Мудрый Юрист

Незаконная миграция как общественно опасное явление

Жубрин Роман Владимирович, проректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук.

В статье рассматривается понятие незаконной миграции. На основании проведенного анализа миграционной ситуации дается оценка количества незаконных мигрантов на территории Российской Федерации, приводятся наиболее распространенные нарушения законов, связанные с нелегальной миграцией, исследуются последствия нелегальной миграции, обусловливающие повышенную общественную опасность данного социального явления, и факторы, оказывающие на него влияние.

Ключевые слова: незаконная миграция, правонарушения и преступления в миграционной сфере, организация незаконной миграции.

Illegal Migration as a Socially Dangerous Phenomenon

R.V. Zhubrin

Zhubrin Roman V., Vice-Rector of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation Doctor of Law.

The article discusses the concept of illegal migration. On the basis of the analysis of the migration situation assesses the number of illegal migrants on the territory of the Russian Federation, are the most common violations of the laws related to illegal migration, the author examines the consequences of illegal migration, contributing to the increased social danger of this social phenomenon and the factors that affect not effect.

Key words: illegal migration, crimes and offences in the sphere of migration, organization of illegal migration.

Незаконная миграция относится к главным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности России в экономической сфере на долгосрочную перспективу. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <1> прямо указывается на рост угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией (п. 22).

<1> Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами в нашей стране проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. По разным оценкам число незаконных трудовых мигрантов в России варьируется от 1,5 до 15 млн человек <2>. Примерная численность нелегальных (недокументированных) мигрантов в России может составлять от 5 до 10 млн человек (оценки Центра миграционных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, ИСПИ РАН, ИСЭПН РАН). Эти оценки основаны на примерных расчетах, социологических опросах, экспертных интервью, наблюдениях <3>.

<2> См.: Васильев В.И., Бородуля Е.В. Миграционные процессы как фактор воздействия на криминальную ситуацию (на примере Республики Бурятия) // Российский следователь. 2011. N 14. С. 30 - 33.
<3> См.: Лукьянова А.Ю. Оценка масштабов незаконной миграции в России: методологические и методические подходы // Миграционное право. 2012. N 4. С. 33 - 35.

Данные из различных источников о масштабах нелегальной миграции в России, в том числе в Москву, значительно отличаются друг от друга. Разночтения в количестве нелегалов объясняются разными подходами к определению понятия незаконной (нелегальной) миграции и нелегальных мигрантов. Например, Никитченко И.В. определяет незаконную (нелегальную) миграцию как нарушение установленных законодательством принимающего или транзитного государства правил въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию этих государств <4>.

<4> См.: Никитченко И.В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект). М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013. С. 329.

Рылов Д.Н., Новикова Ю.В. понимают под незаконной миграцией добровольное или вынужденное перемещение населения через государственные границы с целью перемены места пребывания или проживания, совершаемое с нарушениями законодательства, действующего на территории государства миграции <5>.

<5> См.: Рылов Д.Н., Новикова Ю.В. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета // Миграционное право. 2013. N 4. С. 38 - 44.

Прудников А.С., Акимова С.А. в качестве нелегальной миграции рассматривают въезд на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утрату таких документов и необращение с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации <6>.

<6> См.: Прудников А.С., Акимова С.А. Нелегальная миграция и административно-правовая ответственность за отдельные правонарушения в сфере миграции // Lex russica. 2013. N 9. С. 953 - 960.

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что в качестве основного признака незаконной миграции рядом авторов выделяется нарушение порядка перемещения и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Однако помимо иностранцев-мигрантов, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, существует категория лиц, прибывших в Россию законно, но работающих без соответствующего разрешения. Так, большинство "гастарбайтеров" из Молдавии, Таджикистана, Украины приехали законно, но незаконно трудятся. В то же время такие представители иностранных государств, как вьетнамцы и афганцы, остаются в России, въехав по туристической визе.

Представляется, что в оценке нелегальной миграции необходимо исходить из ее определения, изложенного в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Это перемещение в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности.

Анализ данных о миграционной ситуации в Российской Федерации <7> (см. табл.) показывает, что количество въезжающих в Россию иностранных граждан выросло с 15 млн 889 тыс. в 2012 году до 17 млн в 2015 году, при этом только 7 - 8 млн таких лиц встают ежегодно на миграционный учет. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находились на территории России, ежегодно составляет порядка 10 млн человек. При этом за нарушение миграционного законодательства составляется ежегодно порядка 2 млн протоколов об административных правонарушениях. Учитывая, что подавляющее большинство иностранных граждан, прибывающих в Россию, относятся к трудоспособному возрасту, обращает на себя внимание несоответствие количества выданных разрешений на работу и оформленных патентов и количества иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России (разница в 3 - 4 раза). Таким образом, количество незаконных мигрантов в России составляет свыше 2 млн человек и может доходить до 6 - 7 млн лиц, нарушающих порядок осуществления трудовой деятельности и правил миграционного учета.

<7> См.: Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации // Официальный сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России. URL: http://xn--b1ab2a0a.xn--b1aew.xn--p1ai.

Таблица

Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации

Показатели

2012

2013

2014

2015

Въехало в Россию иностранных граждан

15 889 421

17 342 369

17 281 971

17 083 849

Поставлено на миграционный учет

6 477 674

7 075 857

8 393 655

7 868 441

Находилось в России иностранных граждан и лиц без гражданства

10 085 049

10 847 352

11 072 255

9 948 099

Привлечено к административной ответственности (составлено протоколов)

2 520 378

2 530 443

2 324 912

2 225 017

Выдано разрешений на работу

1 340 056

1 273 984

1 303 258

216 969

Оформлено патентов

1 289 204

1 537 832

2 386 641

1 788 201

Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

<8> См.: Волокитина М.В. Незаконная миграция в России: причины и сущность явления // Мониторинг правоприменения. 2013. N 1. С. 35 - 38.

Организация незаконной миграции осуществляется различными фирмами, специализирующимися на оказании юридических услуг в области миграции. При этом они открыто размещают рекламную информацию о своей деятельности в сети Интернет с указанием номеров телефонов и электронных адресов <9>.

<9> См.: Соколов Д.А. Криминологическая характеристика организации незаконной миграции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

Национальные диаспоры также осуществляют вербовку желающих иммигрировать в Россию; оказывают необходимую помощь вновь прибывшим мигрантам по адаптации их к новым местным условиям; создают "каналы" и необходимую "инфраструктуру" для обеспечения нелегального проникновения мигрантов в Россию <10>. Сначала в страну выезжает один человек, а вслед за ним его родственники и близкие. Тем самым рабочие места в принимающем государстве резервируются за населением определенной области, района, кишлака <11>.

<10> См.: Жуков Л.А. Криминологическая характеристика современной миграционной ситуации в России // Экономика преступлений и наказаний: Нелегальная миграция в современной России. Научный журнал / Российский государственный гуманитарный университет. 2006. N 8. С. 73.
<11> См.: Насуров П.А. Криминальные последствия незаконной миграции и меры их предупреждения (по материалам Республики Таджикистан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8.

Неофициальные, неформальные отношения и связи распространены на протяжении всей миграционной цепочки: от способов получения информации о возможностях миграции, поиска работы и жилья до организации лечения и устройства детей в школу. Для 50% незаконных мигрантов источник информации о возможности приезда - друзья, сослуживцы и знакомые. В переезде и поиске работы более половины мигрантов получают помощь от соотечественников (бесплатно в 40% случаев или за деньги в 10% случаев) <12>.

<12> См.: Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического исследования) / Междунар. орг. по миграции (МОМ); Бюро МОМ в России. М.: Гендальф, 2004. С. 498.

Так, Заокский районный суд Тульской области вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшей работницы почты поселка Заокский Дарьи Шаиновой и гражданина Узбекистана Илхомжона Усмонова. Судом установлено, что Усмонов, проживавший на территории Заокского района, создал преступную группу в целях организации незаконного пребывания иностранных граждан республик Молдовы, Украины, Казахстана и Узбекистана на территории Заокского района Тульской области за денежное вознаграждение. В преступную группу Усмонов вовлек оператора связи в почтовом отделении Заокского почтамта УФПС Тульской области Шаинову. Участники организованной группы Усмонов и Шаинова осуществили незаконную постановку на миграционный учет 28 иностранных граждан, то есть организовали их незаконное пребывание в Российской Федерации <13>.

<13> В Тульской области вынесен обвинительный приговор по уголовному делу об организации незаконной миграции // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru.

Организация незаконной миграции зачастую связана с использованием поддельных документов: паспортов, миграционных карт, уведомлений о прибытии на место жительства, а также фиктивных заявлений собственников жилой площади о согласии на регистрацию незаконных мигрантов, доверенностей, договоров, заключаемых с работодателем.

Например, Алтынбек Жуманов, Талантбек Молдошев и Вероника Боева за денежное вознаграждение проставляли в паспорта иностранных граждан, срок пребывания которых на территории Российской Федерации истекал, и в бланки незаполненных миграционных карт поддельные отметки в виде "дата-штампов", которые свидетельствовали о пересечении этими гражданами Государственной границы Российской Федерации. С каждого иностранца, которых, по мнению следствия, было около тысячи, злоумышленники получали за услуги примерно 3 тыс. руб. В результате сообщники получили незаконный доход в размере более 2,7 млн руб. <14>.

<14> В Пермском крае перед судом предстанут члены группы, организовавшие незаконную миграцию иностранных граждан // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru.

К последствиям незаконной миграции относятся:

<15> В Москве направлены в орган дознания материалы прокурорской проверки об организации незаконной миграции в швейном цеху на ул. Стромынка, где произошел пожар // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru.
<16> Вынесен приговор по уголовному делу о производстве контрафактной алкогольной продукции в г. Королеве Московской области // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru.
<17> См.: Годовой отчет Банка России за 2015 г. URL: http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2015.pdf. С. 284.
<18> См.: Александров А., Геращенко Е. Битва за место на кладбище. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2988071.
<19> См.: Убийство Анастасии Мещеряковой. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.
<20> См.: Никитенко И.В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект). М., 2013. С. 93 - 94.
<21> См.: Егоров И. Цель террористов - Европа. URL: http://www.rg.ru/2015/07/29/ekstremizm-site.html.

Незаконная миграция является закономерным результатом сложной многоуровневой детерминации, включающей различные факторы. Так, отсутствие действенного механизма квотирования иностранной рабочей силы и недостатки системы прогнозирования реальных потребностей в трудовых мигрантах стали факторами, влияющими на рост незаконной трудовой миграции. Сложившаяся практика формирования заявок работодателей была ориентирована лишь на крупные предприятия с отсутствием выраженной сезонности производства. Представители мелкого и среднего бизнеса прибегают в основном к использованию нелегальных иностранных работников. Практика показывает, что недобросовестных работодателей привлекает возможность экономии на оплате труда мигрантов, сокрытия производственного травматизма.

В связи с этим в миграционное законодательство внесены изменения, упрощающие порядок постановки на миграционный учет, а также правила осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывающими в Россию без получения виз. Однако привлечение иностранцев к труду на основе патентов осложняется необходимостью получения для их оформления значительного количества документов и высокой для иностранцев из ближнего зарубежья стоимости процедур получения этих документов. В результате многие трудовые мигранты трансформируются в незаконных мигрантов, которые совершают основную массу правонарушений. В качестве фактора, способствующего нелегальной миграции, выделяется также низкий уровень социального и экономического обеспечения иностранцев, работающих в нашей стране.

Имеются недостатки и в деятельности государственных органов. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка в своем выступлении на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, посвященном вопросам противодействия незаконной миграции, отметил, что "уполномоченные ведомства не в полном объеме выполняют возложенные на них функции по контролю за въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан. Как следствие - сохраняется большое число нелегальных мигрантов. В результате нескоординированности действий заинтересованных ведомств определенные проблемы возникают и в вопросах административного выдворения иностранных граждан за пределы страны" <22>.

<22> В Генеральной прокуратуре РФ состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросам противодействия незаконной миграции // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/news_events/news-252347.

Негативные явления в состоянии законности и правопорядка в миграционной сфере, острота криминальной ситуации диктуют необходимость усиления превентивных подходов в деятельности государственных органов по противодействию незаконной миграции, обеспечению комплексного воздействия на нее, включающего предупреждение противоправной миграции, борьбу с миграционными преступлениями, минимизацию и ликвидацию последствий незаконной миграции.

В качестве основных направлений противодействия незаконной миграции можно выделить:

Литература

  1. Александров А., Геращенко Е. Битва за место на кладбище. URL: www.kommersant.ru/doc/2988071.
  2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросам противодействия незаконной миграции // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: www.genproc.gov.ru/smi/news/news_events/news-252347.
  3. В Москве направлены в орган дознания материалы прокурорской проверки об организации незаконной миграции в швейном цеху на ул. Стромынка, где произошел пожар // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: www.genproc.gov.ru.
  4. В Пермском крае перед судом предстанут члены группы, организовавшие незаконную миграцию иностранных граждан // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: www.genproc.gov.ru.
  5. В Тульской области вынесен обвинительный приговор по уголовному делу об организации незаконной миграции // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru.
  6. Васильев В.И., Бородуля Е.В. Миграционные процессы как фактор воздействия на криминальную ситуацию (на примере Республики Бурятия) // Российский следователь. 2011. N 14. С. 30 - 33.
  7. Волокитина М.В. Незаконная миграция в России: причины и сущность явления // Мониторинг правоприменения. 2013. N 1. С. 35 - 38.
  8. Вынесен приговор по уголовному делу о производстве контрафактной алкогольной продукции в г. Королеве Московской области // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: www.genproc.gov.ru.
  9. Годовой отчет Банка России за 2015 г. URL: www.cbr.ru/publ/God/ar_2015.pdf. С. 284.
  10. Егоров И. Цель террористов - Европа. URL: www.rg.ru/2015/07/29/ekstremizm-site.html.
  11. Жуков Л.А. Криминологическая характеристика современной миграционной ситуации в России // Экономика преступлений и наказаний: Нелегальная миграция в современной России. Научный журнал / Российский государственный гуманитарный университет. 2006. N 8. С. 73.
  12. Лукьянова А.Ю. Оценка масштабов незаконной миграции в России: методологические и методические подходы // Миграционное право. 2012. N 4. С. 33 - 35.
  13. Насуров П.А. Криминальные последствия незаконной миграции и меры их предупреждения (по материалам Республики Таджикистан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8.
  14. Никитченко И.В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект). М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013. С. 93 - 94, 329.
  15. Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического исследования) / Междунар. орг. по миграции (МОМ); Бюро МОМ в России. М.: Гендальф, 2004. С. 498.
  16. Прудников А.С., Акимова С.А. Нелегальная миграция и административно-правовая ответственность за отдельные правонарушения в сфере миграции // Lex russica. 2013. N 9. С. 953 - 960.
  17. Рылов Д.Н., Новикова Ю.В. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета // Миграционное право. 2013. N 4. С. 38 - 44.
  18. Соколов Д.А. Криминологическая характеристика организации незаконной миграции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
  19. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации // Официальный сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России: https://гувм.мвд.рф.
  20. Убийство Анастасии Мещеряковой. URL: www.wikipedia.org/wiki.