Мудрый Юрист

Принят первый судебный акт по спору о применении ФНС России правил НК РФ о трансфертном ценообразовании

(Юридическая фирма "Щекин и партнеры") Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 9 февраля 2017 года

Арбитражным судом города Москвы принято решение от 20.01.2017 по делу ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма" (далее - налогоплательщик) N А40-123426/16-140-1066, в котором рассмотрена законность решения ФНС России о корректировке налоговой базы налогоплательщика в связи с совершением контролируемой сделки.

Суть спора

Налогоплательщик в 2012 году осуществлял сделки по поставке нефти в адрес иностранной компании, зарегистрированной в Гонконге.

Данные сделки признаны налогоплательщиком контролируемыми на основании пп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 НК, так как:

  1. предметом сделок является нефть - товар мировой биржевой торговли;
  2. иностранная компания зарегистрирована в юрисдикции, включенной в "черный список" Минфина России <1>, а доход по группе однородных сделок превышает 60 млн. рублей за календарный год.
<1> Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Налогоплательщиком было направлено уведомление о контролируемых сделках.

ФНС России назначила проверку, в рамках которой налогоплательщиком не была представлена документация, обосновывающая рыночность цен в данных контролируемых сделках.

Для проверки соответствия цен в сделках налогоплательщика рыночным ценам ФНС России применила метод сопоставимых рыночных цен. В качестве источника информации о рыночных ценах на сопоставимую продукцию ФНС России использовала данные информационно-ценового агентства Platt's Crude Oil Marketwire (далее - Platts).

При определении минимального значения интервала рыночных цен ФНС России использовала котировку на дату, ближайшую до совершения поставки, скорректированную на дифференциал.

Поскольку цены, примененные налогоплательщиком в проверяемых сделках, оказались ниже минимальной границы в интервале рыночных цен, ФНС России доначислила налогоплательщику налог на прибыль и пени.

По мнению налогоплательщика, решение ФНС России являлось незаконным в связи со следующими допущенными нарушениями:

  1. ФНС России незаконно использовала информацию о ценах на сырую нефть, публикуемую информационно-ценовым агентством Platts, в то время как обязана была использовать информацию о ценах, применяемых иными сопоставимыми с налогоплательщиком организациями при осуществлении сопоставимых сделок;
  2. ФНС России не учла условия рынка, в которых налогоплательщиком заключены контролируемые сделки (иностранная компания является монополистом рынка, на котором действует налогоплательщик; налогоплательщик мог осуществлять поставки нефти только в адрес компании в определенный порт, так как не обладал достаточными объемами производства нефти для самостоятельного заполнения танкера и др.);
  3. ФНС России неправомерно отказалась от применения метода цены последующей реализации.

Арбитражный суд города Москвы признал решение ФНС России законным, а примененную методику определения рыночных цен правомерной.

По мнению суда, ФНС России правомерно использовала информацию о рыночных ценах на сырую нефть, публикуемую агентством Platts, так как публикуемые котировки (согласно информации, представленной самим агентством Platts) основываются на ценах, применяемых в сделках, сопоставимых по своим финансовым и коммерческим условиям со сделками налогоплательщика.

При этом ФНС России не имела право использовать информацию о ценах в сделках третьих лиц, так как данная информация не является общедоступной, охраняется налоговой тайной. Собственных же сопоставимых неконтролируемых сделок у общества в проверяемом периоде не было.

Отказ ФНС России от применения метода цены последующей реализации суд признал правомерным, так как в первичных документах информация о конечных потребителях реализуемой сырой нефти не содержалась, а сам налогоплательщик эти данные проверяющим не представил.

Выводы и рекомендации

Судебное решение впервые раскрывает подходы ФНС России к применению правил раздела V.1 НК РФ.

Данные подходы к применению метода сопоставимых рыночных цен, определению котировального периода, использованию данных информационно-ценовых агентств со стороны ФНС России необходимо учитывать при планировании налоговых рисков организации, связанных с трансфертным ценообразованием.