Мудрый Юрист

Международно-правовое положение и юрисдикция военного корабля

Петров О.Ю., кандидат юридических наук, капитан 2-го ранга запаса.

В статье рассматриваются международно-правовые аспекты осуществления военно-морской деятельности государств в Мировом океане, статуса военного корабля государства, его иммунитета, привилегий и полномочий, определяемых его особым статусом в международном морском праве.

Современные международные особенности военного мореплавания, нормы международного морского права, определяющие статус военного корабля, наделяющие его функцией представителя государства флага, дающие ему международно-правовой иммунитет, требуют качественной подготовки командиров военных кораблей, их экипажей в вопросах международного морского права.

Раскрывается аспект необходимости уточнения понятия военного корабля.

Ключевые слова: международное морское право, международные конвенции, военный корабль, международный терроризм, международно-правовая подготовка, статус военного корабля в международном морском праве, иммунитет, привилегии, полномочия, командир военного корабля.

International legal status and jurisdiction of a military ship

O.Y. Petrov

Petrov O.Y., candidate of legal Sciences.

The article considers the international legal aspects of military marine activity of the States in the World ocean, the status of the military ship of state of his immunity, privileges and powers granted it a special status in international law of the sea.

Modern international military features of navigation, the rules of international Maritime law, defining the status of a warship, providing a function representative of the flag state, which gives him an international legal immunity, require high-quality training of commanders of warships, their crews in international law of the sea.

Reveals the aspect of the necessity of defining the term warship.

Key words: international law of the sea, international Convention, a warship, international terrorism, international legal training, the status of a warship in international Maritime law, immunity, privileges, powers, commander of a warship.

Современное развитие Вооруженных Сил Российской Федерации в целом и Военно-Морского Флота как их неотъемлемой составляющей, способной осуществлять военно-морскую деятельность, носящую международный характер, обусловливает необходимость соблюдения международных норм и правил, регулирующих во всех аспектах вопросы применения военно-морских сил как в международных водах, так и в различных морских пространствах, находящихся под юрисдикцией иностранных государств.

Успешно осуществленный поход соединения кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации в Средиземное море и их эффективное участие в военной операции против террористов Исламского государства (ИГИЛ) послужили наглядной демонстрацией всему мировому сообществу примера надлежащего соблюдения всех установленных норм международного права и образцовой международно-правовой подготовки командования и экипажей кораблей соединения.

Достижению подобного высокого результата, в частности, способствовала созданная система международно-правовой подготовки, действующая в Военно-Морском Флоте Российской Федерации, основанная на четкой систематизации положений международного и внутригосударственного права, регулирующих правовой статус военного корабля и различные аспекты осуществления военно-морской деятельности.

Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего военно-морскую деятельность России, объективно обусловливают необходимость четко сформулировать понятие военного корабля, определить его признаки в соответствии с международным правом, установить статус военного корабля, который предполагает наличие прав или особых полномочий, определенных обязанностей, пределы его иммунитета, его права и привилегии при осуществлении международного судоходства, а также меры ответственности военного корабля как субъекта международных правоотношений и, возможно, обратить внимание на некоторые проблемы и пробелы в современном правовом регулировании этих явлений.

В отечественной науке при определении понятия "военный корабль" придерживались положений международных конвенций <1>, в основном перечисляя признаки <2> либо упрощая это понятие до уровня "всякого судна, зачисленного в списки военно-морского флота соответствующего государства" <3>. Вместе с тем "военные корабли являются представителями верховенства и независимости своего государства в большей степени, чем кто-либо может быть его представителем на море" <4>.

<1> Словарь международного морского права / Под ред. Ю.Г. Барсегова. М., 1985. С. 32 - 33.
<2> Баринова И.И., Хейфец Б.С., Гицу М.А. Современное морское право и практика его применения. М., 1985.
<3> Серков В.А., Марков Ю.Б. Основы международного морского права. М., 1987. С. 98.
<4> Коломбос Д. Международное морское право. М., 1975. С. 229.

Подчеркивая смысл иммунитета, Оппенгейм называл военный корабль "плавучей частью государства флага" <5>. В соответствии со ст. 29 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> (далее - Конвенция 1982 г.) понятие "военный корабль" означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, позволяющие определить характер и национальную принадлежность такого судна, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или равнозначный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

<5> Там же. С. 230.
<6> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.).

Кроме того, аналогичные определения понятия "военный корабль" приводятся в п. 2 ст. 8 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. При этом в Конвенции 1982 г. говорится о принадлежности военного корабля вооруженным силам данного государства, а в Женевской конвенции - военно-морским силам <7>. Аналогичная принадлежность указывается в Соглашении между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним <8>, а также в целом ряде подобных соглашений с Португалией, Францией, Нидерландами и др.

<7> Конвенция об открытом море 1958 г. // Сборник международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания. Л., 1971.
<8> Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (Москва, 25 мая 1972 г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными по договоренности сторон в 1979 и 1986 гг.).

В результате анализа различных определений приходим к установленным международным правом четырем признакам военного корабля <9>.

<9> Конвенция 1982 г.

Во-первых, военный корабль должен принадлежать вооруженным силам какого-либо государства, т.е. он является государственной собственностью и никакие иные организации, частные компании, объединения или лица не обладают правом иметь военные корабли. Военный корабль вводится в боевой состав сил флота и выводится из него приказом уполномоченного должностного лица государства. В российском Военно-Морском Флоте - приказом главнокомандующего ВМФ.

Во-вторых, военный корабль должен иметь внешние признаки, подтверждающие его принадлежность к вооруженным силам данного государства. Наиболее важным признаком является присвоенный кораблю военно-морской флаг. Конвенция 1982 г. признает за каждым государством право на то, чтобы его военные корабли и все остальные суда осуществляли плавание в открытом море под его флагом. При этом не уточняется, какой именно флаг они должны нести: государственный, военно-морской (военный), торговый или иной. Государство самостоятельно определяет флаг для своих военных кораблей, принимая соответствующий закон <10>. Статья 94 Конвенции 1982 г., в частности, определяет, что каждое государство обязано осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом, в административных, технических и социальных вопросах.

<10> Федеральный закон "О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации" от 29 декабря 2000 г. N 162-ФЗ (с изменениями от 30 июня, 4 июля 2003 г., 29 июня 2004 г., 7 марта 2005 г.).

Вопрос о присвоении кораблям Военно-Морского Флота Российской Федерации того или иного флага решается в соответствии с положениями Корабельного устава Военно-Морского Флота <11>. Боевым кораблям, кораблям специального назначения Военно-Морского Флота Российской Федерации присваивается военно-морской флаг. В настоящее время это Андреевский флаг, описание и рисунок которого установлены Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 162-ФЗ. Например, военно-морские (военные) флаги, отличные от государственных, установлены также в Австралии, Бельгии, Великобритании и ряде других государств. В некоторых государствах, например США, Франции, Турции, как военные корабли, так и невоенные суда носят государственный флаг. В этом случае дополнительным внешним отличительным знаком военного корабля становится его вымпел, а в темное время суток еще и специальный огонь <12>.

<11> Корабельный устав Военно-Морского Флота. М., 2002.
<12> Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море. 1972 г. (МППСС-72). М., 1973.

Дополнительными внешними отличительными признаками могут быть штандарты, флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, поднимаемые на мачтах, специальная цветовая окраска корпуса, бортовые номера, буквенные обозначения, особые радиопозывные, другие особые знаки. Например, в советском Военно-Морском Флоте на корме боевых кораблей 1-го и 2-го рангов, как правило, присутствовал Государственный герб Союза ССР.

В-третьих, военный корабль должен находиться под командованием офицера, состоящего на службе правительства данного государства, а его фамилия должна быть занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ. Следовательно, возложение на офицера полномочий командовать военным кораблем современное международное морское право относит к исключительной компетенции того государства, чей флаг несет данный военный корабль. В Военно-Морском Флоте Российской Федерации назначение на должность командира корабля производится должностными лицами, наделенными полномочиями такого назначения. Например, на должность командира корабля 1-го ранга соответствующий офицер назначается приказом Министра обороны Российской Федерации.

В-четвертых, военный корабль должен иметь экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Специфические полномочия, особые права и международная ответственность военного корабля, который представляет интересы суверенного государства, требуют наличия на нем строгой воинской дисциплины.

Международное морское право не связывает правовой статус военного корабля и наличие на нем вооружения. Ни Гаагская конвенция 1907 г. об обращении торговых судов в суда военные, ни Конвенция 1958 г. об открытом море, ни Конвенция 1982 г. не рассматривают вооружение военного корабля в качестве одного из его обязательных признаков. Значит, в международно-правовом понимании военными кораблями, входящими в состав военно-морского флота государства, являются не только боевые корабли, несущие на борту оружие и предназначенные для ведения боевых действий на море, но и суда обеспечения, не имеющие оружия, но выполняющие различные вспомогательные или специальные функции. Это положение представляется уже несколько устаревшим, так как не отвечает реальной международной обстановке. Корабельный состав своего военно-морского флота каждое государство вправе определять самостоятельно. В Российской Федерации ст. 1 Корабельного устава Военно-Морского Флота определяет, что в корабельный состав входят боевые корабли, корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения, причем последние - независимо от того, укомплектованы они военным экипажем или гражданской командой, и от того, кто управляет судном - командир (офицер - военнослужащий Вооруженных Сил) или капитан (гражданское лицо). При этом боевые корабли входят в боевой состав Военно-Морского Флота.

Однако существовали и иные точки зрения, например в национальном законодательстве США. Прокламация Президента США от 23 мая 1917 г. определяла, что военный корабль - это государственный вооруженный корабль, находящийся под командованием надлежащим образом назначенного правительством офицера, имя которого значится в списках офицеров военного флота, имеющий экипаж, подчиненный регулярной военно-морской дисциплине, и могущий, в силу своего вооружения и характера личного состава, вести военные действия против государственных или частных судов неприятеля <13>. В этом определении появляются такие признаки военного корабля, как вооружение, а также особый характер личного состава. Имеют ли они существенное значение для определения понятия "военный корабль"? На наш взгляд, вооружение, специальное техническое оснащение и специфическая подготовка личного состава (экипажа) корабля должны учитываться, поскольку непосредственно влияют на переход международной правоспособности военного корабля как субъекта международных правоотношений в дееспособность.

<13> Коломбос Д. Указ. соч. С. 229.

Общеизвестно, что основой международно-правового положения военного корабля при осуществлении им военно-морской деятельности является его иммунитет, вытекающий из принципа суверенного равенства государств в международных отношениях.

В международном морском праве понятие иммунитета военного корабля <14> включает в себя свободу от юрисдикции иностранных властей и нераспространение на него действия законов любого государства, кроме государства флага, свободу от принуждения и каких-либо иных насильственных действий в любой форме, а также особые льготы и привилегии <15>. В соответствии с этим военный корабль любого государства не подлежит юрисдикции иностранного государства, а значит, не может быть подвергнут осмотру, не подлежит обложению какими-либо сборами, кроме сборов в оплату оказанных ему услуг, не подлежит задержанию или аресту в обеспечение иска или по любой другой причине, не может подвергаться принуждению со стороны каких бы то ни было иностранных властей, а также никогда не может быть в мирное время конфискован ни по чьему решению. Его экипаж находится под защитой законов государства флага и международного права. Любые спорные вопросы, возникающие в связи с деятельностью военного корабля, решаются дипломатическим путем. Ни одно иностранное государство и его должностные лица ни под каким предлогом не могут вмешиваться в жизнь корабля Военно-Морского Флота Российской Федерации. Всякая попытка вмешательства должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае - силой оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации, что закреплено в Корабельном уставе Военно-Морского Флота Российской Федерации.

<14> Международное морское право: Справ. / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985. С. 267 - 278.
<15> Конвенция 1982 г.

По существующему международному обычаю иммунитет распространяется также на спущенные на воду корабельные плавсредства и на поднятые с военного борта корабля в воздух летательные аппараты. Иммунитет военных кораблей носит универсальный характер в том смысле, что корабли в равной мере обладают иммунитетом, подобно тому, как обладают суверенитетом сами государства. При этом отметим, что в соответствии с нормами международного морского права иммунитетом обладают и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (пограничные, полицейские, таможенные и др.). Имплементация указанных норм международного морского права в национальное право Российской Федерации выражена в разработанных нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность Военно-Морского Флота Российской Федерации <16>.

<16> Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по соблюдению правового режима морских пространств и взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями" от 1996 г. N 360.

Иммунитет распространяется даже на затонувшие военные корабли, летательные аппараты, их оборудование и грузы, за исключением случаев, когда они являются трофеями противника или считаются, согласно нормам международного права, оставленными или покинутыми. Они остаются собственностью тех государств, которым они принадлежат. Следовательно, военный корабль обладает особым международно-правовым статусом в течение всего периода своего существования.

Тем не менее иммунитет военного корабля не освобождает его от обязанности соблюдения законов и правил иностранного государства, установленных им в соответствии с международным правом и определяющих порядок плавания и пребывания иностранных военных кораблей в его водах и портах, а также пограничных, таможенных, карантинных, иммиграционных, санитарных и других правил. В случае несоблюдения таких законов и правил военному кораблю может быть указано на неправомерность его действий, а в крайних случаях предъявлено требование покинуть воды или порт иностранного государства.

Кроме обладания иммунитетом, международное морское право предоставляет возможность всем государствам наделять свои военные корабли и суда особыми правами и привилегиями, которые не противоречат общепризнанным нормам международного права. Военный корабль обладает особыми правами совершать в отношении иностранных невоенных судов, не обладающих иммунитетом, такие действия, как проверка права на флаг, осмотр, задержание или захват, пресечение незаконной деятельности, преследование по горячим следам, арест. В строго определенных законом случаях военный корабль может даже в мирное время применить оружие <17>.

<17> Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. N 352).

Указанные действия военный корабль может совершать только в целях: осуществления международного контроля за судоходством; выполнения решения международных организаций; борьбы с пиратством; борьбы с перевозкой рабов и работорговлей; пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами; пресечения несанкционированного вещания; пресечения нарушений международного или внутреннего законодательства государства флага; обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды <18>; оказания помощи судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие; борьбы с международным пиратством и терроризмом; распространением оружия массового уничтожения в открытом море <19>.

<18> Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью. Брюссель, 29 ноября 1969 г.
<19> Копач С. Международно-правовое обеспечение деятельности ВМФ // Морской сб. 2007. N 5. С. 42.

При этом реализация таких полномочий должна быть строго урегулирована законодательством, например, право на осмотр военного корабля Российской Федерации возникает в случаях:

<20> Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1.
<21> Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ.

Международное сотрудничество государств в указанных вопросах означает, что военный корабль на основании полномочий, предоставленных ему в соответствии с международными договорами или специальными соглашениями, может задержать, осмотреть и арестовать не обладающее иммунитетом судно, плавающее под флагом партнера по любому из данных соглашений в случае нарушения им положений этих соглашений <22>.

<22> Морское соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики (Париж, 20 апреля 1967 г.).

Порядок осуществления властных полномочий военными кораблями определяется соответствующими инструкциями государства флага, разработанными с учетом норм международного права и требований внутригосударственного законодательства, адресованных командиру военного корабля. В свою очередь, командир корабля при осуществлении таких полномочий должен соблюдать все возможные меры предосторожности, поддерживая на должной высоте авторитет своего государства, строго соблюдая при этом нормы международного права. Ответственность за любой причиненный другому государству или иному судну ущерб либо убытки, возникшие в результате несоблюдения военным кораблем норм международного права, возлагается на государство флага.

В связи с изложенным у командира военного корабля возникает ответственность за допущенные нарушения перед своим государством.

Из вышесказанного следует, что военный корабль наделен таким весомым перечнем привилегий, прав, а также обязанностей, что логично поставить вопрос о его способности реализовать их в полном объеме, когда это будет необходимо государству флага.

Почему же в связи с изложенным вооружение, техническое оснащение и специфическая подготовка экипажа не могут приниматься в качестве необходимых признаков военного корабля? Ведь для того, чтобы эффективно бороться с пиратством или терроризмом, осуществлять преследование по горячим следам, военный корабль должен обладать основными характеристиками (вооружение, скорость, маневренность), превосходящими аналогичные характеристики кораблей противника, а также экипажем, обученным и подготовленным к военным действиям. Военный корабль должен обладать полноценной правосубъектностью.

Опасность морского пиратства в мире распространилась даже на военные корабли. Попытки нападения осуществлялись в 1993 г. дважды: на большой противолодочный корабль (БПК) "Петропавловск" ТОФ и на судно ВМФ России "Илим". Получил освещение на телевидении и в прессе случай нападения в проливе Баши 24 мая 1992 г. на десантный корабль "Николай Вилков".

События последних лет в Аденском заливе показали способность только надлежащим образом вооруженного, технически оснащенного корабля с обученным военным экипажем эффективно бороться с международным пиратством и терроризмом (ТАРКР "Петр Великий", БПК "Адмирал Виноградов", СКР "Ладный", БПК "Адмирал Кулаков", БПК "Адмирал Чабаненко").

В связи с изложенным выше, на наш взгляд, вспомогательные морские и рейдовые суда обеспечения, нередко с полностью гражданскими экипажами, следовало бы с правовой точки зрения отнести к категории кораблей и судов, состоящих на государственной некоммерческой службе, а также освободить их от привилегий, прав и обязанностей, которыми наделяются исключительно военные корабли и суда, сохранив за ними только иммунитет.

По мнению автора, определение понятия "военный корабль" следует изложить таким образом: военный корабль - это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, позволяющие определить характер и его национальную принадлежность, вооруженное и технически оснащенное, находящееся под командованием офицера, который состоит на государственной службе, имеющее специфически подготовленный экипаж, подчиненный регулярной воинской дисциплине.

Таким образом, к категории "военный корабль" будут отнесены корабли и суда, реально способные осуществить переход международной правоспособности военного корабля как субъекта международных правоотношений в дееспособность.

Правосубъектность военного корабля важна, поскольку для перевода норм международного морского права в международный морской правопорядок значимыми являются правоотношения, реально существующие на практике.

Библиографический список:

  1. Баринова И.И., Хейфец Б.С., Гицу М.А. Современное морское право и практика его применения. М., 1985.
  2. Серков В.А., Марков Ю.Б. Основы международного морского права. М.: Военное издательство, 1987. С. 98.
  3. Коломбос Д. Международное морское право. М.: Прогресс, 1975. С. 229.
  4. Копач С. Международно-правовое обеспечение деятельности ВМФ // Морской сборник. 2007. N 5. С. 42.
  5. Петров О.Ю. Международно-правовое регулирование военного мореплавания: Дис. канд. юрид. наук. 2009.