Мудрый Юрист

К вопросу о состоятельности функции уголовного преследования вообще и функции прокурорского уголовного преследования в частности

Бажанов С.В., доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры.

В статье анализируется юридическое содержание функции уголовного преследования в приложении к деятельности не только органов предварительного расследования, но и прокуроров. Отстаивается авторская точка зрения о том, что указанный термин, по сути, анахроничен и должен быть выведен из уголовно-процессуального понятийного аппарата.

Ключевые слова: прокурор, надзор, уголовное преследование, уголовный процесс, преступление.

To the question about the viability of the functions of criminal prosecution in general and prosecutorial functions of criminal prosecution in particular

S.V. Bazhanov

Bazhanov S.V., doctor of law, professor, leading researcher of department of problems of prosecutor's supervision and strengthening of legality in the sphere of economy of the Research institute of the Academy of the prosecutor general of the Russian Federation.

The article analyzes the legal content of the function of criminal prosecution in the annex to the activities of not only the bodies of preliminary investigation, but prosecutors. It defends the author's point of view that this term is essentially anachronistic and should be removed from the criminal procedure of the conceptual apparatus.

Key words: attorney, supervision, prosecution, criminal procedure, crime.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации <1>. При этом подчеркивается, что она выполняет и иные функции, установленные федеральными законами, в числе которых п. 2 названной статьи выделяет уголовное преследование, осуществляемое в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации <2>.

<1> СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878; далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".
<2> Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". 11-е изд. М.: Ось-89, 2012. С. 5.

В развитие указанных нормативных правовых установлений ст. 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" конкретизирует предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, в качестве которого выступают "...обеспечение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие".

Данный тезис неоднократно находил подтверждение в решениях Конституционного Суда Российской Федерации по различным вопросам уголовно-процессуального характера. Так, в Постановлении от 24.04.2003 N 7-П и в Определении от 17.10.2006 N 419-О отмечалось, что уголовное преследование является одной из форм реализации государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению других конституционно значимых ценностей. В Постановлении от 14.01.2000 N 1-П и в Определении от 14.12.2004 N 384-О обращалось внимание на то, что, возлагая на суд в уголовном процессе исключительно задачу осуществления правосудия, Конституция Российской Федерации не отнесла к его компетенции уголовное преследование, посредством которого реализуются закрепленные, в частности, за исполнительной властью конституционные полномочия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Обязанность органов предварительного расследования при выявлении признаков преступления возбудить уголовное дело, осуществить от имени государства уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения в целях обеспечения неотвратимости ответственности виновных и защиты прав граждан, пострадавших от преступлений, продекларирована в Определении от 29.01.2009 N 10-О-О. Наконец, тот факт, что уголовное преследование начинается: актом возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица; актом привлечения лица в качестве обвиняемого по уголовному делу; проведением в отношении него следственных действий (обыск, предъявление для опознания, допрос и др.); применением иных мер, принимаемых в целях его изобличения или свидетельствующих о наличии подозрений против него, - был отражен в Определениях от 14.12.2004 N 384-О, от 14.12.2004 N 452-О и от 21.10.2008 N 600-О-О <3>.

<3> Подробнее см.: Еникеев З.Д., Васильева Е.Г., Шагеева Р.М., Ежова Е.В. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Юрайт, 2011.

Знакомясь с интерпретациями подобного рода, невольно задаешься вопросом о том, когда же все-таки начинается уголовное преследование и охватывает ли оно процессуальную проверку, то есть стадию возбуждения уголовного дела, не говоря уж об оперативно-розыскном расследовании, в свою очередь, претендующем на статус уголовно-розыскного преследования.

Актуальность обозначенной проблемы оправдывает констатацию того, что функция уголовного преследования в федеральном законодательстве и в отраслевой теории исчерпывающего освещения до сих пор не находит <4>. Достаточно обратиться к п. 55 ст. 5 УПК РФ, который под данным феноменом предписывает понимать процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, то есть все те же дознание и предварительное следствие.

<4> Бажанов С.В. Нормативно-правовое регулирование функций прокурора с первых лет советской власти до начала 60-х годов XX века // Российская юстиция. 2016. N 11. С. 50 - 51.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ, уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель, что предоставило Ш.М. Абдул-Кадырову основания для позиционирования прокурора в качестве основного субъекта уголовно-процессуальных правоотношений (среди перечисленных). Функция уголовного преследования, по его мнению, осуществляется прокурором и после внесения изменений в УПК РФ Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ <5>, однако объем имеющихся у него для этого полномочий явно недостаточен <6>. Заметим, что было бы весьма странным, если бы объем комментируемых прокурорских полномочий в смысле сказанного был достаточным, поскольку в очерченном ракурсе решительно непонятно, о чем, собственно, идет речь.

<5> Имеется в виду Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 22.12.2014). - Прим. авт.
<6> Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. С. 8.

Ранее ч. 4 ст. 20 УПК РФ предоставляла прокурору право возбуждать уголовное дело частно-публичного и частного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего <7>, если соответствующее преступление совершалось в отношении лица, находившегося в зависимом состоянии или по иным причинам бывшего неспособным самостоятельно пользоваться принадлежащими ему правами. Прокурор уполномочивался здесь осуществлять уголовное преследование независимо от волеизъявления потерпевшего, хотя опять же неясно, в каких, собственно, действиях оное могло выражаться.

<7> В данном случае надо было бы говорить о пострадавшем. - Прим. авт.

В современном уголовно-процессуальном законодательстве и в отраслевой теории понятие уголовного преследования употребляется по-прежнему часто (под кальку) <8>, наряду с синонимичным словосочетанием "расследование преступлений", обозначающим, в принципе, то же самое, то есть хорошо зарекомендовавшую себя функцию органов дознания и предварительного следствия, как известно, канувшую в Лету. Может быть, и к сожалению.

<8> Об этом см., например: Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум. Издание 5-е, перераб. и доп. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003.

Так, отдельные авторы, каждый применительно к соответствующему периоду времени, высказывались на предмет того, что же все-таки следует понимать под уголовным преследованием. Начнем с Ю.Н. Федорова, который считал, что функция уголовного преследования состоит:

<9> Федоров Ю.Н. Место прокуратуры в системе правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Российской Федерации и ее субъектах // Вопросы теории управления в органах прокуратуры: Сборник научных трудов. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, 1997. С. 70.

В сфере борьбы с преступностью, продолжает названный автор, на прокуратуру возложены функции уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Функциями прокуратуры являются также участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону решений, приговоров, судебных приказов, определений и постановлений судов <10>.

<10> Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития: Лекция. М.: Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2002. С. 6, 7.

Подвергая анализу данную точку зрения, отметим, что, во-первых, акт возбуждения уголовного дела, отождествляемый отдельными учеными с возбуждением уголовного преследования, равно свойственен и уголовному преследованию, и любой из форм предварительного расследования. Во-вторых, не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что уголовное преследование проявляется в предварительном расследовании (что в этом нового?). В-третьих, что из себя представляет факт направления уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу? Лишь акт (решение и действие), знаменующий собой окончание и уголовного преследования, и предварительного расследования. И наконец, в-четвертых, вряд ли можно оценивать в качестве уголовного преследования поддержание обвинения в суде, поскольку при строгом прочтении буквы закона указанная процедура никак не связана с изобличением подсудимого в совершении преступления.

Аналогичные контраргументы можно высказать и в адрес авторов учебника "Прокурорский надзор в Российской Федерации" под редакцией профессора А.А. Чувилева, где отмечается, что "...основное содержание функции уголовного преследования состоит в следующих полномочиях прокурора:

<11> Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. М.: Юристъ, 1999. С. 67.

По определению профессора А.М. Ларина, уголовное преследование есть "...процессуальная деятельность, направленная на доказывание виновности определенного лица, состоящая в формулировании и обосновании вывода о совершении им преступления" <12>.

<12> Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986. С. 25, 38.

К нему присоединяется профессор И.В. Тыричев, утверждающий, что уголовное преследование осуществляет не только следователь, но и прокурор, который может выполнять те же действия, что и следователь, например предъявить обвинение по делу, расследованному следователем, или полностью расследовать уголовное дело, принять участие в проводимых следователем действиях, утвердить составленное следователем обвинительное заключение или составить обвинительное заключение и т.д. <13>.

<13> Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 1995. С. 48.

С точки зрения Е.Д. Болтошева, "публичность уголовного преследования, осуществляемого прокурором, наиболее отчетливо проявляется в порядке возбуждения уголовного дела и его разрешения, а также в его отношении к обеспечению интересов лица, пострадавшего от данного преступления" <14>. "...В отличие от лица, производящего дознание, и следователя, которые призваны непосредственно осуществлять уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления, прокурор, - считает названный автор, - обеспечивает его, как правило, опосредованно, через органы расследования, путем использования полномочий, предоставляемых ему уголовно-процессуальным законодательством" <15>.

<14> Болтошев Е.Д. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, 2002. С. 136.
<15> Там же.

Анализируя функцию уголовного преследования, Ю. Ковязина выделяет две противоположные точки зрения на сей предмет. Сторонники первой предлагают удалить из системы прокуратуры следственный аппарат, полномочия прокуроров в уголовном судопроизводстве ограничить составлением обвинительного заключения на основании собранных следствием материалов и поддержанием государственного обвинения в суде <16>. Сторонники второй сходятся в том, чтобы сохранить самостоятельность прокуратуры в качестве органа государственной власти, изначально осуществляющего функции уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов и поддержания государственного обвинения в судах <17>.

<16> Что уже отчасти сделано в связи с образованием Следственного комитета Российской Федерации, судьба которого в настоящее время под вопросом. - Прим. авт.
<17> Ковязина Ю. Реформы XX века: стремление к преобразованию прокурорского надзора // Законность. 2002. N 10. С. 3.

В рамках перечисленных правопредставлений М.С. Шалумов высказывается в том духе, что уголовное преследование представляет собой реализацию процессуальных функций правоохранительных органов государства по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. В качестве основных направлений деятельности прокуратуры по его осуществлению он выделяет:

  1. возбуждение и расследование уголовных дел;
  2. участие в рассмотрении уголовных дел судами первой инстанции;
  3. участие в рассмотрении уголовных дел кассационной и надзорной судебными инстанциями <18>.
<18> Шалумов М.С. Уголовное преследование (понятие, содержание, основные направления реализации прокурорской функции) // Организация управления в органах прокуратуры: Сборник научных трудов. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1998. С. 63 - 66.

Комментируя нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", профессор В.П. Божьев к числу полномочий прокурора (некоторое время назад) относил:

а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;

б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью <19>.

<19> Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. С. 120.

С учетом обнаруживаемых в правовой теории суждений Ю. Синельщиков пришел к выводу, что в отличие от предыдущих законов УПК РФ в числе прокурорских функций на первое место поставил уголовное преследование и лишь затем - функцию надзора <20>.

<20> Синельщиков Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК // Законность. 2002. N 3. С. 6.

Небезызвестно, что в отдельные периоды функционирования советско-российских правоохранительных органов прокуроры (их заместители) подчас выступали в роли руководителей следственных и следственно-оперативных групп, хотя подобный опыт, когда он не возбранялся законодателем, в научной литературе подвергался достаточно жесткой критике <21>. Сказанное, стало быть, не дает решительно никаких оснований для утверждения того, что в советской правовой системе существовал институт прокурорского уголовного преследования, "логически" воспринятый впоследствии и российским законодателем. К такому мнению склоняется, в частности, профессор Г.Н. Королев, использующий в своей монографии выражение "прокурорское (должностное) уголовное преследование". Под указанным феноменом он подразумевает уголовно-процессуальную деятельность прокурора, осуществляемую им как непосредственно, так и путем руководства деятельностью должностных лиц прокуратуры и органов предварительного расследования, которая направлена на раскрытие преступления, подготовку обоснованного уголовного иска и изобличение перед судом лица, виновного в его совершении, с тем чтобы оно могло быть подвергнуто установленному в уголовном законе наказанию <22>.

<21> Бажанов С.В. Групповой метод расследования как способ повышения эффективности предварительного следствия: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1990; Герасун А.А. Бригадный метод расследования в советском уголовном процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1969.
<22> Королев Г.Н. Теоретические и правовые основы осуществления прокурором уголовного преследования в российском уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород: НГУ, 2005. С. 76.

Очевидно, что названный ученый, как и многие другие, функции надзора и уголовного преследования диаметрально не размежевывает, намекая на то, что путем осуществления надзорных полномочий прокуроры выполняют и свойственную им в не меньшей степени функцию уголовного преследования.

На схожих позициях стоят и другие исследователи, полагающие, что уголовное преследование реализуется посредством:

а) возбуждения в необходимых случаях уголовных дел;

б) надзора за законностью решений о возбуждении уголовных дел органами предварительного следствия и дознания;

в) надзора за законностью и обоснованностью предъявления обвинения и избираемых мер пресечения в процессе расследования;

г) надзора за законностью приостановления и прекращения уголовных дел, а также при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовных дел на рассмотрение суда <23>.

<23> Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Прокурорский надзор: защита прав человека. СПб., 2001. С. 42.

Автор настоящей статьи считает необходимым в который уж раз подчеркнуть, что термин "уголовное преследование" не имеет собственного юридического содержания. Это суррогатное словообразование, нелепо отображающее всем известную и всеми отвергнутую функцию расследования, вкривь и вкось, налево и направо толкуемую современными (новоявленными) интерпретаторами.

Апеллирование к тому, что термин "уголовное преследование" был заимствован из лексикона отечественных юристов XIX в., а впоследствии воспринят советской юриспруденцией, в контексте изложенного представляется и неуместным, и неубедительным.

Список использованной литературы

  1. Бажанов С.В. Нормативно-правовое регулирование функций прокурора с первых лет советской власти до начала 60-х годов XX века // Российская юстиция. 2016. N 11.
  2. Еникеев З.Д., Васильева Е.Г., Шагеева Р.М., Ежова Е.В. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Юрайт, 2011.
  3. Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития: Лекция. М.: Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2002.
  4. Ковязина Ю. Реформы XX века: стремление к преобразованию прокурорского надзора // Законность. 2002. N 10.
  5. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986.
  6. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. М.: Юристъ, 1999.
  7. Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум. Изд. 5, перераб. и доп. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003.
  8. Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Прокурорский надзор: защита прав человека. СПб., 2001.
  9. Синельщиков Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК // Законность. 2002. N 3.
  10. Федоров Ю.Н. Место прокуратуры в системе правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Российской Федерации и ее субъектах // Вопросы теории управления в органах прокуратуры: Сборник научных трудов. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, 1997.
  11. Шалумов М.С. Уголовное преследование (понятие, содержание, основные направления реализации прокурорской функции) // Организация управления в органах прокуратуры: Сборник научных трудов. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1998.
  12. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 1995.
  13. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002.