Мудрый Юрист

Особенности правоотношений в области эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

Эрлин Артур Гусейнович - аспирант кафедры публичного права, Саратовский социально-экономический институт (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

В статье выявлены и рассмотрены особенности правовых отношений, складывающихся в области эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Анализируются цели и задачи выпуска ценных бумаг, а также специфика их субъектного состава.

Ключевые слова: эмиссия, государственные ценные бумаги, муниципальные ценные бумаги, дефицит бюджета, целевые программы, финансирование.

Features of legal relationship in the field of issue state and municipal securities

A.G. Erlin

The article reveals the peculiarities and legal relations in the field of emission state and municipal securities. Particular attention is given to the purposes of issue of these securities.

Key words: emission, government securities, municipal securities, a budget, special-purpose programme (grant programme), funding.

Надежность государственных ценных бумаг, достаточно высокий уровень доходности, государственный статус, предоставление имущественных гарантий и иные факторы делают их привлекательными и надежными инструментами привлечения инвестиций. "Они позволяют диверсифицировать источники и удлинить сроки заимствования местных властей, а также создают условия для реализации социально и экономически важных региональных инвестиционных проектов, содействуют формированию необходимых инфраструктур и обеспечению достаточного кредитного рейтинга региона для инвестирования коммерческого капитала в инвестиционные проекты, облегчению для региональных бюджетов бремени по их финансированию" [4, с. 12].

Среди достоинств выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг отмечаются возможность с их помощью привлечения средств для осуществления крупных проектов, а также для погашения задолженности по ранее выпущенным ценным бумагам. Кроме того, выпуск государственных ценных бумаг позволяет регулировать денежную массу, инфляцию, влиять на валютные курсы, перераспределять капитал между сегментами финансового рынка [5].

Государственные ценные бумаги - один из инструментов фондового рынка, представляющий собой долговые обязательства эмитента по отношению к бенефициарию ценной бумаги. Фактически данный вид ценных бумаг представляет собой заем, предоставляемый кредитором эмитенту ценной бумаги. В сложившейся мировой практике в настоящее время государственные ценные бумаги представлены рынком государственных облигаций. Однако облигации являются не единственными государственными ценными бумагами, к ним также относятся ваучеры или приватизационные чеки, золотые сертификаты и казначейские обязательства Российской Федерации.

Список причин выпуска облигаций не является завершенным и может быть расширен эмитентом ценных бумаг исходя из конъюнктуры рынка. В зависимости от характеристик все облигации подразделяются на несколько видов:

  1. по способности обращаться на рынке выделяют рыночные (свободно обращаемые на фондовом рынке) и нерыночные;
  2. сроку обращения: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  3. способу выплаты займов: с фиксированным купонным доходом, с переменным купонным доходом с амортизацией долга, с дисконтом (бескупонные облигации) и др.;
  4. по форме: именные и на предъявителя [2, с. 22].

В процессе эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг возникают определенные правовые отношения. Представляется, что данные правоотношения имеют свои особенности, обусловленные спецификой субъектного состава, целями выпуска и другими факторами.

Так, эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед их владельцами по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или Министерство финансов Российской Федерации. Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации. Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Таким образом, особенность субъектного состава правоотношений по поводу эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг заключается в том, что государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации выпускаются от имени Российской Федерации и субъекта Российской Федерации соответственно; муниципальные ценные бумаги - от имени муниципального образования. Эмитентами указанных ценных бумаг выступают соответствующие исполнительные органы государственной власти и местные администрации.

Следует отметить, что одна из целей выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг - покрытие дефицита государственного бюджета. Подобный метод финансирования государственных расходов посредством выпуска облигаций был предложен Дж. Кейнсом. Суть дефицитного финансирования по Дж. Кейнсу заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению [1].

Рассмотрение эмиссии облигаций как одного из способов финансирования бюджетного дефицита не является единственно возможной целью выпуска государственных облигаций. Так, облигационное финансирование может быть использовано как один из эффективных инструментов регионального развития, так как ресурсы, привлекаемые при размещении облигаций, могут быть направлены на финансирование средне- и долгосрочных целевых программ или инвестиционных проектов, которые, пусть и со значительным лагом, дают положительный мультипликативный эффект экономике субъекта Российской Федерации и в конечном счете экономике страны в целом [6, с. 56].

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Среди признаков эмиссионных ценных бумаг Закон называет:

К эмиссионным ценным бумагам Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" относит акции, облигации, опционы эмитента. Указанный нормативный правовой акт также устанавливает основные положения об эмиссии ценных бумаг.

Основным нормативным правовым актом, осуществляющим правовое регулирование в области эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, выступает Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Указанный Закон устанавливает требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, порядок возникновения обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также особенности исполнения обязательств по ним.

Понятие ценной бумаги, виды ценных бумаг закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете, имущественный взнос Российской Федерации в имущество государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" может осуществляться путем передачи облигаций федерального займа (п. 14 ст. 241 БК РФ). В таком случае предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости могут устанавливаться с превышением верхнего предела государственного долга Российской Федерации.

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам установлены соответственно Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 214.6 НК РФ).

В связи с изложенным можно отметить, что правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, носит комплексный межотраслевой характер.

Как уже было отмечено выше, одной из целей выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг является покрытие дефицитов бюджетов различных уровней. Так, по данным Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации, на 1 января 2017 г. государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составляет 6 100,34 млрд руб. Структура указанного долга включает в себя облигации федерального займа с постоянным и переменным купонами действия, амортизацией долга, с индексированным номиналом; государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода, с фиксированной процентной ставкой купонного дохода; облигации внешних облигационных займов; облигации государственного республиканского внутреннего займа [3]. Причем большая часть государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, это облигации федерального займа с постоянным доходом.

Подобная популярность государственных ценных бумаг, а именно облигаций, свидетельствует, с одной стороны, о возрастании потребности государства в заемных средствах, с другой стороны, об использовании неэмиссионных методов финансирования федерального бюджета и, следовательно, об эффективном использовании различных инструментов денежно-кредитной политики [5].

Особенности правовых отношений, возникающих по поводу эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, можно свести к следующему:

Как отмечается в научной литературе, государственные целевые займы должны стать катализатором инвестиционной активности и рычагом промышленного подъема, а не только исполнять роль источника финансирования текущих непроизводительных расходов местных бюджетов [4, с. 12]. В Российской Федерации имеются достаточные возможности и условия для дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг. Особая роль, которую играет эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг, обусловлена теми целями, которые реализуются посредством использования указанного института. Так, применение государственных и муниципальных ценных бумаг позволяет, например, привлекать инвестиции для различных проектов, направлять средства на финансирование дефицита бюджета, что в конечном итоге влияет на функционирование экономики государства в целом.

Список литературы

  1. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Пономарева Н.А. и др. Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний: Учеб. пособие. СПб.: АНО "ИПЭВ", 2008. 288 с.
  2. Бородина Е.А., Мячина А.А. Государственные ценные бумаги в современной России // Изв. ВолГТУ. 2015. N 15(179). С. 22.
  3. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/stracture/duty/ (дата обращения: 11.02.2017).
  4. Подвинская Е.С. Перспективы использования конкретных видов ценных бумаг целевого назначения (государственных и гарантированных государством) для финансирования бюджетных программ // Финансы и кредит. 2001. N 18(90). С. 12.
  5. Покровская Н.Н., Куриленко М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Науковедение: интернет-журн. 2016. N 4. Т. 8. URL: http://naukovedenie.ru/ (дата обращения 11.02.2017).
  6. Щербаков А.А. Экономическая сущность и классификация субфедеральных облигаций // Финанс. аналитика: проблемы и решения. 2014. N 39. С. 56.