Мудрый Юрист

К вопросу о видах удаления с территории Российской Федерации иностранных граждан

Тарабычина Анастасия Петровна, аспирант Российского государственного университета правосудия.

В статье рассматриваются возможные варианты удаления иностранных граждан с территории Российской Федерации. Проводится их соотношение, а также выявляются проблемы реализации норм, регулирующих виды удаления иностранных граждан с территории Российской Федерации.

Ключевые слова: нелегальная миграция, реадмиссия, депортация, административное выдворение, экстрадиция.

Revisiting the Kinds of Expulsion of Foreign Citizens from the Russian Federation

A.P. Tarabychina

Tarabychina Anastasiya P., Postgraduate Student of the Russian State University of Justice.

The article discusses possible options for the removal of foreign citizens from the territory of the Russian Federation. They compare, and also problems of realization of norms regulating types of removal of the foreign citizens from the territory of the Russian Federation.

Key words: illegal migration, readmission, deportation, administrative banishment, extradition.

На сегодняшний день проблема нелегальной миграции становится все более острой в связи необходимостью разрешения вопросов, касающихся защиты граждан Российской Федерации и обеспечения безопасности страны. Миграционный кризис перерастает в глобальную проблему, решение которой возможно только совместными усилиями всех заинтересованных стран.

В Российской Федерации в качестве эффективных механизмов пресечения нелегальной миграции рассматривают такие правовые институты, как реадмиссия, депортация, административное выдворение и экстрадиция. Все перечисленные процедуры представляют собой разновидности удаления с территории Российской Федерации иностранных граждан <1>. Удаление представляет собой ответ страны на нарушение внутригосударственного законодательства в части нелегального пребывания иностранных граждан на территории России, который выражается в принудительном перемещении таких лиц через Государственную границу Российской Федерации.

<1> В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях упрощения применения данного понятия в законодательстве о правовом положении иностранных граждан термин "иностранный гражданин" охватывает собой понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

До недавнего времени законодательно процедура реадмиссии была закреплена в гл. 26.1 ГПК РФ <2>. С принятием КАС РФ <3> данная глава была исключена из ГПК РФ, в настоящее время вопросы, касающихся реадмиссии или депортации, разрешаются в порядке гл. 28 КАС РФ.

<2> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
<3> См.: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1391.

Данная категория дел регулирует деятельность судов общей юрисдикции, касающихся вопросов реадмиссии и депортации, процессуальные нормы которой защищают как лиц, подлежащих реадмиссии (с точки зрения соблюдения гражданских прав в порядке, предусмотренном ГПК РФ), так и интересы государства (на территории которого находятся незаконные мигранты).

В действующем национальном законодательстве не содержится понятия реадмиссии. Анализ норм международного права и международных договоров свидетельствует о том, что в ст. 1 Соглашения о реадмиссии с Европейским союзом <4> понятие "реадмиссия" определено как передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения.

<4> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии // Бюллетень международных договоров. 2007. N 8. С. 42 - 61.

А.А. Иванова отмечает, что реадмиссия есть согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан (а также в некоторых случаях иностранцев, которые раньше находились или проживали в этом государстве), подлежащих депортации из другого государства <5>.

<5> См.: Иванова А.А. К вопросу о принудительном перемещении незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации // Миграционное право. 2014. N 3. С. 3 - 5.

Представляется, что понятие реадмиссии можно сформулировать следующим образом: реадмиссия - это удаление иностранного гражданина за пределы территории Российской Федерации в связи с нарушением норм миграционного законодательства на основании вступившего в законную силу решения суда в страну, с территории которой прибыл данный гражданин, и в соответствии с международным договором о реадмиссии с данным государством.

Вопрос о реадмиссии или депортации иностранного гражданина решают органы ФМС России (а не суд), но, как правило, они не учитывают такие факты, как, например, право иностранного гражданина на семью. В отличие от реадмиссии и депортации при принятии решения об административном выдворении суд (а не органы ФМС России) учитывает все обстоятельства по делу, в том числе и семейное положение иностранного гражданина. Иностранный гражданин не принимает участие при решении вопроса о его реадмиссии или депортации, даже в случае несогласия, в связи с чем актуальным является вопрос об обеспечении доступа последнего к правосудию. Важно еще раз отметить, что в соответствии с действующим законодательством суд не решает вопрос непосредственно о реадмиссии или депортации иностранного гражданина, перед судом стоит лишь вопрос о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение.

Во исполнение принципа свободного доступа к правосудию "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод", закрепленного в ст. 46 Конституции Российской Федерации <6>, представляется необходимым (несмотря на то что решение о реадмиссии принимается органом ФМС России) передать эту функцию принятия итогового решения о реадмиссии или депортации суду. Такой порядок будет способствовать защите прав и законных интересов иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии или депортации, поскольку требуется принятие судебного акта по результатам рассмотрения дела о реадмиссии или депортации (тем самым обеспечивается судебная защита прав лица), а не решение ФМС России как органа исполнительной власти.

<6> См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

Основаниями для реадмиссии иностранного гражданина являются: наличие соглашения о реадмиссии, а также нарушение иностранным гражданином миграционного законодательства. Так, М. Манке выделяет следующие категории лиц, подлежащих реадмиссии:

  1. Лица, незаконно въехавшие на территорию страны.
  2. Лица, законно въехавшие на территорию страны, но оставшиеся на ней незаконно (например, когда въехали на территорию по визе, но остались после истечения ее срока действия).
  3. Лица, въехавшие и оставшиеся на территории законно, но не имеющие законных оснований проживать в данной стране в течение длительного времени (например, в связи с истечением срока действия или отказом в продлении вида на жительство) <7>.
<7> См.: Манке М. Руководство по реадмиссии для экспертов и специалистов-практиков // Международная организация по миграции. М., 2009. Т. 1: Опыт избранных стран по вопросам реадмиссии и возвращения. С. 25.

Реадмиссию следует отличать от другого вида правового воздействия на незаконных мигрантов вследствие нарушения ими миграционного законодательства, такого как депортация.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <8> депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

<8> См.: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

В случае невыполнения в установленный Законом срок обязанности по выезду из Российской Федерации иностранным гражданином, в отношении которого принято решение суда о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или же о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, ФМС России принимает решение о депортации такого лица, для чего обращается в суд с соответствующим заявлением о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение.

Данный порядок видится нецелесообразным. Представляется, что по таким вопросам достаточным будет принятие судебного решения однажды. Во время решения судом вопроса о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или о запрете въезда в Российскую Федерацию, в случае неисполнения решения суда, отказа от добровольного выезда за пределы территории Российской Федерации суд в судебном решении указывает на принудительную депортацию. Такой подход подразумевает процессуальную экономию при разрешении основного вопроса судом, а не органом ФМС России в целях защиты прав и законных интересов иностранного гражданина, а также сокращения процессуальных издержек и иных материальных расходов государства.

Следует учитывать, что депортация не рассматривается как вид наказания за нарушение миграционного законодательства, а есть мера, направленная на недопущение пребывания на территории России нежелательных иностранных граждан <9>.

<9> Справка Гороховецкого районного суда Владимирской области о результатах изучения законодательства и судебной практики по вопросам помещения иностранных граждан, подлежащих депортации из Российской Федерации, в специализированные учреждения. URL: http://gorohovecky.wld.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=12.

Основанием для депортации является судебное решение в отношении иностранного гражданина, пребывание которого в стране нежелательно или въезд которому в Российскую Федерацию не разрешен.

Основания для принятия решения суда о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации содержатся в ст. 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <10>. Например:

<10> См.: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

В статье 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых въезд в Российскую Федерацию не разрешен. Любой из перечисленных случаев может быть основанием для вынесения соответствующего судебного решения.

Административное выдворение - санкция за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <11> (далее - КоАП РФ). Административное выдворение является самостоятельным видом административного наказания и может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания с помещением в специальное учреждение. Административное выдворение может быть назначено за нарушение иностранным гражданином условий пересечения государственной границы, правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, за незаконное осуществление трудовой деятельности, а также за несоблюдение иных миграционных правил <12>.

<11> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
<12> См.: Бондарь Е.О., Брунер Р.А. Практика применения в отношении иностранных граждан меры административного воздействия в виде депортации или административного выдворения за пределы Российской Федерации // Современное право. 2015. N 10. С. 30 - 35.

Административное выдворение в отличие от реадмиссии и депортации производится на основании судебного решения.

Ввиду того что административное выдворение является административным наказанием, оно применяется только при условии доказанности вины иностранного гражданина в совершении конкретного правонарушения.

Важно отметить, что административное выдворение не может применяться к иностранному гражданину в случае истечения сроков привлечения к административной ответственности. Решение же о реадмиссии или депортации может быть вынесено в отношении иностранного гражданина в любой момент <13>.

<13> См.: Бондарь Е.О., Брунер Р.А. Указ. соч. С. 30 - 35.

Экстрадиция представляет собой форму международного сотрудничества стран в борьбе с преступностью. Она заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осужденных судебными органами другого государства (для исполнения приговора) <14>.

<14> См.: Иванова А.А. К вопросу о принудительном перемещении незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации // Миграционное право. 2014. N 3. С. 3 - 5.

Однако на основании ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации <15> (далее - УК РФ) лица, имеющие российское гражданство, в случае совершения преступления на территории иной страны ей не выдаются. Данная норма основана на положениях ст. 61 Конституции Российской Федерации, указывающих, что российские граждане не подлежат выдаче другому государству и не могут быть высланы за пределы государства. Несмотря на защиту своих граждан со стороны государства, это не освобождает лицо от уголовной ответственности и влечет наказание по законодательству Российской Федерации.

<15> См.: Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ экстрадиция может осуществляться только в отношении иностранных граждан, которые совершили преступление за пределами территории Российской Федерации, но находятся на территории нашей страны.

Таким образом, каждый из видов удаления иностранных граждан с территории Российской Федерации представляет собой отдельный правовой институт, требующий более глубокого изучения, а проблемы, рассмотренные в настоящей работе, не являются исчерпывающими, что дает возможность для проведения новых исследований.

Литература

  1. Бондарь Е.О., Брунер Р.А. Практика применения в отношении иностранных граждан меры административного воздействия в виде депортации или административного выдворения за пределы Российской Федерации // Современное право. 2015. N 10. С. 30 - 35.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.
  3. Иванова А.А. К вопросу о принудительном перемещении незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации // Миграционное право. 2014. N 3. С. 3 - 5.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 10. Ст. 1391.
  5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
  6. Манке М. Руководство по реадмиссии для экспертов и специалистов-практиков // Международная организация по миграции. М., 2009. Т. 1: Опыт избранных стран по вопросам реадмиссии и возвращения. С. 25.
  7. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии // Бюллетень международных договоров. 2007. N 8. С. 42 - 61.
  8. Справка Гороховецкого районного суда Владимирской области о результатах изучения законодательства и судебной практики по вопросам помещения иностранных граждан, подлежащих депортации из Российской Федерации, в специализированные учреждения. URL: http://gorohovecky.wld.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=12.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
  10. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029.
  11. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.