Мудрый Юрист

Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства

Пластинина Е.А., кандидат экономических наук, заведующий кафедрой ГМУ Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль.

Концессия, как специфическая форма взаимодействия государства с предпринимателем, применялась в различные исторические периоды и является одной из первых форм договорных отношений. Прообразом концессии (от латинского concessio - разрешение, уступка, льгота) являлся откуп, то есть передача государством за определенную плату и на определенных условиях права взимать налоги и другие государственные доходы.

Концессионное соглашение представляет собой сделку, в рамках которой один субъект обязуется создать либо реконструировать за свой счет недвижимое имущество, которое находится либо будет находиться в собственности другой стороны. Целью заключения таких соглашений является привлечение инвестиций и обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Отношения, связанные с правовым статусом субъектов концессионных соглашений, их прав и обязанностей, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Примеры концессионных соглашений

В сфере здравоохранения, дорожного строительства и ЖКХ все чаще встречаются концессионные соглашения. Так, например, проект "Создание платной скоростной автодороги протяженностью 11 км от ММДЦ "Сити" до Молодогвардейской транспортной развязки" реализуется в форме концессионного соглашения сроком на 40 лет. Размер концессионной платы в бюджет города Москвы составил 70 млн рублей. На проектирование участка и строительство отведены 2 и 3 года соответственно, по истечении которых инвестор в течение 35 лет будет эксплуатировать дорогу на платной основе, взимая плату за проезд в рамках верхней границы, установленной городом. Объем финансирования данного проекта составляет 40 000 (млн руб.).

Подобным образом производится реконструкция:

Достаточно много интересных проектов в форме концессионных соглашений реализуются в здравоохранении. Так, к интересным объектам ГЧП на основе концессии можно отнести областной центр (Ленинградская область) медицинской реабилитации в г. Коммунаре (проект создания Областного центра медицинской реабилитации в г. Коммунаре на основе концессионного соглашения). Концедентом в проекте является Ленинградская область, а объектом соглашения - 200 коек, из которых 150 по программе ОМС по профилям "кардиология", "неврология", "опорно-двигательный аппарат"; земельный участок 41 га, объект не менее 22 тыс. кв. м. Проект сроком в 26 лет осуществляется в несколько этапов. На первом этапе (2015 г.) заключается концессионное соглашение, на втором этапе осуществляются инвестиции (2016 - 2018 гг.), эксплуатационная фаза продлится с 2019 по 2041 г.

При этом объем финансирования капитальных затрат на объект между концессионером и концедентом распределяется следующим образом: доля вложений концессионера - 15%, а концедента - 85%. Финансирование операционных затрат (в течение срока эксплуатации) полностью ложится на концессионера, а концедентом устанавливается минимально гарантированный тариф и объем услуг по ОМС (плата концедента в случае недостижения минимально гарантированного дохода). Также в Ленинградской области введена льгота по налогообложению: концессионные соглашения освобождаются от налога на имущество, что позволяет снизить концессионеру издержки в ходе эксплуатации имущества.

Элементы концессионного соглашения

Согласно ст. 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения может быть только имущество, в отношении которого законодательством РФ не установлены принадлежность исключительно к государственной, муниципальной собственности или запрет на отчуждение в частную собственность либо на нахождение в частной собственности. Концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов. Заключение соглашения в отношении нескольких объектов соглашения допускается в случае, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Закрытый перечень имущества, которое может выступать в качестве объекта концессионного соглашения, определен в ст. 4 Закона N 115-ФЗ.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом определенных концессионным соглашением:

Правительство РФ определяет основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения" согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований:

а) возникновение обстоятельств непреодолимой силы;

б) вступление в силу нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, в связи с которыми:

в) вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;

г) внесение в установленном порядке изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с которыми стороны оказываются неспособными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);

д) установление регулируемых цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), по которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги, с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют параметрам, предусмотренным концессионным соглашением.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

  1. определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
  2. установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
  3. передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. Концессионным соглашением может предусматриваться сочетание указанных форм концессионной платы.

Контроль концедента за исполнением концессионного соглашения осуществляется уполномоченными концедентом органами или юридическими лицами в лице их представителей, которые на основании концессионного соглашения имеют право беспрепятственного доступа на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Необходимо отметить, что формы и порядок осуществления такого контроля регулируется исключительно самим соглашением. Этот принцип подтверждается позицией Верховного Суда РФ.

Пример.

Между муниципальным образованием городской округ - город Волжский Волгоградской области и обществом "Волга-Бизнес" было заключено концессионное соглашение, по условиям которого общество "Волга-Бизнес" приняло на себя обязательства:

В свою очередь, муниципальное образование обязалось предоставить обществу "Волга-Бизнес" права владения и пользования переданным объектом соглашения. Срок действия соглашения установлен сторонами с 17.01.2011 по 16.01.2041.

Администрация городского округа - город Волжский со ссылкой на концессионное соглашение от 27.06.2014 обратилась в КСП г. Волжский с заявлением о проведении проверки работ, предусмотренных проектом "Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский" и техническим заданием к концессионному соглашению, в том числе с проведением строительной экспертизы. Срок контрольных мероприятий установлен с 29.07.2014 по 27.08.2014.

Результаты проверки были оформлены актом от 31.12.2014 N 24 и утверждены решением КСП г. Волжский.

Не согласившись с результатами проверки и полагая, что проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а результаты проверки нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество "Волга-Бизнес" обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суды отказали концессионеру в иске, опираясь на следующее.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В данном же случае предметом проверки являлось несоблюдение требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами, а контроль за исполнением концессионного соглашения, заключенного между обществом "Волга-Бизнес" и органом местного самоуправления, которое не является муниципальным правовым актом, а является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. Концессионным соглашением предусмотрен порядок осуществления концедентом контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения. Данные условия нарушены не были (Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N 306-КГ15-18562 по делу N А12-7236/2015).

Условия концессионного соглашения

Согласно ст. 10 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

  1. обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;
  2. обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
  3. срок действия концессионного соглашения;
  4. описание объекта концессионного соглашения (в т.ч. технико-экономические показатели);
  5. срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;
  6. порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в том числе:
  1. цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
  2. способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению, размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется. Обязательства концессионера могут обеспечиваться:
  1. размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения;
  2. порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения;
  3. обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
  4. объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения.

Кроме того, существенные условия по концессионным соглашениям предусмотрены специальными законами, в частности Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом концессионное соглашение должно содержать:

  1. порядок и условия установления и изменения платы за проезд транспортных средств по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, порядок взимания такой платы, а также максимальный размер такой платы и порядок его индексации;
  2. обязательство концессионера, частного партнера по заблаговременному предоставлению участникам дорожного движения информации о наличии по пути их следования платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги, об их протяженности, о стоимости проезда по ним транспортных средств, а также о возможности альтернативного бесплатного проезда;
  3. способы обеспечения концессионером, частным партнером исполнения своих обязательств по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве, в том числе по страхованию риска утраты или повреждения платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги;
  4. порядок передачи концеденту, публичному партнеру платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, по истечении срока действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

Также специальные требования содержатся в Федеральном законе от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Обязательными условиями концессионного соглашения в отношении находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта являются:

  1. использование объекта аренды, объекта концессионного соглашения по назначению;
  2. равный доступ к услугам в морском порту, оказываемым с использованием объекта аренды, объекта концессионного соглашения;
  3. беспрепятственный доступ представителей органов государственного контроля (надзора) для осуществления своих полномочий, предусмотренных законодательством РФ.

Таблица 1

Примерные концессионные соглашения

N п/п

Объект примерного концессионного соглашения

Основание

1.

Автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, т.е. объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в т.ч. остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в т.ч. пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса

Постановление Правительства РФ от 27.05.2006 N 319

2.

Объекты железнодорожного транспорта

Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 744

3.

Объекты трубопроводного транспорта

Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 672

4.

Морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур

Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 745

5.

Морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки

Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 746

6.

Аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи

Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 739

7.

Гидротехнические сооружения

Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 747

8.

Объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии

Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 673

9.

Метрополитен и другой транспорт общего пользования

Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 N 791

10.

Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан

Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 748

11.

Объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения

Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 138

12.

Объекты образования

Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 671

13.

Объекты культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения

Постановление Правительства РФ от 09.02.2007 N 90

Расторжение концессионного соглашения

В соответствии со ст. 15 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию одной из его сторон в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным Законом или концессионным соглашением основаниям.

Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:

  1. нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера;
  2. использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
  3. приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
  4. прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента;
  5. неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются:

  1. невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;
  2. передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в т.ч. описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;
  3. невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.

На практике в большинстве случаев с инициативой по расторжению соглашения выходит концедент. А инвестор пытается оспорить такое право.

Пример.

Рассмотрев жалобу ООО "Шторм", Верховный Суд РФ установил, что прекращение поставки концессионером (ООО "Шторм") горячего водоснабжения в жилой поселок имеет признаки существенного нарушения, указанного в ч. 2 ст. 15 Закона N 115-ФЗ, а также условий концессионного соглашения и влечет за собой расторжение соглашения (Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2015 N 301-ЭС15-15184).

Порядок заключения концессионного соглашения

В соответствии со ст. 21 Закона N 115-ФЗ конкурс на право заключения концессионного соглашения может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения).

По общему правилу <1> в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:

<1> Иные критерии могут устанавливаться в случаях, когда объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
  1. сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
  2. период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям;
  3. технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения;
  4. объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
  5. период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением;
  6. размер концессионной платы;
  7. предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера;
  8. обязательства, принимаемые на себя концессионером в случаях недополучения запланированных доходов от использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, возникновения дополнительных расходов при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Чаще всего в качестве отборочных критериев оценки предложения заказчики используют экономические показатели.

Пример.

Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта теплоснабжения, находящегося в муниципальной собственности Администрации муниципального района "Шелопугинский район" Забайкальского края, содержит следующие критерии оценки заявок:

  1. дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение. Данный критерий применяется, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, более чем на 2% превышающее минимальное значение дисконтированной выручки;
  2. наибольшее количество содержащихся в конкурсном предложении наилучших плановых значений показателей деятельности концессионера по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях иных участников конкурса, дисконтированные выручки которых превышают менее чем на 2% минимальное значение дисконтированной выручки, определенное на основании всех конкурсных предложений, или равны ему. Данный критерий применяется, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, менее чем на 2% превышающее минимальное значение дисконтированной выручки или равное ему.

Дисконтированная выручка участника конкурса определяется с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению официального сайта.

Коэффициент дисконтирования принимается равным норме доходности инвестированного капитала, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения.

Порядок дисконтирования величин установлен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2014 N 510 "Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке Конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Необходимая валовая выручка от оказания услуг по тарифу рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 13.06.2013 N 760-э, для метода регулирования тарифов, предусмотренного конкурсной документацией. При расчете необходимой валовой выручки используются цены, величины, значения, параметры, содержащиеся в конкурсном предложении и установленные конкурсной документацией.

Предварительный отбор участников конкурса

Немаловажным этапом в процессе проведения конкурса является рассмотрение заявок. В соответствии со ст. 29 Закона N 115-ФЗ он называется предварительным отбором участников конкурса. На этапе отбора конкурсная комиссия определяет:

  1. соответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, содержащимся в конкурсной документации. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от заявителя разъяснения положений представленной им заявки на участие в конкурсе;
  2. соответствие заявителя (индивидуального предпринимателя, юридического лица или выступающих в качестве заявителя юридических лиц - участников договора простого товарищества) требованиям к участникам конкурса, установленным конкурсной документацией. При этом конкурсная комиссия вправе потребовать от заявителя разъяснения положений представленных им документов и материалов, подтверждающих его соответствие указанным требованиям;
  3. отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя или о прекращении физическим лицом - заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  4. отсутствие решения о признании заявителя банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении его.

Зачастую несоответствие заявки требованиям конкурсной документации становится основанием для ее отклонения. Несогласный участник может обжаловать такое решение в ФАС России или в суд.

Пример.

Администрацией на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты коммунального хозяйства (котельная, тепловые сети и сети горячего водоснабжения), расположенные в п. Юбилейный Котельничского района на территории муниципального образования Юбилейное сельское поселение Котельничского района Кировской области (извещение N 130416/3159994/01). Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе заявки на участие в торгах были поданы ООО "Паритет-Сервис" и ООО "Коммунальное предприятие".

Конкурсной комиссией проведен предварительный отбор участников, по результатам которого ООО "Паритет-Сервис" было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по следующим основаниям:

ООО "Паритет-Сервис" обжаловало указанное решение в Кировское УФАС России, однако решением от 20.06.2016 по делу N 13/05-16ж поданная жалоба была признана необоснованной. После этого ООО "Паритет-Сервис" обратилось в АС Кировской области с требованием о признании решения конкурсной комиссии незаконным и его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный заявителем для участия в открытых торгах в качестве письменного доказательства заполненный бланк справки территориального органа ПФР без обязательного реквизита - подписи должностного лица - не может считаться официальным документом.

Суд апелляционной инстанции, оценив приведенные в обоснование данной позиции аргументы ООО "Паритет-Сервис", в данном случае нашел их подлежащими отклонению, исходя из следующего.

Конкурсной документацией предусмотрено представление заявителем справки территориального органа ПФР о состоянии расчетов по налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Из материалов дела усматривается, что ООО "Паритет-Сервис" представило в составе заявки в качестве данной справки бланк справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам из ПФР. В ходе изучения данного документа конкурсная комиссия установила отсутствие подписи должностного лица, выдавшего справку.

Форма справки, утвержденная письмом ПФР N ТМ-30-24/7800, содержит обязательные реквизиты, включая подпись уполномоченного должностного лица.

В п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (далее - ГОСТ Р 6.30-2003) определено, что в состав реквизита "подпись" входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

Апелляционный суд отклонил довод ООО "Паритет-Сервис" о том, что ГОСТ Р 6.30-2003 не является нормативно-правовым актом и его положения носят рекомендательный характер, поскольку суд вправе применять его положения. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленный заявителем для участия в открытых торгах в качестве письменного доказательства заполненный бланк справки территориального органа ПФР без обязательного реквизита - подписи должностного лица Кожевникова А.В. - не может считаться официальным документом.

Таким образом, конкурсная комиссия правомерно отказала ООО "Паритет-Сервис" в допуске к дальнейшей процедуре участия в рассматриваемом открытом конкурсе.

Не был принят во внимание и довод заявителя жалобы о том, что конкурсная комиссия должна была проверить документы и материалы, представленные заявителем, и в случае необходимости запросить у соответствующих органов и организаций информацию для проверки достоверности сведений. Как было указано судами, непредставление ООО "Паритет-Сервис" необходимого пакета надлежащим образом оформленных документов не обязывает Администрацию осуществлять проверку достоверности сведений, отраженных в бланке справки (Постановление Второго ААС от 06.10.2016 по делу N А28-7847/2016).

Нарушение порядка заключения концессионного соглашения

В случае если государственные и муниципальные органы привлекают инвесторов в обход процедуры конкурсного отбора, контролирующие органы могут обратиться в суд с целю признания недействительной данной сделки.

Пример.

Между Администрацией района (арендодатель), Администрацией поселения (поселение) и обществом (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества от 03.08.2015.

По условиям договора арендодатель обязался передать за плату во временное владение и пользование объекты муниципального имущества, арендатор обязался принять его, оплатить пользование и своевременно возвратить в исправном состоянии с учетом нормального износа, а поселение - организовать контроль выполнения арендатором эксплуатационного режима пользования арендованным муниципальным имуществом в соответствии с его функционально-производственным назначением. Одновременно с передачей прав по владению и пользованию имуществом арендатору были переданы права на использование той части земельного участка, которая занята этим муниципальным имуществом и необходима для его функционального использования.

Объектами аренды являлись совокупность инженерных сооружений (артезианских скважин с оборудованием и водонапорными башнями), обеспечивающих подачу питьевой воды, и водопроводные сети, предназначенные для транспортировки питьевой воды до потребителя. Срок действия договора определен сторонами с 03.08.2015 по 01.08.2016.

Арендатор независимо от результатов своей хозяйственной деятельности за предоставленное во владение и пользование имущество ежемесячно до десятого числа текущего месяца выплачивает арендную плату. Кроме того, арендатор принял на себя иные обязательства, например содержать имущество и прилегающую территорию, нести расходы по текущему ремонту и по оплате эксплуатационных услуг.

Посчитав, что оспариваемый договор заключен в нарушение требований ст. 13 Закона N 115-ФЗ, прокурор обратился в арбитражный суд с иском.

Суд первой инстанции установил, что объекты водоснабжения переданы обществу в аренду без проведения торгов, и пришел к выводу, что договор аренды является ничтожным, так как нарушает требования Закона, посягая при этом на публичные интересы.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:

Таким образом, передача владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется или по договорам аренды или по концессионным соглашениям.

Из положений п. 6 ст. 41.1 Закона о водоснабжении следует, что договор аренды систем водоснабжения/водоотведения и (или) отдельных объектов таких систем заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом особенностей, установленных Законом о водоснабжении, и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Кроме того, в силу положений ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях.

Основания для заключения концессионного соглашения содержатся в п. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении, содержащем указание на то, что передача прав владения и (или) пользования системами водоснабжения/водоотведения и (или) отдельными объектами таких систем осуществляется только по концессионным соглашениям в следующих случаях:

Оценив содержание оспариваемого договора, судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что рассматриваемый договор является договором аренды.

При этом объектами договора аренды выступают объекты коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения), находящиеся в муниципальной собственности, что подтверждается реестром объектов муниципального имущества, находящегося в собственности Межевского муниципального района Костромской области. Также из приложения к договору следует, что год ввода в эксплуатацию указанных объектов водоснабжения значительно превышает 5 лет до момента заключения указанного договора аренды.

С учетом вышесказанного передача прав владения и (или) пользования спорными объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, вопреки мнению заявителя должна была осуществляться по концессионному соглашению, которое подлежало заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения.

Между тем в рассматриваемом случае вместо концессионного соглашения был заключен договор аренды, при этом конкурс на заключение последнего также не проводился. При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении норм законодательства при подписании договора аренды, а также указание суда на нарушение оспариваемой сделкой публичных интересов, прав и законных интересов третьих лиц.

Так, оспариваемый договор был заключен без проведения конкурса. При этом целью проведения конкурса в соответствии с положениями статьи 447 ГК РФ является заключение договора с лицом, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

В результате изложенного не были выявлены лица, которые могли бы на конкурентных условиях предложить наилучшие условия исполнения договора, чем были ущемлены в том числе и публичные интересы, и интересы третьих лиц.

Кроме того, согласно нормам оспариваемого договора на арендаторе лежит обязанность производить за свой счет текущий ремонт арендуемых объектов; обязанность производить капитальный ремонт возложена в силу статьи 616 ГК РФ на арендодателя.

В то же время в силу концессионного соглашения обязанность по проведению капитального ремонта имущества возлагается на лицо, которому передаются права владения и пользования муниципальным имуществом (подп. 6 п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу, что требования прокурора о применении последствий недействительности сделки в виде обязания арендатора возвратить полученное по сделке муниципальное имущество были правомерно удовлетворены судом первой инстанции (Постановление Второго ААС от 18.03.2016 по делу N А31-9766/2015).