Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования вопросов административной ответственности в рамках таможенного союза

Ерохина Татьяна Вячеславовна, доцент кафедры публичного права факультета экономической безопасности и таможенного дела Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук, доцент.

Ключевые работы автора:

Ерохина Т.В. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России // Социальное и пенсионное право. 2015. N 3. С. 17 - 23.

Ерохина Т.В. Полномочия пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. 2015. N 4.

Ерохина Т.В., Казаросян З.М. Общий правовой статус индивидуального предпринимателя как основа его административно-правового статуса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. N 1 (60). С. 28 - 30 (0,5 п.л.).

Ерохина Т.В. Некоторые проблемы реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации в современных экономических условиях // Право и общество в условиях глобализации: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. Вып. 4. 400 с. (0,3 п.л.) (С. 78 - 81) ISBN 978-5-4345-0359-4.

Ерохина Т.В. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье граждан // Правовые вопросы в здравоохранении. 2016. Май. N 5 (0,6 п.л.).

В статье исследуются особенности правового регулирования вопросов административной ответственности в рамках Таможенного союза. Проводится сравнительный анализ законодательства об административной ответственности государств - членов ТС. Предлагается продолжить совершенствование законотворчества государств - членов Таможенного союза по пути унификации норм национального законодательства об административной ответственности за совершение таможенных правонарушений.

Ключевые слова: Таможенный союз, ЕАЭС, административная ответственность, унификация законодательства, таможенное дело, КоАП РФ.

Features of legal regulation of questions of the administrative responsibility within the Customs union

T.V. Erohina

The article examines the peculiarities of the legal regulation of issues of administrative responsibility within the Customs Union. A comparative analysis of the legislation on administrative responsibility of TC members is presented. The author proposes to continue the improvement of legislation of the Member States of the Customs Union on the path of unification of the rules of national law on administrative responsibility for committing customs offenses.

Key words: the Customs Union, EEU, administrative responsibility, unification of legislation, customs business, Code of Administrative Offences.

На сегодняшний день Российская Федерация является участником многочисленных интеграционных образований, что, безусловно, положительно влияет на уровень экономического и политического развития нашего государства. Следует отметить, что подобные интеграционные процессы неизбежно влекут необходимость совершенствования правовой базы РФ, а также правоприменительной деятельности ее государственных органов. С другой стороны, в этой связи зачастую возникают проблемы соотношения наднационального и национального права, которые дополняются новыми вопросами о взаимодействии правовых систем различного уровня и способах преодоления конфликтов между ними [14. С. 89].

Одной из ярких форм международной интеграции с участием России можно назвать Таможенный союз (далее ТС), который представляет собой форму торгово-экономической интеграции государств-членов ЕАЭС, количество которых увеличивается <1>. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), правовое (таможенное) регулирование деятельности Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее ТС) осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза [1]. Отсюда вытекает, что правовое регулирование таможенных отношений осуществляется на двух уровнях - на наднациональном, которое образовано таможенным законодательством Таможенного союза, и национальном, представленном законодательством о таможенном деле государств - членов ТС. При этом таможенное законодательство Таможенного союза обладает по отношению к национальному законодательству о таможенном деле приоритетной юридической силой и распространяет свое действие на все пространство единой таможенной территории Таможенного союза [13. С. 35]. Кроме того, механизм правового регулирования отношений в области таможенного дела, наряду с другими сферами, определенными Договором о ЕАЭС [5], должен быть унифицирован. Данный вывод вытекает из смысла ст. 2 Договора, согласно которой унификация законодательства - это сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных Договором.

<1> На сегодняшний день Договор о Евразийском экономическом союзе подписан пятью государствами: Россия и Казахстан (с 01.07.2010), Беларусь (с 06.07.2010), Армения (с 10.10.2014), Киргизия (с 08.05.2015).

Вопрос правового регулирования таможенных правоотношений является многоаспектным и затрагивает различные стороны деятельности в рамках Таможенного союза. При этом особое место в системе норм, регулирующих отношения в области таможенного дела, занимает институт административной ответственности, посредством которого в большинстве случаев обеспечивается соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов ТС. Поэтому далее в настоящей статье будут рассмотрены особенности правового регулирования вопросов административной ответственности в условиях Таможенного союза.

Итак, Таможенный кодекс Таможенного союза действует с 2010 года, и, в соответствии с ним, в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Армения таможенное регулирование осуществляется по единым правилам, определенным таможенным законодательством Таможенного союза [12. С. 145]. Принятие ТК ТС положило начало единообразной практике применения таможенного законодательства на территории пяти государств, в том числе в вопросах привлечения к административной ответственности за нарушение его норм. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 7 ТК ТС таможенные органы государств - членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Следовательно, национальное законодательство об административной ответственности за нарушение таможенного законодательства стран - участников ТС должно быть приведено в соответствие с требованиями ТК ТС, то есть унифицировано.

В этих целях участниками Таможенного союза был предпринят ряд мер, направленных на унификацию охранительного законодательства. В частности, государства - члены ТС подписали Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (далее - Договор об ответственности) (подписан в г. Астане 05.07.2010, ратифицирован Федеральным законом от 05.04.2011 N 59-ФЗ) [2] и приняли Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (заключено в г. Астане 05.07.2010) [3]. Согласно Договору об ответственности виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности определяются законодательством государств - членов ТС с особенностями, установленными договором (ч. 1 ст. 3). Кроме того, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству государства, на территории которого было выявлено административное правонарушение (ч. 1 ст. 4). Административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству Стороны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности (ч. 3 ст. 4).

Национальное законодательство государств - членов Таможенного союза должно быть приведено в соответствие именно с этими международными договорами. Такая обязанность предусмотрена в п. 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам" [4]. В тексте Договора об ответственности также предусматривается обязанность каждой стороны договора принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее административную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний (ч. 2 ст. 3 Договора). О необходимости унификации законодательства РФ в сфере таможенного дела упоминается и в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [6].

Таким образом, требования ТК ТС относительно вопросов привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства являются обязательными для всех государств - членов Таможенного союза, а ответственность за административное правонарушение на таможенной территории ТС и административное производство по таким делам должно быть предусмотрено нормами национального законодательства того государства, на территории которого было выявлено административное правонарушение и в котором лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.

Вместе с тем следует отметить, что национальное законодательство государств - членов ТС предусматривает различные подходы к урегулированию вопросов привлечения к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела. В частности, в каждом государстве - члене ТС по-разному определяются субъекты правонарушений, за однородные составы правонарушений могут устанавливаться различные санкции либо неодинаковые их размеры, сами составы правонарушений также не отличаются единообразием. Кроме того, в отличие от КоАП России и КоАП Республики Казахстан, в Республике Беларусь вопросы процессуального характера регламентированы отдельным законодательным актом - Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Отдельные выводы по обозначенной проблеме были сформулированы в Письме ФТС России от 20.03.2013 N 18-12/11516 [11]. Как отмечается в названном документе, в законодательстве об административной ответственности стран - участниц ТС существуют некоторые особенности, присущие национальному законодательству той или иной страны.

Рассмотрим некоторые несоответствия в законодательстве государств - членов Таможенного союза, касающиеся применения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил, которые до настоящего времени остаются без должного внимания законодателя. В этой связи предлагается провести сравнительный анализ отдельных показателей, содержащихся в законодательстве об административных правонарушениях за нарушение таможенных правил таких стран - участниц ТС, как Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика <2>. Выбор именно этих государств обусловлен длительностью их членства в Таможенном союзе, а следовательно, наличием устоявшихся административно-юрисдикционных норм и правоприменительной практики в области таможенного дела. Результаты сравнения показателей об административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела в законодательстве стран - участниц Таможенного союза приведены в таблице 1.

<2> Законодательство Республики Армения не стало предметом сравнительного анализа, так как оно в настоящее время находится в процессе приведения в соответствие с международными нормами.

Таблица 1

Сравнение показателей об административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела в законодательстве государств - членов Таможенного союза

Российская Федерация

Республика Казахстан

Республика Беларусь

Кыргызская Республика

Правовая основа

Глава 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Глава 29 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года N 235-V ЗРК

Глава 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года N 194-З

Глава 35 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 года N 114

Количество статей

24

37

16

46

Субъекты ответственности

Граждане, юридические лица, должностные лица

Физические лица, должностные лица, юридические лица; субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации, субъекты среднего предпринимательства, субъекты крупного предпринимательства

Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, физическое лицо

Граждане, должностные лица, юридические лица

Виды наказаний

Предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Предупреждение; штраф; конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения; исключение из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела

Предупреждение, штраф, конфискация

Предупреждение; штраф; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Таможенного союза с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами таможенных и (или) налоговых правонарушений; конфискация предметов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения

В чем выражается размер штрафов

Рубли; стоимость товаров, явившихся предметами административного правонарушения; незадекларированная сумма наличных денежных средств; стоимость денежных инструментов; сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов

месячный расчетный показатель

Базовая величина

Расчетный показатель; процент от суммы таможенных платежей, не уплаченных в связи с предоставлением таможенных льгот; процент от суммы требуемых, полученных или невозвращенных таможенных платежей, выплат и иных возмещений; процент от суммы неуплаченных таможенных платежей; сумма неуплаченных платежей

Как видно из приведенных в таблице данных, разница в законодательстве стран - участниц ТС об административной ответственности за таможенные правонарушения местами является существенной, начиная от источников ответственности, заканчивая видами санкций.

Примечательно, что законодательство стран - участниц ТС об административных правонарушениях в области таможенного дела различается также и по размерам штрафных санкций за аналогичные составы правонарушений. Так, в России за нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ) [9] предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; за аналогичное правонарушение в Республике Казахстан (ст. 521 КоАП РК) [10] предусмотрен штраф на физических лиц, должностных лиц в размере десяти (примерно 4 000 руб.), на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятнадцати (6 000 руб.), на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати (8 000 руб.), на субъектов крупного предпринимательства - в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей (10 000 руб.); в Республике Беларусь (ст. 14.16 КоАП РБ) [8] - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двух (1 385 руб.) до десяти базовых величин (около 7 000 руб.); в Кыргызской Республике (ст. 498 КоАО КР) [7] - предупреждение либо наложение штрафа в размере от трех (280,34 руб.) до шести расчетных показателей (560,67 руб.).

Таким образом, указанные несоответствия, на наш взгляд, препятствуют единообразному применению норм таможенного законодательства Таможенного союза при привлечении лиц к административной ответственности. Все это свидетельствует о необходимости продолжить совершенствование законотворчества государств - членов Таможенного союза по пути унификации норм национального законодательства об административной ответственности за совершение таможенных правонарушений. Данные меры будут способствовать реализации норм международного права, отвечать его требованиям, а также содействовать эффективному обеспечению соблюдения таможенного законодательства всеми государствами - членами Таможенного союза.

Библиографический список

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014) // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615; 2015. N 8. Ст. 1107.
  2. Договор "Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза" (подписан в г. Астане 05.07.2010) (с изм. от 10.10.2014). Договор ратифицирован Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 59-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4476.
  3. Соглашение "О правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях" (заключено в г. Астане 05.07.2010) (ред. от 08.05.2015) // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4474; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015.
  4. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам" // РЖД - Партнер Документы. 2011. N 9.
  5. Договор "О Евразийском экономическом союзе" (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 15.04.2014) // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 109; 2014. N 18 (ч. IV). Ст. 2220.
  7. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 года N 114 // Информационная система "Параграф". URL: http://online.adviser.kg/Document/?link_id=1000870181.
  8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года N 194-З // WEB-версия ИПС "Законодательство стран СНГ". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=14895.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4205.
  10. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года N 235-V // Информационная система "Параграф". URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399&doc_id2=31577399#pos=6305;-6&pos2=1312;-8.
  11. Письмо ФТС России от 20 марта 2013 г. N 18-12/11516 "О направлении обзора" (вместе с Обзором законодательных основ привлечения лиц к административной ответственности в государствах - членах Таможенного союза после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза) // СПС "КонсультантПлюс".
  12. Бабкин М.П. Привлечение лиц к административной ответственности за таможенные правонарушения, совершенные за пределами Российской Федерации (на территории Таможенного союза) // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. 2016. Издательство: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Иркутск). 2016. С. 145 - 150.
  13. Козырин А.Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 2. С. 29 - 36.
  14. Филатова М.А. Соотношение правопорядков и иерархия международных и национальных норм: новые вопросы и подходы к их решению в практике Конституционного Суда России // Международное правосудие. 2016. N 3. С. 88 - 100.