Мудрый Юрист

Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению мошенничеств с использованием банковских гарантий

Черняков Сергей Анатольевич, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина.

В статье рассматриваются основные направления организации деятельности различных подразделений органов внутренних дел по предупреждению мошенничеств в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями.

Ключевые слова: мошенничество, органы внутренних дел, банковская гарантия.

Arrangement of activity of the internal affairs aimed at prevention of fraud involving the use of bank guarantees

S.A. Chernyakov

Chernyakov Sergey A., Senior Lecturer of the Department of Criminal and Legal Disciplines of the Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin.

The article considers the main directions of the organization activities of the various divisions of the internal affairs bodies for the prevention of fraud in the sphere of ensuring the fulfillment of obligations by bank guarantees.

Key words: cheating, police, bank guarantee.

Предупреждение преступлений является одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел, что закреплено во многих нормативных правовых актах, в том числе в Федеральном законе "О полиции" <1>, Приказе МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19, утвердившем инструкцию "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", в которых определяются функции полиции, их права и обязанности по отдельным направлениям профилактической работы.

<1> Часть 1 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции".

Однако при видимой достаточности общего правового и организационного обеспечения деятельности ОВД по предупреждению преступлений, как отмечают криминологи, некоторые категории экономических преступлений требуют особых криминологических познаний о них, о причинах и условиях их совершения, а также о личности преступника <2>.

<2> См., например: Варыгин А.Н., Громов В.Г., Шляпникова О.В. Основы криминологии и профилактики преступлений. Саратов, 2000. С. 98.

Так, в результате проведенного нами исследования, в ходе которого изучена деятельность 17 территориальных отделов внутренних дел г. Москвы, Московской, Белгородской, Воронежской областей, было установлено, что указанные подразделения испытывают значительные сложности в противодействии мошенничествам, совершаемым с использованием банковских гарантий в рамках государственного и муниципального заказа. Нами было выявлено, что указанные сложности возникают, в частности, в связи с отсутствием в системе МВД статистических сведений, отражающих основные криминологические показатели данного вида преступлений. В территориальных подразделениях полиции, соответствующее направление деятельности которых нами изучено, отсутствовали оперативные учеты юридических и физических лиц, попадавших в поле зрения правоохранительных органов, в связи с фактами использования фиктивных банковских гарантий. Отсутствовали накопительные дела, содержащие сведения о результатах деятельности органов внутренних дел по противодействию использованию поддельных или необеспеченных банковских гарантий. Эти обстоятельства создают условия дефицита информации в деятельности по предупреждению мошенничества, совершаемого с использованием банковских гарантий, что не позволяет органам внутренних дел действовать системно и комплексно.

По мнению опрошенных нами сотрудников ЭБиПК разных территориальных подразделений органов внутренних дел, для эффективного предупреждения рассматриваемого вида мошенничества в МВД необходимо формирование системы учета статистических показателей противодействия фиктивным банковским гарантиям, а также системы оперативного учета сведений, касающихся преступного использования банковских гарантий (сообщили 91% опрошенных). Для этого, по мнению опрошенных нами сотрудников, необходимо внесение в формы ФКУ "ГИАЦ МВД России" реквизитов, предусматривающих отражение сведений по данному направлению деятельности ОВД. В ведомственный справочник для заполнения документов первичного статистического учета необходимо внести разделы, отдельно учитывающие преступления, совершенные с использованием банковских гарантий. Помимо этого, в план оперативных совещаний различных уровней МВД необходимо внести вопросы противодействия данным мошенничествам, включить их в систему оценки деятельности территориальных органов внутренних дел. Это позволит своевременно и соразмерно направлять достаточные силы и средства для необходимого противодействия данному виду преступлений <3>.

<3> Шумов Р.Н. К вопросу совершенствования уголовно-правовых норм, стимулирующих добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. N 1. С. 64 - 68.

Исследование деятельности указанных ранее территориальных подразделений полиции показало необходимость совершенствования технологий взаимодействия ОВД с субъектами предупреждения преступлений и правонарушений <4>. Так, по мнению опрошенных сотрудников ЭБиПК, этих подразделений, реализация мер по противодействию рассматриваемым нами преступлениям службой экономической безопасности и противодействия коррупции, как ведущей службой в системе органов внутренних дел в данном направлении, будет более эффективной во взаимодействии с другими структурными подразделениями МВД, а также с ФСБ, ФНС России и др.

<4> Борбат А.В., Мусеибов А.Г. Временные рамки предупреждения преступлений // Российский следователь. 2003. N 11. С. 43 - 46.

Проведенные исследования в области предупреждения преступлений органами внутренних дел свидетельствуют о том, что создание временных организационных структур (штаб, рабочая группа, оперативная группа и т.д.) позволяет эффективно управлять собственными силами и средствами <5>. Для этого, по нашему мнению, необходимо использовать возможности межведомственной рабочей группы, созданной в структуре центрального аппарата министерства внутренних дел, задачей которой является обеспечение и координация совместной работы <6>.

<5> Казак Б.Б., Михайлова Н.В., Столяренко В.М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2012. N 2. С. 14.
<6> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 850 "Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации" // РГ. Федеральный выпуск. 21.11.2013. N 6238.

В ходе проведенного исследования выявлены также недостатки взаимодействия ОВД с не правоохранительными государственными и муниципальными органами и коммерческими структурами. Опрошенные нами сотрудники ЭБиПК высказались о целесообразности своевременного представления заинтересованными службами органов внутренних дел в органы исполнительной власти и местного самоуправления сведений о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению мошенничеств в рамках государственного и муниципального заказа. Такими могут быть сведения: о непринятии мер заказчиком по расторжению контракта с исполнителем, предоставившим в качестве обеспечения исполнения своих обязательств фиктивную банковскую гарантию; о коррупционных проявлениях представителей заказчика и др. <7>.

<7> Карпович О.Г., Борбат А.В., Горелов А.П., Пономарев П.Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты охраны предпринимательской деятельности. М., 2004. С. 23 - 26.

Опрошенные нами сотрудники территориальных органов внутренних дел сообщили о необходимости взаимодействия с кредитными организациями. В результате такого взаимодействия, по мнению опрошенных, необходимо получать сведения о банках, работающих "под слив" <8>, а также иные сведения о незаконных банковских операциях по выдаче банковских гарантий.

<8> В соответствии с терминологией банковских работников, банки, ведущие деятельность в нарушение условий лицензирования и требований Центробанка, ожидающие отзыва лицензии, в условиях вероятности отзыва лицензии.

Помимо этого, опрошенные сотрудники ЭБиПК утверждают, что для эффективной деятельности органов внутренних дел по предупреждению мошенничества, совершаемого с использованием банковской гарантии, большое значение имеет получение криминологических экспертных сведений (сообщили 64% опрошенных). Последние пояснили, что для этого органам внутренних дел необходимо инициировать деятельность комиссий, объединений, ассоциаций независимых экспертов из числа специалистов-криминологов, социологов, экономистов, юристов, специалистов кредитно-банковской сферы, ученых иных специальностей, осуществляющих постоянный экспертный мониторинг социальной эффективности действующего законодательства, различных программ экономического и социального характера, с которыми на постоянной основе важно осуществлять взаимодействие в разработке мер противодействия исследуемым мошенничествам.

По мнению опрошенных нами в качестве экспертов сотрудников ГУЭБиПК, основной задачей предупреждения экономических преступлений является создание условий, способствующих устранению экономической выгоды от совершения преступлений. То есть предупреждение мошенничества, совершаемого с использованием банковской гарантии, может быть эффективным в случае создания условий максимальной невыгодности использования поддельных и необеспеченных банковских гарантий. В деятельности органов внутренних дел это достижимо посредством развития принципа неотвратимости наказания, что возможно в том случае, если будет выявляться максимальное количество фактов использования поддельных и необеспеченных банковских гарантий с дальнейшим принятием соответствующих мер уголовного и процессуального воздействия (подтвердили 78% опрошенных сотрудников). Для этого необходимо развитие взаимодействия между органами внутренних дел и государственными (муниципальными) заказчиками, результатом которого будет получение информации, позволяющей органам внутренних дел анализировать весь массив принятых заказчиком в качестве обеспечения банковских гарантий. Такое взаимодействие возможно в рамках деятельности областных, районных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений <9>.

<9> В настоящее время во всех субъектах РФ в целях координации деятельности территориальных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, организаций, предприятий, учреждений различных форм собственности, политических партий и движений, общественных организаций по реализации мер, направленных на профилактику правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению, созданы межведомственные комиссии по профилактике правонарушений.

Необходимо согласиться с утверждением А.В. Петренко о том, что предупреждение экономических преступлений требует компетентной экономико-правовой квалификации сотрудников органов внутренних дел <10>. Однако в результате проведенного нами исследования было установлено, что представители органов внутренних дел сталкиваются с серьезными сложностями, возникающими в ходе противодействия рассматриваемым мошенничествам, которые связаны с их выявлением, квалификацией, документированием и предупреждением. 69% опрошенных нами сотрудников ЭБиПК, подтвердивших данное обстоятельство, согласились с тем, что во многом это объясняется недостаточной квалификацией сотрудников на данном направлении деятельности, стремлением выполнить "план" по раскрытым преступлениям, не обременяя себя "неперспективными" преступлениями, связанными с использованием поддельных банковских гарантий. В этой связи перед органами внутренних дел, осуществляющими противодействие (в том числе предупреждение) мошенничествам, совершаемым с использованием банковских гарантий, должна стоять задача повышения уровня профессионального мастерства (согласились 91% опрошенных сотрудников ЭБиПК). По мнению последних, целесообразно развивать специализированный уклон высших учебных организаций системы МВД для подготовки выпускников, обладающих специальными познаниями в области противодействия преступлениям в сфере экономики. Также, в связи с постоянным изменением способов совершения рассматриваемых мошенничеств <11>, в деятельности органов внутренних дел должна быть развита система переквалификации и повышения квалификации сотрудников, осуществляющих противодействие рассматриваемому виду мошенничеств, организованная на базе специализированных учебных организаций МВД.

<10> Петренко А.В. Предупреждение преступлений, совершаемых в экономической сфере, органами внутренних дел // Российский следователь. 2011. N 7. С. 14.
<11> Чекунов И.Г., Шумов Р.Н. Современное состояние киберпреступности в Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 10. С. 44 - 47.

При этом представляется целесообразным для руководителей соответствующих подразделений и служб органов внутренних дел отслеживание профессионального потенциала своих подчиненных, принятие своевременных мер по восполнению недостающих знаний. Руководитель может реализовывать эту функцию через организацию проведения различных встреч подчиненных сотрудников со специалистами в интересующих сферах экономической деятельности, межведомственных семинаров с обсуждением проблемных вопросов и обменом положительным опытом.

Опрошенные нами в качестве экспертов следователи, в производстве которых находились уголовные дела о мошенничествах, совершенных в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями, сообщили, что данные дела требуют значительного опыта расследования, высокой не только правовой квалификации, но и экономической подготовки. По их мнению, такими навыками, как правило, обладают лишь сотрудники, специализирующиеся на расследовании конкретных видов преступлений, что требует от органов внутренних дел выделения узконаправленных сотрудников для противодействия рассматриваемым мошенничествам <12>. Положительный опыт "узкой специализации" правоприменителей и создания преступлениями признали во многих странах <13>.

<12> Экспертное мнение // Информационный социально-правовой сайт "ВЕДОМОСТИ Урал". URL: http://akomitet.rU/ekspertnoemnenie/10004731/page/4/.
<13> Мацкевич И.М. Сравнительный анализ формулирования конструкций составов преступлений в сфере экономики в российском и зарубежном праве // Актуальные проблемы расследования преступлений: Материалы международной научно-практической конференции / Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации (Москва, 23 мая 2013 года).

Таким образом, создание в системе МВД информационной среды, позволяющей проводить анализ криминологической обстановки, связанной с мошенничествами, совершаемыми с использованием банковских гарантий, организация взаимодействия органов внутренних дел с иными правоохранительными органами, органами исполнительной власти и кредитными организациями, научное обоснование деятельности по предупреждению рассматриваемых преступлений, специализация сотрудников, осуществляющих противодействие незаконному обороту банковских гарантий, своевременное повышение их квалификации, по нашему мнению, могут способствовать формированию в органах внутренних дел эффективного механизма профилактики мошенничества, совершаемого с использованием фальсифицированных банковских гарантий.

Литература

  1. Борбат А.В., Мусеибов А.Г. Временные рамки предупреждения преступлений // Российский следователь. 2003. N 11. С. 43 - 46.
  2. Варыгин А.Н., Громов В.Н., Шляпникова О.В. Основы криминологии и профилактики преступлений. Саратов, 2000.
  3. Казак Б.Б., Михайлова Н.В., Столяренко В.М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2012. N 2. С. 14.
  4. Уголовно-правовые и криминологические аспекты охраны предпринимательской деятельности / О.Г. Карпович [и др.]. М., 2004.
  5. Мацкевич И.М. Сравнительный анализ формулирования конструкций составов преступлений в сфере экономики в российском и зарубежном праве // Актуальные проблемы расследования преступлений: Материалы Международной научно-практической конференции / Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации (Москва, 23 мая 2013 года).
  6. Петренко А.В. Предупреждение преступлений, совершаемых в экономической сфере, органами внутренних дел // Российский следователь. 2011. N 7. С. 14.
  7. Чекунов И.Г., Шумов Р.Н. Современное состояние киберпреступности в Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 10. С. 44 - 47.
  8. Шумов Р.Н. К вопросу совершенствования уголовно-правовых норм, стимулирующих добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. N 1. С. 64 - 68.