Мудрый Юрист

Глава муниципального образования: к вопросу о конкурсном отборе на должность

Киселева Н.В., Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Гречина Л.А., Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Статья посвящена проблемам правового регулирования вопросов конкурсного отбора для замещения должности главы муниципального образования, дается критический анализ соответствующих положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ряда муниципальных правовых актов <1>.

<1> Статья подготовлена с использованием СПС "КонсультантПлюс".

Ключевые слова: местное самоуправление, глава муниципального образования, выборное должностное лицо, избрание, конкурс.

The head of the municipality: to the question of the competitive selection for the position

N.V. Kiseleva, L.A. Grechina

Kiseleva N.V., P.G. Demidov Yaroslavl state University.

Grechina L.A., P.G. Demidov Yaroslavl state University.

The article is devoted to problems of legal regulation of the issues of the competitive selection for a post of the head of the municipality, a critical analysis of the relevant provisions Federal law "On General principles of organization of local government in the Russian Federation" and some municipal legal acts.

Key words: local government, head of municipality, elected official, the election, the competition.

Изменение в 2015 году [1] законодательного подхода к порядку избрания главы муниципального образования привело к тому, что практика замещения указанной должности по результатам конкурса при посредстве представительного органа стала активно внедряться в различных уголках страны.

Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого вопроса по ряду причин нельзя признать удовлетворительным. В частности, спорной представляется юридическая природа подобного способа замещения должности главы муниципального образования.

  1. Несмотря на использование термина "избрание" применительно к механизму отбора главы муниципального образования представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса, очевидно, что указанная процедура не может ставиться в один ряд с выборным порядком замещения рассматриваемой должности. Подобного рода решение вопроса вызывает возражения как с научной точки зрения, так и с позиции законодательства и практики.

В ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [2] (далее - ФЗ N 67) выборы определяются как форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Под выборным должностным лицом понимается Президент РФ, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации, а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования.

На специфичность используемого механизма Конституционный Суд РФ указал в одном из своих Постановлений: "Участие в конкурсном отборе на должность главы городского, сельского поселения, избираемого представительным органом муниципального образования, не обусловлено наличием у кандидата напрямую полученного от населения мандата, в связи с чем его избрание главой городского, сельского поселения по решению представительного органа муниципального образования, хотя и дает основания для причисления - в системе действующего правового регулирования - к выборным должностным лицам местного самоуправления, не может считаться адекватным конституционно-правовым способом легитимации для целей вхождения в состав представительного органа муниципального образования более высокого уровня как органа народного представительства" [3].

В пользу изложенного свидетельствует и тот факт, что в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [4] (далее - ФЗ N 131) всего лишь одна норма (абз. 2 ч. 2.1 ст. 36) отсылает нас к положениям отечественного избирательного законодательства, в остальном используемые процедуры принципиально разнятся с требованиями последнего. В частности, данная норма гласит: "Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления". К таковым относятся: недееспособность; содержание в местах лишения свободы по приговору суда; наличие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; осуждение к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и наличие на день голосования на выборах неснятой и непогашенной судимости за указанные преступления; некоторые иные (см.: ст. 4 ФЗ N 67).

Таким образом, механизм отбора главы муниципального образования представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, по своей юридической природе сложно отнести к выборам в точном значении этого слова.

Однако рядом муниципальных образований указание в ФЗ N 131 на "избрание" главы муниципального образования представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, воспринимается буквально. В п. 1.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города Ярославля [5], например, прямо указывается, что оно разработано, помимо прочего, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а некоторые нормы данного акта, не всегда бесспорно, дословно воспроизводят положения ФЗ N 67.

В актах отдельных муниципалитетов требования к кандидату на должность главы включают необходимость представления, помимо "традиционных" документов, иных, предусмотренных ФЗ N 67 (см. п. 3.1 ст. 33, п. 1.6 ст. 38). Так, абз. 8 и 9 п. 3.3 решения Совета депутатов Ногинского муниципального района (Московская область) от 16 сентября 2015 г. N 336/44 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ногинского муниципального района" буквально дословно повторяют нормы ФЗ N 67 об условиях выдвижения кандидатов на выборах: кандидат, изъявивший желание участвовать в конкурсе, лично представляет следующие документы: 1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу(-е) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга(-и) и несовершеннолетних детей; 2) сведения о расходах кандидата, а также о расходах своих супруга(-и) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата на должность главы муниципального образования за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка [6]. Кроме того, кандидат должен представить (п. 3.5) письменное уведомление, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Непредставление какого-либо из требуемых документов исключает участие лица в конкурсе (п. 3.10).

Представляется, что подобного рода положения идут вразрез с нормой ч. 2.1 ст. 36 ФЗ N 131 и ограничивают права лиц, претендующих на участие в конкурсе, которые обладают пассивным избирательным правом, однако не представили какой-либо из вышеназванных документов.

Они не согласуются также с требованиями антикоррупционного законодательства, поскольку, например, предусмотренный ст. 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 03.07.2016) N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [7] запрет открывать счета в иностранных банках адресован лицам, уже замещающим должности глав муниципальных образований, а не тем, кто претендует на их замещение. Аналогичным образом федеральное законодательство устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих те или иные должности, их супругов и несовершеннолетних детей (ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. (в ред. от 03.11.2015) N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" [8]). Нелогично и незаконно, на наш взгляд, требовать от претендента на должность главы муниципального образования представления соответствующей информации.

С учетом того что кандидату, избранному главой муниципального образования, дается срок для представления копий документов, подтверждающих освобождение его от обязанностей, несовместимых со статусом выборного должностного лица местного самоуправления (либо удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей) (см., например, п. 6.11 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ногинского муниципального района), целесообразно именно на данном этапе требовать от победителя и представления документов, предусмотренных антикоррупционным законодательством.

  1. С другой стороны, законодатель определяет анализируемую процедуру как конкурсную. Причем закрепляет механизм, подобный тому, который уже свыше 10 лет используется в отношении глав местных администраций значительного числа муниципальных образований (см. ч. ч. 2 - 6 ст. 37 ФЗ N 131). В итоге принимаемые муниципалитетами Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования представляют собой некую смесь норм конкурсного и избирательного права, что, на наш взгляд, вряд ли обоснованно.

Конкурс является достаточно распространенной формой замещения должностей и активно используется на государственной гражданской (ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе") и муниципальной службе (ст. 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), в трудовом праве (ст. 18 ТК РФ).

Традиционно в русском языке конкурс понимается как соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук, спорта с целью выделить наиболее выдающихся [9]. В законодательстве о гражданской службе конкурс определяется как оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе").

Понятие "конкурс" включает как материальную, так и процессуальную составляющую. Первая позволяет рассматривать его как организационно-правовой способ замещения должности (существующий наряду с избранием, назначением и т.п.), направленный на выявление лучшего соискателя по профессиональному критерию. С другой стороны, конкурс - это процесс, то есть последовательная процедура, заключающаяся в объявлении конкурса, его подготовке и проведении, подведении итогов и последующее замещение должности [10, с. 363].

Конкурсом считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта) или лучших претендентов на победу (конкурсантов) в соответствии с правилами, оговоренными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путем качественного исследования (экспертизы) и/или количественного исследования (голосования) [11].

Таким образом, конкурс - это состязательный организационный способ замещения должностей, заключающийся в оценке профессионального уровня кандидата. Основной целью конкурса признается отбор наиболее достойного претендента для последующего замещения победителем конкурса соответствующей должности [12, с. 6 - 7].

Закрепляя в ФЗ N 131 конкурсный способ замещения должности главы муниципального образования, законодатель предполагает предварительный отбор кандидатур конкурсной комиссией по определенным заранее критериям, в частности, условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения (абз. 7 ч. 2.1 ст. 36).

Изучение принятых в Российской Федерации к моменту подготовки настоящей статьи решений муниципалитетов по обозначенной проблеме показывает, что муниципальные образования по-разному подходят к правовому регулированию процедуры проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования. В ряде муниципальных правовых актов достаточно подробно прописываются порядок проведения конкурса и требования к претендентам на должность (см., например, Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Город Архангельск" [13]; Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области [14]), в других - формулируются лишь общие положения (см., например, Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ногинского муниципального района [6], Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Химки Московской области" [15], Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города Ярославля [5]).

Различия видны уже в определении цели конкурсной процедуры. В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Химки Московской области целью конкурса является отбор на альтернативной основе кандидатур на должность главы городского округа Химки Московской области из числа претендентов, представивших документы для участия в конкурсе. А каким образом этот отбор осуществляется, на основе каких критериев или оценочных процедур, нормативный акт не регламентирует. Исходя из систематического толкования норм Положения (п. п. 3.1, 3.3, 5.5, 5.7), можно прийти к выводу, что любой кандидат, который соответствует требованиям, указанным в п. п. 3.1, 3.3, представивший необходимые документы (п. п. 3.4 - 3.6), у которого отсутствуют обстоятельства, предусмотренные п. 5.7 (недееспособность, наличие гражданства другого государства, неснятая (непогашенная) судимость и т.д.), должен быть отобран конкурсной комиссией и представлен для избрания Советом депутатов городского округа Химки главой городского округа Химки Московской области.

На наш взгляд, анализируемые положения искажают смысл конкурсной процедуры как состязательного способа замещения должностей, основной целью которого является отбор наиболее достойного претендента для замещения должности.

Представляются более соответствующими сути конкурса, например, нормы, закрепленные в Положении о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования "Город Архангельск": "Целью проведения конкурса является отбор на альтернативной основе наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимое образование, профессиональные знания, опыт руководящей работы, способных по своим личностным и деловым качествам осуществлять полномочия высшего должностного лица муниципального образования по решению вопросов местного значения муниципального образования, обеспечивать осуществление органами местного самоуправления муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными и областными законами". Далее Положение детально регламентирует процедуру проведения конкурса, методы оценки кандидатов и т.д.

Анализ норм Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города Ярославля свидетельствует о формальности процедуры конкурса, она сводится фактически к изучению конкурсной комиссией представленных кандидатами документов (паспорта, документа об образовании, о трудовой деятельности, сведений о доходах и расходах и т.п.). Причем среди этих документов не предусматривается представление в обязательном порядке программы развития муниципального образования. Согласно п. 3.7 Положения кандидат по желанию предоставляет в комиссию, осуществляющую проведение конкурса, письменное изложение своих предложений по организации работы на должности мэра города Ярославля (не более 2 листов формата А4). Не предусмотрено и какой бы то ни было конкурсной процедуры, которая позволила бы претендентам озвучить свое видение перспектив развития города.

Другой подход закрепляется в Положении о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области (п. 3.2): гражданин РФ, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию программу развития муниципального образования (предложения по улучшению качества жизни населения на территории Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области). Также прописывается (п. п. 5.5, 5.6), что конкурс проводится в два этапа: первый - в форме письменного тестирования кандидатов для оценки знаний законодательства, второй - в форме собеседования и рассмотрения программ развития муниципального образования, представленных кандидатами.

В Положении о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Город Архангельск" (подп. 8 п. 4.1) говорится, что кандидат представляет в конкурсную комиссию программу по развитию муниципального образования в произвольной форме объемом до 15 страниц машинописного текста, содержащую информацию об оценке текущего социально-экономического состояния муниципального образования, описание основных проблем социально-экономического развития муниципального образования и комплекс предлагаемых мер по их решению, сроки, ресурсное обеспечение и механизмы реализации программы.

Вопрос о том, должен ли кандидат на пост главы муниципального образования идти на конкурс, имея четкую программу действий в случае его избрания, представляется спорным. И спорным именно в силу того, что федеральный законодатель не определил четко природу данного варианта замещения должности.

С одной стороны, как способ, предполагающий избрание, он не должен устанавливать дополнительные требования к кандидатам, ограничивающие пассивное избирательное право гражданина. Действительно, более разумным в этом плане представляется подход, при котором формальных препятствий для участия в конкурсе минимум. Заявиться для участия в конкурсе может значительное число претендентов, из которых конкурсной комиссией и будут отбираться наиболее достойные кандидаты. Так, п. 3.5 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования город Канск Красноярского края [16] определяет, что кандидат не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления следующих документов: личного заявления на участие в конкурсе; собственноручно заполненной и подписанной анкеты с приложением фотографий; паспорта или заменяющего его документа. Непредставление кандидатом какого-либо из иных предусмотренных Положением документов (программы действий, направленной на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальном образовании; документов, подтверждающих профессиональное образование, стаж работы и квалификацию; сведений о доходах) не отстраняет его от участия в конкурсе.

С другой стороны, поскольку глава муниципального образования обладает особым статусом высшего должностного лица муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, справедливо было бы требовать, чтобы претендент все же имел определенное представление о перспективах развития данного муниципалитета, о его проблемах и путях их решений, а у конкурсной комиссии была возможность выбрать наиболее достойного кандидата.

  1. Законодательная неопределенность в вопросе природы порядка замещения должности главы муниципального образования и лаконичность соответствующих норм ФЗ N 131 (согласно п. 2.1 ст. 36 ФЗ N 131 представительный орган муниципального образования вправе устанавливать порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования; условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения) приводят к тому, что муниципальным образованиям сложно определить, на что же конкретно их уполномочил федеральный законодатель, найти золотую середину при осуществлении муниципального правотворчества по рассматриваемой проблеме и не впадать в крайности.

Так, в Положениях о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должности глав муниципальных образований г. Ярославля, г. Химки, Ногинского муниципального района не указываются ни конкурсные процедуры, на основании которых конкурсная комиссия проводит отбор претендентов (например, тестирование, собеседование и т.п.), ни критерии оценки претендентов.

Между тем в правовых актах иных муниципальных образований данным вопросам уделяется достаточно большое внимание. Например, в главе 5 Положения города Архангельска подробно регламентируются порядок проведения конкурса и методы оценки кандидатов, кроме того, в Приложении 5 содержится специальный перечень таких методов и их характеристика (оценка программы кандидата по развитию муниципального образования, тестирование, собеседование). Конкурсная процедура на должность главы Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области предполагает письменное тестирование кандидатов для оценки знаний законодательства, собеседование и рассмотрение программ развития муниципального образования, представленных кандидатами.

Аналогичные правила закреплены в правовых актах муниципальных образований город Белокуриха [17], город Алейск [18] и Быстроистокский район Алтайского края [19]. В частности, п. 6.3.2 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Белокуриха Алтайского края предусматривает, что оценка участников конкурса включает оценку результатов собеседования и оценку квалификации (уровня образования и стажа работы). При этом указываются конкретные условия, при которых конкурсная комиссия выставляет кандидату по каждой позиции то или иное количество баллов.

Проведенный анализ показывает, что единого подхода в понимании пределов муниципального нормотворчества по вопросу о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования не сложилось.

Представляется, что в пределы муниципального нормотворчества по вопросу о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования должно входить детальное регулирование именно процедуры проведения конкурсных мероприятий: порядка опубликования условий, сведений о дате, времени и месте проведения конкурса; этапов проведения конкурса; требований, предъявляемых к участникам конкурса; перечня документов, представляемых претендентами, порядка и сроков их подачи; порядка формирования и состава конкурсной комиссии; характеристики конкурсных процедур и критериев оценки кандидатов, позволяющих оценить их профессиональные и личностные качества; порядка принятия решений конкурсной комиссией и т.п. [20, с. 45 - 54].

Возможность установления в муниципальных правовых актах и (или) законах субъектов Федерации требований к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам уже подверглась критике в юридической литературе. Так, по мнению авторов комментария к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц, поэтому предъявление к кандидатам на данную должность дополнительных профессиональных или иных требований, как это предусмотрено для главы местной администрации, является неправомерным [21].

М.В. Коростелева обращает внимание на то, что при существующей законодательной модели в конечном итоге в субъектах Федерации и муниципальных образованиях будут установлены различные требования, предъявляемые к кандидатам на должность главы муниципального образования, и граждане, претендующие на ее замещение, будут иметь неравные права на осуществление местного самоуправления в зависимости от места проживания [22]. Автор справедливо полагает необходимым установить подобного рода требования на федеральном уровне с тем, чтобы гарантировать именно конкурсный отбор и выявлять наиболее подготовленных к исполнению полномочий главы муниципального образования кандидатов.

Итак, мы остановились на отдельных положениях, но даже они показывают "ущербность" заложенного в ФЗ N 131 механизма. Стремясь, с одной стороны, "вписаться" в демократические представления о местном самоуправлении с обязательным наличием выборных должностных лиц муниципального образования и сохранить главу муниципального образования выборным должностным лицом, с другой - реализуя государственную идею о выстраивании единой вертикали власти на всех уровнях, законодатель создал некий "гибрид", по сути, "должность, замещаемую квазивыборным путем".

Как справедливо отмечает Н.В. Джагарян, "факторы универсализации конкурсной модели главы муниципального образования (местной администрации) лежат сегодня скорее в сфере государственной целесообразности, что не идет на пользу развитию российской государственности, теряющей уверенную опору в инициативности, предприимчивости и демократизме местных сообществ" [23].

Используемый законодателем механизм рушит традиционные представления о способах замещения должностей (избрание - назначение - конкурс), предлагая для главы муниципального образования механизм, совмещающий в себе элементы разных способов. Это не избрание в традиционном понимании и не конкурс в чистом виде.

Несовершенство его видится также в том, что положения ФЗ N 131 и дополняющих его муниципальных правовых актов не гарантируют в должной степени ни права лиц, претендующих на замещение должности главы муниципального образования, ни интересы населения муниципального образования.

Ссылки

  1. Федеральный закон от 03.02.2015 N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2015. 6 февраля.
  2. Российская газета. 2002. 15 июня.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2015. 14 декабря.
  4. Российская газета. 2003. 8 октября.
  5. Решение муниципалитета г. Ярославля от 08.11.2016 N 752 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность мэра города Ярославля" // Городские новости. 2016. 12 ноября.
  6. Решение Совета депутатов Ногинского муниципального района (Московская область) от 16.09.2015 N 336/44 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ногинского муниципального района" // http://docs.pravo.ru/document/view/85496561/98229729/ (дата обращения: 20.01.2017).
  7. Российская газета. 2008. 30 декабря.
  8. Российская газета. 2012. 5 декабря.
  9. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова // http://www.onlinedics.ru/slovar/ushakov/k/konkurs.html (дата обращения: 20.01.2017).
  10. Подробнее см.: Гречина Л.А. Процессуальные аспекты проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Вып. 14: Актуальные проблемы юридического процесса / Под ред. Н.Н. Тарусиной, М.В. Лушниковой, В.В. Бутнева, Р.Н. Ласточкиной. Ярославль, 2010. С. 360 - 375.
  11. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конкурс (дата обращения: 20.01.2017).
  12. Абакумов Д.В. Конкурсный способ замещения вакантной должности государственной службы. Саратов, 2006. 41 с. См. также: Абакумов Д.В. Конкурс на государственной службе РФ: Монография. Саратов, 2010. 132 с.
  13. Решение Архангельской городской Думы от 02.10.2015 (с изм. 22.06.2016) N 271 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования "Город Архангельск" // http://docs.cntd.ru/document/462621586 (дата обращения: 20.01.2017).
  14. Решение Совета депутатов Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области от 07.08.2015 N 19 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области" // Официальный сайт администрации Овчинниковского сельсовета http://ovchinnikovo.ru/ (дата обращения: 21.01.2017).
  15. Решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 28.06.2016 N 05/3 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа Химки Московской области" // http://www.admhimki.ru/media/eds/elements/bcd3944e-c4fd-47bd-9273-f0ac69c3935c.pdf (дата обращения: 20.01.2017).
  16. Решение Канского городского Совета депутатов Красноярского края от 14.07.2015 N 76-415 "О Положении о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования город Канск" // Официальный Канск. 2015. 15 июля; СПС "КонсультантПлюс".
  17. Решение Белокурихинского городского Совета депутатов от 24.08.2016 N 392 "Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Белокуриха Алтайского края" // СПС "КонсультантПлюс".
  18. Решение Алейского городского Собрания депутатов от 23.03.2016 N 16 "Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования город Алейск Алтайского края" // СПС "КонсультантПлюс".
  19. Решение Быстроистокского районного Собрания депутатов от 29.04.2016 N 18 "Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края" // СПС "КонсультантПлюс".
  20. Гречина Л.А., Киселева Н.В. Пределы муниципального нормотворчества по вопросам проведения конкурсных процедур на муниципальной службе // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.Н. Карташов. Ярославль, 2016. Вып. 15. С. 45 - 54.
  21. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. М., 2015 // СПС "КонсультантПлюс".
  22. Коростелева М.В. Проблемы правового регулирования избрания главы муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3. С. 11 - 14; СПС "КонсультантПлюс".
  23. Джагарян Н.В. Конкурсный глава муниципального образования (местной администрации): особенности легитимации и проблемы совершенствования правового статуса // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 6; СПС "КонсультантПлюс".