Мудрый Юрист

О негативных последствиях незаконной миграции на территории Российской Федерации и основных организационно-правовых мерах, направленных на усиление борьбы с незаконной миграцией

Кобец Петр Николаевич, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России.

В настоящее время все чаще в обществе слышна озабоченность относительно прибывания в нашу страну мигрантов. СМИ и ученые все чаще рассуждают о нежелательности миграционных потоков из государств Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии, которые направляются на территорию нашей страны и зачастую обращают свое внимание в основном на противозаконную деятельность мигрантов из иностранных государств. Однако опасность эта гораздо шире. Чтобы разобраться, какова опасность миграции для нашего государства, по мнению автора, необходимо рассмотреть криминологическую характеристику миграции: что она представляет собой как единый поток и каким образом оказывает негативное воздействие на принимающее государство.

Ключевые слова: незаконная миграция, преступность незаконных мигрантов, предупреждение преступности мигрантов, криминальные группы, торговля людьми, криминологическая характеристика миграции.

Adverse Effects of Illegal Migration on the Territory of the Russian Federation and the Main Organizational and Legal Measures Aimed at Strengthening Illegal Migration Control

P.N. Kobets

Kobets Petr N., Chief Research Scientist of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Currently, increasingly in society are heard concerns about the stay in our camp for migrants. Media and academics often argue about the undesirability of migration flows from the countries of the Middle East, North Africa and South-East Asia that are directed at the territory of our country and often trick out their attention mainly on illegal activities of migrants from foreign countries. However, this danger is much wider. To understand what is the danger of migration to our state, according to the author it is necessary to consider the criminological characteristic of migration: what it represents as a single stream and how it has a negative impact on the host state.

Key words: illegal migration, crime, illegal immigrants, crime prevention, migrants, criminal groups, human trafficking, criminological characteristics of migration.

В последнее время различным аспектам и в целом миграционной проблеме было уделено большое количество публикаций как в специальной литературе, так и в других источниках. Многочисленные исследования проблемы внешней миграции страдают существенным недостатком - непониманием серьезности опасности для нашей страны внешних миграционных потоков. Различные определения "миграции" не раскрывают всю полноту этого понятия, в результате сложно определить всю ту опасность, которую несет внешняя миграция <1>.

<1> См. подробно: Кобец П.Н. О развитии миграционного законодательства и формировании миграционной политики Российской Федерации // Миграционное право. 2009. N 2. С. 21 - 24.

Традиционно исследователи внешней миграции миграционные потоки разделяют на самостоятельные "течения". Не будем останавливаться на их характеристике, они достаточно хорошо раскрыты в многочисленных научных работах.

Однако следует отметить, что все эти потоки внешних мигрантов, направляясь в Россию, преследуют разные политические, экономические, культурные, образовательные и иные цели. К числу основных целей миграции населения на территорию нашей страны следует относить следующие:

а) возвращение русскоязычного населения в места бывшего рождения и проживания тех лиц, которые в свое время были направлены на окраины Советского Союза после окончания учебных заведений, и др.;

б) спасение некоренного населения из национальных республик от политико-экономической, нравственной дискредитации местными националистическими кругами;

в) поиск работы на территории России гражданами из суверенных стран бывшего СССР;

г) поиск криминальных источников получения доходов;

д) поиск работы на территории России гражданами в основном из государств Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии.

Следует отметить, что в конце прошлого века значительный поток внешних мигрантов в нашу страну осуществлялся с целью спасения (зачастую это были беженцы и переселенцы). И эти потоки носили нерегулируемый характер, люди переселялись инициативно, не имея жилья и источника дохода, с минимальной поддержкой государства. Эти миграционные потоки русскоязычного населения значительно укрепили демографический потенциал нашей страны. В новом тысячелетии поток русскоязычного населения практически прекратился и начался поток "титульного" населения из стран бывшего СССР и других иностранных государств.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать то, что мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки находятся на стадии массовой миграции.

Так чем же грозит для Российской Федерации миграционная активность внешних мигрантов и велика ли опасность таких потоков?

Если рассматривать опасность внешних миграционных потоков в ракурсе только борьбы с преступностью или их влияния на оперативную обстановку, то это довольно однобоко.

Чтобы вникнуть в факторы влияния внешней миграции на рост преступных проявлений, необходимо взглянуть на причины и условия, которые формирует внешняя миграция и какое влияние она оказывает на формирование преступности.

Рассматривая преступность внешних мигрантов, неправильно апеллировать только динамикой и структурой преступности внешних мигрантов, в которой внешние мигранты являются как объектами, так и субъектами рассматриваемой преступности.

Главная опасность внешней миграции как неконтролируемого передвижения многомиллионных потоков таится в самих неконтролируемых потоках, которые оказывают комплексное негативное воздействие практически на все важнейшие области жизнедеятельности нашей страны.

Во-первых, следует отметить, что внешняя миграция сильно сказывается на изменениях социальной характеристики региона пребывания мигрантов.

Российские регионы имеют в своем наборе определенные социальные характеристики, такие как численный состав населения, половозрастные, образовательные конфессиональные и ряд других качеств, формируемых в результате эволюционных процессов жизнедеятельности. В первую очередь формируется важнейшая устойчивая социальная характеристика - стабильное население.

С уверенностью можно утверждать, что в настоящее время российское население обладает определенной устойчивостью. Внешне миграционные потоки, стремящиеся на территорию Российской Федерации, содержат в себе лиц, располагающих национальностью, возрастом, полом, образованием, различного рода навыками.

"Сливаясь" с населением регионов, имеющих устойчивые социальные характеристики, миграционная масса взламывает имеющуюся национальную однородность региона. В итоге разрушается половозрастной состав и происходит рост безработицы среди коренного населения. Это может привести к снижению социальной стабильности в регионе, которая может повлечь межнациональную и этническую напряженность, враждебность коренного населения к внешним мигрантам и в конечном счете послужит причиной роста криминальной активности местного населения в отношении внешних мигрантов и роста преступности самих мигрантов.

В первую очередь неконтролируемые массы внешних мигрантов воздействуют на ухудшение национально-этнической характеристики региона пребывания. Само понятие "миграция" подразумевает перемещение людей различных национальностей на этнически более однородные территории.

Следует отметить, что в первую очередь среди значительных отличительных признаков внешней миграции выступает ее национально-этнический состав. Имеется в виду не просто отметка в паспорте, а те этнонациональные характеристики поведения и образа жизни внешних мигрантов, демонстрация (выражение) которых может привести к конфликтной ситуации в какой-либо этнонациональной среде. В первую очередь среди коренного населения российских регионов.

Необходимо остановиться еще на одной проблеме, которая появляется в процессе возникновения неконтролируемых миграционных потоков. А именно каким образом расселяются внешние мигранты на территории российских регионов? И тут выясняется, что в масштабе страны обнаружить это не представляется возможным. Однако мы попытаемся смоделировать данную ситуацию на примере Москвы. Москва является самым притягательным городом России для мигрантов всех национальностей. Но и здесь есть еще одна этническая особенность. Славянское население не очень стремится в Москву, хорошо понимая бесперспективность получения жилой площади и достойной работы. В то же время внешние мигранты активно "обживают" Москву. Тем самым Москва и Московская область (московский мегаполис) в первую очередь подвергаются резким изменения национальных характеристик населения <2>.

<2> См. подробно: Кобец П.Н. Краткая характеристика преступности в столичном регионе Российской Федерации // Миграционное право. 2012. N 3. С. 33 - 36; Кобец П.Н. Особенности преступности столичного мегаполиса конца первого десятилетия XXI столетия (на материалах г. Москвы) // Миграционное право. 2013. N 1. С. 2 - 6.

Анализ сведений, характеризующих национально-этнический состав миграции, дает возможность изложить некоторые выводы.

Первый: на начальном этапе зарождения миграции происходила репатриация славянского населения в Россию. В эти же потоки стали включаться представители титульного населения стран исхода и других наций, проживавших на территории покидаемых республик.

Второй: в условиях середины второго десятилетия нового тысячелетия с территорий стран исхода наблюдается выход титульного населения, основная часть которого стремится переехать в Россию.

Во всей массе внешних мигрантов, прибывающих на территорию Российской Федерации, ежегодно все ощутимее прослеживается еще одна черта: рост числа внешних мигрантов из стран дальнего зарубежья. Особенно отчетливо это проявляется в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации.

Ежегодно идет рост прибывших иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также других стран. Их пребывание на территории Российской Федерации не может не оказывать негативное влияние на социально-национальную характеристику регионов нашей страны. Внешние мигранты, прибывающие из стран дальнего зарубежья, зачастую не владеют языками тех регионов, в которые прибывают, и в первую очередь русским, зачастую являются носителями иной культуры и исторически никогда не были связаны с россиянами. В итоге наблюдается самозаполнение исконно российских регионов представителями некоренных национальностей.

В чем конкретно проявляется либо может в недалеком будущем проявляться опасность проникновения инородцев на преимущественно российские территории?

На территориях скопления внешних мигрантов может происходить возникновение обособленных этнических диаспор <3>. В результате этого может возникнуть опасность не только для отдельного региона нашей страны, но и для Российской Федерации в целом. Практика последних лет показывает, что диаспоры из иностранных государств во многом носят закрытый характер. Управление в них происходит по принципу централизации, прививается полная ответственность и подчинение руководителю диаспоры. Руководители национальных диаспор из иностранных государств пытаются проводить жесткую политику в местах проживания. Зачастую такие сообщества из числа иностранных граждан и лиц без гражданства не стремятся решать общегосударственные задачи страны пребывания. Они защищают сугубо ограниченные интересы либо интересы своих стран гражданства.

<3> См. подробно: Кобец П.Н. О незаконной внешней миграции в России начала XXI столетия как угрозе экономического, криминогенного и социального характера // Миграционное право. 2007. N 4. С. 20 - 24.

Внешняя миграция не может не влиять на половозрастные характеристики российских регионов. Население регионов обладает определенными сложившимися половозрастными характеристиками. При естественном формировании регионов половозрастные характеристики более или менее устойчивы. Развал некогда великой и единой страны - Советского Союза - способствовал возрождению, а где-то и зарождению совершенно нового вида преступности, связанной с половой характеристикой потерпевших, - торговли женщинами. Естественно, что организованные преступные сообщества, занимающиеся работорговлей, пытаются запустить свои щупальца и в Россию. Для вовлечения и переправки молодых женщин за рубеж в большом количестве создаются всевозможного рода туристические фирмы, модельные агентства, салоны и т.п.

С половыми характеристиками тесно связаны характеристики возрастные. Миграционные потоки по возрастному признаку условно можно разбить на несколько групп: моложе трудоспособного возраста; трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста. В составе вынужденной миграции представлены все три возрастные группы. В то же время трудовая миграция представлена в целом молодыми и зрелыми людьми.

Внешние миграционные потоки оказывают существенное влияние на изменение вероисповедальной характеристики региона пребывания. На протяжении формирования Российского государства сформировались четкие регионы "специализированного вероисповедания". Ислам - на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкирии, в Поволжье. Остальная часть России, за исключением некоторых регионов, - преимущественно православная. А в потоках мигрантов из Ближнего Востока, Северной Африки и других регионов идут преимущественно мусульмане. В результате происходит наполнение российских регионов представителями некоренных национальностей. А здесь возникает другая опасность. Диаспоры из иностранных государств настойчиво требуют строительства мечетей в местах компактного проживания. Казалось бы, ничего плохого нет в строительстве мечетей. Как показывает опыт работы некоторых мектебе, наиболее фанатичные ученики затем направляются на учебу в Турцию либо Саудовскую Аравию. Оттуда они возвращаются подготовленными идеологами, хорошо владеющими навыками ведения агентурной и иной работы, и ведут вербовку в отряды боевиков Исламского государства.

Резюмируя влияние внешней миграции и ее опасность для Российской Федерации, можно выработать некоторые выводы.

Зарождение и активизация внешних миграционных потоков, прибывающих в нашу страну, представляет собой объективную реакцию некоторых социально-этнических групп населения на происходящие в мире социально-политические, экономические, демографические, информационные и иные процессы. Внешняя миграция - это процессы перемещения через государственную границу Российской Федерации с различными намерениями различных групп иностранных граждан и лиц без гражданства, в целях убежища и получения источника дохода. Поддержание или усугубление рассматриваемых процессов будет и дальше стимулировать внешнюю миграцию и, возможно, ее противозаконные формы.

Большой объем миграции на территорию Российской Федерации из стран Ближнего Востока, Северной Африки и других регионов осуществляется с нарушением действующего порядка пересечения границы; с умышленным совершением противоправных действий, направленных на уход от регистрации. Неправомерность возникновения на территории нашей страны миграционных потоков, бытовая и трудовая неурегулированность способствуют вовлечению их в противоправную деятельность. Внешние миграционные потоки могут стать угрозой экономического, криминогенного, социального характера для регионов Российской Федерации и страны в целом.

В настоящее время идет стремительное "размытие" коренного и постоянно проживающего населения Российской Федерации внешними мигрантами. Они, являясь недорогой и зачастую неквалифицированной рабочей силой, востребованы предпринимателями, что порождает рост безработицы среди коренного населения нашей страны. Между тем внешние мигранты не несут таких государственно-правовых и организационных нагрузок, как коренное население Российской Федерации. К тому же через них происходит устойчивый отток капитала из нашей страны.

В сложившейся ситуации следовало бы выработать и внедрить ряд мер, нацеленных на распределение внешних мигрантов на территории нашей страны. Уйти от выбора территории проживания при размещении внешних мигрантов к рекомендуемому выбору и размещать внешних мигрантов в тех регионах страны, которые остро испытывают необходимость в рабочей силе.

Литература

  1. Кобец П.Н. Краткая характеристика преступности в столичном регионе Российской Федерации // Миграционное право. 2012. N 3.
  2. Кобец П.Н. О незаконной внешней миграции в России начала XXI столетия как угрозе экономического, криминогенного и социального характера // Миграционное право. 2007. N 4.
  3. Кобец П.Н. О развитии миграционного законодательства и формировании миграционной политики Российской Федерации // Миграционное право. 2009. N 2.
  4. Кобец П.Н. Особенности преступности столичного мегаполиса конца первого десятилетия XXI столетия (на материалах г. Москвы) // Миграционное право. 2013. N 1.