Мудрый Юрист

Налоговые стимулы при реализации региональных инвестиционных проектов

Щеблетов Александр Александрович - аспирант, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

В данной статье рассматривается механизм реализации региональных инвестиционных проектов. Исследуется институт специального инвестиционного контракта, используемого при осуществлении регионального инвестиционного проекта, а также применяемые меры налогового стимулирования.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, региональный инвестиционный проект, налоговые льготы, специальный инвестиционный контракт.

Tax incentives at realization regional investment projects

A.A. Shchebletov

This article focuses on the mechanism of realization of regional investment projects. The author examines the tool "Special investment contract", concluded the implementation of regional investment projects, as well as applicable tax incentives.

Key words: investments, investments activity, regional investments project, tax exemptions, special investment contract.

Значимость реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации неоспорима. В условиях нестабильной экономической ситуации данный вопрос стоит еще более актуально. Для успешного осуществления инвестиционной деятельности необходимо развитие инвестиционного климата, который напрямую зависит от правового регулирования, системы налогообложения, мер стимулирования и ряда других факторов.

Благоприятные условия для инвестирования являются основополагающим компонентом развития конкурентоспособности как региона в частности, так и государства в целом. Важной задачей государственного регулирования инвестиционной деятельности является создание условий для реализации перспективных проектов не только на федеральном уровне, в регионах, обладающих развитой экономикой, но и в менее развитых субъектах. Это позволит снизить количество регионов-реципиентов, существующих за счет дотаций из федерального бюджета, и обеспечить равномерное развитие экономики страны.

В связи с этим представляется необходимым изучение процесса реализации региональных инвестиционных проектов (далее - РИП), а именно процедуры налогообложения данной деятельности. Категория "региональный инвестиционный проект" была введена в законодательство РФ Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 267-ФЗ [3].

Глава 3.3 Налогового кодекса РФ раскрывает данное понятие, содержит перечень условий, которым должен удовлетворять хозяйствующий субъект для того, чтобы признаваться налогоплательщиком - участником РИП, а также определяет регионы, на территории которых могут реализовываться такие проекты. Стоит отметить, что данные субъекты представляют Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, что позволяет сделать вывод о том, что введение данной категории направлено в первую очередь на стимулирование предприятий к осуществлению своей коммерческой деятельности на территории регионов, традиционно не относящихся к лидерам по экономическим показателям. Так, по данным Росстата, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область замыкают список субъектов РФ по объему инвестиций в основной капитал за период с января по сентябрь 2016 г. [9].

Появление РИП вызвано имеющейся тенденцией, направленной на развитие Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, которые обладают стратегическим местоположением для увеличения влияния РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Реализации этой же цели служат Федеральные законы "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", "О свободном порте Владивосток".

Стоит отметить, что данные нововведения нашли положительные отклики в среде инвесторов. Так, согласно исследованию Ernst & Young за 2015 г. "Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов" региональные органы власти прилагают больше усилий к улучшению инвестиционного климата, чем несколько лет назад, и готовы совершенствовать условия ведения бизнеса для того, чтобы привлечь инвестиции иностранных компаний на территорию своих регионов [1; 5].

Важной особенностью при реализации РИП является предоставленная п. 3 ст. 284.3 НК РФ возможность органов власти регионов влиять на размер ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, путем принятия соответствующих законов. Для участников региональных инвестиционных проектов, реализуемых на территории регионов, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ, размер ставки не может превышать 10% в течение пяти налоговых периодов после получения прибыли от реализации РИП, и в размере не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов. В то же время размер налоговой ставки для налогоплательщиков, реализующих РИП вне территории регионов, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ, может быть понижен до 10%.

Для участников РИП, осуществляющих добычу полезных ископаемых, предусмотрены послабляющие коэффициенты. До начала применения льготной ставки налога на прибыль коэффициент равен нулю. В течение первых двадцати четырех налоговых периодов он остается неизменным. С двадцать пятого по сорок восьмой налоговый период - 0,2, с сорок девятого по семьдесят второй - 0,4, с семьдесят третьего по девяносто шестой - 0,6, с девяносто седьмого по сто двадцатый - 0,8. В последующие налоговые периоды коэффициент равен 1.

Отдельно необходимо отметить возможность заключения между инвестором и федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики в рамках реализации регионального инвестиционного проекта специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК).

Специальный инвестиционный контракт - это соглашение между инвестором и Российской Федерацией (или ее субъектом), в котором фиксируются обязательства инвестора (например, освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок) и РФ или ее субъекта (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки). Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет [10].

Для того чтобы заключение СПИК стало возможным, необходимо соблюдение ряда условий, предусмотренных НК РФ, Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ N 708:

Налоговое законодательство позволяет снизить размер ставки налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, при реализации (СПИК) до 0%.

Более того, учитывая положения ФЗ N 488-ФЗ, на период реализации данного контракта инвестору гарантируется неизменность величины совокупной налоговой нагрузки, режима и обязательных требований [4].

Для применения нулевой ставки налога на прибыль необходимо соблюдение ряда условий [2]:

Анализируя положения Постановления Правительства РФ N 708, регламентирующего порядок заключения СПИК, можно сделать вывод о том, что заключение контракта не является обязанностью государства в лице уполномоченных органов. При подаче инвестором заявления, в котором он выражает желание заключить СПИК, наряду с другими, должны быть предоставлены такие сведения, как перечень мер стимулирования, объем налогов, планируемых к уплате, количество создаваемых рабочих мест. Располагая полной информацией о возможных поступлениях в бюджеты всех уровней, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и др. и оценивая то влияние, которое может оказать заключение контракта на экономику региона, комиссия принимает решение о возможности (невозможности) заключения специального инвестиционного контракта на условиях, предложенных инвестором.

Необходимо отметить, что государство дополнительно стимулирует инвесторов к качественному и ответственному исполнению заключенного контракта путем введения имущественной ответственности. Иначе говоря, в случае расторжения контракта, вызванного нарушением хозяйствующим субъектом своих обязанностей в рамках СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный РФ, субъектам и муниципальным образованиям, а также компенсировать в полном объеме неуплаченные суммы налогов, образовавшиеся в связи с применением налоговых льгот, а также пени на них. Дополнительные негативные последствия, применяемые к нарушившему положения контракта инвестору, могут быть прописаны в самом СПИК.

Таким образом, учитывая требования, применяемые к субъекту, и возможные последствия нарушения условий контракта, можно сделать вывод о том, что реализацией подобной деятельности могут заниматься только высокопрофессиональные субъекты, обладающие значительным опытом в своей сфере.

По состоянию на декабрь 2016 г. на территории РФ подписаны семь СПИК. На стадии рассмотрения находится более 160 заявок. Данная статистика демонстрирует интерес, проявляемый к подобной форме государственно-частного партнерства, и позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие и использование данного института.

Также немаловажным фактом является то, что среди рассматриваемых заявок семь приходятся на долю компаний из Германии [7].

Реализуемые специнвестконтракты:

ООО "МАЗДА-СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус" - Приморский край. Создание завода по производству предназначенных для экспорта двигателей для моторных транспортных средств (объем инвестиций 15,8 млрд руб.).

ООО "КЛААС" - Краснодарский край. Модернизация завода сельскохозяйственных машин КЛААС в г. Краснодар (объем инвестиций 1 млрд 236 млн руб.).

Концерн "ДМГ МОРИ АГ" - Ульяновская область. Строительство Ульяновского станкостроительного завода (объем инвестиций 4,5 млрд руб.).

АО "ГМС Ливгидромаш" - Орловская область. Локализация производства насосов для нефтепереработки (объем инвестиций 2,5 млрд руб.).

ООО "Томские технологии машиностроения" - Томская область. Освоение серийного выпуска отечественных антипомпажных и регулирующих клапанов, электроприводов и электроприборов (объем инвестиций 1,25 млрд руб.).

ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий" - Волгоградская область. Горно-обогатительный комбинат по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн т в год 95-процентного KCL Гремячинского месторождения (объем инвестиций 131,4 млрд руб.).

ООО "ЕвроХим-УКК" - Пермский край. Создание промышленного производства "Усольский калийный комбинат" (объем инвестиций 115 млрд руб.).

Также процедуру одобрения прошел контракт с АО "Мерседес-Бенц РУС" (Московская область) по созданию и освоению промышленного производства колесных транспортных средств "Мерседес-Бенц" на территории Московской области.

Существуют также и некоторые проблемы для реализации специнвестконтрактов. Так, по данным Минпромторга, на декабрь 2016 г. региональные НПА, позволяющие заключать контракты, приняты только в 18 регионах РФ, в 31 регионе находятся в стадии разработки [7].

Стоит отметить, что Россия стала не первой страной, использующей институт СПИК. Согласно данным Минпромторга России, положительный опыт использования имеется у Венгрии, которая за 10 лет существования института поднялась на первое место по объему инвестиций на душу населения среди стран Восточной и Центральной Европы. Не менее показателен пример Китая - страны, обладающей одной из ведущих экономик мира, в которой введение СПИК в 90-х гг. прошлого века позволило увеличить объем инвестиций более чем в десять раз [8].

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о перспективах осуществления региональных инвестиционных проектов в целом и специальных инвестиционных контрактов в частности. Развитие данных институтов выгодно для всех сторон соглашения. Для инвесторов - это возможность получения повышенной прибыли путем применения доступных мер стимулирования. Для государства же основная цель заключается в поддержании экономически нестабильных регионов, привлечении финансирования в отрасли промышленности, создании дополнительных рабочих мест, локализации производства.

Несмотря на достигнутые результаты, данные институты необходимо последовательно развивать, особенно в части регионального законодательства. Принимая во внимание возможность органов власти субъектов влиять на меры стимулирования и тем самым создавать для инвесторов наиболее благоприятные условия, основной задачей представляется разработка эффективного соотношения объема предоставляемых преференций, а также планируемых бюджетных поступлений.

Список литературы

  1. Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов: исслед. Эрнст энд Янг за 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fiac.ru/pdf/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus.pdf (дата обращения: 21.01.2017).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
  3. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016): Федер. закон от 30 сент. 2013. N 267-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. 2013. N 40 (ч. III). Ст. 5037.
  4. О промышленной политике в Российской Федерации: Федер. закон от 31 дек. 2014 г. N 488-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 41.
  5. О свободном порте Владивосток (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017): Федер. закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4338.
  6. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017): Федер. закон от 29 дек. 2014 г. N 473-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 26.
  7. Сайт Министерства промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. Пресс-центр. URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 29.01.2017).
  8. Сайт Министерства промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/7/1/711d758a3602332217f7f38adb767635.pdf. (дата обращения: 29.01.2017).
  9. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Каталог публикаций. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1246601078438 (дата обращения: 09.02.2017).
  10. Сайт Фонда развития промышленности [Электронный ресурс]. URL: http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/ (дата обращения: 12.02.2017).