Мудрый Юрист

Грубые дисциплинарные проступки: вопросы квалификации и правоприменения

Корякин В.М., доктор юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II.

Рассматриваются дополнения, внесенные в перечень грубых дисциплинарных проступков, а также некоторые вопросы, связанные с их квалификацией и применением дисциплинарных взысканий за их совершение.

Ключевые слова: воинская дисциплина, правонарушение, грубый дисциплинарный проступок, дисциплинарное взыскание.

Gross misconduct: issues of development and enforcement

V.M. Koryakin

Koryakin V.M., doctor of legal Sciences, associate Professor, Professor of the Military University, Deputy Director of the Legal Institute of Moscow state transport University of Emperor Nicholas II.

Discusses the amendments made to the list of gross misconduct, as well as some issues related to their qualifications and disciplinary penalties for committing them.

Key words: military discipline, infraction, serious disciplinary misconduct, disciplinary action.

В соответствии с содержанием понятия "воинская дисциплина", содержащегося в ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ) <1>, в качестве нарушения воинской дисциплины следует квалифицировать любое действие (бездействие) военнослужащего, не согласующееся с требованиями правовых норм. В зависимости же от сферы общественных отношений, в которой совершено правонарушение, а также от степени его общественной опасности военнослужащий несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную или уголовную ответственность.

<1> Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников).

Ю.Н. Туганов, посвятивший изучению феномена воинской дисциплины ряд фундаментальных научных исследований, констатирует многообразие толкования термина "дисциплина", под которой в литературе понимается: повиновение, послушание, порядок подчиненности; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку; твердо установленный порядок, подчинение которому обязательно для всех членов данного коллектива; точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного порядка; определенная форма поведения людей, соответствующая сложившимся в обществе социальным нормам, а также правилам и принципам какой-либо организации <2>.

<2> Туганов Ю.Н. Правовое регулирование обеспечения воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации: Монография. Чита: РИК ЧитГУ, 2010. С. 34.

Одной из особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих, в отличие от иных видов юридической ответственности (например, административной и уголовной), является то обстоятельство, что в военном законодательстве отсутствуют нормы, четко определяющие составы воинских дисциплинарных проступков. Вместе с тем исходя из анализа правоприменительной практики, а также действующего законодательства о воинской дисциплине и дисциплинарной ответственности в научной литературе с точки зрения характера дисциплинарных проступков проводится следующая их дифференциация: а) несущественные (незначительные); б) существенные (значительные) и в) грубые дисциплинарные проступки <3>.

<3> Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих. М., 2007. С. 125.

Наибольший интерес и практическую значимость для деятельности органов военного управления, командиров (начальников) в сфере поддержания воинской дисциплины в подчиненных воинских частях и подразделениях представляют грубые дисциплинарные проступки, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и в приложении N 7 к ДУ ВС РФ. В настоящее время данный перечень включает 25 позиций. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2017 г. N 5 данный перечень был дополнен следующими разновидностями дисциплинарных проступков, квалифицируемых отныне как грубые:

<4> Имеются в виду следующие органы: Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

С точки зрения объекта противоправного посягательства всю довольно обширную совокупность грубых дисциплинарных проступков можно разделить на следующие группы:

  1. воинские дисциплинарные проступки против порядка воинских уставных взаимоотношений (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими);
  2. воинские дисциплинарные проступки против порядка пребывания на военной службе (самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения; отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; нарушение порядка выезда из Российской Федерации);
  3. воинские дисциплинарные проступки против порядка несения специальных видов военной службы и осуществления специальных видов служебной деятельности (нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы); нарушение правил несения пограничной службы; нарушение уставных правил караульной службы; нарушение уставных правил несения внутренней службы; нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне; нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; нарушение требований законодательства в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности; нарушение порядка ведения секретного делопроизводства);
  4. воинские дисциплинарные проступки против порядка сбережения военного имущества и документов (умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества; уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества; нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение; утрата или умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего);
  5. воинские дисциплинарные проступки против порядка эксплуатации военно-технических средств (нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия; нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия);
  6. воинские должностные дисциплинарные проступки (непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, мер по привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка; заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности; нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности подчиненных);
  7. административные проступки, за которые военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в соответствии с КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность.

В научной литературе выделяются следующие задачи, которые преследует законодатель определением перечня грубых дисциплинарных проступков:

<5> Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих. С. 126.

Анализ норм военного законодательства позволяет выделить следующие основные положения, определяющие роль, значение и правовые последствия дифференциации воинских дисциплинарных проступков на грубые и прочие:

а) только за совершение грубого дисциплинарного проступка предусмотрено применение к военнослужащему взыскания в виде дисциплинарного ареста (п. 4 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; ст. 94 ДУ ВС РФ);

б) только в случае совершения грубого дисциплинарного проступка у военнослужащего, его совершившего, возникает право пользоваться юридической помощью защитника (с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а также в случае задержания военнослужащего в связи с совершением им грубого дисциплинарного проступка) (п. 1 ст. 28.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; ст. 48 ДУ ВС РФ). При совершении иных дисциплинарных проступков право правонарушителя на юридическую помощь не предусмотрено;

в) совершение военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, связанного с управлением транспортным средством или его эксплуатацией, является основанием для применения к военнослужащему меры обеспечения в виде отстранения от управления транспортным средством (п. 7 ст. 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). При совершении военным водителем иных дисциплинарных проступков, не являющихся грубыми, данная мера не применяется;

г) разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка проводится в обязательной письменной форме, по результатам разбирательства составляется официальный документ - протокол о грубом дисциплинарном проступке (ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; ст. 81 ДУ ВС РФ). В остальных случаях письменная форма разбирательства обязательной не является;

д) только за совершение одного или нескольких грубых дисциплинарных проступков к курсанту военной образовательной организации может быть применено дисциплинарное взыскание в виде отчисления из военной образовательной организации (ст. 100 ДУ ВС РФ). За совершение прочих дисциплинарных проступков применение данного дисциплинарного взыскания не допускается;

е) только за совершение одного или нескольких грубых дисциплинарных проступков в отношении граждан, призванных на военные сборы, может быть применено дисциплинарное взыскание - отчисление с военных сборов (ст. 101 ДУ ВС РФ);

ж) военнослужащие, грубо нарушающие воинскую дисциплину, подлежат задержанию, а при необходимости - снятию с поездов, морских (речных) и воздушных судов военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) (ст. 49 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации);

з) в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, а также до истечения срока, в течение которого он считается имеющим дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка, военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание (подп. "в" и "е" п. 2.1 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; подп. "в" и "е" п. 1.1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).

Приведенный выше анализ законодательства о воинской дисциплине и дисциплинарной ответственности военнослужащих наглядно показывает, что дифференциация воинских дисциплинарных проступков на грубые и прочие позволяет правоприменителям более эффективно и предметно осуществлять деятельность по обеспечению законности и правопорядка в подчиненных органах военного управления и воинских частях, а также реализовывать принципы справедливости и соразмерности при назначении наказаний за нарушения воинской дисциплины.

Говоря о перспективах развития законодательства о дисциплинарной ответственности, следует отметить, что оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлен порядок применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения. При этом установлено, что за такие правонарушения, связанные с несоблюдением запретов и ограничений, а также неисполнением дополнительных обязанностей антикоррупционного характера, военнослужащий может быть уволен (а в отдельных случаях - подлежит увольнению) с военной службы в связи с утратой доверия. При малозначительности совершенного коррупционного правонарушения на основании рекомендации аттестационной комиссии к такому военнослужащему может быть применено взыскание в виде выговора.

С учетом повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений вызывает недоумение тот факт, что данные правонарушения по действующей градации почему-то не отнесены законодателем к категории грубых дисциплинарных проступков. Налицо явный правовой пробел, который требует своего нормативного разрешения.

Библиографический список:

  1. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих / В.М. Корякин, А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев. [Текст] М.: За права военнослужащих, 2007. 304 с.
  2. Правовое регулирование обеспечения воинской дисциплины в Вооруженных Силах российской Федерации: Монография / Ю.Н. Туганов. [Текст] Чита: РИК ЧитГУ, 2010. 373 с.