Мудрый Юрист

Процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности России

Саттарова Нурия Альвановна, заведующая кафедрой финансового и экологического права Института права Башкирского университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются процессуально-правовые средства обеспечения безопасности финансовой системы, выявляются особенности процессуальных правоотношений финансовой безопасности и их элементов.

Ключевые слова: государство, финансовая система, безопасность, угрозы, процессуальная деятельность, правовые средства.

Procedural Means of Ensuring Financial Security of Russia

N.A. Sattarova

Sattarova Nuriya A., Head of the Department of Financial and Environmental Law of the Institute of Law of the Bashkir State University, Doctor of Law, Professor.

The article deals with procedural and legal means of ensuring the safety of the financial system, peculiarities of procedural legal relations of financial security and their elements are revealed.

Key words: state, financial system, security, threats, process-legal activity, legal means.

Современные условия мировой глобализации, где динамическая среда международных отношений находится под непосредственным влиянием политических и экономических факторов, предопределяют необходимость совершенствования правовых средств обеспечения экономической безопасности, основным элементом которой является финансовая безопасность.

Финансовая безопасность как состояние защищенности всех звеньев финансовой системы страны от различных угроз имеет общий объект обеспечения безопасности - финансовую систему, являющуюся в современной системе рыночной экономики основой функционирования бюджетов бюджетной системы страны, внебюджетных фондов. Обеспечение ее безопасности - важнейшая задача современного государства.

В безопасном состоянии отсутствует угроза или ее влияние минимизировано, а ущерб настолько минимален, что не меняет нормального хода событий, функционирования объекта безопасности. При этом безопасное состояние необходимо создать, приложив усилия к обеспечению его существования, что достигается действиями субъектов, имевших интерес в этом. Безопасность следует рассматривать как результат деятельности по обеспечению состояния отсутствия угроз и опасностей <1>.

<1> Саттарова Н.А. Безопасность и государственное принуждение как правовые категории: теоретическое исследование. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 8.

Обеспечение финансовой безопасности государства осуществимо посредством ряда правовых средств, с одной стороны, ограничивающих поведение индивидуальных или коллективных субъектов финансового права при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, а с другой - направленных на предотвращение вредоносного воздействия на финансовую систему страны различного рода угроз, в том числе криминального характера. Важное значение в рассматриваемой сфере имеют процессуально-правовые средства.

Анализ публикаций относительно характера процессуально-правовых средств позволяет заключить, что помимо того, что они закреплены в нормах процессуального права и объективированы в различных правоприменительных актах, процессуально-правовые средства выполняют обеспечительную функцию. При этом важно отметить, что данная функция направлена на реализацию материальных норм посредством применения государственного принуждения. Применительно к рассматриваемым вопросам следует, что обеспечение финансовой безопасности является:

Меры процессуального принуждения в сфере обеспечения безопасности и меры ответственности, применяемые к нарушителям законодательства, следует различать: в основании ответственности лежит факт совершения правонарушения, применение мер процессуального принуждения не всегда связывается с фактом правонарушения. К тому же законодатель должен определить источник опасности, угрозы, посягающие на нормальное функционирование финансовой системы. Эффективное обеспечение безопасности достигается четким установлением в законодательстве условий и порядка применения мер безопасности. Меры безопасности - это вид принудительного воздействия, предусмотренного действующим законодательством в целях предупреждения совершения общественно опасных деяний.

Процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности охватываются понятием "меры финансовой безопасности", под которым следует понимать ограничения, применяемые уполномоченными органами власти к субъектам, обязанным соблюдать финансовую дисциплину, используемые для обеспечения защищенности финансовой системы и нейтрализации источников опасности.

Обеспечение безопасности по общему правилу следует рассматривать как деятельность по защите объектов (общего и непосредственного) специально уполномоченными субъектами. В рамках данной деятельности возникают особые правоотношения, отражающие связь ее элементов, основанные на механизме реализации прав и обязанностей субъектов. Например, в соответствии со ст. 306.2 БК РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются такие бюджетные меры принуждения, как: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и др. Как видим, в правоотношениях по привлечению к ответственности нарушителей бюджетного законодательства ярко выражена бюджетная правосубъектность участников бюджетных правоотношений (в т.ч. материальных) во взаимосвязи с объектом бюджетного правоотношения. Следовательно, в процессуальных правоотношениях по обеспечению безопасности бюджетной сферы можно выделить:

Учитывая, что процессуальные правоотношения по сути носят властный характер, процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности обеспечивают реализацию мер финансовой безопасности через принудительный механизм. К тому же меры финансовой безопасности направлены исключительно на защиту финансовых интересов участников финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Так, соблюдение расчетной дисциплины, законодательства, регулирующего денежное обращение непосредственным образом, отражается на темпах экономического роста и обеспечивает эффективное функционирование финансовой системы <2>, поскольку все ее звенья взаимосвязаны движением денежных средств.

<2> Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.

Полагаем, что процессуальный режим обеспечения финансовой безопасности:

Особенность применения процессуально-правовых средств обеспечения финансовой безопасности заключается в том, что правовые средства, используемые государством в механизме обеспечения финансовой безопасности, опосредованы многообразием экономических и финансовых отношений, призваны обеспечить эффективность рассматриваемой сферы деятельности государства и способствовать соблюдению финансовой дисциплины государством и хозяйствующими субъектами. Так, правовыми средствами системы мер финансовой безопасности необходимо считать правовые акты, которые используются уполномоченными органами государственной (муниципальной) власти для ее обеспечения. К числу таких правовых средств следует относить правовые акты, регулирующие особую сферу финансовых, денежно-расчетных отношений, уязвимых и подверженных внутренним и внешним угрозам.

"Безопасность - это процесс, а не результат" <3>, поэтому обеспечение финансовой безопасности представляет собой целую систему специфичных мер, отличных от общих мер управления финансами, направленных прежде всего на укрепление финансовой дисциплины, в основе которой лежит исполнение закрепленных в законодательстве прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

<3> Шнайер Б. Практическая криптография. М., 2004.

Литература

  1. Саттарова Н.А. Безопасность и государственное принуждение как правовые категории: Теоретическое исследование / Н.А. Саттарова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.
  2. Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения / Н.А. Саттарова // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.
  3. Шнайер Б. Практическая криптография / Б. Шнайер. М., 2004.