Мудрый Юрист

Простой маршрутных транспортных средств на остановках транспорта общего пользования: правовые средства противодействия

Петров Д.А., доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, традиционно относящаяся к вопросам местного значения, является самостоятельной частью транспортной отрасли, получившей в последнее время толчок в своем развитии за счет принятия Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о перевозках).

Признавая важность этого шага, хотелось бы обратить внимание на необходимость эффективного противодействия правонарушениям, совершаемым зачастую со стороны так называемых нелегальных перевозчиков, маскирующихся под осуществление перевозок по заказу или регулярных перевозок по неустановленным маршрутам, перевозчиков, использующих ненадлежащий транспорт, и прочих.

Но легальные перевозчики, имеющие право осуществлять перевозки по маршрутам регулярных перевозок, тоже допускают нарушения, одним из которых является простой маршрутных транспортных средств (как правило, автобусов малой и средней вместимости) на остановках общественного транспорта с высоким трафиком общественного транспорта (чаще около станций метро). Имеются в виду те случаи, когда нахождение автобусов на остановочном пункте обусловливается не фактической посадкой и высадкой пассажиров, а заполнением маршрутного транспортного средства за счет выходящих из метро людей. Тем самым создаются препятствия для подъезда иного общественного транспорта к указанным остановкам, на дороге образуются заторы, что в своей совокупности приводит к скоплению пассажиров, ожидающих посадки в иные виды общественного транспорта, и задержкам в движении общественного и иного транспорта по дорогам.

Действующее законодательство (в частности, Закон о перевозках, Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), регулирующее отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, не регламентирует описанную выше ситуацию.

Проблема нормирования времени нахождения транспортного средства на остановочных пунктах, расположенных по маршруту регулярных перевозок, не может быть решена за счет установления расписания осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и смежным муниципальным маршрутам содержит интервалы отправления транспортных средств или временной график отправления транспортных средств от начального остановочного пункта и не должно нормировать время нахождения транспортного средства на остановке, что не исключает права перевозчика составить расписание с подобной информацией (пункт 15 статьи 2 Устава автомобильного транспорта, пункты 3 - 5, 7 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 <1> (далее - Правила перевозок). Сведения о временном графике прибытия транспортных средств в каждый остановочный пункт необходимы только для расписания, касающегося перевозок в междугородном сообщении (пункт 6 Правил перевозок, пункт 13 части 1 статьи 26, часть 5 статьи 27 Закона о перевозках).

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 9. Ст. 1102.

Отсутствие расписания является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) субъекта, обязанного размещать на остановках расписание (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу N А56-10860/2015 <2>).

<2> Здесь и далее судебная практика приводится по СПС "КонсультантПлюс".

Создание остановочных пунктов с размещаемым в их составе расписанием является обязанностью владельца дороги, который должен обобщать информацию от всех перевозчиков, осуществляющих посадку и высадку пассажиров, и размещать ее на остановочных пунктах. У перевозчика возникает обязанность по ознакомлению пассажиров (в любой форме) с информацией, указанной в статье 19 Устава автомобильного транспорта, о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, с информацией о наименовании, об адресе и номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа (Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу N А44-9198/2014, от 11.12.2014 по делу N А44-4778/2014).

Ранее расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждались городскими, пригородными транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта) по согласованию с местными Советами народных депутатов (пункты 10, 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200 <3>). Возможность утверждения расписаний не исключается и в рамках порядка <4>, действовавшего до дня официального опубликования Закона о перевозках, сохранение которого возможно по 15.07.2020 или по 15.07.2025 в силу части 9 статьи 39 указанного Закона.

<3> Признан утратившим силу Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.05.2013 N 195 "О признании утратившими силу Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200 и Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Примером служит Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 по делу N А74-4337/2016.

Нормативного ограничения количества перевозчиков на одном маршруте, по которому осуществляются перевозки пассажиров, и предельных интервалов движения транспортных средств на маршруте также не установлено, равно как и не предусмотрено обязанности нового перевозчика, начинающего деятельность по перевозке пассажиров, при разработке проекта расписания согласовывать его с перевозчиками, ранее получившими разрешение на право осуществления перевозок на этих же маршрутах. В случае когда на рынке перевозок пассажиров осуществляют деятельность разные перевозчики, все они, независимо от времени начала деятельности, обладают равными правами и обязанностями и в одинаковой мере несут все риски, связанные с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2012 по делу N А71-9379/2011).

В практическом русле проблема простоя маршрутных транспортных средств на остановках общественного транспорта может быть решена по двум направлениям:

В соответствии с частями 3.1, 6 статьи 12.19 КоАП РФ остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. То же нарушение, совершенное в городе федерального значения, влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" <5> (далее - Правила дорожного движения).

<5> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства; маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

При установлении объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 12.19 КоАП РФ, применительно к маршрутным транспортным средствам необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  1. понятие "транспортное средство" является родовым по отношению к понятию "маршрутное транспортное средство", а установленный частью 3.1 статьи 12.19 КоАП РФ запрет на остановку сам по себе касается как транспортных, так и маршрутных транспортных средств;
  2. остановка маршрутных транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств представляет собой преднамеренное прекращение движения транспортного средства, что является само по себе необходимым для целей посадки и высадки пассажиров и потому правомерным. В силу пункта 22.7 Правил дорожного движения водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

Открытие дверей автобуса до полной остановки транспортного средства и начало движения с открытыми дверями означает осуществление посадки и высадки пассажиров до полной остановки транспортного средства и влечет констатацию факта нарушения пункта 22.7 Правил дорожного движения.

Начало движения от остановки с пассажирами с открытой дверью салона автобуса является нарушением положений статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <6> и пункта 22.7 Правил дорожного движения.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4873.

Интересно, что такие действия были квалифицированы в качестве несоблюдения перевозчиком как лицензиатом требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, что явилось основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 по делу N А45-22112/2015).

Кроме того, движение автобуса с открытыми дверями служит основанием для привлечения водителя транспортного средства к административной ответственности по статьям 12.23, 12.24 КоАП РФ за нарушение правил перевозки людей или нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (решения Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2016 по делу N 5-474/2016, Томского областного суда от 02.11.2016 по делу N 77-196/2016, Московского городского суда от 28.10.2016 по делу N 7-13046/2016, Верховного суда Удмуртской Республики от 24.10.2016 по делу N 12-291, Белгородского областного суда от 15.02.2016 по делу N 7(1)-25/2016 и др.). Данное обстоятельство не должно исключать возможности привлечения перевозчика как лицензиата к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ;

  1. период прекращения движения транспортного средства - максимально на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров. Поскольку маршрутные транспортные средства предназначены для перевозки пассажиров по установленным маршрутам, применительно к ним критерий продолжительности остановки в минутах утрачивает свое значение. Правовое значение приобретает цель прекращения движения - осуществление посадки и высадки пассажиров, что исключает применение запрета на остановку;
  2. осуществление посадки и высадки пассажиров как совокупности действий, производимых в установленном месте остановки маршрутного транспортного средства, законодательно не закреплено.

Для уяснения смысла понятия "осуществление посадки и высадки пассажиров" интересной представляется практика, сформировавшаяся применительно к части 18 статьи 34 Устава автомобильного транспорта, устанавливающей, что в целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства. Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения пассажир - это лицо, которое находится в транспортном средстве, входит (садится) в него или выходит (сходит) из него.

Совершение физическим лицом маневра по посадке в маршрутное такси и выражение намерения продолжить следование по маршруту позволяют отнести его к категории пассажира и опровергают довод о незаключении таким физическим лицом договора перевозки (Апелляционное определение Омского областного суда по делу N 33-6204/2015).

В другом случае суд указал, что содержание договора перевозки пассажира может быть определено через права и обязанности пассажира и перевозчика, установленные законодательством. В рассматриваемых обстоятельствах период перевозки пассажиров не был окончен, поскольку физическое лицо не успело удалиться от транспортного средства на расстояние, обеспечивающее ему безопасность (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 23.06.2014 по делу N 33-2337/2014).

Таким образом, осуществление посадки и высадки пассажиров представляет собой совокупность действий, связанных, с одной стороны, с полной остановкой транспортного средства; началом посадки является открытие дверей в маршрутном транспортном средстве, а завершением - закрытие дверей. С другой стороны, осуществление посадки и высадки пассажиров связано с нахождением на остановке маршрутного транспортного средства пассажиров - физических лиц, которые входят в транспортное средство (садятся на него) или выходят из транспортного средства (сходят с него), а также физических лиц, находящихся на остановке маршрутного транспортного средства и совершающих маневр по посадке в маршрутное транспортное средство и выражающих намерение продолжить следование по маршруту либо совершающих маневр в пределах остановки по удалению от транспортного средства после выхода из него;

  1. прекращение движения маршрутного транспортного средства для целей посадки и высадки пассажиров допускается в специально отведенных и оборудованных местах - остановочных пунктах, имеющих четко определенные границы и предназначенных для нахождения лиц, намеревающихся заключить договор перевозки пассажира и багажа при перевозках по регулярным маршрутам.

Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию (пункт 11 Правил перевозок).

Ожидать маршрутное транспортное средство разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть (пункт 4.8 Правил дорожного движения).

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7> остановочные пункты являются элементом обустройства автомобильных дорог.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 46. Ст. 5553.

Требования к обустройству остановочных пунктов определены отраслевым стандартом "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003", утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 N ИС-460-р (далее - ОСТ), подлежащим применению в силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <8> и активно использующимся в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2015 и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 по делу N А53-15958/2014, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.10.2016 по делу N А51-23770/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.2015 и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2015 по делу N А63-13387/2013, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2016 по делу N А79-3389/2015, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А42-3659/2014 и от 11.12.2014 по делу N А42-4325/2014, Апелляционные определения Пермского краевого суда от 16.11.2015 по делу N 33-12091/2015, Свердловского областного суда от 29.11.2013 по делу N 33-14852/2013 и др.).

<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

На автомобильных дорогах I - III категорий <9> в состав автобусной остановки входят, в частности, следующие элементы, имеющие значение для рассматриваемого вопроса: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания.

<9> Категорирование автомобильных дорог осуществляется по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам в зависимости от количества и ширины полос движения; наличия центральной разделительной полосы; типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне (пункт 4.1 ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 N 296-ст // СПС "КонсультантПлюс").

Остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 метров (пункты 3.2.1, 3.2.2 ОСТ).

Посадочная площадка предназначена для посадки пассажиров в автобус и высадки из него. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 метров, а длину - не менее длины остановочной площадки. Поверхность посадочной площадки должна иметь покрытие по всей длине на ширину не менее 2 метров и на подходе к автопавильону. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 метра над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара (пункты 3.3.1 - 3.3.3, 3.3.5 ОСТ).

Площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел/кв. м (пункт 3.4 ОСТ).

С учетом сказанного прекращение движения маршрутных транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств для посадки или высадки пассажиров не может продолжаться неопределенное время и/или обусловливаться моментом заполнения посадочных мест в транспортном средстве. Прекращение движения маршрутных транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств для посадки или высадки пассажиров должно обусловливаться нахождением на остановке маршрутного транспортного средства пассажиров - физических лиц, которые входят в транспортное средство (садятся на него) или выходят из транспортного средства (сходят с него), а также физических лиц, находящихся на остановке маршрутного транспортного средства и совершающих маневр по посадке в маршрутное транспортное средство и выражающих намерение продолжить следование по маршруту либо совершающих маневр в пределах остановки по удалению от транспортного средства после выхода из него.

Контроль за соблюдением юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок либо с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, требований порядка посадки и высадки пассажиров осуществляется органом государственного транспортного контроля, если соответствующие полномочия не переданы на основании соглашения органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 1, части 2, 5 статьи 35 Закона о перевозках).

Одновременно с появлением указанных норм статьей 40 Закона о перевозках КоАП РФ был дополнен статьей 11.33, частью 1 которой установлена административная ответственность за посадку в автобус, трамвай или троллейбус либо высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса пассажиров в неустановленных местах с возложением полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в этой части на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор <10> (статья 23.36 КоАП РФ), если соглашением с Ространснадзором соответствующие полномочия не переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 23.36.2 КоАП РФ).

<10> Федеральный государственный транспортный надзор отнесен к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) и ее территориальных органов. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 12. Ст. 1335.

Пункт 7 части 1 статьи 26 и пункт 9 части 4 статьи 27 Закона о перевозках связывают порядок посадки и высадки пассажиров с их осуществлением только в установленных остановочных пунктах или в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, что является критерием подразделения регулярных перевозок пассажиров и багажа на два вида (пункты 3 - 5 статьи 19 Устава автомобильного транспорта).

К компетенции Ространснадзора как лицензирующего органа относится контроль за посадкой и высадкой пассажиров в местах остановки маршрутных транспортных средств при осуществлении перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, проверка соблюдения перевозчиками лицензионных условий, в силу чего движение маршрутного транспортного средства с открытыми дверями можно расценивать как необеспечение безопасных условий перевозки пассажиров.

Так называемый простой маршрутного транспортного средства на остановке общественного транспорта имеет иную правовую природу и посягает на общественный порядок, регламентируемый Правилами дорожного движения и КоАП РФ, что влечет привлечение водителя маршрутного транспортного средства к административно-правовой ответственности по частям 3.1, 6 статьи 12.19 КоАП РФ за остановку в местах остановки маршрутного транспортного средства для целей, не связанных с посадкой и высадкой пассажиров. Рассмотрение указанной категории дел отнесено в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Следовательно, пресечение правонарушений, объективную сторону которых образует прекращение движения маршрутных транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств сверх того времени, которое необходимо для посадки или высадки пассажиров, отнесено к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Второе направление противодействия простою маршрутных транспортных средств на остановках общественного транспорта - нормирование времени остановки в договоре (контракте) на организацию перевозок, заключаемом с перевозчиком.

Закон о перевозках предусматривает две схемы организации осуществления перевозок по регулярным маршрутам посредством:

а) заключения государственного или муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (в этом случае применяются субсидиарно нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <11>; далее - Закон N 44-ФЗ);

б) выдачи по итогам открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу.

<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 14. Ст. 1652.

В государственном или муниципальном контракте, с учетом части 3 статьи 14 Закона о перевозках (а также части 4 статьи 3 Закона о перевозках, пункта 5 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, абзаца тридцать восьмого статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации), могут быть установлены требования к работам, связанным с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, причем как государственным или муниципальным заказчиком, так и представительным органом.

Оценивая правомерность установления условий (критериев) для участия в открытом конкурсе на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, суд отметил, что действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе и представительный орган местного самоуправления вправе принять нормативно-правовой акт, определяющий порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценку участников конкурса (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2016 N 86-АПГ16-3). (Вместе с тем этим же актом были признаны недействующими такие критерии оценки заявок, как наличие медицинского кабинета для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, расположенного на или вне территории стоянки автобусов, с которой осуществляется выезд автобусов на линию; наличие диспетчерской службы и определенного количества обученных и аттестованных диспетчеров; наличие определенного числа механиков, осуществляющих контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении в гараж. - Прим. авт.)

И законодательство о контрактной системе (часть 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ), и законодательство в области организации регулярных перевозок (часть 1 статьи 2 Закона о перевозках) основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), что с учетом пункта 1 статьи 329, пункта 1 статьи 330 ГК РФ позволяет обеспечить исполнение обязательств неустойкой, установленной договором, в дополнение к тем основаниям ответственности и способам обеспечения исполнения обязательств, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ.

Часть 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ также обязывает включать в контракт в качестве обязательного условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Если контракт нормирует время остановки в договоре на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, то установление неустойки за нарушение его условий не может являться неправомерным.

На практике встречаются случаи нормирования времени остановки в государственных или муниципальных контрактах на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам. К примеру, во Владивостоке весной 2016 года все перевозчики подписали с мэрией договор, согласно пункту 2.3.23 которого они обязались "обеспечить соблюдение водителями автобусов во время выполнения рейса требований... Правил дорожного движения... норм времени на посадку/высадку пассажиров в течение не более двух минут". В силу пункта 5.1.2 договора за каждый факт нарушения на каждое транспортное средство накладывается штраф в размере 8 000 рублей <12>. Данный договор заключался по итогам конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования <13>.

<12> http://www.newsvl.ru/vlad/2016/09/13/151553/#ixzz4V0cDku0o (время, дата размещения информации: 14:49, 13 сентября 2016 г.; дата обращения к информации: 12.01.2017); http://vestiregion.ru/2016/09/13/na-zametku-passazhiram-vladivostoka-esli-stoyanka-avtobusa-prevyshaet-dve-minuty-zvonite-po-tel-2614-334/ (время, дата размещения информации: 20:16, 13.09.2016; дата обращения к информации: 12.01.2017).
<13> Документация по проведению конкурса на право заключения с администрацией города Владивостока договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа // http://www.vlc.ru/life_city/transport/folder/ (дата обращения к информации: 12.01.2017).

В другом случае ограничение времени остановки маршрутных транспортных средств на остановках достигается за счет разъяснительной работы, в ходе которой контролирующие перевозчиков должностные лица объясняют "...водителям, что нельзя стоять на остановке больше одной минуты" <14>. В этом субъекте Российской Федерации типовой договор об организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщения <15> не содержит условия о нормативе остановки транспортного средства для посадки и высадки пассажиров.

<14> http://nsknews.info/news/163966 (дата обращения к информации: 12.01.2017).
<15> http://novo-sibirsk.ru/upload/transport/kd_ot_04.12.2015.pdf (дата обращения к информации: 12.01.2017).

Осуществление перевозок на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу, выданного по итогам открытого конкурса, опосредуется как Законом о перевозках, так и ГК РФ (часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 17, части 2, 4 статьи 19 Закона о перевозках).

Нормы абзаца первого пункта 1, пункта 2 статьи 421, пункта 1 статьи 447, пункта 3 статьи 448 ГК РФ не содержат запрета на заключение договора об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу при условии включения в конкурсную документацию обязательства подписать договор и его типовой формы по тем условиям, определение которых не должно быть осуществлено в форме закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

Речь идет, например, об условиях о штрафных санкциях за осуществление перевозок с отступлением от установленных правил, о размерах компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, об использовании проездных документов и др.

В заключение необходимо отметить, что установление норматива остановки маршрутного транспортного средства для посадки и высадки пассажиров в договоре (контракте) на организацию перевозок, заключаемом с перевозчиком, представляется малоэффективной мерой, поскольку остановка на одну или две минуты при условии большого трафика не решит проблемы доступа транспортных средств к остановкам.

Положения частей 3.1 и 6 статьи 12.19 КоАП РФ содержат более действенный механизм - запрет на остановку или стоянку транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, за исключением случая остановки для посадки или высадки пассажиров. Эффективность административного порядка нормирования остановки маршрутных транспортных средств в местах остановки заключается в возможности учета фактического времени, затрачиваемого на цели посадки и высадки пассажиров.