Мудрый Юрист

Фриланс: свобода выбора налогообложения

Соловьева У.М., студентка 3-го курса юридического факультета Воронежского государственного университета (ВГУ).

Фрилансер (англ. Freelancer) - свободный работник, частный специалист, который может одновременно выполнять заказы для разных клиентов <1>.

<1> См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

В современном мире это слово используется для обозначения относительно недавно возникшей формы организации труда, при которой работодатель и исполнитель могут находиться как угодно далеко друг от друга.

В странах Западной Европы и США фриланс - свободная занятость - нашел закрепление на законодательном уровне, в России же достаточно молодой фриланс (5 - 7 лет) пока даже не имеет определения <2>. Отсюда нет прямого регулирования данной деятельности. Именно поэтому российские фрилансеры считают, что фриланс в России не урегулирован, а значит, исходя из определения они имеют право быть свободными работниками и самостоятельно регулировать свою работу. Но это не совсем так, потому что к данному виду деятельности может быть применено гражданское или трудовое законодательство и свобода заключается в выборе законодательства. Фрилансер может работать по трудовому договору, по гражданско-правовому договору как физическое лицо или как индивидуальный предприниматель. От выбора правовой формы зависит и порядок уплаты налогов.

<2> См.: Чаплашкин Н.В. Современное состояние фриланса в России и его перспективы // Журнал: Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. N 4.

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть каждый вид в отдельности.

1. Фриланс по трудовому договору.

По трудовому договору вся налоговая нагрузка ложится на работодателя, который выступает налоговым агентом, у фрилансера не возникает необходимости исчисления и уплаты налога. По этой и по ряду других причин Лутченко В.А. в своей статье "Фриланс и проблемы социальных взносов, социальной защиты" считает, что наиболее выгодным для исполнителя является трудовой договор <3>. Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) <4>. Как правило, фрилансер - это нештатный работник, он выполняет работу по своему усмотрению, поэтому в редких случаях возможно заключение трудового договора, но данная возможность есть. Очевидно, что в случае, если такого соглашения между фрилансером и организацией нет, т.е. нет трудового договора, он не является работником, следовательно, трудовое законодательство здесь неприменимо.

<3> См.: Лутченко В.А. Фриланс и проблемы социальных взносов, социальной защиты // Журнал: Приволжский научный вестник. 2011. N 3(3).
<4> См.: Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

Тем не менее в последнее время все больше сотрудников начинает осуществлять работу дистанционно. Например, по данным интернет-изданий, оператор "Вымпелком" запустил программу оптимизации труда, в рамках которой до конца 2017 года около 50 - 70% персонала будет переведено на формат частичной работы вне офиса <5>.

<5> См.: URL: https://vc.ru/n/bee-udal.

2. Фриланс по гражданско-правовому договору.

Это еще один вариант узаконивания своей работы. Оформлять отношения с заказчиком лучше всего договором, особенно это касается ситуаций, когда стороны предусмотрели постоплату: договор может подтвердить факт возникших между сторонами отношений. Однако его подписание не всегда возможно, так как фрилансеры зачастую работают удаленно. Поэтому законом предусмотрена возможность заключения договора посредством обмена сообщениями. У этого варианта есть большой плюс: заказчик в этой ситуации становится налоговым агентом и перечисляет за вас 13% по НДФЛ в бюджет плюс еще и платит взносы в ПФР. Кроме того, по договору вы работаете официально, а значит, вправе получить у заказчика справку 2-НДФЛ. Важно заметить, что этот вариант выгоден для самого исполнителя, а у работодателя появится дополнительное бремя в виде взносов в ПФР и дополнительной отчетности.

3. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Наиболее выгодным для обеих сторон является договор с индивидуальным предпринимателем. В этом случае заказчику не надо платить налоги: сам фрилансер должен заплатить их и страховые взносы, но они будут меньше, чем по договору с физическим лицом.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг <6>. В правоприменительной практике понятие "систематическое" определяется исходя из норм налогового права. В соответствии с п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ термин "систематическое" (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Позиция, высказанная Министерством финансов РФ и налоговыми органами, говорит, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать следующие факты:

<6> См.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ "Гражданский кодекс Российской Федерации" // Рос. газ. 1994. 8 дек.

Таким образом, если осуществляется поиск заказчиков, создается и поддерживается сайт, публикуются объявления, имеется круг постоянных клиентов, то все это свидетельствует о том, что вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, а значит, она должна быть надлежащим образом зарегистрирована (нерегистрация данной деятельности влечет за собой наложение санкций в соответствии с НК РФ <7>, также возможно привлечение к ответственности в соответствии с УК РФ, КоАП).

<7> См.: Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.

Особенностью налогообложения самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей является то, что они имеют возможность учесть расходы, связанные с извлечением доходов, согласно ст. 221 Налогового кодекса РФ данные категории налогоплательщиков имеют право на профессиональные вычеты по налогу на доходы физических лиц.

Кроме того, в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные режимы, которые могут быть использованы индивидуальными предпринимателями в зависимости от видов осуществляемой данными лицами деятельности.

В 2012 г. в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ были внесены изменения, предполагающие введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2013 г.

Особенностью патентной системы налогообложения является то, что она устанавливается Налоговым кодексом РФ, но вводится на территории конкретного субъекта России законом этого субъекта, поэтому приобретать патент необходимо в каждом субъекте, если деятельность выходит за пределы одного субъекта, в некоторых случаях действие патента может быть ограничено конкретной территорией и не распространяться на всю территорию субъекта (подп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Данный специальный режим применяется в отношении отдельных видов бытовых услуг, розничной торговли и услуг общественного питания.

Преимуществом этого специального режима налогообложения является то, что он предполагает замену налогов на общем режиме налогообложения уплатой единого налога по патенту.

Плательщики ПСН освобождаются от уплаты:

  1. Налога на добавленную стоимость, хотя это освобождение неполное, так как оно не предполагает освобождения от уплаты налога в следующих ситуациях:
  1. Налога на доходы физических лиц с доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
  2. Налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система обложения (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

Объектом налогообложения (ст. 346.47 НК РФ) признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Налоговая база (ст. 346.48 НК РФ) определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

Налоговая ставка (ст. 346.50 НК РФ) устанавливается в размере 6%, если иное не предусмотрено иными пунктами указанной статьи, например, для Республики Крым.

Налоговая декларация по этому налогу не представляется.

Налогоплательщики в целях подп. 1 п. 6 ст. 346.45 Налогового кодекса ведут учет доходов от реализации, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

С 1 января 2017 г. вступил в силу п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ, предполагающий освобождение от налогообложения доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

При этом законом субъекта РФ могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом.

Однако, чтобы применить данное освобождение, необходимо соблюдение следующих условий:

  1. перечисленные услуги они оказывают исключительно самостоятельно, т.е. никаких иных работников не привлекают;
  2. уведомлен налоговый орган об осуществлении (прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

Постановка на учет такого лица производится по месту его жительства. Важным аспектом является также тот факт, что зарегистрированное лицо освобождается от уплаты страховых взносов.

К сожалению, эти "налоговые каникулы" предусмотрены пока только на 2017 и 2018 гг.

Специальными режимами, которые могут также быть применены индивидуальными предпринимателями, являются: упрощенная система налогообложения, ЕНВД и ЕСХН.

Все они, как и рассмотренная выше патентная система, предполагают замену некоторых налогов общей системы налогообложения уплатой единого налога.

Перспективы совершенствования правового регулирования фриланса и налогообложения полученных таким образом доходов

Нехватка бюджетных средств вынуждает Правительство РФ искать все новые способы увеличить сбор налогов. Сложность поставленной задачи заключается в том, что при этом налоговая нагрузка увеличиваться не должна, поскольку это может негативно сказаться на экономике страны, что в период международного финансового кризиса очень нежелательно. Одним из подходящих способов может стать увеличение количества плательщиков. Этот вопрос обостряется еще и потому, что дефицит наблюдается в социально значимых направлениях расходования, таких, например, как медицинское обслуживание. Фонд медицинского страхования наравне с другими внебюджетными фондами испытывает нехватку финансирования. Неофициальная занятость порождает увеличение этой проблемы, поскольку компенсация медицинскому фонду за неработающих граждан осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ <8>.

<8> Подробнее об инициативе введения "налога на тунеядство" см.: Копина А.А., Копин Д.В. Конституционно-правовой анализ законодательных инициатив в сфере налогообложения в части установления обязательного платежа за использование социальной инфраструктуры (налог на тунеядство) // Налоги. 2016. N 19. С. 22 - 31; Проскуряков А.И. Возможные перспективы и последствия введения "налога на тунеядство" в России // Налоги. 2017. N 4.

Таким образом, эти причины побудили Правительство РФ вплотную заняться этим вопросом.

В п. 2.4 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденных Постановлением Правительства РФ, определены планы в части налогообложения самозанятых граждан, а именно введение патента.

В данном документе особенно отмечено, что сложные процедуры регистрации, снятия с регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, не имеющими работодателей и осуществляющими отдельные виды индивидуальной, приносящей доход, деятельности (самозанятые лица), которые не имеют наемных работников, во многих случаях приводят к тому, что такие лица не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не уплачивают налоги в бюджетную систему.

С целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц антикризисным планом Правительства РФ предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения. Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу "одного окна" одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж, и без права заниматься иными видами деятельности, кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж. Такая система специальной регистрации необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

Поэтому реализация уплаты платежей по принципу "одного окна" невозможна в условиях сохранения действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, предполагающей уплату взносов индивидуальными предпринимателями по итогам года и в зависимости от совокупного дохода.

Таким образом, это подтверждает, что Правительство РФ серьезно намерено выработать подходы для того, чтобы обеспечить всеобщность налогообложения, создавая удобные условия для лиц, осуществляющих деятельность по принципам фриланса.

Подводя своеобразный итог, можно отметить, что в настоящее время вопрос правового регулирования самозанятых лиц (фрилансеров) недостаточно проработан, что оказывает влияние и на их налоговый статус, и на порядок уплаты налогов, но в будущем это положение должно измениться, что обусловлено большой востребованностью данной формы осуществления деятельности, а также необходимостью обеспечить условия для соблюдения общеобязательности конституционной обязанности по уплате налога.

Литература

  1. Гражданский кодекс: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
  2. Лутченко В.А. Фриланс и проблемы социальных взносов, социальной защиты / В.А. Лутченко // Журнал: Приволжский научный вестник. 2011. N 3(3).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
  5. Чаплашкин Н.В. Современное состояние фриланса в России и его перспективы / Н.В. Чаплашкин // Журнал: Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. N 4.
  6. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.