Мудрый Юрист

Динамика рынка труда: профессиональная ориентация и трудоустройство

Котова Светлана Игоревна, юрист ООО "Кинпласт".

Статья посвящена анализу динамики рынка труда. Автор рассматривает профессиональную ориентацию и трудоустройство как гарантии реализации права на труд и как факторы, влияющие на динамику рынка труда.

Ключевые слова: право на труд, рынок труда, профессиональная ориентация, трудоустройство, профессиональная ориентация молодежи, право на перемену профессии, роботизация техники, технологическая безработица.

Labor Market Dynamics: Professional Orientation and Employment

S.I. Kotova

Kotova Svetlana I., Lawyer of Kinplast, LLC.

The article is devoted to analysis of the formation labor market dynamics. The author examines vocational guidance and employment opportunity as guarantees of the right to work and as factors affecting of labor market dynamics.

Key words: right to work, labor market, vocational guidance, employment opportunity, the youth vocational guidance, the right to change profession, robotic application, technological unemployment.

Рынок является экономической категорией и как экономическая категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Содержание понятия "рынок" может конкретизироваться в результате определения, например, того, что является предметом спроса и предложения (рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок металла). Формирование рынка (и всех его сегментов, в частности рынка труда) происходило под воздействием экономических процессов. Однако в необходимых случаях государство влияет на поведение участников рынка посредством правового регулирования. Например, к таким мерам в Российской Федерации относится правовое регулирование оплаты труда: Государственная Дума законодательно устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Рынок труда в науке трудового права определяют как совокупность социально-экономических, общественных отношений, регулируемых правовыми нормами и институтами, обеспечивающих оптимальную сбалансированность спроса и предложения рабочей силы и эффективное использование труда <1>.

<1> См.: Нурмагамбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы: Дис. ... д-ра юрид. наук. 1998. С. 11.

Что же касается возникновения трудового правоотношения на рынке труда, то А.М. Нурмагамбетов отмечает, что оно возникает при обязательном наличии трех составляющих: рабочей силы, возможности распоряжаться своей способностью к труду, спроса на труд <2>.

<2> См.: Там же. С. 11.

Поскольку большинство занятых граждан - работники наемного труда, то, по сути, трудоустройство - это та зона риска (для гражданина как потенциального наемного работника), в которой проявляется качество реализации права на профессиональную ориентацию.

Трудоустройство - это способ содействия (в отдельных случаях - обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда <3>.

<3> См.: Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. С. 200. Автор гл. 6 - К.А. Бондаренко.

Качество регулирования отношений по профессиональной ориентации принципиально важно, поскольку они предшествуют отношениям между трудоустраивающим органом и гражданином по поводу обращения за содействием в подыскании и устройстве на работу к работодателю.

Право на профессиональную ориентацию и трудоустройство относится к гарантиям реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Между этими гарантиями существует тесная связь. Генеральный директор МОТ в своем докладе "Занятость, рост и справедливость" на 9-м региональном совещании в Осло напомнил, что одной из мер по предотвращению ухудшения ситуации и условий на рынке труда в глобальном пакте МОТ о рабочих местах называется реализация международных трудовых норм <4>. Одним из основополагающих актов МОТ в этой сфере является Конвенция МОТ от 1975 года "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" N 142 <5>. В статье 2 Конвенция предусматривает, что каждый член организации принимает и совершенствует всесторонние и координированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости. С этой целью необходимо разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее <6>.

<4> См. подробнее: URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_116834.pdf.
<5> См.: Доклад Генерального директора МОТ "Занятость, рост и справедливость" // 9-е региональное совещание. Осло. Первое изд., апрель 2013 г. С. 85.
<6> См.: интернет-ресурс http://www.conventions.ru/view_base.php?id=317 (дата обращения: 19.02.2017).

Стоит отметить, что реакция Российской Федерации на заданный МОТ стандарт не отрицательна. Например, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 2059-р предусмотрено выделить в 2016 - 2019 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета до 12 млн долларов США на реализацию мероприятий международной программы укрепления систем начального и среднего профессионального образования и содействия развитию рынков труда в странах СНГ, Азии и Ближнего Востока.

Между тем некоторые авторы отмечают, что до сих пор в масштабах России не создана система и эффективный организационно-правовой механизм содействия трудовой занятости <7>. Одним из способов такого содействия трудоустройству по смысловому содержанию является реализация субъектами права на получение услуг и информации, связанных с профессиональной ориентацией.

<7> См.: Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Монография. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2006.

Понятие профессиональной ориентации в различных источниках трактуется по-разному. В статье 9 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года (в ред. от 22 декабря 2014 г.) N 1032-1 (далее по тексту - Закон о занятости) значительное место отводится информации и услугам по вопросам профессиональной ориентации. Однако это не соответствует пониманию понятия "профессиональная ориентация". Так, можно признать целесообразным понимание профессиональной ориентации как системы мер, направленной на реализацию гражданами права на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение, на определение потребности в профессиональном самоопределении, выбор оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической потребности на рынке труда, определение профессии (специальности) для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования <8>.

<8> См.: интернет-ресурс http://admoblkaluga.ru/sub/minsocial/trudizan/proforient/profor/ (дата обращения: 15.02.2017).

Таким образом, статья 3 Закона о занятости должна обеспечивать и возможность приобретения новой профессии. Требует уточнения понятие "профессиональная ориентация школьников и молодежи", а также "профессиональная ориентация работников, потерявших работу".

Кроме того, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, в числе мер по улучшению качества рабочей силы и развитию ее профессиональной мобильности на рынке труда называет развитие системы профессиональной ориентации, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда <9>.

<9> См.: СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

В советское время профессиональной ориентацией школьников занимались органы Государственного комитета по труду и социальным вопросам. Они сообщали школам об имеющихся рабочих местах в регионах и принимали участие в работе межведомственных советов, городских и районных комиссий по профориентации молодежи <10>.

<10> См.: Орловский Ю.П. Молодежь: трудовые права и обязанности. М., 1985. С. 52.

В настоящее время фактически эта функция возложена на педагогов и психологов, в то время как их задача - раскрывать потенциал школьников и обеспечивать качественным образованием. Когда говорится о профессиональной ориентации на всех уровнях образовательной программы, то подразумевается не обязательный выбор "нужных" профессий, речь о том, что на сегодняшний день не предусмотрено гарантии реализации права на профессиональную ориентацию в полной мере. Должны учитываться потребности личности на ранних этапах ее жизни, которые впоследствии могут привести к оптимальному для человека выбору профессии.

Игнорирование либо непонимание значимости этих фактов влечет за собой впоследствии несоответствие спроса и предложения на рынке труда. В дальнейшем это может приводить к неэффективной занятости.

По данным Федеральной службы государственной статистики, приведенным в статистическом сборнике "Труд и занятость в России 2015", численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, на конец 2015 года составила 1025,5 тыс. чел. <11>.

<11> См.: интернет-ресурс www.gks7.ru (дата обращения: 18.02.2017).

Кроме того, изучение данных, представленных Общероссийской базой вакансий "Работа в России", позволило выявить нехватку специалистов в следующих областях:

  1. здравоохранение (врачи различных профилей и квалификаций, фармацевты, провизоры); 2) образование (педагоги); 3) промышленность (широкий профиль профессий в области разработки, производства и экспорта промышленной продукции); 4) сфера услуг и розничные продажи (администраторы, менеджеры по продажам); 5) сельское хозяйство (агрономы и технические специалисты различного профиля).

Однако наряду с типичными формами труда в сферах, которые всегда испытывали потребность в специалистах, возникают нестандартные виды занятости, существование которых во многом продиктовано индустриализацией общества и роботизацией техники.

В названном выше Статистическом сборнике указывается, что численность граждан, получивших государственные услуги в области профессиональной ориентации и защиты от безработицы, за 2010 год составила 3 746,5 тыс. чел., за 2011 год - 3 494,2 тыс. чел., за 2012 год - 2 998,3 тыс. чел., за 2013 год - 2 727,3 тыс. чел., за 2014 год - 2 591,1 тыс. чел. Это свидетельствует об отрицательной динамике в реализации прав граждан на получение ими профессиональной ориентации и защите от безработицы.

Для изменения сложившейся ситуации на рынке труда необходимо обозначить основные задачи. Их решение, в свою очередь, обусловит и возможности ускоренного инновационного развития экономики.

В своем докладе "Инициатива столетия, касающаяся будущего сферы труда" на 104-й сессии Международной конференции труда в 2015 году генеральный директор МОТ Гай Райдер обозначил, что сегодня вопрос заключается в том, простирается ли технологическая революция, отмечаемая многими наблюдателями и символизируемая применением "супермассива данных" и робототехники в производстве, столь далеко в своих возможностях заменить собой труд людей не по-русски, отредактировать и в целом сдерживает ли она процесс создания рабочих мест в большей степени, чем способствует их созданию <12>.

<12> См.: Интернет-ресурс http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_369620.pdf (дата посещения: 19.02.2017).

В настоящее время мы уже наблюдаем повсеместное внедрение робототехники в различных сферах жизни людей. Это позволяет работодателю экономить на средствах производства. Появились роботы-юристы, роботы-уборщики, роботы-кассиры и даже роботы-врачи (система автоматической медицинской диагностики).

Весьма недальновидно полагать, что активное массовое внедрение автоматизированных систем заставит себя долго ждать. Конечно, этот прогноз далеко не бесспорен, учитывая дорогую стоимость современной робототехники. Возможно, предприниматель предпочтет интеллект и опыт практикующих специалистов дорогим и неодухотворенным машинам. Однако автоматизацию внедряют в сферу образования и даже науки (суперкомпьютер IBM Watson).

Эта тенденция напрямую отразится на рынке труда, на его динамике, и, чтобы эта динамика была положительной, особую роль приобретают механизмы реализации права на труд и гарантии, обеспечивающие право человека на труд в этих условиях.

История уже знает случаи, когда возникала технологическая безработица ввиду потери наемными работниками своих рабочих мест: так произошло с луддитами в Англии в 1811 году, когда в ходе промышленной революции на фабриках стали внедряться машины, вытесняющие ручной человеческий труд. Это привело к массовому восстанию как наемных работников, так и свободных ремесленников, которое было жестко подавлено.

Как известно, история циклична, если не учиться на ее опыте. Не так давно в России можно было наблюдать потерю своих рабочих мест кассирами в силу введения заменяющей их труд техники, затем - юристами. В этой связи особо актуальным становится вопрос о реализации права на труд, о мерах, которые могут защитить их в подобных ситуациях.

Среди мер, нацеленных на расширение занятости, Генеральный директор МОТ в своем докладе "Занятость, рост и справедливость" называет профессиональную подготовку, направленную на недопущение утраты профессиональных квалификаций и удовлетворение меняющихся требований, предъявляемых к профессиональному мастерству <13>.

<13> Доклад Генерального директора МОТ "Занятость, рост и справедливость" / 9-е региональное совещание. Осло. Первое издание, апрель 2013 г. С. 13.

Отношения по трудоустройству должны отразить текущий переломный момент, переживаемый Россией. Прорыв от отсталого состояния к передовому гарантирует новая - техногенная, высокотехнологичная - индустриализация производительных сил народного хозяйства <14>. И задачам такого неоиндустриального общества должны соответствовать социально-экономическая и правовая системы. Для такого общества, для инновационного развития государства необходима подготовка квалифицированных кадров.

<14> См.: Гринберг Р.С., Савченко П.В. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: Монография. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 119.

Более того, современный человек сам испытывает необходимость в качественной подготовке и профессиональной ориентации, что, в свою очередь, обеспечит ему занятость. Последствием игнорирования этих задач может стать технологическая безработица и безработица среди молодежи.

Безработица среди молодежи - это верхушка айсберга; уязвимое и незащищенное положение большинства молодых людей, имеющих какую-либо работу, является неотъемлемой частью кризиса занятости среди молодежи <15>.

<15> См.: Report V. The youth employment crisis: Time for action, International Labor Conference, 101st Session, 2012. Geneva.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года N 497, задавая векторы в развитии образования, отмечает трудности на пути реализации программы: серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника <16>.

<16> См.: СЗ РФ. 2015. N 22. Ст. 3232.

Уже сегодня анализ данных о вакансиях в России указывает на то, что одними из самых открытых для молодых специалистов, не имеющих опыта работы, являются вакансии в IT-сфере <17>.

<17> См.: Трудовые споры. 2016. N 12.

Кроме того, следует принимать во внимание, что отмеченный многими специалистами технический прогресс диктует новые требования к потенциальным работникам и предоставляет им новые возможности. Право на профессиональную ориентацию - это прежде всего субъективное право, а не законный интерес, потому в его содержании заложен такой элемент, как право-требование <18>. И корреспондирующая обязанность предоставить соответствующую информацию или услугу возложена на органы службы занятости, в связи с чем любой гражданин реализует свое право на профессиональную ориентацию в полном объеме. А потому в современных условиях такие гарантии права на труд, как профессиональная ориентация и трудоустройство, приобретают особое значение.

<18> См.: Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. СПб., 2004. С. 97.

Российская Федерация Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 101-ФЗ ратифицировала Европейскую социальную хартию ETS N 163 (пересмотренную) в отношении положений, предусмотренных рядом статей, в частности, в отношении положений, предусмотренных статьей 9 "Право на профессиональную ориентацию": "В целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию Стороны обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг, которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости. Эта помощь должна предоставляться бесплатно как молодежи, включая школьников, так и взрослым".

Предусматривая на государственном уровне право граждан на профессиональную ориентацию в статье 9 Закона о занятости, законодатель не ограничивает права граждан на сохранение или изменение их профессии. Главное требование состоит в том, чтобы концепция непрерывного образования коррелировала с потребностями рынка труда, создавая новые профессиональные возможности и повышая трудовую мобильность.

Ведь если робототехника вытесняет человека из определенных сфер производства товаров и услуг, то что остается человеку? Очевидно, что чем меньше человек задействован в ручном неквалифицированном труде, тем больше у него возможности проявить себя в интеллектуальной сфере. Чем больше развиваются технологии, тем больше информации они порождают. Консолидировать эту информацию и обратить ее в знания - задача человека. Но для этого он сам должен обладать определенной подготовкой, вовремя полученной или переориентированной в связи со своими способностями к интеллектуальному творческому труду.

Однако на сегодняшний день правовой регламентации права на перемену профессии как гарантию занятости законодательство не предусматривает. Закрепление такой гарантии на законодательном уровне было бы и гуманно по отношению к человеку, и рационально ввиду надвигающихся перемен по спросу на рынке труда. Это будет коррелировать с задачей Концепции социально-экономического развития России на рынке труда по улучшению качества рабочей силы и развитию ее профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения. Одна из таких задач Концепции предполагает развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению. Кроме того, это соответствовало бы концепции непрерывного образования, которая должна быть основана на гуманитарных началах развития потенциала личности на протяжении всей ее жизни.

Статья 9 Закона о занятости закрепляет положение о том, что "граждане имеют право на бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения".

Таким образом, особое значение придается профессиональной ориентации граждан и тем самым предоставлению услуг и информации в сфере профессиональной ориентации на всех уровнях образования. Необходимо принять во внимание тот факт, что в современных условиях особенно важно законодательно закрепить право на перемену профессии, отвечающей нынешнему состоянию технического развития общества. Это, в свою очередь, будет способствовать реализации права на труд и улучшению сложившейся напряженной ситуации на рынке труда, влияя на формирование ее положительной динамики и обеспечивая баланс спроса и предложения.

Литература

  1. Гринберг Р.С. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: Монография / Р.С. Гринберг, П.В. Савченко. М.: ИНФРА-М, 2016.
  2. Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Монография / С.Х. Джиоев. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2006.
  3. Доклад генерального директора МОТ "Занятость, рост и справедливость" / 9-е региональное совещание. Осло, 2013.
  4. Доклад генерального директора МОТ "Инициатива столетия, касающаяся будущего сферы труда" // 104-я сессия Международной конференции труда. Женева, 2015.
  5. Малько А.В. Законные интересы как правовая категория / А.В. Малько, В.В. Субочев. СПб., 2004.
  6. Нурмагамбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы: Дис. ... д-ра юрид. наук / А.М. Нурмагамбетов. М., 1998.
  7. Орловский Ю.П. Молодежь: трудовые права и обязанности / Ю.П. Орловский. М., 1985.
  8. Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. Автор гл. 6 - К.А. Бондаренко.
  9. Report V. The youth employment crisis: Time for action, International Labor Conference, 101st Session, 2012. Geneva.