Мудрый Юрист

Деловая репутация участника как оценочный критерий. Методика оценки по гост р 66.0.01-2015 и ее адаптация для закупочной документации

Руданова Людмила Викторовна, руководитель тендерного отдела ЗАО "ФПГ ЭНЕРГОКОНТРАКТ".

Оглавление:

  1. Обзор основных положений методики оценки деловой репутации по ГОСТ Р 66.0.01-2015.
  2. Рассмотрение примеров закупок с указанием оценки деловой репутации по ГОСТ Р 66.0.01-2015 в неценовых критериях.
  3. Рассмотрение решений ФАС по жалобам, направленным из-за указания в документации критерия оценки деловой репутации, в соответствии с методикой ГОСТ Р 66.0.01-2015.

При Участии в тендерах зачастую можно встретить стандартный набор критериев, который относят к деловой репутации участников, например опыт выполнения аналогичных договоров и/или финансово-экономическая устойчивость. По моему мнению, такой подход к оценке деловой репутации не отражает в полной мере квалификацию участника закупки. Поэтому предлагаю вашему вниманию методику оценки деловой репутации организации исходя из действующих документов стандартизации.

С 1 октября 2015 года вступил в силу национальный стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы".

Область применения: настоящий стандарт устанавливает общие положения и структуру национальной системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации организаций, содержит базовую методологию и является основополагающим в системе стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

Указание в закупочной документации ГОСТ Р 66.0.01-2015 или отдельных его разделов позволит использовать единый подход и методологию в измерении деловой репутации участников закупки, обеспечит сопоставимость результатов;

Что такое деловая репутация? В ГОСТе дано определение: деловая репутация - совокупность характеристик, которая определяет уровень доверия и мотивации для обращения к услугам или приобретения товаров оцениваемого субъекта предпринимательской деятельности.

Стандарт использует факторную модель оценки опыта и деловой репутации организации в зависимости от вида их экономической деятельности:

Деловая Репутация = (История + Средства + Кадры + Имидж) x Достоверность.

Оценка деловой репутации выражается индексом.

В свою очередь каждый фактор определяется через субфакторы, которые рассчитываются исходя из информации, представляемой участником.

История = Количество лет + Рост организации + Награды и звания.

В методике предусмотрена возможность добавления иных субфакторов. Одним из характеризующих участника закупки может быть субфактор "Награды и звания организации", определяющий наличие у организации почетных званий, национальных премий, дипломов и др.

Фактор "Средства" определяют по выражению:

Средства = Основные средства + Финансовая автономия + Финансовая устойчивость.

Фактор "Кадры" определяют по выражению:

Кадры = Руководители организации + Среднее звено + Награды и звания.

Фактор "Имидж" определяют по выражению:

Имидж = Цитируемость + Претензионная работа + СМК + Отзывы.

Фактор "Достоверность сведений" учитывает полноту и достоверность сведений - исходных данных, представляемых организацией.

В случае если обнаружена недостоверность сведений, не связанная с наличием умысла, заказчик вправе установить значение коэффициента в пределах от 0,9 до 1.

В случае если обнаружена недостоверность сведений, связанная с умыслом, направленным на завышение итоговой оценки организации, заказчик вправе установить значение коэффициента в пределах от 0,7 до 0,9 либо установить коэффициент, равный 0, - при наличии недостоверных, намеренно (или неоднократно) искаженных данных, представленных организацией для оценки деловой репутации.

Пример из практики N 1.

Номер извещения N 31603823674 на сайте ЕИС, открытый конкурс с НМЦК, равной 63 512 729 рублям. В конкурсной документации указаны следующие критерии оценки заявок участников и порядок их рассмотрения и оценки:

Номер критерия оценки (показателя)

Наименование критерия оценки (показателя)

Значимость критерия оценки (показателя), %

Коэффициент значимости критерия (показателя)

Цена договора

60

0,6

Квалификация участника конкурса, в том числе по показателям:

40

0,4

2.1

Опыт участника по успешному оказанию аналогичных услуг (стоимость оказанных в качестве исполнителя аналогичных услуг в рамках одного контракта/договора за период с 01.01.2013 по дату окончания срока подачи заявок, цена которого составляет не менее 80% от начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который проводится настоящий конкурс)

50

0,5

2.2

Деловая репутация участника конкурса (рейтинг (индекс) деловой репутации участника, полученный на основании оценки соответствия субъектов предпринимательской деятельности требованиям национальных стандартов Российской Федерации системы стандартов ГОСТ Р 66.0.012015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы")

50

0,5

Документом, подтверждающим значение индекса деловой репутации, является предоставляемый в составе заявки участника закупки сертификат оценки деловой репутации (или заверенная участником закупки копия такого сертификата), выданный по результатам оценки, проведенной в соответствии с требованиями стандартов.

Для оценки по показателю установлена шкала оценки в соответствии с таблицей:

Значение показателя

Шкала оценки в баллах

Значение индекса деловой репутации от 95 и выше

100

Значение индекса деловой репутации от 80 до 94

75

Значение индекса деловой репутации от 65 до 79

50

Значение индекса деловой репутации от 51 до 64

25

Значение индекса деловой репутации от 50 и ниже либо отсутствие сертификата

В ходе проведения открытого конкурса один из участников подал жалобу в ФАС (дело N Т02-454/16) на организатора. Доводы жалобы, касающиеся неценового критерия - квалификации участника конкурса и его показателей:

  1. заявитель полагает, что установленный порядок оценки заявок по наличию у участников закупки опыта оказания аналогичных услуг необоснованно ограничивает конкуренцию (опыт участника по успешному оказанию аналогичных услуг оспаривается в части его обоснованности в связи с ограниченностью заказов на аналогичные работы);
  2. заявитель также указывает, что установленный порядок оценки степени квалификации участников закупки является необъективным и необоснованно ограничивает конкуренцию (требования к квалификации участника по показателю "деловая репутация", полученному на основании оценки по ГОСТ Р 66.0.01-2015, является необоснованным, поскольку оценка по данному рейтингу является необъективной и необоснованно сужает конкуренцию).

При рассмотрении дела N Т02-454/16 комиссия Санкт-Петербургского УФАС России определила: установленный порядок оценки заявок по показателям критерия "Квалификация участника конкурса" не выступает ограничением по допуску к участию в закупке, не содержит излишне суженных показателей или не относящихся к предмету закупки условий, первый и второй доводы жалобы заявителя комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденными и по указанным доводам не усматривает в действиях организатора закупки нарушений порядка организации и проведения процедуры закупки.

Решение комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по жалобе N Т02-454/16 от 26.07.2016: признать жалобу необоснованной.

Конкурс состоялся, к оценке допущены оба участника на следующих условиях (данные из протокола вскрытия конвертов):

N

Наименование участника

Местонахождение участника

Условия договора, являющиеся критериями оценки заказа

Принадлежность участника к субъектам МСП

Цена договора, руб.

Квалификация участника конкурса

2.1

2.2

1

ФГБОУ ВО "РГГМУ"

195196, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 98

49 500 000,00

172 500 000,00

Не относится

2

ООО "Альянс Электро"

197110, Санкт-Петербург, Песочная наб., д. 40, лит. А, пом. 1-Н

61 543 834,97

185 986 120,60

96

Относится

По данным протокола оценки и сопоставления заявок заказчик присвоил конкурсным заявкам следующие порядковые номера, по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, выраженных в баллах:

N п/п

Наименование (для юр. лица), ФИО (для физ. лица) участника размещения заказа

Рейтинг заявки

Порядковый номер

1

Общество с ограниченной ответственностью "Альянс Электро"

88,24

2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гидрометеорологический университет"

60

Пример из практики N 2.

Номер извещения N 31603733022 на сайте ЕИС, открытый конкурс с НМЦК = 21 684 860 рублей.

В конкурсной документации указаны следующие критерии оценки заявок участников и порядок их рассмотрения и оценки:

  1. Стоимостные критерии - цена договора - 60%;
  2. Нестоимостные критерии - 40%:

2.1. Качественные характеристики объекта закупки - 30%;

2.2. Квалификация участника - 10%.

N п/п

Критерии оценки

Величина значимости критериев оценки, %

Стоимостные критерии оценки

1

Цена договора

60

Нестоимостные критерии оценки

2

Качественные характеристики объекта закупки

30

Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки

Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности:

  • Описание не в полном объеме последовательности и порядка выполнения работ по проектированию объекта
  • Описание последовательности и порядка выполнения работ по проектированию объекта согласно ТЗ, применяемых с учетом нормативных документов, описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ

15

Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности:

  • Описание последовательности и порядка выполнения работ по проектированию объекта с привязкой к объекту согласно ТЗ, применяемых с учетом нормативных документов, конструктивных и технических характеристик объекта, описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ

30

3

Квалификация участников закупки

10

Не представлен сертификат соответствия опыта и деловой репутации

Представлен сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015

Сертификат соответствия должен быть выдан органом по сертификации, допущенным к проведению работ по сертификации в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном законом порядке в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Система добровольной сертификации должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015. Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2):

  • 71.1. Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.

Сертификат соответствия должен быть выдан не ранее чем за 90 (девяносто) календарных дней до даты объявления настоящей закупки

10

Всего:

100

В "Порядке оценки заявок по нестоимостным критериям оценки" заказчик раскрыл порядок начисления баллов:

"...Для показателя данного критерия лучшим условием исполнения контракта, договора является наибольшее значение критерия оценки. Максимальное значение показателя (10 баллов) присваивается участнику, представившему в составе заявки сертификат соответствия опыта и деловой репутации с наибольшим значением индекса деловой репутации". В конкурсной документации не прописан порядок начисления баллов участникам, предоставившим добровольный сертификат с индексом, отличным от наибольшего значения.

В ходе проведения открытого конкурса один из претендентов на участие подал жалобу в ФАС (дело N 06/1322-16). По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика (доводы жалобы, касающиеся критерия квалификации участников закупки):

  1. В конкурсной документации указаны ненадлежащие критерии оценки заявок участников на участие в конкурсе.

При рассмотрении дела N 06/1322-16 комиссия Крымского УФАС России определила: представитель заказчика в заседании комиссии сообщил, что необходимость установления критерия оценки "Квалификация участников закупки" как предоставление участником конкурса "Сертификата соответствия опыта и деловой репутации", входящим в систему добровольной сертификации, вызвана тем, что заказчик ожидает получения сертифицированной услуги. При этом представитель заказчика не смог ответить, почему в данном случае принимается опыт именно добровольной сертификации (осуществленной не ранее 90 дней до даты объявления настоящей закупки), а не фактически выполненные участником конкурса аналогичные (сопоставимые) договоры (контракты).

Решение комиссии Крымского УФАС России по жалобе N 1289/09 от 28.06.2016: признать жалобу обоснованной частично.



Заказчик в соответствии с полученным предписанием ФАС исправил первоначальные формулировки в Порядке оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, Деловая репутация участника закупки". Коэффициент значимости критерия: 0,1.

В качестве показателя нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки", в том числе наличие у участника финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации установлен показатель "Деловая репутация участника закупки", определенная в соответствии с индексом деловой репутации по требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации лиц субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование".

Для показателя данного критерия лучшим условием исполнения контракта, договора является наибольшее значение критерия оценки, при этом количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)

где: НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке;

КЗ - коэффициент значимости показателя. КЗ = 0,1;

Кi - значение индекса деловой репутации участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное значение индекса деловой репутации из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.



Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.01-2015.

Конкурс состоялся, заявку подали девять участников, из них допущены до оценки предложения трех участников на следующих условиях (данные из протокола подведения итогов):

Порядковый номер заявки

Наименование участника закупки

Итоговый балл

Лучшее ценовое предложение

Итоговая позиция

Результат

АО "ЛПТП"

94

16 302 646,36 (Российский рубль)

Победитель

ФГБОУ ВО ПГУПС

87,96

16 876 498,69 (Российский рубль)

Второе место

ООО "МАГИСТРАЛЬ"

54,53

16 480 493,60 (Российский рубль)

Третье место

Подводя итог своего выступления, подчеркну, что включение в закупочную документацию критерия "деловая репутация" позволит заказчикам выявить неблагонадежных участников, тем самым обеспечив собственную экономическую безопасность при выборе потенциального победителя. Уверена, что использование положений ГОСТ Р 66.0.01-2015 может значительно облегчить процедуру оценки опыта и деловой репутации организаций, претендующих на победу в торгах.