Мудрый Юрист

Охрана информации, отнесенной к врачебной тайне, на государственной и муниципальной службе

Холопова Елена Николаевна, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград.

Дегтярев Александр Валерьевич, научный сотрудник БФУ им. И. Канта.

В статье рассмотрены вопросы охраны информации, ставшей доступной медицинским работникам в ходе исполнения ими своих должностных обязанностей на государственной или муниципальной службе. Показано, что охрана информации, отнесенной к врачебной тайне, на государственной и муниципальной службе будет осуществляться в режиме служебной тайны.

Ключевые слова: служебная тайна, информация ограниченного распространения, врачебная тайна, государственная служба, муниципальная служба.

Protection of Information Classified as a Medical Secret in Central and Local Governments

E.N. Kholopova, A.V. Degtyarev

Kholopova Elena N., Doctor of Law, Professor of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Legal Informatics of the Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

Degtyarev Aleksandr V., Research Scientist of the Immanuel Kant Baltic Federal University.

In this article questions of protection of information which has become available to health workers in course of execution of the functions by them in the public or municipal service are considered. It is shown that protection of information carried to a medical secret in the public and municipal service will be carried out in capacity of an official secret.

Key words: official secret, information of limited distribution, medical secrecy, public service, municipal service.

Понятие "врачебная тайна" зародилось в Древней Индии. Доверительные отношения лекаря и пациента отражены в индийском афоризме: "Можно страшиться брата, матери, друга, но врача - никогда!" Моральный кодекс врачебной этики нашел отражение и в клятве Гиппократа: "Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной" <1>.

<1> Татаренкова И.А. Из истории врачебной тайны // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. N 7. С. 273.

На сегодняшний день согласно ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2> (далее - ФЗ "Об основах охраны здоровья") одними из основных принципов охраны здоровья граждан являются соблюдение прав граждан, обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, а также соблюдение врачебной тайны (п. 9 ст. 4 указанного Закона). Принцип соблюдения врачебной тайны выступает юридической гарантией прав человека в сфере здравоохранения, в частности, препятствует дискриминации по признаку наличия у человека (как конкретного человека, так и члена его семьи) какого-либо заболевания <3>.

<2> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября. N 263.
<3> Капустина М.А. Практика применения законодательства об охране врачебной тайны. URL: http://monitoring.law.edu.ru/kategorii_del/medicinskoe_pravo.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья" лица, которым при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, стали известны сведения, составляющие врачебную тайну, к которым относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, обязаны не допускать их разглашения, за исключением определенных случаев. Врач не должен оглашать не только то, что было ему непосредственно сообщено больным или другими лицами, но и то, что узнано непосредственно им самим; не должен оглашать ни по собственному почину, ни по просьбе других лиц, если на то нет прямо выраженного или разумно предполагаемого согласия того лица, к которому относится тайна <4>.

<4> Таганцев Н.С. К вопросу о врачебной тайне // Журнал гражданского и уголовного права. 1893. Кн. 9. С. 3 - 4.

Ранее ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <5> устанавливала, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день специальных норм, которые бы устанавливали ответственность за разглашение врачебной тайны, в действующем законодательстве Российской Федерации не предусмотрено.

<5> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 // Российские вести. 1993. 9 сентября. N 174.

Тем не менее результаты анализа судебной практики свидетельствуют, что разглашение врачебной тайны может повлечь за собой такие виды юридической ответственности, как: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная.

Так, например, к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ был привлечен врач-нарколог из Республики Башкортостан, который по просьбе своего знакомого выдал ему справку о диагнозе постороннего лица, состоявшего на тот момент на учете в наркологическом диспансере. Врач-нарколог был оштрафован на 4,5 тысячи рублей и с ним были прекращены трудовые отношения <6>.

<6> По требованию прокуратуры района оштрафован врач, нарушивший врачебную тайну. Официальный сайт Прокуратуры Ленинского района г. Уфы. URL: http://leninskaya.procrb.ru/news/news.php?ID=15311&sphrase_id=28859; http://leninskaya.procrb.ru/search/?tags=&how=r&q=врач%2C+нарушивший+врачебную+тайну (дата обращения: 25.10.2016).

К уголовной ответственности по ч. 1 ст. 137 УК РФ была привлечена 46-летняя жительница Челябинской области, которая в ходе разговора с жителями деревни распространила сведения о частной жизни жительницы этой же деревни, касающиеся состояния здоровья последней, ставшие ей известными в связи с выполняемыми трудовыми обязанностями санитарки местной больницы <7>.

<7> Чебаркульский городской прокурор направил в суд уголовное дело в отношении жительницы деревни, распространившей тайные сведения о личной жизни другого лица. Официальный сайт Прокуратуры Челябинской области. URL: http://www.chelproc.ru/news/?id=10863.

Ответственность основана на общих нормах, регулирующих незаконное распространение информации ограниченного доступа (ст. 13.14 КоАП РФ), к которой относится врачебная тайна, а также нарушение неприкосновенности частной жизни, где врачебная тайна будет являться сведениями о частной жизни лица, составляющей его личную или семейную тайну (ст. 137 УК РФ).

Установленная в ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" обязанность хранить врачебную тайну имеет исключения. Исчерпывающий перечень случаев, когда ограничивается неприкосновенность частной жизни, а именно таковым и является требование сохранения врачебной тайны, приводится законодателем в п. 4 ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан". Согласно указанной норме допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в одиннадцати определенных случаях.

Рассмотрим случаи, когда предоставление сведений, составляющих врачебную тайну без согласия их обладателя осуществляется для государственных или муниципальных органов. Наиболее подходящие случаи из всех перечисленных в п. 4 ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" содержатся в пп. 3 и 6.

В указанных подпунктах раскрываются случаи передачи информации, составляющей врачебную тайну по запросу органов дознания, следствия, суда, прокуратуры, органа уголовно-исполнительной системы, военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти. Субъектов обозначенных запросов можно условно объединить под общим термином "государственные органы власти", вместе с которыми также следует рассматривать и муниципалитеты.

Получение информации по запросу - не единственный пример получения государственными или муниципальными органами власти информации, отнесенной к врачебной тайне. Как пишет Ю.Е. Жиронкина, "наиболее информативной... является деятельность, связанная с информированием... лицами, осуществляющими сотрудничество... на конфиденциальной основе, а также сотрудниками... оперативно внедряемыми в организации, по отношению к которым имеются реальные предположения, что они занимаются преступной деятельностью". Далее она отмечает, что "существенный приток сведений, составляющих врачебную тайну... дают также такие оперативно-разыскные мероприятия, как наведение справок, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров, осуществляемые в ходе деятельности по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений. Существенные поступления данных сведений (врачебной тайны)... дает также служебная переписка, осуществляемая ими с иными государственными органами, государственными и негосударственными организациями и учреждениями. Значительный объем подобной информации аккумулируется... также в ходе проведения предварительного расследования по уголовным делам <8>.

<8> Жиронкина Ю.Е. Проблемы защиты медицинской тайны в деятельности органов внутренних дел // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. N 4. С. 329. В оригинале используется название "медицинская тайна", хотя в законодательстве Российской Федерации термин не встречается, поэтому в статье, здесь и далее, будем считать данный термин аналогичным термину "врачебная тайна".

В рассматриваемых случаях передача информации, составляющей врачебную тайну, будет осуществляться без согласия пациента, возможно, даже без его ведома. Информация, которая стала известна в результате указанных запросов, перестает охраняться в режиме врачебной тайны, т.к. изменяется субъект, обладающий данной информацией.

В самом распространенном случае, когда пациент приходит к врачу и в результате его медицинского обследования или лечения последнему становятся известными сведения, составляющие врачебную тайну, можно наблюдать два субъекта: пациента (источник информации) и врача или медицинского работника (приемник информации). В данном случае информация охраняется в режиме врачебной тайны, что указано в ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан".

В случае когда врач отвечает на запрос должностных лиц государственных или муниципальных органов власти о предоставлении сведений о состоянии здоровья интересующих их по какой-либо причине лиц - уже три субъекта: пациент (источник информации), врач или медицинский работник (посредник в передаче информации) и должностное лицо государственного или муниципального органа власти (приемник информации).

Информация, ставшая известной должностному лицу государственного или муниципального органа власти, будет охраняться уже не в режиме врачебной тайны, а в режиме служебной информации ограниченного распространения <9>. Данное заключение следует из Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" <10> (далее - ПП N 1233). Согласно п. 1.2 указанного Постановления, к служебной информации ограниченного распространения относятся несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Ставшие известными должностному лицу государственного или муниципального органа власти сведения, отнесенные к врачебной тайне, как раз и будут поступившей в организацию несекретной информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом (ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан").

<9> Понятие "служебная информация ограниченного распространения" является близким по содержанию к понятию "служебная тайна", поэтому в статье, здесь и далее, будет использоваться последнее.
<10> Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30. Ст. 3165.

В третьем случае, когда в результате медицинского обследования или лечения пациента врачу или медицинскому работнику становится известной информация, составляющая врачебную тайну, но при этом он является сотрудником государственного или муниципального органа власти, исполняющим свои служебные обязанности в ведомственном медицинском учреждении, то не совсем ясно, на первый взгляд, в каком режиме будет охраняться указанная информация: врачебной или служебной тайны.

Данный аспект важен при квалификации случаев разглашения этих сведений. Ввиду отсутствия специальной статьи в Уголовном кодексе Российской Федерации <11> (как и в случае с врачебной тайной), устанавливающей ответственность за разглашение служебной тайны, должностные лица могут нести ответственность за злоупотребление должностными полномочиями или их превышение (статьи 285, 286 УК РФ) и нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). Остальные лица, не являющиеся государственными или муниципальными служащими, должны отвечать только за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ).

<11> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета. 1996. 18 июня. N 113; 1996. 19 июня. N 114; 1996. 20 июня. N 115; 1996. 25 июня. N 118.

По мнению Е.В. Лазаревой, лица, не являющиеся медицинскими работниками, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие тайну, должны нести ответственность за разглашение именно врачебной тайны <12>.

<12> Лазарева Е.В. Правовое регулирование медицинской деятельности в Российской Федерации (отдельные аспекты теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 22.

Интересной точки зрения на этот счет придерживается К.О. Папеева, которая считает, что субъектами разглашения врачебной тайны по российскому законодательству являются исключительно медицинские работники, каковыми выступают любые лица, работающие или оказывающие услуги в сфере здравоохранения <13>. Единой точки зрения среди ученых не выработано.

<13> Папеева К.О. Проблемы уголовно-правовой охраны медицинской тайны // Медицинское право. 2008. N 1. С. 27 - 33.

Если перечень субъектов разглашения врачебной тайны расширить за счет включения в него должностных лиц, которые получили доступ к сведениям, отнесенным к врачебной тайне, в силу выполнения своих служебных или должностных обязанностей, то будет размыта грань, отделяющая, к примеру, врачебную и служебную тайны друг от друга.

Как пишет К.О. Папеева, "сведения о пациенте являются врачебной тайной исключительно для работников сферы здравоохранения, что следует из самого названия тайны. Для прочих субъектов, которые в силу специфики своей деятельности или полномочий могут стать обладателями указанных сведений (например, работники правоохранительных органов), эти сведения становятся служебной тайной. Если врачебная тайна стала известна дознавателю, следователю, прокурору, судьям в связи с исполнением ими своих обязанностей, то они обязаны сохранять ее" <14>.

<14> Там же.

Важно отметить, что согласно ст. 10 ФЗ "О персональных данных" <15> сведения о состоянии здоровья относятся к специальной категории персональных данных, обработка которых может осуществляться в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну.

<15> Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // Российская газета. 2006. 29 июня. N 165.

Сотрудник правоохранительных органов не может обладать сведениями, которые охраняются в режиме врачебной тайны, так как он получает эти сведения при исполнении своих служебных обязанностей от врача по официальному запросу. Если, допустим, этот же сотрудник при исполнении служебных обязанностей получит сведения напрямую от лица, чьим здоровьем он интересуется, то данная информация также будет охраняться в режиме служебной тайны, которой станут указанные сведения, охранявшиеся в режиме личной тайны. Одни и те же сведения будут в различных ситуациях охраняться в различных режимах тайн, в зависимости от субъекта, который владеет этими сведениями.

Чтобы разобраться в ситуации, рассмотренной ранее, когда врач или медицинский работник, исполняющий профессиональные обязанности, одновременно является сотрудником государственного или муниципального органа власти, т.е. лицом, исполняющим служебные обязанности, и выяснить, в каком режиме будут охраняться полученные им сведения, необходимо определить, исполнение каких обязанностей будет иметь определяющее значение: профессиональных или служебных.

Так, например, согласно абз. 2 ст. 16 ФЗ "О федеральной службе безопасности" <16> сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами.

<16> Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Российская газета. 1995. 12 апреля. N 72.

Согласно абз. 8 указанной статьи граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, проходят проверку в целях определения их пригодности к службе или работе в органах федеральной службы безопасности, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования.

Гражданин Российской Федерации, соответствующий всем квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника, но при этом не прошедший по каким-либо причинам психофизиологического исследования, не может ни при каких условиях стать сотрудником органов федеральной службы безопасности. Следовательно, возможность исполнения именно служебных, а не профессиональных обязанностей является определяющей в подобной ситуации.

Таким образом, информации, охраняемой в режиме врачебной тайны, на государственной и муниципальной службе быть не может, вся информация, которая имеет ограниченный доступ, будет охраняться в режиме служебной тайны. При доступе должностных лиц государственных или муниципальных органов к любой конфиденциальной информации, в том числе и той, которая отнесена к врачебной тайне, будет изменяться правовой режим охраны этой информации на режим служебной тайны. Данная информация будет соответствовать объективному уровню служебной тайны, являясь, по сути, поступившей в организации несекретной информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. В случае со сведениями, отнесенными к врачебной тайне, доступ будет ограничиваться не в соответствии с законодательством, регулирующим правовой режим врачебной тайны, а с нормами о персональных данных лиц, либо личной или семейной тайне.

Литература

  1. Жиронкина Ю.Е. Проблемы защиты медицинской тайны в деятельности органов внутренних дел // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. N 4.
  2. Капустина М.А. Практика применения законодательства об охране врачебной тайны. URL: http://monitoring.law.edu.ru/kategorii_del/medicinskoe_pravo.
  3. Лазарева Е.В. Правовое регулирование медицинской деятельности в Российской Федерации (отдельные аспекты теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
  4. Папеева К.О. Проблемы уголовно-правовой охраны медицинской тайны // Медицинское право. 2008. N 1. С. 27 - 33.
  5. Таганцев Н.С. К вопросу о врачебной тайне // Журнал гражданского и уголовного права. 1893. Кн. 9.
  6. Татаренкова И.А. Из истории врачебной тайны // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. N 7.
  7. Официальный сайт Прокуратуры Ленинского района г. Уфы. По требованию прокуратуры района оштрафован врач, нарушивший врачебную тайну. URL: http://leninskaya.procrb.ru/search/?tags=&how=r&q=врач%2C+нарушивший+врачебную+тайну/.
  8. Официальный сайт Прокуратуры Челябинской области. Чебаркульский городской прокурор направил в суд уголовное дело в отношении жительницы деревни, распространившей тайные сведения о личной жизни другого лица. URL: http://www.chelproc.ru/news/?id=10863.