Мудрый Юрист

Защита жилищных прав граждан в судебном порядке, в том числе при переселении из ветхого и аварийного жилья

Григорьева Наталья Николаевна, начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Бурятия, старший советник юстиции.

Дмитриева Юлия Анатольевна, старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Бурятия, советник юстиции.

Статья посвящена положительной практике по восстановлению жилищных прав граждан путем обращения прокуроров в суд в их интересах на примере конкретных гражданских дел.

Ключевые слова: защита жилищных прав, ветхое и аварийное жилье, государственные жилищные программы, иск прокурора.

The protection of housing rights of citizens through judicial procedure, in particular, in the course of movement from slum and hazardous dwellings

N.N. Grigoryeva, Ju.A. Dmitriyeva

Grigoryeva Natalya Nikolayevna, Chief, Division for Arranging Participation of Public Prosecutors in Civil and Arbitration Proceedings, Public Prosecutor's Office of the Republic of Buryatia, Senior Counselor of Justice.

Dmitriyeva Julia Anatolyevna, Senior Public Prosecutor, Division for Arranging Participation of Public Prosecutors in Civil and Arbitration Proceedings, Public Prosecutor's Office of the Republic of Buryatia, Counselor of Justice.

This article is devoted to the positive practice in restoring the housing rights of citizens by the appeal of the prosecutors in the court in citizen's interests on the example of specific civil cases.

Key words: protection of housing rights, dilapidated and emergency housing, public housing programs, the claim of the Prosecutor.

Основное социальное право человека, являющееся главным материальным условием жизни, - право на жилье. Оно гарантировано ст. 40 Конституции РФ. Обеспечение соблюдения жилищных прав граждан - одно из приоритетных направлений прокурорского надзора.

Прокуратурой Республики Бурятия в этой сфере проводятся систематические проверки. В частности, во втором полугодии 2016 года проведена проверка исполнения органами государственной власти и местного самоуправления жилищного законодательства, в том числе при реализации жилищных программ и программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

В настоящее время на территории республики реализуются следующие государственные жилищные программы: "Жилье для российской семьи" (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 сентября 2014 г. N 440); "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 гг. (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 августа 2013 г. N 424); "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 июня 2013 г. N 332). Финансирование названных программ осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней. Кроме того, органы государственной власти республики и органы местного самоуправления самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов решают задачи по обеспечению нуждающихся граждан жильем по договорам социального найма, а также по обеспечению граждан жильем специализированного жилищного фонда.

В ходе проверки органы прокуратуры выявили многочисленные нарушения действующего законодательства, для устранения которых принимались различные меры прокурорского реагирования. В отдельных случаях наиболее эффективными инструментами восстановления нарушенных прав были гражданско-правовые способы судебной защиты.

Так, прокуратурой Муйского района Республики Бурятия по результатам проверки по обращению инвалида II группы К. установлено, что она являлась участником госпрограммы по переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа. Однако в результате пожара, произошедшего 3 июня 2016 г., жилое помещение, собственником которого являлась К., было уничтожено. Это обстоятельство стало основанием для ее исключения из участников программы по мотиву утраты оснований, дающих право на получение субсидии для переселения из аварийного жилищного фонда.

Прокурором района предъявлен иск в интересах К. к администрации муниципального образования (далее - МО) "Муйский район" и министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о признании незаконными действий по исключению К. из числа участников государственной программы "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия" (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 августа 2013 г. N 424) и понуждении включить К. в сводный список очередности расселения.

Решением Муйского районного суда Республики от 23 сентября 2016 г. в удовлетворении иска отказано. Признавая действия по исключению К. из списка участников программы правомерными, суд сослался на то, что К. утратила право собственности на жилое помещение, в то время как социальные выплаты предоставляются только собственникам жилых помещений, признанных аварийными и непригодными для проживания.

Прокурор не согласился с позицией районного суда и обжаловал решение в апелляционном порядке.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 30 ноября 2016 г. по представлению прокурора решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия пришла к выводу, что исключение К. из списка участников госпрограммы незаконно и нарушает ее право на жилище.

Как следует из положений названной госпрограммы, одним из основных мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в аварийном и непригодном для проживания жилищном фонде в зоне Байкало-Амурской магистрали, является предоставление муниципальными образованиями социальных выплат собственникам таких жилых помещений для приобретения иного жилья. Порядок предоставления указанных социальных выплат не содержит положения о том, что из списка подлежат исключению граждане, утратившие жилое помещение в результате чрезвычайных обстоятельств. Таким образом, права К. были восстановлены путем возложения обязанности включить ее в сводный список участников программы, подлежащих расселению.

Северобайкальский межрайонный прокурор Республики Бурятия защитил в судебном порядке права пенсионера и инвалида Н.

Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 г. удовлетворен иск прокурора в интересах Н. к администрации МО "г. Северобайкальск" и министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о признании права состоять на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначального обращения о постановке на учет с 21 сентября 1999 г.

Судом установлено, что право Н. на получение социальной выплаты, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", возникло с 21 сентября 1999 г. с момента первоначальной постановки на учет в период проживания в Муйском районе Республики Бурятия. То обстоятельство, что впоследствии Н. изменил место жительства, выехав из пос. Таксимо Муйского района в г. Северобайкальск, не может быть основанием для снятия его с учета, поскольку переезд осуществлен в пределах одного субъекта Федерации. Муйский район, как Северобайкальский район республики, относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В республиканском министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса ведется единый список инвалидов, которые имеют право на указанную социальную выплату, в связи с чем включение Н. в тот же список повторно с 18 июня 2012 г. (с даты обращения в администрацию МО "г. Северобайкальск") и изменение очередности незаконны, нарушают право гражданина на своевременное получение мер социальной поддержки.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 26 октября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия - без удовлетворения.

По иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ восстановлены жилищные права семьи Д., судебным решением на администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не менее 48 кв. м.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка, в результате которой установлено, что постановлением администрации г. Улан-Удэ от 26 июля 1999 г. N 293 ООО "Ваш дом" предоставлен земельный участок под экспериментальную жилую застройку. Проектом застройки предусмотрен снос двухквартирного жилого дома по ул. Тюменской г. Улан-Удэ, где в муниципальной квартире проживала семья Д., в связи с чем граждане должны были быть обеспечены жилым помещением согласно действующему на тот момент законодательству на основании положений ст. ст. 38, 40, 92 Жилищного кодекса РСФСР исходя из нормы жилой площади 12 кв. м на 1 человека. Однако до настоящего времени семья Д. жильем не обеспечена, проживает в аварийном доме, непригодном для проживания, что подтверждено заключением межведомственной комиссии от 2 июля 2014 г. Аварийным дом стал из-за деятельности застройщика, поскольку около дома возведен коттеджный поселок с нарушением строительных норм и норм пожарной безопасности.

Удовлетворяя иск прокурора, суд применил нормы Жилищного кодекса РСФСР, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, и возложил обязанность по предоставлению жилья на орган местного самоуправления с учетом того, что ООО "Ваш дом" ликвидировано. Кроме того, приняв решение о предоставлении ООО земельного участка под застройку, администрация г. Улан-Удэ фактически самоустранилась от решения вопроса о переселении граждан и в течение длительного времени бездействовала.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 20 апреля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика отклонена.

Прокуратурой Кабанского района Республики Бурятия выявлен факт бездействия органа местного самоуправления по сносу расселенных аварийных жилых домов, представляющих угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. По результатам проверки прокурором предъявлен иск к администрации МО "Кабанский район" о понуждении снести аварийные многоквартирные дома, расположенные в пос. Каменск, который рассмотрен и удовлетворен. Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, указывая, что в этих домах только часть квартир принадлежит МО "Кабанский район", остальные являются собственностью МО Городское поселение "Каменское". В связи с этим обязанность по сносу должна быть возложена также на администрацию поселения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Судом апелляционной инстанции решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 14 января 2016 г. оставлено без изменения. Отвергая доводы ответчика со ссылкой на Федеральный закон N 384-ФЗ, судебная коллегия указала, что обязанность по сносу домов возникла из других правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Республиканской и муниципальной программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с которыми снос аварийного жилья является этапом ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и входит в обязанности администрации МО "Кабанский район".

Таким образом, нарушения закона в сфере жилищных правоотношений разнообразны и требуют постоянного, пристального внимания со стороны органов прокуратуры.