Мудрый Юрист

Некоторые особенности преподавания финансового права

Царева Ольга Евгеньевна, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Ильин Александр Юрьевич, доцент Департамент правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины "Финансовое право" в Департаменте правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на основании государственных образовательных стандартов, с учетом подготовки бакалавров по направлению "Юриспруденция" по профилю "Финансовое и налоговое право" и по направлению "Экономика" по профилю "Государственные и муниципальные финансы". Особенность преподавания финансового права выражается в процессе изучения дисциплины "Финансовое право", направленном на формирование у студентов целостного (системного) подхода к происходящим динамично экономическим явлениям, учитывая отражение такой динамики в финансово-правовых нормах.

Ключевые слова: финансовое право, финансы, целостное (системное) понимание.

Some Features of Financial Law Teaching

O.E. Tsareva, A.Yu. Ilyin

Tsareva Olga E., Assistant Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

Ilyin Aleksandr Yu., Deputy Head of the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

On the basis of state educational standards, the article discusses the features of teaching of "Financial Law" in the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation, taking into account the undergraduate programs in "Jurisprudence" with major in "Financial and Tax Law" and in "Economics" with major in "State and Municipal Finances". The feature of teaching of financial law is expressed in studying the discipline "Financial Law", aimed at developing students' holistic (system) approach to the ongoing dynamic economic phenomena, taking into account the reflection thereof in the financial and legal provisions.

Key words: financial law, finance, holistic (system) understanding.

Новые государственные образовательные стандарты предъявляют повышенные требования к организации образовательного процесса с учетом компетентностного подхода при подготовке будущих юристов и экономистов.

В этой связи преподаватели призваны не только формировать правовое сознание и правовую культуру студентов, но и создавать, развивать компетенции в области предполагаемой профессиональной деятельности, что в свою очередь требует неизбежного поиска новых и совершенствования сложившихся методов и подходов в преподавании финансового права для эффективного финансово-правового образования студентов.

Таким образом, повышается роль организации преподавателем своей учебно-методической работы в целях успешного овладения студентами теоретических знаний, практических умений и навыков по данной дисциплине, позволяющих адаптироваться им к будущей профессиональной деятельности и меняющимся экономическим реалиям Российского государства.

В основе преподавания дисциплины "Финансовое право" лежат экономические отношения, а именно финансовые отношения. Собственно финансы являются основными носителями информации в механизме государственного и корпоративного управления. Посредством финансов осуществляются прямые и обратные связи в экономических, социальных и политических системах <1>.

<1> См.: Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода к рынку. М., 1988. С. 2.

Как справедливо отмечено проф. Е.Ю. Грачевой, финансы связаны с денежной системой, порождением которой они в свою очередь являются. Поэтому связь между всеми финансами государства, как централизованными, так и децентрализованными, становится еще более ясной <2>.

<2> См.: Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2015. С. 15 - 16.

В этой связи донесение преподавателем до понимания студентов необходимости изучения общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления финансовой деятельности, представляющих собой определенную систему и взаимосвязанные в ней звенья, становится важным с точки зрения формирования у студентов целостного (системного) понимания механизма финансово-правового регулирования экономических отношений.

Целями освоения дисциплины "Финансовое право", как отмечают авторы Учебно-методического комплекса по финансовому праву, являются: овладение студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, позволяющими принимать участие в регулировании и контроле современных финансовых отношений в России правовыми средствами <3>. Понимание содержания финансово-правовых отношений как следствия многообразных экономических процессов необходимо для усвоения студентами вопросов по темам вышеназванной дисциплины, освоение которых позволит студенту, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию "бакалавр" <4>.

<3> См.: Ильин А.Ю., Кобзарь-Фролова М.Н., Исхакова Э.М., Яговкина В.А. Финансовое право: Учебн.-метод. комплекс. М.: ВГНА, 2010. С. 3.
<4> См.: Там же. С. 3.

В этой связи преподавателю важно донести до студентов необходимость развивать в себе умение целостного (системного) понимания задач, принципов и механизма правового регулирования отношений, возникающих в процессе планомерного аккумулирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в Российской Федерации, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансовых правонарушений.

К тому же финансовое право является одной из отраслей российского права, нормы которой претерпевают частые изменения в связи с постоянной динамикой финансовых отношений. Это обусловлено в том числе постоянно меняющейся экономической средой как внутри государства, так и на международной арене (например, кризисные явления в экономике, эмбарго, санкции).

В связи с этим преподавателю необходимо помочь студентам в изучении финансового права путем постановки перед ними задач:

Как верно указано авторами в Учебно-методическом комплексе по финансовому праву, актуальность изучения проблем финансового права детерминирована прежде всего социально-экономическими преобразованиями в России, что предполагает в первую очередь совершенствование бюджетной и налоговой системы, обеспечение государственных органов и различных коммерческих и некоммерческих организаций высококвалифицированными кадрами, обладающими профессиональными знаниями, умениями и навыками в области юриспруденции, финансов, экономики, психологии, налогообложения <5>.

<5> См.: Ильин А.Ю., Кобзарь-Фролова М.Н., Исхакова Э.М., Яговкина В.А. Финансовое право: Учебн.-метод. комплекс. М.: ВГНА, 2010. С. 3.

С учетом того, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства - финансовую деятельность, оно тесно взаимодействует с конституционным и административным правом, которые включают организацию и деятельность государства в целом. Существует корреляция между ними по видам государственной деятельности, которыми охватывается регулирование со стороны данных отраслей права.

Конституционное право регламентирует организацию и деятельность законодательных и исполнительных органов власти, является ведущей отраслью правовой системы России. Оно закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, правового положения личности, федеративное устройство России, организацию и функционирование системы органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Административное право регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться всеми органами государственной власти и местного самоуправления. В то же время финансовое право связано и с гражданским правом, если учитывать допустимость диспозитивности в публичных отношениях. Свидетельством такой допустимости, по мнению проф. Ю.А. Крохиной, могут служить нормы Бюджетного кодекса РФ, допускающие возникновение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских правоотношений <6>. Примером таких отношений может служить возможность распределения бюджетных денежных средств посредством закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, представляющих собой договор, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

<6> См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2015. С. 50.

Таким образом, изучение дисциплины "Финансовое право" основывается на знаниях и навыках, полученных студентами в ходе освоения дисциплин: "Конституционное право", "Административное право", "Гражданское право", а также "Теория государства и право" в рамках программы подготовки бакалавра по направлению "Юриспруденция" <7>.

<7> См.: Крохина Ю.А., Рябова Е.В. Рабочая программа дисциплины "Финансовое право" / Финансовый университет. М., 2012. С. 5.

В то же время финансовое право связано с экономическими и финансовыми науками. Современное финансово-правовое регулирование влияет на поведение субъектов экономических и финансовых отношений, как публичных, так и частных. Например, дисциплина "Финансовое право" является обязательной дисциплиной, определяемой профилем вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению 38.03.01 "Экономика", профиль "Государственные и муниципальные финансы" (программа подготовки бакалавров), которая преподается на втором курсе обучения (четвертый семестр). Дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с другими частями ООП, а именно с дисциплинами "Право", "Макроэкономика", "Финансы", "Теория и история финансовой системы", "Теория и история государственных муниципальных финансов" <8>.

<8> См.: Кучеров И.И. Финансовое право: рабочая программа дисциплины "Финансовое право" / Финансовый университет при Правительстве РФ. М., 2015. С. 6.

В этой связи, как указано в Рабочей программе дисциплины "Финансовое право", приступая к изучению дисциплины "Финансовое право", студенты должны знать теорию права, теорию финансовой системы, теорию государственных и муниципальных финансов в том объеме, в котором эти отрасли научных знаний изучаются на экономических факультетах высших учебных заведений <9>.

<9> См.: Там же. С. 7.

Таким образом, особенностью преподавания финансового права является то, что процесс изучения дисциплины "Финансовое право" направлен на формирование у студентов целостного (системного) подхода к динамично происходящим экономическим явлениям с учетом отражения такой динамики в финансово-правовых нормах. Указанный процесс обеспечивается преподавателем путем формирования у студентов определенных знаний, навыков и умений через поставленные цели и задачи, обучает их практике применения актуальных норм финансового законодательства.

Вместе с тем при изучении данной дисциплины следует учитывать ее тесную связь с другими отраслями права через метод правового регулирования финансовых отношений, что является важным, например, при преподавании ее будущим юристам. В то же время, проводя лекционные, практические, семинарские и иные занятия со студентами экономического профиля, преподавателю следует учитывать знания, умения, навыки студентов, полученные ими при изучении дисциплин экономического цикла, что также является особенностью преподавания финансового права.

Литература

  1. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2015. 648 с.
  2. Ильин А.Ю., Кобзарь-Фролова М.Н., Исхакова Э.М., Яговкина В.А. Финансовое право: Учебно-методический комплекс / А.Ю. Ильин [и др]. М.: ВГНА, 2010. 115 с.
  3. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина. М.: Норма; Инфра-М, 2015. 624 с.
  4. Крохина Ю.А., Рябова Е.В. Рабочая программа дисциплины "Финансовое право" / Финансовый университет. М., 2012. 36 с.
  5. Кучеров И.И. Финансовое право: рабочая программа дисциплины "Финансовое право" / Финансовый университет при Правительстве РФ. М., 2015. 27 с.