Мудрый Юрист

Профессия "следователь". Статья 2. Компетентность

(Окончание. Начало см. "Уголовное судопроизводство", 2016, N 4)

Боруленков Юрий Петрович, проректор Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Рассматриваются профессиональные стандарты следователя и формирование кадрового ядра следственных органов. Следственное сообщество является профессиональной группой, социальная миссия которой - обеспечение правосудия.

Ключевые слова: предварительное следствие, следователь, профессия "следователь", профессиональные стандарты следователя, следственная власть, следственное сообщество.

Investigation Profession. Article 2. Qualification

Yu.P. Borulenkov

Borulenkov Yuri P., Vice-Rector of the Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Consider professional standards investigator personnel and the formation of the nucleus of the investigating authorities. Investigation community is a professional group, social organization whose mission - to ensure justice.

Key words: preliminary investigation, investigator, "investigator" profession, professional standards investigator, investigative authority, Investigation community.

5. Коммуникативная компетентность - это владение устным и письменным общением, навыками взаимодействия с окружающими людьми, работы в группе, развития внутренней и внешней сети контактов.

Этот вид компетентности обеспечивают следующие факторы: речевые способности, владение психотехниками установления психологического контакта, убеждения и внушения (суггестии), навыки антиманипулятивной защиты, эмоциональный интеллект (EQ), эмпатия (понимание чувств других людей как своих собственных), способность поддерживать интенсивное общение в индивидуальном и групповом форматах, ситуативная адаптивность, социальная смелость, дипломатичность, корректность <1>.

<1> Дмитриева Л.А. Система базовых психологических компетентностей руководителя следственного органа СК РФ // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: Сборник научно-практических трудов. Вып. 3. М., 2014. С. 200 - 204.

Расследование преступлений - коммуникативная деятельность, неотъемлемой составной частью которой является многостороннее взаимодействие следователя с иными участниками, что предполагает соответствующие формы сотрудничества, обмен информацией и результатами. Следователь должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во многих сферах знаний. Поскольку он работает с людьми, то обязан владеть тонкостями "человеческой инженерии", здесь требуются знание психологии субъектов и объектов противоправной деятельности, умение работать с различными типами людей, навыки по преодолению различного рода прямого и косвенного противодействия расследованию и иных возможностей конфликтного характера <2>; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; умение найти общий язык с людьми, способность оказывать влияние (убеждая в своей правоте, находя единомышленников и давая другим возможность почувствовать себя сильными); умение наблюдать за результатами деятельности, использовать обратную связь, оптимизировать использование ресурсов (анализируя сильные стороны других людей) и в результате получить то, что от них нужно. Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих. Способность к сопереживанию имеет большое значение для тех, кто по долгу службы занимается проблемами других людей.

<2> Боруленков Ю.П. О факторах, негативно влияющих на результаты юридического познания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. N 2. С. 316 - 325; Боруленков Ю.П., Дмитриева Л.А. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. N 2. С. 148 - 154.

Мастерство общения - это в определенной мере искусство, требующее природных склонностей и даже таланта <3>.

<3> Боруленков Ю.П. Общение - эвристический инструмент юридического познания // Мировой судья. 2014. N 6. С. 16 - 22.

Многим следователям свойственна постоянная рефлексия не только о справедливости закона, но и о своей человеческой позиции к поступку другого, как бы сам поступил на его месте. В ходе диалоговых коммуникаций он как бы переносится в ситуацию, в которой находился и должен был действовать другой, осмысливая правовые позиции, ставит себя на место участников процесса, примеряет на себя выносимое им правовое решение <4>. Следует подчеркнуть, что понимание зависимости человеческого поведения от социальных условий возникает лишь с приобретением большого опыта практической работы.

<4> Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме / Науч. ред. П.П. Баранов. Ростов н/Д, 2002. С. 164, 302 - 303; Боруленков Ю.П. Юридическое познание и раздвоение индивидуального сознания юриста // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. N 4. С. 366 - 376.

6. Экстремальная компетентность - способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, чрезвычайных ситуациях. Часто складывается обстановка, когда от следователя требуется немедленная реакция, а он не имеет "показаний практики"; он должен оценивать, не дожидаясь получения и обработки максимально полной информации. Иногда такую информацию вообще невозможно получить <5>. Следователь производит быструю оценку, не столько полагаясь на информацию, идущую от практики, сколько на логику как совокупность интеллектуальных установок и на свой опыт ценностного, эмоционального и общемировоззренческого отношения к подобным ситуациям. В этих случаях чрезвычайно важно иметь способность руководствоваться не просто интуицией <6>, но какими-то рациональными принципами, вбирающими в себя весь жизненный опыт следователя.

<5> Боруленков Ю.П. Информационная неопределенность и риск принятия решения как факторы юридической деятельности // Российский следователь. 2014. N 2. С. 36 - 40.
<6> Боруленков Ю.П. Интуиция как специфический феномен юридического познания // Российский следователь. 2014. N 23. С. 3 - 8.

7. Конфликтная компетентность - способность разрешать конфликты и смягчать разногласия. Это умение реализовывать осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте в конкретной жизненной ситуации <7>.

<7> Боруленков Ю.П. Компетентность субъекта юридического познания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. N 1. С. 322 - 330.

Обеспечение следования этим требованиям есть функция профессиональной социализации (образования и практического обучения) и контроля самого следственного сообщества, поскольку данные стандарты проводятся в жизнь в числе прочего и посредством неформальной оценки, получаемой профессионалом от коллектива, к которому он принадлежит и с которым соотносит себя <8>. Принципиально важными детерминантами поведения следователя являются общественная структура, в которой он живет и работает, и общие с другими людьми ценности, ожидания и способы восприятия. Всегда следует помнить о стихийном, непредвиденном изменении "облика" профессии, который в состоянии привести к ее дезорганизации и изменить ее особенности <9>. Изменения в среде не обязательно ведут к равномерному росту либо спаду проявлений того или иного типа поведения. Напротив, как правило, происходит полная трансформация индивида и его поведения <10>.

<8> Волков В., Дмитриева А. Указ. соч. С. 138 - 155.
<9> Крылов Д.А. Основные психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность оперативных сотрудников // Юридическая психология. 2013. N 4. С. 12 - 15.
<10> Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. С. 14.

8. Внутренняя потребность в собственной компетентности (потребность овладевать новыми знаниями и потребность чувствовать себя компетентным) является одной из первостепенных психологических потребностей. В системе совместной деятельности потребность в собственной компетентности связана и с дополнительной возможностью почувствовать себя более умелым и более знающим за счет использования умений и знаний всей системы.

Без самообразования следователю не удастся достичь успеха. Только постоянный объективный анализ собственного опыта, критическая оценка достигнутых успехов и допущенных ошибок в сочетании с творческим использованием положительного опыта других лиц позволяют добиваться развития профессионального мышления и повышения уровня квалификации следователя <11>. Целесообразное и эффективное использование соответствующих юридических знаний, навыков и умений позволяет говорить об определенном мастерстве, профессионализме.

<11> Карагодин В.Н. Овладение версионным методом как основой формирования профессионального мышления. С. 40.

9. Профессиональное мастерство - это система свойств, качеств, опыта следователя, позволяющая комплексно, эффективно и надежно выполнять работу в самых разнообразных условиях. Мастерство выражается не только в достижении личностью высоких количественных и качественных показателей, оптимальной результативности следственной деятельности, но и в особой профессиональной и нравственной мотивации, системе ее ориентаций и успехов на "избранном поприще" <12>.

<12> Психологический механизм юридического поведения личности / Под науч. ред. В.Н. Карташова. Ярославль, 2011. С. 126 - 140.

Чем профессиональнее следователь, тем более глубоким становится проникновение в юридический смысл нормативно-правового акта, подходы к познанию обстоятельств реальной действительности приобретают значительную гибкость и разнообразие, расширяется спектр вариаций интерпретации юридически значимых фактов.

Формирование профессионального мастерства - одна из важнейших задач в подготовке следователей, а ее решение определяет основное содержание и методы их профессионального обучения <13>. Формирование профессионала - это не только и не столько создание благоприятных внутренних и внешних условий деятельности, сколько воспитание профессионала как личности. Знания, умения и навыки, составляющие рутинную, чисто исполнительскую сторону профессиональной деятельности, успешно формируются и актуализируются только при личностном принятии и осознании большого общественного значения соответствующих целей, что определяет формирование высокой ответственности, инициативы, готовности к творчеству. Тренировать и развивать наиболее важные составляющие компетентности (склонность анализировать явления и ситуации, учитывать прошлый опыт, предвидеть будущие препятствия, проявлять инициативу, способность вести и быть ведомым) можно только в процессе стремления к значимым целям <14>.

<13> См.: Карагодин В.Н. Формирование устойчивой мотивации повышения квалификации следственных работников // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: Сборник научно-практических трудов. Вып. 1. М., 2013. С. 95 - 98.
<14> См.: Равен Дж. Указ. соч. С. 5 - 6, 13, 115.

Формирование зрелого следователя как цель отнюдь не сводится к привитию готовых навыков, ею может быть только воспитание творческой личности, чтобы "они не были унылыми ремесленниками, а подлинными мастерами своего дела" <15>.

<15> Белкин Р.С. Ведется расследование. М., 1976. С. 18.

Многие ученые и практики относятся к расследованию уголовных дел как к ремеслу. В то же время уголовное дело как продукт следственной деятельности отвечает критериям проекта <16>, что с необходимостью влечет рассмотрение данной деятельности в качестве творческого процесса и даже искусства. Искусство проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации <17>. Но расследование - это особое искусство, так как оно впитало в себя достижения права, криминалистики, психологии, логики, риторики, этики, а также методов воздействия на личность. Расследование - это искусство мыслить и реализовывать задуманное <18>.

<16> Об уголовном деле как проекте подробнее см.: Боруленков Ю.П., Гранкина А.Б. Следственный комитет Российской Федерации как организация проектного типа // Российский следователь. 2014. N 11. С. 42 - 46.
<17> См.: Управление как наука и искусство: URL: http://ovendij.ru/prmepsup/upnais.html.
<18> См.: Боруленков Ю.П. Расследование как искусство // Российский следователь. 2014. N 14. С. 10 - 13.

Профессия следователя, в отличие от других, - это образ его жизни, отделение службы от внеслужебной деятельности с позиций соблюдения этических норм имеет весьма условный характер.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа следователей относится к максимально напряженным видам деятельности и предполагает не относительную, а абсолютную профпригодность. И здесь видятся две взаимосвязанные задачи дальнейшего формирования кадрового ядра следственных органов: во-первых, разработка и нормативное закрепление профессиональных стандартов, позволяющих достаточно точно производить подбор кандидатов и их профессиональное обучение; во-вторых, целенаправленное развитие системы механизмов поддержания указанных стандартов.

Литература

  1. Белкин Р.С. Ведется расследование. М., 1976.
  2. Боруленков Ю.П., Гранкина А.Б. Следственный комитет Российской Федерации как организация проектного типа // Российский следователь. 2014. N 11. С. 42 - 46.
  3. Боруленков Ю.П. Расследование как искусство // Российский следователь. 2014. N 14. С. 10 - 13.
  4. Крылов Д.А. Основные психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность оперативных сотрудников // Юридическая психология. 2013. N 4. С. 12 - 15.
  5. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме / Науч. ред. П.П. Баранов. Ростов н/Д, 2002. С. 164, 302 - 303.
  6. Психологический механизм юридического поведения личности / Под науч. ред. В.Н. Карташова. Ярославль, 2011. С. 126 - 140.
  7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. С. 14.
  8. Управление как наука и искусство. URL: http://ovendij.ru/prmepsup/upnais.html.