что рабочий день моряка на судне и время отдыха составляют по 12 часов соответственно. При 12-часовом рабочем дне в течение 7 дней моряк отработает 84 часа (12 ч x 7 дн. = 84 ч), что превысит недельную норму на 12 часов и соответственно будет нарушением. Такой учет делает невозможным 12-часовой рабочий день в течение всей недели. При тех же условиях работы, но учете судовладельцем минимального времени отдыха (12 ч x 7 дн. = 84 ч) позволяется судовладельцу устанавливать 12-часовой рабочий день и соблюдать нормы в отношении рабочего времени на борту судна.

В соответствии с Положением члены экипажа имеют право на следующие виды отдыха:

В течение рабочего дня члену экипажа судна должен быть предоставлен перерыв (перерывы) для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время ежедневного отдыха должно включать не более двух периодов отдыха в течение любых последовательных 24 часов, продолжительность одного из которых составляет не менее шести часов непрерывного отдыха, а интервал между последовательными периодами отдыха не должен превышать 12 часов.

При определенных условиях эксплуатации судна Положение предусматривает суточное дежурство, отдых после которого должен быть не менее 48 часов. В отдельных случаях с учетом особенностей выполнения работы продолжительность ежедневного отдыха может быть уменьшена до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение ежедневного отдыха до 12 часов после суточного дежурства допускается не более двух раз в неделю.

Отпуска морякам предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска исчисляется из расчета не менее 2,5 календарных дня за каждый месяц работы.

Трудовой распорядок на судне, включающий время начала и окончания ежедневной работы членов экипажа судна, продолжительность ежедневных вахт или работы, число вахт в сутки, время начала и окончания перерывов для отдыха и питания определяются графиками несения вахт (выполнения судовых работ) и внутренним распорядком дня на судне.

График несения вахт (выполнения судовых работ) утверждается судовладельцем или капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Для информации моряков, а также проверяющих органов графики несения вахт и внутреннего трудового распорядка должны помещаться на борту каждого судна на видном месте. В них указываются должности, режимы работы в море и в порту, а также максимальная продолжительность рабочего времени или минимальная продолжительность времени отдыха. На судах, которые осуществляют международные рейсы, в целях проверки портовыми властями графики составляются на двух языках (русском и английском).

Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо обязаны вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым членом экипажа судна в табеле учета рабочего времени. Капитан заверяет табель и знакомит с ним членов экипажа под роспись. Авральные и аварийные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх установленной графиком несения вахт (выполнения судовых работ) продолжительности рабочего времени, учитываются также в табеле учета рабочего времени.

На судах, осуществляющих международные рейсы, учет рабочего времени ведется на двух языках (русском и английском).