Мудрый Юрист

Регулирование миграционных процессов в современной России и европе

Аванесова Анна Артемовна, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук.

В данной статье пойдет речь о мерах по ограничению миграции в современной Европе и о регулировании миграционных процессов в Российской Федерации. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации достаточно большое внимание уделяется миграционным процессам. На примере решений, принятых в ряде европейских стран, в данной статье автор пытается проанализировать необходимые шаги, направленные как на соблюдение интересов государства, так и на соблюдение прав человека в сфере миграции.

Ключевые слова: миграция, вынужденная миграция, нелегальная миграция, иностранные граждане, лица без гражданства.

Regulation of Migration Processes in Modern Russia and Europe

A.A. Avanesova

Avanesova Anna A., Assistant Professor of the Department of Constitutional and International Law of the Law Institute of the North-Caucasus Federal University, Candidate of Legal Sciences.

In this article we are talking about measures for limit migration in contemporary Europe and on the regulation of migration processes in the Russian Federation. The Strategy of the state national policy of the Russian Federation enough attention is paid to the migration process. On the example of the decisions adopted in several European countries, in this article the author tries to analyze the necessary steps as in the interests of the state, and the observance of human rights in the field of migration.

Key words: migration, forced migration, illegal migration, foreign nationals and stateless persons.

19 декабря 2012 года был подписан Указ Президента Российской Федерации "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Один из факторов, негативно влияющих на национальные и межэтнические отношения в Стратегии, обозначен как "недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом" <1>. Также нельзя не отметить рост социальной напряженности, связанный с увеличением числа различных инцидентов с участием мигрантов в последние несколько месяцев. Все это говорит об актуальности миграционной проблемы в нашей стране.

<1> О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7477.

Объем миграции и обстоятельства, при которых она происходила на постсоветском пространстве, были принципиально новыми для всего мирового сообщества. Возникла особая социальная категория населения, характеризуемая целым спектром специфических проблем. Потребовались качественно новые нормативно-правовые акты. В связи с возникновением и развитием законодательства, регулирующего пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, обозначились проблемы, возникающие при незаконной миграции. Поскольку изначально наше миграционное законодательство развивалось в связи с возникновением вынужденной миграции, то потребовалось принятие актов, регулирующих пребывание иностранцев и наших бывших соотечественников, которые так и не успели обозначить свою гражданскую принадлежность, на территории Российской Федерации. Актуальность вопросов борьбы и противодействия незаконной миграции в настоящее время не вызывает сомнений. Нарушение миграционных правил характеризуется высокой латентностью и внезапным возникновением, следовательно, определить точное количество мигрантов на территории Российской Федерации практически невозможно. Большинство иностранных граждан и лиц без гражданства въезжают в Российскую Федерацию на законных основаниях, но в период пребывания на территории Российской Федерации утрачивают основания для пребывания, в результате чего и признаются незаконными мигрантами. Меры ограничительного характера для мигрантов вводятся и в Европе. Особенно в свете событий, произошедших во Франции - редакции газеты Charlie Hebdo в январе 2015 года.

Так, например, еще в середине февраля 2013 года Конституционный суд Испании разрешил служащим полиции использовать базы данных муниципальной регистрации для выявления иностранцев, живущих в стране нелегально, и их высылки на родину. Большая часть нелегальных мигрантов регистрировалась в органах местного самоуправления по месту жительства, так как без справки о регистрации они не могли ни пользоваться медицинскими услугами, ни отправлять своих детей учиться в школу. Ранее полицейские могли задерживать нелегалов лишь на улице, причем идентифицировали иностранца визуально и просили предъявить документы. Теперь у стражей порядка появилась возможность задерживать нелегалов по месту жительства, без проведения уличных облав, которые вызывали критику общественности.

По оценкам УВКБ ООН, страны Европы за период 1989 - 2006 годов приняли в общей сложности около 7 миллионов вынужденных мигрантов различных категорий. География происхождения вынужденных мигрантов в Европе достаточно обширна и включает четыре континента, на которых происходили или продолжаются до сих пор этнические конфликты, гражданские войны, военные действия, террористические акции и крупные стихийные бедствия. Также УВКБ выражает обеспокоенность тем, что в ходе борьбы с нелегальными мигрантами страдают беженцы. В этой связи УВКБ подготовило новый проект, направленный на изучение проблем миграции из стран Северной Африки в Европу. УВКБ считает, что необходимо воздерживаться от слишком энергичного подхода к сдерживанию мигрантов, к их попытке пересечь границы и учитывать причины, вынуждающие людей покинуть родину.

Часто перед беженцами, спасающими свою жизнь и жизнь членов своих семей от преследования или вооруженных конфликтов, закрываются все границы. Их принимают за нелегальных мигрантов. В этом случае к ним не применяются нормы Конвенции ООН о защите прав беженцев. А это означает, что человека лишают права на убежище <2>.

<2> См.: Господыненько Н.Е. Нелегальная миграция из стран Северной Африки в ЕС: количественные и качественные характеристики // Проблемы современной экономики. 2008. N 4 (28).

Приведенные факты свидетельствуют о наметившейся в современной иммиграционной практике тенденции к игнорированию базовых норм Конвенции 1951 года о статусе беженцев. Ограничение контингента потенциальных беженцев, отказ от оценки реальных обстоятельств исхода (концепция безопасной страны), стремление к соглашениям о реадмиссии лиц, ищущих убежище на территории транзитных для них стран, - все это свидетельствует о примате региональных механизмов и узкоевропейских интересов по отношению к универсальным международно-правовым стандартам прав человека.

Каждая договаривающаяся сторона сохраняет за собой право отказать во въезде заявителю, ходатайствующему о предоставлении убежища, или выслать его в третье государство на основании своих национальных законов и в соответствии со своими международными обязательствами.

Российское законодательство не дает четкого понятия деятельности по борьбе с незаконной миграцией и противодействию незаконной миграции. Актуальным является и вопрос об органах исполнительной власти, на которые возлагается обязанность по борьбе с незаконной миграцией и противодействию незаконной миграции.

Незаконная миграция определяется как въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации. И если иностранный гражданин на территории Российской Федерации защищен национальным паспортом, то лицо без гражданства оказывается в весьма уязвимом положении <3>.

<3> См.: Баранов А.Г. Участие органов исполнительной власти в борьбе и противодействии незаконной миграции // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 8.

Специфика регламентации правового положения лиц без гражданства в законодательстве Российской Федерации обусловлена применяемым принципом дифференцированного правового регулирования. Федеральное законодательство определяет правовой режим лиц без гражданства и иностранных граждан в зависимости от времени нахождения их на территории Российской Федерации (временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание). Наиболее благоприятный правовой режим установлен в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства и иностранных граждан; статус этих лиц в наибольшей степени (за минимальными исключениями) соответствует правовому статусу российских граждан. Статус лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Российской Федерации, не менее благоприятен, чем статус иностранных граждан при тех же условиях <4>. Однако на практике большинство лиц без гражданства и являются одними из главных нарушителей миграционного законодательства. И тут мы сталкиваемся с проблемой, что при выявлении таких лиц и применении к ним мер административной ответственности уполномоченные органы зачастую не учитывают все обстоятельства пребывания таких граждан на территории Российской Федерации. В результате права этих лиц нарушаются.

<4> См.: Плюгин И.В. О статусе апатридов и сокращении безгражданства // СПС "КонсультантПлюс".

Одним из основных направлений нейтрализации развития криминогенной обстановки среди иностранных граждан и лиц без гражданства и стабилизации обстановки в сфере миграции в условиях мирового финансового и экономического кризиса является целенаправленное совершенствование законодательства Российской Федерации, оказывающее существенное влияние на процессы, происходящие в сфере миграции, обеспечение миграционной привлекательности Российской Федерации, формирование качественно нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства <5>.

<5> См.: Правонарушения в сфере миграции / Под ред. А.С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, 2010.

В связи с тем что иностранцы и лица без гражданства, нарушающие миграционное законодательство на территории Российской Федерации, являются нашими бывшими соотечественниками, необходимо при привлечении их к ответственности учитывать все обстоятельства нарушения ими миграционного законодательства.

Как правило, лица, ищущие убежища, прибывают в страны, где они это убежище могут получить незаконно. И здесь очень важно не нарушить права тех граждан, которые являются фактическими беженцами, и в то же время соблюсти государственные интересы, которые могут быть нарушены, если лицо представляет непосредственную потенциальную опасность для государства и нарушает миграционное законодательство. Так, лица, прибывающие в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, не проходят какой-либо контроль. То есть неизвестно, являются ли он преступником в своей стране или нет, страдают ли они какими-либо заболеваниями или нет и так далее. Лица, совершившие уголовные преступления и отбывающие наказания в местах лишениях свободы, также бесконтрольно могут оставаться в Российской Федерации, и здесь тоже отсутствует какой-либо учет. Вместе с тем миграционные органы зачастую отказывали в предоставлении убежища или предоставлении статуса беженца тем гражданам, которые действительно подпадали под эту категорию из-за обстоятельств, вынудивших их покинуть место своего прежнего жительства.

Литература

  1. Баранов А.Г. Участие органов исполнительной власти в борьбе и противодействии незаконной миграции // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 8.
  2. Господыненько Н.Е. Нелегальная миграция из стран Северной Африки в ЕС: количественные и качественные характеристики // Проблемы современной экономики. 2008. N 4 (28).
  3. Плюгина И.В. О статусе апатридов и сокращении безгражданства // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Правонарушения в сфере миграции / Под ред. А.С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, 2010. 135 с.
  5. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 // Собрание законодательства РФ. 2012. N 52. Ст. 7477.