Мудрый Юрист

Механизмы вто, направленные на устранение и минимизацию нетарифных барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией

Федосов Ярослав Константинович, руководитель Центра анализа рисков и международно-правового взаимодействия в системе ВТО и других международных организаций ФГБУ "ВГНКИ".

Специализация автора: международное право.

Никитина Валерия Александровна, начальник отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций Центра анализа рисков ФГБУ "ВГНКИ".

Специализация автора: международное право.

Норкина Елена Владимировна, старший специалист отдела международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций Центра анализа рисков ФГБУ "ВГНКИ".

Специализация автора: международное право.

В статье рассматриваются международно-правовые основы наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках ВТО. Раскрываются механизмы ВТО, которые могут быть использованы РФ в целях преодоления нетарифных барьеров в торговле и защиты национальных интересов экспорта.

Ключевые слова: ВТО, сельскохозяйственные продукты, экспорт, защита национальных интересов, санитарная и фито-санитарная сфера.

The WTO mechanisms aimed at the elimination and minimization of non-tariff barriers to trade in agricultural products

Ya.K. Fedosov, V.A. Nikitina, E.V. Norkina

The article examines international legal framework of increasing exports of agricultural products, raw materials and food within the WTO; the mechanisms of the WTO that the Russian Federation is able to use in order to overcome non-tariff barriers to trade and to protect the national interests of export.

Key words: WTO, agricultural products, export, protection of national interests, sanitary and phytosanitary field.

В 2012 году при присоединении России к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) в качестве одной из задач было намечено обеспечение реального улучшения "доступа отечественных производителей на мировые рынки товаров и услуг" <1>.

<1> Всемирная торговая организация: основные принципы, функции и преимущества для стран-участниц // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show_print/6475.191.htm (дата обращения: 17 октября 2016 года).

Наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка является одним из приоритетов Государственной программы РФ по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, которая предусматривает комплексное развитие сфер деятельности агропромышленного комплекса (далее - АПК).

Экспорт российской сельскохозяйственной продукции за последние годы существенно вырос. Так, за период с 2013 по 2015 год на 62% возрос экспорт овощей, корнеплодов и клубнеплодов, на 58% - продукции мукомольно-крупяной промышленности, на 37% - мяса, на 19% - злаков <2>.

<2> Рассчитано авторами по данным сайта Федеральной таможенной службы РФ. URL: http://stat.customs.ru/ (дата обращения: 4 октября 2016 года).

Достигнутые объемы могут быть увеличены, в том числе за счет выхода на новые зарубежные рынки. Заинтересованность России в территориальном расширении экспорта подтверждается ведением переговоров и заключением соглашений о зоне свободной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза и третьими сторонами с целью предоставления преференциального режима в торговле. Примером является подписанное 29 мая 2015 г. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны <3>. На данный момент ведутся переговоры о создании зон свободной торговли с такими странами, как Иран, Израиль, Сербия <4>.

<3> Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 120-ФЗ.
<4> ЕАЭС создаст зоны свободной торговли с тремя странами // Российская газета [сайт]. URL: https://rg.ru/2016/06/16/eaes-planiruet-sozdat-zony-svobodnoj-torgovli-s-piatiu-stranami.html (дата обращения: 18 октября 2016 года).

Однако доступ сельскохозяйственной продукции, как и других видов продукции, на рынки зарубежных стран осложняется мерами тарифного и нетарифного регулирования. В международном торговом праве в качестве одного из основных нетарифных регуляторов являются санитарные и фитосанитарные меры. Основное их предназначение заключается в "охране здоровья населения, защите животного мира, сельского хозяйства от рисков, возникающих в связи с распространением болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов, болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них" <5>.

<5> Международное экономическое право: Учебное пособие / Коллектив авторов; под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: КНОРУС, 2012. С. 89 - 90.

Помимо санитарных и фитосанитарных мер к мерам нетарифного регулирования также относятся "требования к стандартам, системам измерения, качеству, технике безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и др." <6>.

<6> Там же. С. 88.

Несмотря на свое основное назначение, как санитарные и фитосанитарные меры, так и технические требования могут являться протекционистскими барьерами, что негативно сказывается на международной торговле и нарушает национальные интересы государств-экспортеров.

В этой связи особый интерес представляет изучение механизмов, действующих в рамках ВТО, позволяющих России преодолевать протекционистские барьеры других членов ВТО и отстаивать национальные интересы в сфере АПК. Данные механизмы возможно разделить на две группы: источники правового регулирования и специализированные институты.

К первой группе следует отнести так называемые "многосторонние торговые соглашения" (приложения 1, 2, 3 к Марракешскому соглашению), которые администрируются в рамках ВТО и содержат основополагающие правила международной торговли, являющиеся обязательными для государств - членов ВТО. Они направлены на достижение баланса интересов субъектов международной торговли: с одной стороны, помогают производителям товаров в осуществлении коммерческой деятельности, с другой - позволяют государствам осуществлять социальные и экологические функции <7>.

<7> Understanding the WTO // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/who_we_are_e.htm (дата обращения: 4 октября 2016 года).

Применительно к международной торговле сельскохозяйственной продукцией в целях защиты жизни или здоровья человека, животных и растений уже ст. XX Генерального соглашения по тарифам и торговле <8> позволяет государствам принимать меры при условии, что они не являются средством произвольной или неоправданной дискриминации между государствами, в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли. В дополнение в рамках ВТО имеются два специальных соглашения, касающихся пищевой безопасности, защиты жизни или здоровья человека, животных и растений, а также пищевых стандартов (и других стандартов) в целом, - это Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее - СФС Соглашение) и Соглашение по техническим барьерам в торговле (далее - ТБТ Соглашение). Данные Соглашения включают в том числе положения, направленные на упрощение процедур доступа продукции на рынки государств-членов (положения о гармонизации международных стандартов, признании эквивалентности и т.д.) <9>.

<8> Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было принято в 1947 году. ГАТТ было трансформировано в системный пакет Соглашения о ВТО по результатам Уругвайского раунда.
<9> Understanding the WTO: The Agreements // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm4_e.htm (дата обращения: 4 октября 2016 года).

Кроме того, необходимо отметить не вступившее в силу Соглашение об упрощении процедур торговли, ставшее первым многосторонним документом, принятым членами ВТО с момента создания организации в 1995 году. Данное Соглашение, направленное на снижение издержек при осуществлении торговых операций, включает положения по упрощению процедур перемещения, ввоза товаров, а также таможенных процедур, включая транзит. В соответствии со ст. 8.1 данного Соглашения государства-участники должны разрешить импортеру переадресовывать или возвращать грузы, которым отказано в таможенном оформлении из-за несоблюдения санитарных, фитосанитарных или технических норм. Соглашение вступит в силу, когда его примут две трети членов ВТО. По состоянию на 31 мая 2016 г. уведомления о ратификации направили в ВТО 81 государство - член организации, включая Россию <10>.

<10> Trade Facilitation // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/news_e/news16_e/fac_31may16_e.htm (дата обращения: 4 октября 2016 года).

Также к первой группе механизмов можно отнести Доклады рабочих групп по присоединению к ВТО, где излагаются различные актуальные интересующие членов ВТО вопросы на предмет соответствия национального законодательства нормам ВТО.

Во вторую группу механизмов входят: Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам, Орган по разрешению споров ВТО, Орган по обзору торговой политики (в рамках которого функционирует Механизм обзора торговой политики).

В санитарной и фитосанитарной сфере в целях обеспечения регулярного форума для проведения консультаций в соответствии со ст. 12 СФС Соглашения был учрежден Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам (далее - СФС Комитет). СФС Комитет состоит из представителей членов ВТО, которые, как правило, являются экспертами в области пищевой безопасности, защиты здоровья животных и растений <11>. Указанный Комитет осуществляет функции, необходимые для выполнения положений СФС Соглашения и продвижения его целей, в том числе является площадкой по обсуждению торговых вопросов, касающихся доступа продукции на зарубежные рынки. Аналогичные комитеты предусмотрены в рамках других многосторонних торговых соглашений (например, Комитет по техническим барьерам в торговле (ст. 13 ТБТ Соглашения).

<11> WTO - Technical barriers and SPS measures / Ed. by R. Wolfrum, P. Stoll and A. Seibert-Fohr. Leiden-Boston. 2007. V. 3. P. 524.

В рамках СФС Комитета члены заявляют торговые обеспокоенности в отношении тех или иных введенных санитарных и фитосанитарных мер другими членами. Стоит отметить, что такие меры еще в ходе Уругвайского раунда переговоров рассматривались как один из наиболее проблематичных видов барьеров в торговле, что говорит о том, что в отношении санитарных и фитосанитарных мер других государств, при нарушении интересов РФ, должен проводиться их анализ и должны приниматься управленческие решения, соответствующее интересам РФ <12>.

<12> Research Handbook on the WTO and Technical Barriers to Trade / Ed. by T. Epps, M.J. Trebilcock. Cheltenham, UK. Northampton, MA, USA. Edward Elgar Pub. 2013. P. 24 - 25.

США с 2012 по 2015 гг. подали 7 торговых обеспокоенностей в отношении Китая, ЕС, Франции, Индонезии; ЕС - 18 в отношении Китая, Индонезии, Индии, Республики Кореи, Саудовской Аравии, в том числе в отношении России - 6 обеспокоенностей. То есть можно констатировать, что члены ВТО активно используют механизм торговых обеспокоенностей, что позволяет им на многосторонней площадке обсуждать вопросы экспорта.

Для сравнения: РФ на площадке СФС Комитета заявляла всего две торговые обеспокоенности в 2013 году, обе - в отношении санитарных и фитосанитарных мер Европейского союза (ЕС). Торговая обеспокоенность N 348 <13> касалась карантинных мер ЕС в отношении некоторых ананасовых деревьев и другой продукции. Вторая, N 351 <14>, - требований ЕС к температурной обработке импортируемой готовой мясной продукции. О статусе разрешения данных разногласий в официальной системе ВТО "SPS-IMS" не сообщается.

<13> Specific trade concerns // SPS IMS [сайт]. URL: http://spsims.wto.org/web/pages/edition/stc/SpecificTradeConcern.aspx?ID=2620640 (дата обращения: 4 октября 2016 года).
<14> Specific trade concerns // SPS IMS [сайт]. URL: http://spsims.wto.org/web/pages/edition/stc/SpecificTradeConcern.aspx?ID=2671167 (дата обращения: 4 октября 2016 года).

Как представляется, РФ недостаточно активно использует в своей практике указанный механизм.

Не так давно Министерство сельского хозяйства и мелиорации земель Египта ввело запрет на ввоз пшеницы из России в связи с обнаружением спорыньи <15>. Мера, введенная Египтом в отношении России, является мерой ограничительного характера, затрагивающей интересы российского экспорта, однако отсутствует какая-либо информация о задействовании в этой связи механизма по подаче торговых обеспокоенностей в ВТО.

<15> О введении запрета на ввоз пшеницы с содержанием спорыньи в Египет // Официальный сайт Россельхознадзора. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/18334.html (дата обращения: 14 октября 2016 года).

Потенциально РФ для урегулирования подобных ситуаций может прибегнуть к рассматриваемому механизму ВТО в рамках СФС Комитета, для успешного разрешения которых представляется целесообразным изучить опыт зарубежных стран.

В качестве примера успешного разрешения обеспокоенности, в результате которого члену ВТО удалось добиться открытия рынка для экспорта, можно привести следующий.

Обеспокоенность ЕС N 385 (Общие ограничения на импорт из-за высокопатогенного птичьего гриппа) <16> в отношении запрета некоторых государств на ввоз продуктов из мяса птицы.

<16> Specific trade concerns // SPS IMS [сайт]. URL: http://spsims.wto.org/web/pages/edition/stc/SpecificTradeConcern.aspx?ID=3079628 (дата обращения: 10 октября 2016 года).

В марте 2015 года ЕС отметил, что меры раннего выявления, контроля и ликвидации птичьего гриппа, имеющие обязательную силу в государствах - членах ЕС, доказали свою эффективность. ЕС сослался на Рекомендации СФС Комитета для дальнейшего практического осуществления ст. 6 СФС Соглашения и призвал все государства-члены разрешить торговлю всеми безопасными продуктами.

В октябре 2015 года ЕС сообщил, что обеспокоенность N 385 может быть рассмотрена как разрешенная, поскольку ряд государств отменили запреты.

Таким образом, ЕС в рамках указанной обеспокоенности предпринял определенные меры, которые позволили ему выйти на рынки государств, с которыми торговля уже велась до введения временных запретов на ввоз.

Если член ВТО не находит возможности разрешить свои разногласия в рамках вышеуказанной площадки (СФС Комитета), он может как сторона, обладающая международной правосубъектностью, прибегнуть к более формализованному механизму, а именно обратиться в Орган по разрешению споров ВТО (далее - ОРС ВТО), посредством которого имеется возможность урегулировать возникшие торговые разногласия, передаваемые на основе положений о консультациях и об урегулировании споров соглашений ВТО, в том числе СФС Соглашения. Согласно ст. 3 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров в ВТО, "система урегулирования споров ВТО является центральным элементом, обеспечивающим безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы" <17>. Члены признают, что система урегулирования споров имеет целью охранять права и обязанности членов по охваченным соглашениям и вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права.

<17> Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров // СПС "Право.ru". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18484490/ (дата обращения: 4 октября 2016 года).

К настоящему моменту в санитарной и фитосанитарной сфере РФ не воспользовалась механизмом разрешения споров в рамках ОРС ВТО. В то же время в отношении РФ данным механизмом воспользовался ЕС. В деле ОРС ВТО DS475 "Российская Федерация - меры в отношении ограничения свиноводческой продукции из Европейского союза" <18> ЕС отстаивает свой экспортный интерес в отношении живых свиней, свинины и продуктов свиноводства <19>.

<18> Russian Federation - Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds475_e.htm (дата обращения: 5 октября 2016 года).
<19> Российская Федерация ввела временные ограничения в отношении Литвы - с 25 января 2014 года, Польши - с 27 февраля 2014 г. В дальнейшем Российская Федерация распространила действие введенных ранее ограничений на Латвию - с 28 июня 2014 года и Эстонию - с 11 сентября 2014 года.

С точки зрения защиты интересов экспорта, показательным делом, рассматриваемым в рамках ОРС ВТО, является дело DS26 "Европейский союз - гормоны" <20>. ЕС ввел запрет на ввоз говядины из США вследствие применения США гормонов при выращивании крупного рогатого скота, предназначенного для производства говядины и экспорта из США в ЕС. 25 сентября 2009 года Европейские сообщества и США уведомили ОРС ВТО о принятии Меморандума о взаимопонимании в отношении импорта говядины. 14 апреля 2014 года ЕС и Соединенные Штаты уведомили ОРС ВТО о пересмотренном Меморандуме о взаимопонимании от 21 октября 2013 года, где, в частности, устанавливается, что ЕС установит автономную тарифную квоту в отношении говядины высокого качества. Это говорит о том, что стороны спора смогли прийти к взаимоприемлемому решению.

<20> European Communities - Measures Concerning Meat and Meat Products (Hormones) // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds26_e.htm (дата обращения: 5 октября 2016 года).

Анализ практики разрешения споров в ОРС ВТО позволит изучить и освоить средства защиты отечественных сельскохозяйственных производителей от дискриминационного ограничения доступа продукции на внутренние рынки третьих стран.

В рамках ВТО также предусмотрен Механизм обзора торговой политики, который обеспечивается Органом по обзору торговой политики (Генеральным советом ООН). Механизм обзора торговой политики дает возможность регулярно производить коллективную оценку значимости всего спектра торговой политики и практики отдельных членов и их влияния на функционирование многосторонней торговой системы. Согласно правилам ВТО обзор торговой политики РФ проводится 1 раз в 4 года. 22 августа 2016 года истек первый четырехлетний период членства РФ в ВТО. 28 и 30 сентября 2016 года был произведен первый обзор торговой политики <21>.

<21> Подробнее см.: Trade Policy Review: Russian Federation // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/tp445_e.htm (дата обращения: 14 октября 2016 года).

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что РФ, возможно, следует более активно (касательно введенных в отношении нее торговых ограничений ветеринарно-санитарного и фитосанитарного характера со стороны членов ВТО) отстаивать свою позицию в части продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции на площадке ВТО, а именно, в рамках СФС Комитета и ОРС ВТО. Как показывает практика, некоторые зарубежные страны уже накопили достаточный положительный опыт в этом вопросе. Кроме того, целесообразно повышать уровень осведомленности о ходе выполнения торговыми партнерами России международных обязательств (в том числе путем изучения Докладов рабочих групп по присоединению к ВТО в отношении присоединившихся государств), с тем, чтобы на рассмотренных площадках добиваться лучших условий для российских экспортеров.

Библиографический список

  1. Всемирная торговая организация: основные принципы, функции и преимущества для стран-участниц // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show_print/6475.191.htm (дата обращения: 17 октября 2016 года).
  2. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров // СПС "Право.ru". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18484490/ (дата обращения: 4 октября 2016 года).
  3. ЕАЭС создаст зоны свободной торговли с тремя странами // Российская газета [сайт]. URL: https://rg.ru/2016/06/16/eaes-planiruet-sozdat-zony-svobodnoj-torgovli-s-piatiu-stranami.html (дата обращения: 18 октября 2016 года).
  4. Международное экономическое право: Учебное пособие / Коллектив авторов; под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: КНОРУС, 2012. 272 с.
  5. О введении запрета на ввоз пшеницы с содержанием спорыньи в Египет // Россельхознадзор [сайт]. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/18334.html (дата обращения: 14 октября 2016 года).
  6. Федеральная таможенная служба РФ [сайт]. URL: http://stat.customs.ru/ (дата обращения: 4 октября 2016 года).
  7. European Communities - Measures Concerning Meat and Meat Products (Hormones) // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds26_e.htm (дата обращения: 5 октября 2016 года).
  8. Research Handbook on the WTO and Technical Barriers to Trade / Ed. by T. Epps, M.J. Trebilcock. Cheltenham, UK. Northampton, MA, USA. Edward Elgar Pub. 2013. 616 p.
  9. Russian Federation - Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds475_e.htm (дата обращения: 5 октября 2016 года).
  10. Specific trade concerns // SPS IMS [сайт]. URL: http://spsims.wto.org/web/pages/search/stc/Search.aspx (дата обращения: 4 октября 2016 года).
  11. Trade Facilitation // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/news_e/news16_e/fac_31may16_e.htm (дата обращения: 4 октября 2016 года).
  12. Trade Policy Review: Russian Federation // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/tp445_e.htm (дата обращения: 14 октября 2016 года).
  13. Understanding the WTO // WTO [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/who_we_are_e.htm (дата обращения: 4 октября 2016 года).
  14. WTO - Technical barriers and SPS measures / Ed. by R. Wolfrum, P. Stoll and A. Seibert-Fohr. Leiden-Boston, 2007. V. 3. 568 p.