Мудрый Юрист

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя власти

Бельский Алексей Иванович, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина, кандидат юридических наук, полковник полиции.

Бочарникова Людмила Николаевна, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены особенности уголовно-правовой характеристики преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ "Оскорбление представителя власти", представлен анализ признаков состава преступления, имеющих важное значение для квалификации рассматриваемого преступления.

Ключевые слова: уголовная ответственность, оскорбление, представитель власти, правоохранительные органы, исполнение, должностные обязанности.

Criminal and legal characteristics of insult of a public officer

A.I. Belskiy, L.N. Bocharnikova

Belskiy Aleksey I., Assistant Professor of the Department of Criminal and Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal, of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor, Police Colonel.

Bocharnikova Lyudmila N., Assistant Professor of the Department of Criminal and Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal, of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

In the article the peculiarities of the criminal right-the characteristics of the crime under article 319 of the criminal code "Insult of representative of power", presents an analysis of the elements of the crime of importance for the qualification of the crime.

Key words: criminal liability, insult, representative of the authorities, law enforcement agencies, the execution official duties.

Нормы, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против порядка управления, вошли в главу 32 УК РФ. Эти преступления противодействуют нормальной управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Они могут привести к ослаблению их авторитета, к нарушению прав и интересов граждан.

УК РФ в значительной степени изменил систему преступлений против порядка управления, по сравнению с УК РСФСР 1960 г. Эти изменения коснулись всех выделяемых в прошлом групп посягательств на порядок управления, в том числе связанных с физическим и психическим воздействием на его представителей. Были унифицированы многочисленные статьи о наказуемости сопротивления, угроз и насилия различного рода лицам, выполняющим служебные функции или обязанности по охране общественного порядка. При этом УК РФ 1996 г. значительно расширил круг потерпевших от этих преступлений. Так, ст. 191.2 УК РСФСР предусматривала ответственность за посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника. Потерпевшими от преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, могут быть сотрудники правоохранительных органов, то есть сотрудники МВД, прокуратуры, ФСБ, военнослужащие и т.д.

К тому же впервые в самом уголовном законе дано определение представителя власти (в примечании к ст. 318 УК РФ).

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) является одним из преступлений, посягающих на порядок управления, который охраняется нормами главы 32 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против порядка управления" раздела X "Преступления против государственной власти".

Основным непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленную нормативными правовыми актами деятельность представителя власти по исполнению им служебных обязанностей, дополнительным объектом - честь и достоинство представителя власти. Потерпевшим от данного преступления является представитель власти.

В соответствии с примечанием к статье 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Правоохранительные органы - под правоохранительными органами понимается совокупность государственных органов, специальной функцией которых является борьба с правонарушениями и обеспечение законности. Это органы внутренних дел, прокуратура, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, таможенные органы Российской Федерации и др. Сотрудниками правоохранительных органов являются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности прокурора, следователя, лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследований и прокуроров; сотрудника органа контрразведки; судебного исполнителя, судебного пристава, сотрудника федеральных органов государственной охраны; работника таможенных органов, а также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка является основной или одной из основных задач <1>.

<1> Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. // СПС "КонсультантПлюс". 2015.

Контролирующие органы - органы налогового, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществляющих законодательную или исполнительную власть, наделенных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (руководители исполнительных органов субъектов Российской Федерации или их структурных подразделений и т.п.). К иным должностным лицам в смысле примечания к ст. 318 УК РФ относятся должностные лица других звеньев государственного аппарата и местного самоуправления, которые выполняют функции представителя власти. Представителями власти являются не все должностные лица, а только те, которые наделены в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Для признания лица представителем власти необходимо занятие им по результатам выборов, назначению или иным законным путем должности в органах законодательной, исполнительной или судебной власти либо в органах местного самоуправления. Представителями власти могут быть признаны: депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи всех судов, депутаты областной, краевой думы, главы администраций, президенты республик в составе Российской Федерации, депутаты городских, районных выборных органов, главы городской, районной администраций. Представителями власти являются военнослужащие, привлеченные к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Они также получают право предъявлять требования к лицам, не находящимся с ними в отношении подчиненности.

Следует иметь в виду, что оскорбление судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, следует квалифицировать по ст. 297 УК РФ (неуважение к суду).

Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления <2>.

<2> Шумов Р.Н. К вопросу совершенствования уголовно-правовых норм, стимулирующих добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. N 1. С. 64 - 68.

Объективная сторона преступления характеризуется публичным оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам.

Достоинство - это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.

Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.

Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий.

Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.

Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.

В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка. Кроме того, оскорбление представителя власти может быть выражено не только в устной форме, но и в письменной (письмо оскорбительного содержания), фотографической (фотомонтаж) и в любой другой воспринимаемой человеком форме <3>.

<3> Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015 // СПС "КонсультантПлюс". 2016.

Письменное (графическое) оскорбление представляет собой грубую по форме отрицательную оценку деятельности и личности сотрудника правоохранительного или контролирующего органа, наносимую виновным письменно (посредством оскорбительных слов, выражений) или с помощью выразительности художественных средств (в рисунках, карикатурах, иных изображениях).

Графическое (письменное) оскорбление может быть разновидностью оскорбления в публично демонстрируемом произведении, выступлении, если виновный стремится сделать факт унижения чести и достоинства представителя власти достоянием не определенного круга субъектов, а значительной по количеству аудитории - например, распространяя листовки с его оскорбительным изображением.

С развитием новых глобальных информационных технологий появляются новые возможности общения между людьми, а следовательно, и вероятность размещения и передачи унижающих честь и достоинство лица сведений посредством, например, Интернета. Каждое лицо может создать электронный почтовый ящик и с него рассылать любую информацию <4> кому угодно либо создать собственный сайт под вымышленным именем через прокси-сервер и разместить на нем информацию оскорбительного или клеветнического содержания.

<4> Чекунов И.Г., Шумов Р.Н. Современное состояние киберпреступности в Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 10. С. 44 - 47.

Унижающая честь и достоинство информация может рассылаться в виде SMS- и MMS-сообщений, содержащих сведения, порочащие определенное лицо, на мобильные телефоны иных лиц посредством автоматической или персонифицированной рассылки любому абоненту <5>. Причем SMS-сообщения могут быть выполнены с использованием букв, знаков препинания, картинок, эмотиконов (эмотиконка - пиктограмма, изображающая эмоцию; чаще всего составляется из типографских знаков), а MMS-сообщения - еще и фотографий, роликов и звуков.

<5> Борбат А.В., Мусеибов А.Г. Разведывательно-поисковая работа в информационной сфере - тактика и возможности // Российский следователь. 2003. N 11. С. 43 - 46.

Существующая возможность интерактивного общения способствует использованию при написании текста символов и знаков, "не относящихся к алфавиту: комбинаций и сочетаний рисунков, цифр, простейших значков, изображающих эмоции (смайлы), совокупности знаков препинания, демонстрирующих разнообразные эмоциональные реакции участников общения". Некоторые смайлы при полном совпадении вида и порядка использования знаков и символов могут иметь определенное значение <6>.

<6> Брагина А.Г. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. С. 112 - 116.

Состав преступления формальный. Оно считается оконченным уже в момент высказывания слов оскорбительного характера или иных действий. Фактически наступившие в результате оскорбления последствия лежат за пределами данного состава преступления и могут быть учтены при назначении наказания. Если в содеянном дополнительно имеются признаки другого состава преступления, все совершенное образует совокупность преступлений и квалифицируется по ст. 319 и соответствующей статье УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, которым должен охватываться факт оскорбления по отношению именно к представителю власти в связи с его служебной деятельностью <7>.

<7> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Под общей редакцией В.В. Мозякова. М.: Экзамен, 2002. С. 703 - 705.

Субъект преступления - общий, физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Литература

  1. Борбат А.В., Мусеибов А.Г. Разведывательно-поисковая работа в информационной сфере - тактика и возможности // Российский следователь. 2003. N 11. С. 43 - 46.
  2. Брагина А.Г. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006.
  3. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Под общей редакцией В.В. Мозякова. М.: Экзамен, 2002. С. 703 - 705.
  4. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. // СПС "КонсультантПлюс". 2015.
  5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2015 // СПС "КонсультантПлюс". 2016.
  6. Чекунов И.Г., Шумов Р.Н. Современное состояние киберпреступности в Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 10. С. 44 - 47.
  7. Шумов Р.Н. К вопросу совершенствования уголовно-правовых норм, стимулирующих добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. N 1. С. 64 - 68.