Мудрый Юрист

Правовые барьеры развития дополнительного образования в Российской Федерации

<1> Статья выполнена в ходе проведения исследования 16-01-0024 "Инструменты выявления и поддержки талантливых обучающихся в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование" в рамках Программы "Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)" в 2016 - 2017 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации "5-100".

Янкевич Семен Васильевич, кандидат юридических наук, директор Центра правовых прикладных разработок Института образования ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".

В статье проанализированы основные барьеры развития дополнительного образования в Российской Федерации, содержащиеся в действующих нормативных правовых актах. Особое внимание уделено нормативным препятствиям по реализации программ дополнительного образования детей с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса, а также по трудоустройству в образовательные организации дополнительного образования детей лиц, не имеющих педагогического образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, барьеры, лицензирование, санитарные требования, социально ориентированные некоммерческие организации, налоговые льготы, педагогические работники.

Вводные положения

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р <2>, на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано в том числе на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 37. Ст. 4983.

Преимущества дополнительного образования по сравнению с другими институтами формального образования должны усиливаться посредством выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, что имеет особое значение применительно к талантливым обучающимся <3>.

<3> Янкевич С.В. Правовое регулирование мероприятий по поддержке талантливых обучающихся в Российской Федерации // Реформы и право. 2017. N 1. С. 36.

Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации содержатся правовые барьеры, препятствующие развитию дополнительного образования.

Так, можно выделить нормативные препятствия по реализации программ дополнительного образования детей в школах с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса:

В настоящее время существуют также проблемы с привлечением к работе в организациях дополнительного образования лиц, не имеющих базового педагогического образования, из числа молодых специалистов и специалистов в области искусства, техники и спорта, пенсионеров, родителей и иных заинтересованных лиц.

Лицензирование образовательной деятельности

Реализация программ дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций с привлечением ресурсов социально ориентированных некоммерческих организаций или коммерческих организаций, как правило, осуществляется в форме сетевого взаимодействия (сетевой форме реализации образовательных программ) в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <4>.

<4> Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

В случае, когда такое сетевое взаимодействие предполагает реализацию совместно разработанной образовательной программы либо социально ориентированная организация или коммерческая организация предоставляет своих сотрудников в целях реализации программы дополнительного образования в общеобразовательной организации, привлекаемые организации - и социально ориентированные некоммерческие организации, и коммерческие организации - должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ определенного уровня.

В настоящее время правовую основу для лицензирования образовательной деятельности составляют: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <5>, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 91), Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 <6>.

<5> Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.
<6> Собрание законодательства РФ. 2013. N 44. Ст. 5764.

Существующая процедура лицензирования дополнительной образовательной деятельности является достаточно сложным и бюрократизированным процессом, который существенно усложняет начальный этап осуществления образовательной деятельности.

Фактически условие о необходимости лицензирования образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования детей является основным нормативным препятствием для входа социально ориентированных и коммерческих организаций в сферу дополнительного образования.

Кроме этого, при лицензировании образовательных программ с использованием сетевой формы зачастую возникают сложности, связанные с необходимостью указания в лицензиях на осуществление образовательной деятельности адресов ведения деятельности по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме.

Например, если общеобразовательная организация планирует реализовывать программы дополнительного образования детей на базе социально ориентированных некоммерческих организаций или коммерческих организаций с использованием их ресурсов, то такая общеобразовательная организация обязана в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности указать адрес своих партнеров - социально ориентированных некоммерческих организаций или коммерческих организаций.

Порядок внесения изменений в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности установлен п. 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966.

При внесении нового адреса места осуществления образовательной деятельности общеобразовательная организация обязана предоставить в лицензирующий орган внушительный пакет документов, который, среди прочего, включает справку о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам, заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, а также заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности.

Не подвергая сомнению необходимость соответствия нового адреса места осуществления образовательной деятельности требованиям безопасности жизни и здоровью обучающихся, следует отметить, что положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие такие требования, в том числе санитарно-эпидемиологические, не отличаются большой гибкостью.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций, реализующих программы дополнительного образования детей

В настоящее время действует Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" <7>.

<7> Российская газета. 19.07.2013. N 157.

Данный документ определяет основные требования к зданиям, строениям, помещениям, в которых располагаются организации, реализующие программы дополнительного образования детей.

Действующие санитарные требования не учитывают новые формы работы с детьми, не позволяют трансформировать пространство учебных помещений и, более того, делают практически невозможным участие в образовательном процессе социально ориентированных некоммерческих организаций, частных образовательных организаций, коммерческих организаций, которые могут располагаться в нежилых помещениях многоквартирных домов, общественно-деловых центрах и т.д.

Вот лишь некоторые примеры избыточных санитарных требований к зданиям, строениям и помещениям, в которых могут реализовываться программы дополнительного образования детей:

Текущее положение

Предложение по изменению

Аргументация

Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений в здании и на территории организации дополнительного образования не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки. При размещении организации дополнительного образования в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания или пристроенных к ним, проводятся шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие в помещениях основного здания нормативные уровни шума

При размещении организации, реализующей программы дополнительного образования детей, в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания или пристроенных к ним и при отклонении уровня шума от нормы проводятся шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие в помещениях основного здания нормативные уровни шума

Действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы делают невозможным проведение занятий на базе организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, социально ориентированных некоммерческих организаций, коммерческих организаций, расположенных в многоквартирных жилых домах, общественно-деловых центрах

Площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

Исключить

Ссылка на санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" <8> является серьезным ограничением, так как этот СанПиН является очень жестким и не соответствующим современным реалиям с коворкингами и ноутбуками

На каждом этаже здания размещаются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Для персонала выделяется отдельный туалет. В ранее построенных зданиях допускается количество туалетов и санитарно-технических приборов в соответствии с проектом

Исключить из формулировки: "оборудованные кабинами" и "для персонала выделяется отдельный туалет", добавить: "допускается совмещение туалета для персонала, туалета для девочек и туалета для мальчиков при условии оборудования туалета персональными сидениями на унитаз и одновременном пребывании детей не более 20 человек". При сохранении данного пункта в текущей редакции внести дополнение: "для вновь проектируемых зданий"

Организации, реализующие программы дополнительного образования детей, социально ориентированные некоммерческие организации, коммерческие организации могут располагаться на первых этажах многоквартирных жилых домов, в общественно-деловых центрах. Действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы делают невозможным проведение занятий на базе таких организаций

Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища

В перечень допустимых без естественного освещения помещений добавить лабораторные помещения

Лаборатории могут располагаться в помещениях, не имеющих естественного освещения. В условиях средств искусственного освещения представляется необходимым распространить действие данного положения на лаборатории

Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна быть не менее 1/50 площади пола

Исключить

Организации, реализующие программы дополнительного образования детей, социально ориентированные некоммерческие организации, коммерческие организации могут располагаться на первых этажах многоквартирных жилых домов, в общественно-деловых центрах. Действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы делают невозможным проведение занятий на базе таких организаций

Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями, офисной мебели

Снять ограничение на тип мебели для занятий, продолжительность которых не превышает двух часов

Упрощает использование неспециализированных помещений (библиотеки, музеи и т.п.) для организации занятий

<8> Российская газета. 18.06.2010. N 132.

Необходимо существенно пересмотреть требования к зданиям, строениям и помещениям, в которых могут располагаться частные образовательные организации, коммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, реализующие программы дополнительного образования детей.

Существующие требования к зданиям, строениям и помещениям учитывают не только санитарные нормы, но и другие аспекты, никак не влияющие на здоровье детей или качество реализации образовательных программ.

Особенность реализации некоторых программ дополнительного образования детей действительно требует специально оборудованных и определенных по размеру помещений. Данные образовательные программы следует, скорее, рассматривать как исключение.

Большинство образовательных программ дополнительного образования могут быть реализованы в обычных помещениях. Справедливо, что специальные требования предъявляются к дошкольным и общеобразовательным организациям, где дети проводят существенный период своей жизни. Предъявление аналогичных требований к организациям, реализующим программы дополнительного образования, в которых ребенок может находиться в течение 1,5 - 2 часов в неделю, представляется избыточным.

Доступ социально ориентированных некоммерческих организаций к средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Одним из серьезных препятствий к реализации программ дополнительного образования детей в школах с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций является обеспечение данных организаций к средствам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На уровне субъектов Российской Федерации отсутствуют нормативные правовые акты, которые обеспечивали бы:

В настоящее время отсутствуют механизмы, позволяющие осуществлять возмещение затрат социально ориентированных некоммерческих организаций, связанных с оказанием образовательных услуг дополнительного образования. При этом на федеральном уровне механизм возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат путем предоставления субсидий юридическим лицам предусмотрен ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации <9>.

<9> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

Аналогичные барьеры имеют место на уровне муниципальных образований. Так, например, отсутствуют правовые основания предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим образовательные программы дополнительного образования детей, нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, во владение и (или) в пользование на долгосрочной безвозмездной или льготной основе.

Перечисленные мероприятия будут способствовать развитию конкуренции между поставщиками услуг дополнительного образования детей из числа негосударственных (немуниципальных) организаций, вариативности дополнительных общеобразовательных программ, повышению их качества, а также обеспечению прозрачности расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Налоговые льготы для социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса, реализующих программы дополнительного образования детей

В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах образовательные организации в настоящее время пользуются рядом налоговых льгот:

а) согласно подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации <10> освобождается от налогообложения оказание услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;

<10> Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

б) согласно п. 1.1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Социально ориентированные некоммерческие организации и коммерческие организации, участвующие в реализации программ дополнительного образования детей, не обладают правовым режимом образовательной организации и, следовательно, не имеют права на получение указанных налоговых льгот. Вместе с тем с учетом необходимости стимулирования образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования детей социально ориентированным некоммерческим организациям и коммерческими организациями предлагается распространить действие положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на следующие лица:

а) негосударственные (частные) образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных программ дополнительного образования;

б) социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие реализацию образовательных программ дополнительного образования;

в) коммерческие организации, имеющие структурные образовательные подразделения, осуществляющие реализацию образовательных программ дополнительного образования;

г) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию образовательных программ дополнительного образования.

В данной связи предлагаются соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в частности, абзац 1 подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

  1. услуг в сфере образования, оказываемых государственными и частными некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, социально ориентированными некоммерческими организациями, коммерческими организациями, имеющими структурные образовательные подразделения, индивидуальными предпринимателями по реализации дополнительных образовательных программ, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

В ст. 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации представляется необходимым конкретизировать, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся: государственные (муниципальные) и частные некоммерческие образовательные организации по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, социально ориентированные некоммерческие организации, коммерческие организации, имеющие структурные образовательные подразделения, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации образовательных программ дополнительного образования.

Кроме этого, избыточным представляется условие использования налоговой льготы, предусмотренное п. 3 ст. 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации: наличие непрерывно в течение налогового периода не менее 15 педагогических работников в штате образовательной организации. Соответствие данному требованию для многих социально ориентированных некоммерческих организаций и коммерческих организаций, реализующих программы дополнительного образования через специально созданные структурные подразделения, фактически является неисполнимым.

Вместе с тем для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию образовательных программ дополнительного образования, следует предусмотреть соответствующие изменения в порядке исчисления налога на доходы физических лиц.

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации предлагается внести п. 61 и изложить его в следующей редакции:

  1. доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации дополнительных образовательных программ.

Предлагаемые изменения могут предприниматься поэтапно: в первую очередь для негосударственных (частных) образовательных организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ дополнительного образования детей; затем - для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Трудоустройство лиц, не имеющих педагогического образования, в организации дополнительного образования

В настоящее время квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов дополнительного образования установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" <11>.

<11> Российская газета. 20.10.2010. N 237.

Данным Приказом установлены основные квалификационные требования к должности педагога дополнительного образования (включая старшего):

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего педагога дополнительного образования - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Профессиональным стандартом "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613н <12>, устанавливаются следующие требования к образованию и обучению педагогов дополнительного образования:

<12> Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509280019 - Официальный интернет-портал правовой информации, 28.09.2015 (дата обращения: 22.03.2017).

а) среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);

б) дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);

в) при отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрены условия для принятия на должность педагогических работников лиц, реализующих программы дополнительного образования, но не имеющих педагогического образования, в частности, молодых специалистов и специалистов в областях искусства, техники и спорта, родителей и пенсионеров.

Существующая модель лишает образовательные организации дополнительного образования возможности привлекать в качестве педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования, молодых специалистов, успешных предпринимателей, намеревающихся создавать стартапы, специалистов в областях искусства, техники и спорта, родителей, пенсионеров и иных заинтересованных лиц, не имеющих педагогического образования.

Кроме этого, в настоящее время студенты и аспиранты образовательных организаций высшего образования лишены возможности быть принятыми на работу в образовательные организации дополнительного образования в качестве педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования, поскольку не соответствуют действующим квалификационным требованиям к педагогам дополнительного образования.

Исключение составляют студенты и аспиранты образовательных организаций высшего образования, имеющие среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" - без предъявления требований к стажу работы в обоих случаях.

Трудоустройство студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования в образовательные организации дополнительного образования в качестве педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования, возможно при отсутствии ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации (ст. ст. 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ <13>).

<13> Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509280019 - Официальный интернет-портал правовой информации, 28.09.2015 (дата обращения: 22.03.2017).

Таким образом, без внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации трудоустройство студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования в качестве педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования, является невозможным.

Изменение оснований доступа к осуществлению преподавательской деятельности в образовательных организациях дополнительного образования может предусматривать несколько сценариев:

во-первых, упрощение квалификационных требований к должности "педагог дополнительного образования";

во-вторых, введение должности "помощник педагога дополнительного образования", квалификационные требования к которой предусматривали бы возможность привлечения студентов образовательных организаций высшего образования.

Обеспечение доступа молодых специалистов, успешных предпринимателей, специалистов в области искусства, техники и спорта, родителей, пенсионеров и иных заинтересованных лиц, не имеющих педагогического образования, к реализации программ дополнительного образования также требует внесения изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", а также Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

Наконец, полагаем, образовательные организации могут быть наделены правом самостоятельно оценивать соответствие физического лица, не имеющего базового педагогического образования, но тем не менее соответствующего профилю реализуемой образовательной программы, либо являющегося высококвалифицированным специалистом, должностным инструкциям педагога дополнительного образования и направленности образовательных программ.

Данный сценарий позволил бы учитывать специфику программ дополнительного образования детей и, следовательно, привлекать к работе лиц, в наибольшей степени обладающих необходимыми знаниями и навыками.

Заключение

Анализ законодательства Российской Федерации показывает, что на сегодняшний день существует значительное число барьеров для привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса в сферу дополнительного образования. Кроме этого, в законодательстве содержатся препятствия по трудоустройству в организации дополнительного образования лиц, не имеющих базового педагогического образования, однако обладающих необходимой квалификацией и опытом, которые соответствуют направленностям дополнительных образовательных программ.

Исходя из проведенного анализа следует, что необходимо внести ряд изменений в нормативные правовые акты: федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, без которых полноценная реализация Концепции развития дополнительного образования детей остается невозможной.

Библиографический список

Янкевич С.В. Правовое регулирование мероприятий по поддержке талантливых обучающихся в Российской Федерации // Реформы и право. 2017. N 1.