Мудрый Юрист

Стратегические приоритеты национальной безопасности в условиях макроэкономической нестабильности

Филатова Ирина Викторовна, преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук.

В данной статье делается вывод, что сложившиеся негативные последствия влияния ключевых угроз во всех сферах жизни Российского государства вынуждают руководство страны перейти к стратегическому управлению. В связи с этим автор выделяет основные стратегические приоритеты национальной безопасности в современных условиях макроэкономической нестабильности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, Стратегия национальной безопасности, внешние вызовы, внешние угрозы, национальные интересы, национальная экономика, экономические санкции, стратегические приоритеты.

Strategic National Security Priorities in a Volatile Macroeconomics

I.V. Filatova

Filatova Irina V., Lecturer of the Department of Economics and Accounting of the Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Candidate of Economic Sciences.

In this article it is concluded that the Negative effects of the key threats in all spheres of life of Russia-ray state forced the country's leadership to move to policy-related management. In this regard, the author identifies the main strategic priorities of national security in modern conditions of macroeconomic instability.

Key words: economic security, national security, national security strategy, external challenges, external threats, national interests, national economy, economic sanctions, strategic priorities.

В современных условиях развития экономики мы можем наблюдать происходящие динамичные изменения в экономических системах, рост конкуренции в мировой экономике, ожесточенную межгосударственную борьбу, ограниченность всех видов ресурсов, что неизбежно приводит к конфликтам в обществе, с законами и во власти. Актуальные проблемы требуют нового подхода в принятии системных решений, определения стратегических приоритетов в области национальной безопасности и направлений развития России на долгосрочную перспективу.

Необходимо заметить, что сложившиеся негативные последствия влияния ключевых угроз во всех сферах жизни Российского государства вынуждают руководство страны перейти к стратегическому управлению, основанному на активном взаимодействии с внешним окружением в части эффективного использования их возможностей, имеющегося потенциала и ресурсов государства.

Современная Стратегия развития России в общем виде представляет собой модель достижения стратегических целей, сформированных из необходимости реализации жизненно важных интересов обеспечения развития, сохранения и защиты государства.

Следует учитывать, что глобальные вызовы и угрозы имеют ряд особенностей своего проявления в различных странах и регионах мира. Так, например, для стран Африки, Индии и Китая угрозой является быстрый рост численности их населения. В то время как для стран Европы, а также Белоруссии и России, наоборот, угрозу представляет депопуляция их населения.

Анализ этих вызовов и угроз применительно к сложившимся условиям макроэкономической нестабильности в современной России показывает, что наибольшую опасность представляют следующие проблемы, вызовы и угрозы:

Таким образом, не случайно, что вышеназванные ключевые угрозы нашли отражение в положениях Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1>. Данный документ, на наш взгляд, является ответной реакцией на внешние вызовы, сформировавшиеся в современных условиях развития экономики, а также базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации.

<1> См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. 2015. 31 дек.

Важнейшие направления обеспечения национальной безопасности в Стратегии носят название "стратегические национальные приоритеты Российской Федерации" <2>.

<2> Филатова И.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграционное право. 2016. N 3. С. 37 - 39.

Президентом России В.В. Путиным поставлена стратегическая задача радикального изменения курса дальнейшего развития страны и проведения крупных преобразований практически во всех основных сферах жизнедеятельности российского общества уже в период до 2020 года. Для решения такой крупномасштабной задачи требуется совершенно новый подход к проблемам развития человеческого потенциала и подготовки высококвалифицированных кадров.

Необходимо достичь такого перехода в концепции образования, целью которого прежде всего стала бы высокая образованность человека, а не подготовка специалиста узкого профиля, как это имеет место сегодня. В условиях перехода к инновационной экономике и формирования общества, основанного на знаниях, необходимо отказаться в первую очередь от доминирующего сегодня компетентностного подхода в образовании <3>.

<3> См.: Кузнецова Е.И., Кузнецова М.В. Развитие и реализация инновационной политики государства // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: Сб. статей Междунар. научн.-практ. конф., 2016. С. 102 - 106.

Важную роль в решении этих задач должны сыграть созданные в России федеральные и исследовательские университеты, которым сегодня предоставлены большие академические свободы, а также приоритетное финансирование из средств федерального и региональных бюджетов <4>. Все это должно обеспечить содействие системной модернизации высшего образования на основе интеграции науки, образования и производства, а также подготовку квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики и новой научно-технологической революции. Пока эта работа на необходимом уровне еще не ведется.

<4> См.: Переверзева Е.С., Погребенко Ю.Н. Актуальные проблемы местных бюджетов как одного из факторов влияния на финансовую стабильность страны // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Матер. ежегод. Всерос. научн.-практ. конф. / Сост. Ю.А. Кудрявцев. Санкт-Петербур. ун-т МВД России, 2015. С. 170 - 174.

Стратегической целью обеспечения национальной безопасности России в сфере науки и технологий является развитие научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы. Исследования показывают, что даже в условиях финансово-экономического кризиса некоторые страны (США, Франция и Китай) существенно увеличили свои вложения в развитие науки, рассматривая это не только как фактор повышения своей конкурентоспособности, но и как важную антикризисную меру в экономике <5>.

<5> См.: Кузнецова Е.И. Конкурентные рыночные отношения и экономическая безопасность государства // Современная конкуренция. 2007. N 2. С. 50 - 57.

Таким образом, ключевым фактором для успешного решения задач, связанных с достижением основных целей новой научно-технической революции в России, является состояние фундаментальной и прикладной науки, а также системы образования. Современная ситуация в этих сферах за последние годы существенным образом ухудшилась и приобретает характер национальной катастрофы, тем самым представляя собой серьезную угрозу для национальной безопасности страны. За последние 20 лет отраслевая наука в России практически полностью разрушена, а начатая в 2013 году реформа академической науки осуществляется таким образом, что наносит серьезный ущерб и этому стратегически важному интеллектуальному ресурсу нашей страны.

Следующая актуальная задача состоит в том, чтобы обеспечить преемственность поколений в науке, образовании и сфере высоких технологий. Главная проблема, которую необходимо здесь решить - это низкий социальный статус научных работников, преподавателей и технических специалистов в России.

В современных условиях, когда одним из основных ресурсов развития страны является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики, дальнейшее сохранение сложившейся ситуации в социальной сфере науки, образования и технологий может привести к снижению инновационной направленности экономического роста России в результате недоиспользования ее научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.

В Стратегии национальной безопасности России современный уровень качества отечественного образования рассматривается как прямая угроза для национальной безопасности страны. Это вызывает вполне обоснованную тревогу не только у представителей научно-педагогического сообщества, но также и у Президента России. Однако за последние годы ситуация в лучшую сторону не изменилась, а наоборот ухудшилась. Поэтому данная проблема приобретает значение стратегического национального приоритета. Ведь сегодня России нужно новое, адекватное условиям и вызовам содержание образования, а также качественно новый уровень подготовки педагогических и научных кадров.

Еще одна ключевая задача, которая сейчас остро стоит в нашей стране - это существенно снизить остроту социального неравенства в России, что должно быть сделано главным образом за счет ликвидации бедности. Ведь именно бедность, а не различие в материальном обеспечении отдельных групп населения создает в стране повышенный уровень социальной напряженности.

По данным Росстата, в России численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума выросла до 22,7 миллиона человек, что на 8 миллионов человек больше, чем в предыдущем квартале <6>. Это почти каждый шестой гражданин Российской Федерации.

<6> См.: http://www.gks.ru/.

Доходы населения неуклонно снижаются. Покупательная способность жителей России падает. Резервов для нивелирования подобной ситуации в стране недостаточно, о чем почти официально заявляет высшее руководство страны. Рост числа живущих за чертой бедности граждан происходит на фоне падения реальных зарплат, которые падают уже на протяжении полутора лет. Особых перспектив для обратной тенденции не видно.

Сокращение бедного населения возможно только за счет увеличения доходов населения, что, в свою очередь, возможно за счет роста экономики. Без системных институциональных изменений сделать это практически невозможно.

Еще один важный аспект данного вопроса - это увеличение разрыва между бедными и богатыми в России. Социальное неравенство в России велико и приближается к катастрофическому уровню начала XX века, предвестника революции. Опасное социальное расслоение, безусловно, современной России совершенно ни к чему. Тем более подобные социальные расслоения негативно влияют на экономику, а избыточное расслоение сдерживает экономический рост.

В числе демографических проблем России предстоит решить три крупные задачи: остановить дальнейшую депопуляцию коренного населения, обеспечить приток рабочей силы в районы Сибири и на Дальний Восток, а также направить миграционные потоки (в том числе с территории Украины) в те регионы нашей страны, которые являются приоритетными в стратегии ее дальнейшего развития.

Стоит также отметить, что приоритетной частью национальной безопасности является экономическая безопасность, поэтому ее обеспечение в современных условиях развития экономики должно стать одним из ключевых приоритетов. Это отмечается и в новой Стратегии: "В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти... реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую... укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля" <7>. Также государственная политика согласно Стратегии должна предусматривать снижение инфляции, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет "длинных" денег, привлечение внутренних накоплений, деофшоризацию экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж.

<7> Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. 2015. 31 дек.

В качестве одного из приоритетов названо достижение продовольственной независимости России. Кроме того, подразумевается ускоренное развитие аграрно-промышленного комплекса, повышение эффективности господдержки сельскохозяйственных производителей, недопущение бесконтрольного оборота продуктов с ГМО, а также подготовка высококвалифицированных специалистов для села. При этом введенные в отношении России санкции оказывают негативное влияние на экономическую безопасность страны.

Одной из серьезнейших угроз для национальной безопасности России в современных условиях является информационная война, которая в последние годы активно ведется против России странами Запада, особенно США. О масштабах ущерба, который она наносит престижу России на международной арене, наглядно свидетельствуют многочисленные факты искаженного освещения в западных СМИ известных событий, связанных с военной агрессией Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года, а также последних событий на Украине. В результате этого реакция многих стран и международных организаций на данные события оказалась неадекватной и потребовала значительных усилий со стороны руководства России по информационному противодействию.

Самым важным сегодня является обеспечение национального единства России, сплочение ее многонационального народа перед лицом глобальной опасности - возрождения фашизма. Последние события на Украине показали, что эта опасность вполне реальна и угрожает не только народу этой страны, но также и другим странам, и прежде всего России. Теперь всем понятно, где находится основной источник этой глобальной угрозы. Этой целью для американских идеологов однополярного мира является не Украина, а Россия, ее природные и людские ресурсы.

И в заключение хотелось бы отметить, что самым важным приоритетом национальной безопасности в современных условиях является создание и введение в действие комплексной системы мониторинга национальной безопасности России.

Для достижения данной цели необходимо разработать целый ряд новых критериев и показателей, которые позволяли бы количественно и качественно оценить вклад той или иной отрасли (или органа управления) в дело укрепления национальной безопасности страны. Именно ее решение должно существенно повысить эффективность всей системы государственного управления в России. По нашему мнению, эта задача должна стать стратегическим приоритетом России на ближайшие годы.

Литература

  1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. 2015. 31 дек.
  2. Кузнецова Е.И. Конкурентные рыночные отношения и экономическая безопасность государства // Современная конкуренция. 2007. N 2. С. 50 - 57.
  3. Кузнецова Е.И., Кузнецова М.В. Развитие и реализация инновационной политики государства // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: Сборник статей Междунар. научн.-практ. конф., 2016. С. 102 - 106.
  4. Переверзева Е.С., Погребенко Ю.Н. Актуальные проблемы местных бюджетов как одного из факторов влияния на финансовую стабильность страны // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции / Сост. Ю.А. Кудрявцев; Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. С. 170 - 174.
  5. Филатова И.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграционное право. 2016. N 3. С. 37 - 39.