Мудрый Юрист

Основные принципы деятельности следственного комитета Российской Федерации

Лоза Т.В., соискатель Пензенского государственного университета, Россия, Пенза.

Исследуются основные принципы деятельности Следственного комитета РФ. Выделяются характерные особенности и система принципов деятельности данного ведомства, а также целесообразность правовой регламентации принципа законности.

Ключевые слова: Следственный комитет РФ, принципы деятельности, единство и централизация, гласность, законность.

Basic Principles of the Activities of the Investigative Committee of the Russian Federation

T.V. Loza

Loza Tatiana V., Applicant at Penza State University, Russia, Penza.

The basic principles of the activities of the Investigative Committee of the Russian Federation are examined. Characteristic features and system of principles of activities of this authority are revealed, as well as the necessity of legal regulation of the principle of legality.

Key words: Investigative Committee of the Russian Federation, principles of activities, unity and centralization, publicity, rule of law.

Создание Следственного комитета РФ как самостоятельного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства, - это давняя мечта как российских юристов, так и правоведов советских времен. Являясь самостоятельным правоохранительным органом со своими специальными званиями, материальным обеспечением и подследственностью, СК России принадлежит к числу государственных органов федерального значения, наделенных полнотой власти на всей территории страны. Основная цель деятельности ведомства - осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Но в полномасштабном объеме достичь намеченной концепции было бы сложно без постановки задач, реализация которых целиком зависит от фундаментальных принципов организации и деятельности органа государственной власти, коим является СК России.

Под принципами организации и деятельности государственного органа надлежит понимать первостепенные идеи и наиболее важные положения, на которых базируется вся система и устанавливается круг деятельности органа; они отражают основные цели и задачи государственного органа, раскрывают его сущность, содержание и назначение. Принципы деятельности СК России определяются как совокупность выработанных практикой и содержащихся в правовых нормах правил поведения, сопоставляющих ее с закономерностями развития современного российского общества. Принципы совместно с целями и задачами формируют основу деятельности СК России и остаются незыблемыми при видоизменении методов, способов и форм реализации функциональной деятельности ведомства. Как отмечают Д.В. Соколов и Ю.В. Егоров, "фундаментальность принципов деятельности Следственного комитета РФ определяет то обстоятельство, что последние не только занимают ведущую позицию применительно к отдельно решаемым задачам, но и выступают в роли основного руководящего момента в процессе разработки отдельных норм и институтов, учитываются в процессе принятия нормативных правовых актов, которые затрагивают отдельные аспекты правового статуса сотрудников ведомства" [10. С. 20].

Следовательно, принципы деятельности СК России являются определяющими для сотрудников СК России в процессе осуществления их профессиональной деятельности для реализации поставленных перед ними целей и задач, обеспечения законности и обоснованности порядка их достижения, а также специфики использования при этом методов и средств, которые нацелены на восполнение возможной дефектности правового регулирования деятельности ведомства.

Для определенного положения СК России с его многофункциональной и многогранной деятельностью характерен ряд правил. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Закон о СК России) [6] закрепляет принципы деятельности СК России, к которым относит принципы единства и централизации, независимости, гласности, внепартийности, недопустимости совмещения служебной деятельности с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, принцип юридического лица.

Однако считаем возможным отметить, что далеко не все представленные установки могут претендовать на статус основных, поскольку к таковым можно отнести только те, которые будут являться объективно необходимыми в осуществлении функциональной деятельности СК России.

Закон о СК России в п. 1 ст. 5 определяет, что СК России является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений СК России и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю СК России. Данная норма определяет базовый принцип организации и деятельности СК России - принцип единства и централизации.

Единство деятельности СК России выражается в единообразных формах организации и деятельности всех элементов структуры СК России, в единстве целей и общности решаемых задач. Деятельность органов и учреждений СК России осуществляется на основе единого для всех звеньев СК России законодательства. Централизованное построение системы позволяет сконцентрировать право принятия наиболее важных решений в руках представителей высших звеньев управления. Такое построение СК России позволяет ему действовать в едином направлении и решать поставленные задачи независимо от каких бы то ни было государственных органов и должностных лиц. Одновременно в силу единства системы для каждого звена органов и учреждений СК России на законодательном уровне четко определен объем полномочий, а каждый сотрудник СК России, действуя как представитель единой системы, сохраняет самостоятельность в принятии решений. Единство системы следственных органов отражается и в статусе сотрудников следственного ведомства, на которых распространяются общие требования к занимаемой ими должности и порядку прохождения службы в следственных органах.

Принцип централизации в первую очередь относится к организации системы СК России и имеет большое значение в организационно-кадровых вопросах деятельности ведомства. Как отмечает М.И. Петров в комментарии к Закону о СК России, "централизация в деятельности СК РФ означает наделение вышестоящих органов управления всей полнотой прав по управлению нижестоящими и управляемыми следственными органами и учреждениями, безусловную обязательность актов вышестоящих органов для нижестоящих и подчинение последних, как правило, по вертикали, а также предоставление центральным органам СК РФ права юридической регламентации жизни и деятельности подчиненного ведомства" [9. С. 50].

Централизация системы СК России находит свое отражение в порядке назначения на должность и освобождения от должности его сотрудников. Председатель СК России играет ведущую роль в осуществлении кадровой политики. В соответствии с Приказом Председателя СК России от 08.08.2011 N 114 "О порядке назначения на должность, освобождения от должности и увольнения сотрудников и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих Следственного комитета Российской Федерации" установлен порядок назначения и освобождения от должности сотрудников СК России. Председатель СК России и его заместители, руководители главных следственных управлений и иные лица, для должностей которых предусмотрено присвоение высших специальных званий, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. В свою очередь, приказами руководителей следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности нижестоящие работники.

В системе СК России неприменим принцип двойного подчинения, действующий в системе органов исполнительной власти, заключающийся в подчинении как по вертикали - центральным органам, так и по горизонтали - местным. В системе СК России подчиненность устанавливается строго по вертикали.

Следующий принцип, определяемый ч. 2 ст. 5 Закона о СК России, - принцип независимости, суть которого состоит в том, что следственные органы и учреждения СК России осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип независимости является важной основой деятельности СК России, так как только при соблюдении данного принципа СК России будет обладать теми полномочиями, которые позволят ему осуществлять защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Только при последовательном соблюдении принципа независимости можно обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности на территории Российской Федерации и, как следствие, полноценную защиту прав граждан [2. С. 64]. Принцип независимости - один из важнейших принципов деятельности СК России, так как напрямую связан с функциональным предназначением ведомства, осуществляющего свои полномочия в рамках уголовного судопроизводства. В данном случае независимость предполагает отсутствие позиции подчиненности и давления при принятии следователем (сотрудником СК России) процессуального решения. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь вправе самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Выполняя предусмотренные УПК РФ обязанности, следователь руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Председателя СК России, позволяющими оградить следователя от вмешательства в профессиональную деятельность каких бы то ни было федеральных или региональных органов власти.

Гарантией соблюдения данного принципа является ст. 6 Закона о СК России "Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета Российской Федерации", в соответствии с которой воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника СК России в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствование в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

На наш взгляд, гарантией принципа независимости является и политическая независимость сотрудников СК России, суть которой заключается в том, что согласно п. 4 ст. 5 Закона о СК России его сотрудникам запрещено быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности. Данное требование исключает возможность таких объединений оказывать влияние на сотрудников СК России и на принимаемые ими решения в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. На этой же основе запрещается создавать в следственных органах и учреждениях СК России общественные объединения, преследующие политические цели, дабы избежать давления или влияния последних. Сотрудникам СК России нельзя заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Установленный законодателем в п. 5 ст. 5 Закона о СК России запрет в отношении сотрудников СК России действует в силу занимаемого ими служебного положения. Запрещая совмещение основной деятельности с иной деятельностью, осуществляемой на возмездной основе, за исключением преподавательской, научной, творческой, законодатель уточняет, что допустимая деятельность не должна финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Сотрудники СК России не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Проводя анализ данного принципа, следует отметить, что законодатель выражает определенное требование, в соответствии с которым сотрудники ведомства должны использовать свое служебное время только для исполнения возложенных на них служебных обязанностей, осуществление сотрудниками иной деятельности в свободное от работы время не должно ущемлять должностных интересов. Законодатель допускает определенные исключения из установленного запрета: сотрудник СК России имеет право совмещать свою основную деятельность с иной практической деятельностью, в том числе осуществляемой и на возмездной основе: с педагогической, научной и творческой деятельностью. При этом осуществление данного вида деятельности будет являться законным, если соблюдаются следующие условия: а) занятия научной, педагогической, творческой деятельностью не создают своего рода препятствий к осуществлению сотрудниками СК России своих служебных обязанностей; б) в связи с тем что данная разновидность деятельности относится к разряду социально полезных, она не финансируется или оплачивается только за счет кредитования иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации).

Руководители органов СК России, все должностные лица СК России, имеющие специальные воинские звания, не вправе состоять в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также действующих на территории Российской Федерации их филиалах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Цель указанных ограничений определяет снижение уровня возможного иностранного влияния на развитие и течение всех социально-экономических и политических процессов в государстве, обеспечивает меры по защите от коррупционной составляющей в сфере государственной службы, исключает возникновение возможностей использования сотрудников СК России и самого ведомства в виде механизма, при помощи которого иностранные спецслужбы и организации могут осуществлять разведывательно-подрывную деятельность.

Следует обратить внимание на то, что рассматриваемая норма определяет запрет на участие в деятельности вышеназванных организаций только для сотрудников СК России, занимающих руководящие должности.

Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть важность неукоснительного соблюдения принципа независимости деятельности СК России как целостной организации, так и в лице своих сотрудников, что является особенно актуальным в условиях частых и быстрых изменений в социальных, политических и экономических отношениях, присущих современному российскому обществу.

Принцип гласности также является одним из основных принципов деятельности СК России. В последнее время деятельность органов предварительного следствия стала более открытой для общества. Закон о СК России определяет, что "следственные органы и организации СК России действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне". Данное положение является отражением норм, предписываемых Конституцией РФ в статьях 23, 24, 29, ч. 3 ст. 55. Гласность в деятельности СК России - гарантия независимости и самостоятельности ведомства при реализации полномочий, возложенных законодателем на сотрудников СК России, а также законности, обоснованности и справедливости утверждаемых решений. Принцип гласности открывает сферу деятельности СК России, предоставляет возможность населению и средствам массовой информации не только быть в курсе происходящих процессов, но и посредством реализации данного принципа осуществлять контроль за деятельностью СК России. В современных жизненных реалиях принцип гласности СК России приобретает особый смысл. Открытость и публичность деятельности ведомства уменьшают риск возможных ошибок следствия, содействуют поднятию авторитета ведомства среди населения, способствуют повышению уровня правосознания граждан, что в конечном итоге служит укреплению законности.

На расширенном заседании коллегии СК России А.И. Бастрыкин отметил, что одним из важнейших направлений работы в целях повышения доверия граждан к СК России остается тесное взаимодействие со средствами массовой информации и общественными объединениями, в том числе правозащитными и религиозными организациями. Также А.И. Бастрыкин обращает внимание на то, что в деле борьбы с преступностью, с одной стороны, и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан - с другой, необходима консолидация сил всех правоохранительных органов и общества, так как доверие граждан налагает на ведомство огромную ответственность [1. С. 7].

Принцип гласности приобретает большую значимость при расследовании дел, получивших наиболее широкий общественный резонанс, - дел, связанных с фактами коррупции, рейдерскими захватами собственности, проявлением экстремизма и терроризма. Гласность СК России - это открытость и доступность всевозможной информации о работе ведомства, о времени работы и приема населения, о полномочиях, подследственности, порядке приема и рационального рассмотрения обращений.

Принцип открытости и гласности находит свое отражение в работе ведомства со средствами массовой информации. В целях активизации взаимодействия СК России со средствами массовой информации для объективного освещения его деятельности, повышения его роли в работе по предупреждению преступлений, а также доверия граждан к следственным органам изданы Приказы СК России от 11.08.2011 N 127 "Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью" и от 07.06.2012 N 32 "Об утверждении Положения об управлении взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Российской Федерации" [8].

СК России, осуществляя взаимодействие со средствами массовой информации, исходит из требований федерального законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление основной деятельности ведомства [4; 5; 6; 7]. Порядок предания гласности материалов следственной деятельности устанавливается специальными приказами и указаниями Председателя СК России, руководителей следственных органов в субъектах Российской Федерации. Материалы доследственных проверок и уголовных дел, находящихся в производстве следователей СК России, могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя и только в том объеме, в каком будет признано допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного следствия и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Примечательно, что в основном перечне принципов законодатель не предусмотрел принцип законности, который является одним из базовых принципов уголовного судопроизводства.

Согласно Закону о СК России данное ведомство является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Обеспечение оперативного и качественного расследования преступлений, изобличение виновного и назначение справедливого наказания, защита прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства возможны только при полном соблюдении законности. Статья 2 Закона о СК России указывает на то, что в осуществлении своей деятельности СК России руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность СК России, помимо федеральных законов, регулируется многочисленными подзаконными (ведомственными) документами. Соблюдение этих актов обеспечивает соблюдение федеральных законов, во исполнение которых они приняты (например, Приказов СК России от 03.07.2012 N 38 "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Следственного комитета Российской Федерации", от 11.09.2012 N 63 "Об утверждении Положения о вопросах оплаты труда и поощрения федеральных государственных гражданских служащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации") [8]).

СК России, обеспечивая защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, выступает в качестве определенного гаранта законности в государстве. Законность в деятельности СК России является неотъемлемым элементом системы его принципов, тем более если ставится вопрос о независимости СК России (также в лице своих сотрудников) и недопустимости вмешательства в деятельность следственного ведомства [2. С. 64].

Очевиден тот факт, что вся деятельность СК России выстраивается на основе принципа законности. И отсутствие на законодательном уровне закрепления принципа законности в деятельности СК России, на наш взгляд, является существенным упущением. На эту проблему обращает внимание и Я.Н. Лукоянов, отмечая, что "...закрепление принципа законности в Законе, регламентирующем основополагающие начала построения и функционирования такого властного правоохранительного органа, как СК РФ, к основным задачам которого относится оперативное и качественное расследование преступлений, является обязательным..." [3].

Таким образом, рассматривая вопрос основных принципов деятельности СК России, необходимо отметить, что систему принципов организации и деятельности СК России должны составлять такие основополагающие принципы, как единство и централизация, независимость, открытость, гласность и законность, являющиеся отражением важнейших начал деятельности всего ведомства в целом.

Список литературы

  1. Бастрыкин А.И. Материалы коллегии // Вестник Следственного комитета РФ. 2012. N 1 (15). С. 7.
  2. Лоза Т.В. Принцип законности как основной принцип деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Интеграция науки в современном мире. XVIII Международная научная конференция. Евразийское научное объединение. 2016. Июнь. N 6 (18). С. 64.
  3. Лукоянов Я.Н. Правовое регулирование принципов организации и деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. N 6. С. 163 - 166.
  4. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Российская газета. 2009. 13 февр.
  5. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 08.03.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Официальный сайт Следственного комитета РФ. URL: http://www.sledcom.ru.
  9. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". С. 50.
  10. Соколов Д.В., Егоров Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" / Под ред. Р.Ш. Валиева // СПС "КонсультантПлюс". С. 20.

References

  1. Bastrykin A.I. Materialy kollegii // Vestnik Sledstvennogo komiteta RF. 2012. N 1 (15). S. 7.
  2. Loza T.V. Princip zakonnosti kak osnovnoj princip dejatel'nosti Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii // Integracija nauki v sovremennom mire. XVIII Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija. Evrazijskoe nauchnoe ob"edinenie. 2016. Ijun'. N 6 (18). S. 64.
  3. Lukojanov Ja.N. Pravovoe regulirovanie principov organizacii i dejatel'nosti Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2015. N 6. S. 163 - 166.
  4. Federal'nyj zakon ot 09.02.2009 N 8-FZ "Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija" // Rossijskaja gazeta. 2009. 13 fevr.
  5. Zakon RF ot 21.07.1993 N 5485-1 "O gosudarstvennoj tajne" (red. ot 08.03.2015) // SPS "Konsul'tantPljus".
  6. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 N 403-FZ "O Sledstvennom komitete Rossijskoj Federacii" // SPS "Konsul'tantPljus".
  7. Zakon RF ot 27.12.1991 N 2124-1 "O sredstvah massovoj informacii" // SPS "Konsul'tantPljus".
  8. Oficial'nyj sajt Sledstvennogo komiteta RF. URL: http://www.sledcom.ru.
  9. Petrov M.I. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 28 dekabrja 2010 g. N 403-FZ "O Sledstvennom komitete Rossijskoj Federacii" (postatejnyj) // SPS "Konsul'tantPljus". S. 50.
  10. Sokolov D.V., Egorov Ju.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 28 dekabrja 2010 g. N 403-FZ "O Sledstvennom komitete Rossijskoj Federacii" / Pod red. R.Sh. Valieva // SPS "Konsul'tantPljus". S. 20.