Мудрый Юрист

Актуарная деятельность в странах европейского союза

Головченко Оксана Николаевна, преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета.

Статья посвящена вопросам гармонизации страхового законодательства в рамках ЕС, требованиям к актуарной деятельности в сфере пенсионного страхования, предъявляемым национальным законодательством и законодательством ЕС.

Ключевые слова: актуарная деятельность, актуарные исследования, актуарные допущения, пенсионное страхование, гармонизация страхового законодательства в Европейском союзе.

Actuarial Activity in the European Union

O.N. Golovchenko

Golovchenko Oksana N., Lecturer of the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Financial University.

The article is devoted to the issues of harmonization of insurance legislation within the EU, the requirements for actuarial activity in the sphere of pension insurance under national law and EU law.

Key words: actuarial activities, actuarial studies, actuarial assumptions, pension insurance, insurance legislation harmonization in the European Union.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона "Об актуарной деятельности в РФ" <1> актуарная деятельность определяется как деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками. Появление нового института актуарной деятельности для российского права будет способствовать разрешению множества актуальных вопросов в рамках пенсионного обеспечения. Однако задача автора состоит не в анализе действующего российского законодательства и перспектив его развития, а в рассмотрении уже сложившегося института актуарной деятельности, который функционирует в зарубежных странах, ограничившись опытом государств - членов Европейского союза.

<1> См.: Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 6 ноября.

Страхование в рамках ЕС традиционно является международным бизнесом, однако степень интернационализации ранее трудно было измерить из-за отсутствия данных. С целью последовательного и эффективного контроля над европейскими трансграничными страховщиками ЕС сконцентрировал свое внимание на едином рынке в сфере страхования, проведя реформирование соответствующего сектора экономики.

Процесс гармонизации страхового законодательства осуществлялся параллельно с процессом либерализации движения капитала, который занимает центральное место в управлении европейским интегрированным рынком финансовых услуг, состоящим из страхования, банковской деятельности и торговли ценными бумагами, что гарантирует институциональный баланс экономики.

Структура европейского страхового рынка в настоящее время имеет единую правовую основу, позволяя страховщикам государств-членов создавать и предоставлять соответствующие услуги свободно на всей территории ЕС, без какого-либо разрешения со стороны иного государства-члена. Это означает, что одни и те же правила должны в обязательном порядке распространяться на всех участников страхового рынка.

Таким образом, нормативно-правовые акты ЕС базируются на трех основных принципах: свобода передвижения капитала, свобода учреждения и свобода передвижения услуг, которые постепенно реализуются в так называемых страховых директивах трех поколений.

Особая роль в сфере страхования в рамках ЕС отводится вопросам пенсионного обеспечения, так как в отличие от этого трансграничные банковские операции и движение капитала хорошо документированы. Отсутствие необходимых данных в сфере пенсионного страхования усложняет задачу политиков в принятии определенных стратегических решений <2>.

<2> См.: Schoenmaker D., Sass J. Cross-border Insurance in Europe. DSF Policy Paper. 2014. N 45. P. 25.

С целью создания единой информационной базы, которая является доступной для компетентных органов государств - членов ЕС, способствующая повысить прозрачность, облегчить трансграничную торговлю соответствующими услугами, а также с целью внедрения основы для финансовых рынков решением комиссии 2004/9/ЕС от 05.10.2003 <3> был создан Европейский страховой профессиональный пенсионный комитет (EIOPC). Комитет правомочен рассматривать любой вопрос в сфере применения положений Сообщества в отношении страхования, перестрахования, профессионального пенсионного страхования, формировать предложения по выработке политики в указанном секторе экономики.

<3> См.: Commission Decision of 5 November 2003 establishing the European Insurance and Occupational Pensions Committee (Text with EEA relevance) 2004/9/EU. Official Journal L 003, 07/01/2004. P. 0034 - 0035.

При этом Европейский страховой комитет не рассматривает конкретные проблемы, которые возникают у участников страхового рынка. Комитет не должен затрагивать вопросы трудового и социального законодательства, а также такие аспекты, как организация труда работников, режимы, распорядок дня, обязательное членство в коллективных договорах и прочее.

В настоящее время национальное страховое законодательство государств - членов ЕС основывается на положениях Директив ЕС, а именно: Директивы Европейского парламента и Совета 2003/41/ЕС от 03.06.2003 "О деятельности по надзору за пенсионным обеспечением" <4>, Директивы Совета 2009/138/ЕС от 25.11.2009 "О контроле и преследовании деятельности страхования и перестрахования" <5>, которые не только признают национальные пенсионные схемы, но и устанавливают обязательные требования к реализации государством страховой политики с целью эффективного функционирования единого внутреннего рынка.

<4> См.: Directive 2003/41/EC of the European Parliament and of the Council of 3 June 2003 on the activities and supervision of institutions for occupational retirement provision. Official Journal L 235, 23/09/2003. P. 0010 - 0021.
<5> См.: Directive 2009/138/EC of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 on the taking-up and pursuit of the business of Insurance and Reinsurance (Solvency II) (Text with EEA relevance). Official Journal L 335, 17.12.2009. P. 1 - 155.

Обязательные требования, предъявляемые к национальному пенсионному страховому законодательству, это: наличие достаточных средств для покрытия технических резервов в отношении всего диапазона используемых пенсионных схем; осуществление актуарной деятельности с использованием признанных на уровне ЕС методов актуарной оценки для расчетов технических положений, принимая во внимание достаточный уровень благоразумия; требование о минимальном финансировании государством пенсионных схем за исключением трансграничных схем; требования к платежеспособности и "целостности баланса", анализ рисков, другие исследования.

Актуарная деятельность в государствах - членах ЕС является обязательным требованием, закрепленным также на национальном уровне государств - членов ЕС. Разумный расчет технических положений является неотъемлемым условием для обеспечения обязательств по выплате пенсионных пособий. Технические нормы должны быть рассчитаны квалифицированным персоналом на основе актуарных методик, признанных компетентными органами государств-членов. Актуарные исследования должны оценивать обязательства, возникающие из пенсионных прав застрахованных лиц.

С целью осуществления эффективного надзора в сфере пенсионного страхования, ежегодного утверждения принципов инвестиционной политики ЕС государства - члены ЕС обязаны обеспечить поступление необходимой информации в компетентные органы в отношении любых государственных учреждений, компаний, которые осуществляют пенсионное страхование, как то:

Актуарные исследования технических резервов в обязательном порядке должны основываться на следующих принципах:

Значение технических резервов должно быть равно сумме "наилучшей оценки" с учетом возможных рисков. Наилучшая оценка представляет собой объем будущих денежных потоков с учетом временной стоимости денег, с использованием безрисковой процентной ставки.

Функциями актуарной деятельности являются:

Государства - члены ЕС по настоящее время осуществляют реформирование своих национальных страховых систем с учетом требований, установленных законодательством ЕС. Иные вопросы пенсионного обеспечения, не урегулированные ЕС, также нашли свое отражение в рамках национального законодательства.

Однако, анализируя национальное страховое право государств-членов, невозможно составить единый список актуарных методов и допущений ввиду наличия различных факторов, позволяющих влиять на развитие внутреннего рынка. Притом что степень участия актуариев в реализации пенсионной страховой политики в каждом государстве-члене различна. Посредством гармонизации страхового законодательства определяются лишь основные направления страховой политики государств-членов, правила поведения государственных органов на национальном уровне для эффективной реализации цели европейской интеграции.

Несмотря на существующие различия, нельзя недооценивать уровень значимости рассматриваемого института на национальном уровне. Ведь основная роль актуарных заключений состоит в оценке эффективности осуществления пенсионного страхования, эффективности принятия решений по вопросам пенсионного обеспечения, уровне рисков и эффективности инвестиционной политики, оценке правильности ведения бухгалтерского учета, составлении финансовой отчетности согласно соответствующим международным стандартам. Актуарная оценка годовых отчетов пенсионного фонда и страховых компаний характерна для большинства государств - членов ЕС: Люксембурга, Австрии, Франции и других. Например, в Венгрии актуарные заключения в обязательном порядке должны лежать в основе аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности пенсионного фонда.

Большинство государств-членов имеют хорошо развитую систему дополнительного или профессионального пенсионного обеспечения. Страховые взносы оплачиваются работодателями или сотрудниками в пенсионный фонд или страховую компанию, которые впоследствии осуществляют выплаты при наступлении страхового случая. Участие актуариев заключается в определении уровня взносов, которые должны быть выплачены в страховую компанию, пенсионный фонд, а также в определении стоимости обязательств страховой компании, пенсионного фонда. Последний расчет, как правило, предполагает сравнение стоимости активов соответствующей организации с величиной обязательств на дату составления актуарной оценки согласно используемым актуарным методам. Значение активов также может быть результатом актуарных расчетов.

Указанные схемы являются основными инструментами пенсионного обеспечения в Исландии, Нидерландах, Франции, Австрии, Кипре, Бельгии, Испании, Португалии и в других странах.

В основе актуарной оценки лежат и иные данные, такие как: финансово-экономические перспективы развития страны, финансовой системы, страховой компании и пенсионного фонда; демографические прогнозы - смертность, рождаемость, инвалидность и прочее; положительный опыт пенсионного обеспечения в определенный период времени или опыт другого государства-члена; влияние изменений финансового положения страны на техническое обоснование актуарного оценивания.

Основными актуарными расчетами (допущениями) в Австрии, Италии и на Кипре являются расчеты стоимости обязательств пенсионного фонда, страховой компании, годовые расходы в отношении предоставления пенсионных льгот, расчет требуемых взносов с учетом имеющихся активов. В Чехии и Венгрии актуарные методы и допущения используются только для аналитической оценки годовой финансовой отчетности государственных пенсионных фондов. В Латвии актуарная деятельность не осуществляется.

В Бельгии актуарные расчеты осуществляются на индивидуальной основе с учетом будущего финансирования. Расчеты включают расчеты математических резервов и стоимость будущих выгод с учетом действующих тарифов соответствующей страховой компании, пенсионного фонда. Рассчитываются ежегодные затраты, а также общая сумма требуемых взносов и минимальных премий. Актуарные исследования осуществляются ежегодно и в обязательном порядке утверждаются надзорными и налоговыми органами.

В Дании основными видами актуарных расчетов являются расчеты премиальных тарифов, которые используются страховой компанией, пенсионным фондом, расчет начисленных активов и обязательств страховой компании, пенсионного фонда. Актуарные расчеты утверждаются органом страхового надзора Дании ежегодно.

Во Франции основными видами актуарных расчетов являются размеры страховых выплат и взносов в институт пенсионного обеспечения. Расчеты должны учитывать дополнительные преимущества страховых компаний, объем предоставленных пенсионных льгот. Прогнозы ежегодно корректируются с учетом изменений экономической и демографической ситуации в стране. Кроме того, согласно страховому кодексу Франции актуарии ежегодно разрабатывают две таблицы по смертности и инвалидности.

В Италии и Испании актуарная оценка осуществляется раз в три года и носит формальный характер. Расчеты включают обязательства прошлых лет, а также необходимые ставки будущих взносов, расчет активов пенсионного фонда.

Безусловно, законодательство ЕС также предъявляет требования к лицам, занимающим должность актуария и осуществляющим актуарную оценку, которые основываются на определенных знаниях, умениях и навыках работы с профессиональными стандартами. При этом в каждой отдельной стране эти требования различны. Например, в Великобритании и Ирландии актуарии должны быть членами актуарных профессиональных организаций, при том что существует отдельный государственный орган - Правительственный департамент актуариев, который осуществляет актуарную деятельность именно в рамках государственного пенсионного фонда. В Германии на практике актуарные расчеты осуществляются членами профессиональных организаций, хотя на законодательном уровне это не требуется.

В Дании и Венгрии актуарии являются сотрудниками пенсионного фонда, которые должны соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым к уровню образования и профессиональной подготовке.

Таким образом, институт актуарной деятельности является эффективным механизмом реализации государством политики в сфере страхования, способным ответить на многие актуальные вопросы. Однако нужно признать и наличие проблем в рассматриваемой сфере, как, например, увеличение расходов страховых компаний, пенсионного фонда на осуществление соответствующего вида деятельности. К тому же функции актуариев зачастую дублируют функции аудиторов, что также приводит к увеличению расходов как со стороны государства, так и со стороны частных страховых компаний. Ввиду этого государства-члены стараются минимизировать степень участия актуариев в страховой политике, ограничившись только расчетами страховых тарифов, прогнозных оценок будущих расходов, размером пенсий, подлежащих оплате застрахованным лицам.

Литература

  1. Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 6 ноября.
  2. Actuarial Methods and Assumptions used in the Valuation of Retirement Benefits in the EU and other European countries. Group consultative actuarial European. European actuarial consultative Group secretariat, Napier house, 4 Worcester street Oxford OX1 2AW, UK.
  3. Commission Decision of 5 November 2003 establishing the European Insurance and Occupational Pensions Committee (Text with EEA relevance) 2004/9/EU. Official Journal L 003. 07/01/2004. P. 0034 - 0035.
  4. Directive 2003/41/EC of the European Parliament and of the Council of 3 June 2003 on the activities and supervision of institutions for occupational retirement provision. Official Journal L 235. 23/09/2003. P. 0010 - 0021.
  5. Directive 2009/138/EC of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 on the taking-up and pursuit of the business of Insurance and Reinsurance (Solvency II) (Text with EEA relevance). Official Journal L 335. 17.12.2009. P. 1 - 155.
  6. Schoenmaker D., Sass J. Cross-border Insurance in Europe. DSF Policy Paper. 2014. N 45. P. 25.