Мудрый Юрист

Особенности применения патентной системы налогообложения на территории калининградской области: правовой аспект

Сюбарева Ирина Федоровна, главный научный сотрудник ФГБНУ "Федеральный центр образовательного законодательства", доктор педагогических наук, кандидат юридических наук.

В статье И.Ф. Сюбаревой рассматриваются особенности правового регулирования патентной системы налогообложения в Калининградской области. Автор анализирует ограничения, установленные федеральным и региональным законодательством в отношении применения данного налогового режима, и делает вывод о справедливом подходе законодателя к совершенствованию правового регулирования патентной системы налогообложения в связи с необходимостью поддержки малого предпринимательства в сложных экономических условиях.

Ключевые слова: налог, налогообложение, правовое регулирование, патент, специальный налоговый режим, патентная система налогообложения.

Актуальность темы статьи объясняется изменениями в налоговом законодательстве, затрагивающими правовое регулирование патентной системы налогообложения. Так, принятие Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 232-ФЗ) <1>, а ранее - Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) <2> направлено на совершенствование налоговой системы в части применения хозяйствующими субъектами специальных налоговых режимов, в том числе патентной системы налогообложения, с целью создания ее привлекательности для малого бизнеса и, как следствие, стимулирования его развития. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ), положения которого направлены на совершенствование системы администрирования страховых взносов и снижение административной нагрузки на налогоплательщиков <3>. В современный период "основная задача государства - обеспечение свободы предпринимательской деятельности и поддержание эффективного развития бизнеса, что выражается в создании для него благоприятных условий и защите, с одной стороны, интересов общества, каждого гражданина в отдельности от недобросовестных предпринимателей, а с другой - предпринимателей от необоснованного нарушения их прав" <4>.

<1> СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4358.
<2> СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4245.
<3> СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4176.
<4> Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ // Журнал российского права. 2015. N 1 (217). С. 25.

Изменения в федеральном законодательстве дали импульс развитию регионального законодательства. Опираясь на законодательство, рассмотрим особенности правового регулирования патентной системы налогообложения в Калининградской области. Ответим на вопросы: в чем особенности применения патентной системы налогообложения на территории Калининградской области; каковы достоинства и недостатки правового регулирования этого специального налогового режима?

Патентная система налогообложения, став самостоятельным специальным налоговым режимом с 1 января 2013 г. <5>, регулируется главой 26.5 Налогового кодекса РФ <6>, которая определяет категории налогоплательщиков и особенности их учета, элементы налога, порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима, особенности ведения налогового учета. Патентная система налогообложения вводится в действие законами субъектов РФ (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Так, на территории Калининградской области она была введена Законом Калининградской области от 22 октября 2012 г. N 154 "О введении патентной системы налогообложения на территории Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области) <7>.

<5> См.: Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 25.06.2012.
<6> См.: Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
<7> Калининградская правда (приложение "Официальный вестник Правительства Калининградской области"). 2012. N 198.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применятся патентная система налогообложения, установлены пунктом 2 ст. 346.43 НК РФ. Приказом ФНС России от 15 января 2013 г. N ММВ-7-3/9@ утвержден Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП) <8>. Изменения в законодательстве, связанные с принятием Федерального закона N 232-ФЗ и касающиеся применения патентной системы налогообложения, направлены на увеличение числа видов предпринимательской деятельности, которые могут использоваться с 1 января 2016 г. Например, добавлены такие виды, как производство кожи и изделий из кожи; сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей; производство молочной продукции; производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав; производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий; товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство; резка, обработка и отделка камня для памятников; оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования и др. Добавленные виды деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, расширили перечень с 47 до 63 видов деятельности.

<8> Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП) (утв. Приказом ФНС России от 15 января 2013 г. N ММВ-7-3/9@) // http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 02.02.2016).

Законом Калининградской области в первоначальной редакции было установлено 49 видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могли применять патентную систему налогообложения на территории Калининградской области, а также соответствующие им размеры потенциально возможного к получению дохода на календарный год (ст. 1). В новой редакции <9> этот перечень расширен до 65 видов деятельности. В пояснительной записке к проекту закона Калининградской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области "О введении патентной системы налогообложения на территории Калининградской области" было отмечено, что "в Российской Федерации и в Калининградской области наиболее востребованы патенты по 6 видам предпринимательской деятельности: сдача в аренду (наем) нежилых помещений, земельных участков и жилых помещений; парикмахерские и косметические услуги; розничная торговля; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров" <10>.

<9> См.: Закон Калининградской области от 27 ноября 2015 г. N 481 "О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области "О введении патентной системы налогообложения на территории Калининградской области" // Калининградская правда (приложение "Официальный вестник Правительства Калининградской области"). 2015. N 223.
<10> Общественная палата Калининградской области. Официальный сайт: http://op-kaliningrad.ru/.

Право на применение данного специального налогового режима в отношении одного из видов предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, удостоверяется патентом, в котором указана территория его действия (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Федеральным законом N 244-ФЗ предоставлено право субъектам РФ дифференцировать территорию субъекта РФ по территориям действия патента (в отношении определенных видов деятельности) по муниципальным образованиям. Так, в новой редакции Закона Калининградской области были выделены 22 муниципальных образования с применением коэффициентов 1 и 0,9.

Индивидуальный предприниматель при применении патентной системы налогообложения уплачивает налог в размере 6% установленной суммы потенциального годового дохода (п. 1 ст. 346.50 НК РФ) и в зависимости от срока, на который выдан патент. Федеральным законом N 244-ФЗ отменен минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода и сохранена его максимальная граница - не более 1 млн руб. Также указанным Законом расширены полномочия субъектов РФ в части установления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, определяющего налоговую базу по налогу, уплачиваемому при применении патентной системы налогообложения. Так, Законом Калининградской области установлены коэффициенты, которые необходимо применять при расчете максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Для отдельных территорий муниципальных образований установлен максимальный коэффициент 1,0 и понижающий 0,9 - для большинства оставшихся территорий муниципальных образований. Наименьшая стоимость патента при доходе в 150 тыс. руб. установлена для предпринимателей, оказывающих услуги по уходу за престарелыми гражданами и инвалидами. Наибольшая стоимость патента при доходе в 860 тыс. руб. определена для предпринимателей, занимающихся обработкой камня для памятников. В пояснительной записке к проекту закона Калининградской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области "О введении патентной системы налогообложения на территории Калининградской области" было отмечено, что "по большинству видов предпринимательской деятельности размер потенциально возможного годового дохода в Калининградской области ниже, чем по сравнению со средними значениями в целом по Северо-Западному федеральному округу" <11>.

<11> Общественная палата Калининградской области. Официальный сайт: http://op-kaliningrad.ru/.

Федеральным законом N 244-ФЗ создана гибкая схема уплаты патента: если патент получен на срок до шести месяцев, оплачивается налог в размере полной суммы в срок не позднее срока окончания действия патента; если патент получен на срок от шести до 12 месяцев, оплачивается налог в размере 1/3 суммы в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента и в размере 2/3 суммы в срок не позднее срока окончания действия патента. Такая схема уплаты более удобна для предпринимателя по сравнению с ранее действовавшей, когда необходимо было оплатить патент до начала осуществления предпринимательской деятельности. В случае нарушения срока уплаты налога индивидуальному предпринимателю направляется требование об уплате налога, пеней и штрафа. На официальном сайте Федеральной налоговой службы в помощь предпринимателю (налогоплательщику) создан электронный сервис "Расчет стоимости патента".

Перечислим преимущества применения патентной системы налогообложения: право выбора срока действия патента индивидуальным предпринимателем; гибкая процедура уплаты налога; простота в расчете налога; несложный способ налогового учета; освобождение от уплаты ряда налогов (налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных при осуществлении предпринимательской деятельности; налога на имущество физических лиц в части имущества, которое используется при осуществлении предпринимательской деятельности; налога на добавленную стоимость в части определенных законодательством случаев); не предусмотрено предоставление налоговой декларации; контрольно-кассовая техника может не применяться; добровольный переход на специальный налоговый режим и возврат к другим системам налогообложения; облегчены отношения с налоговыми органами. Однако применение патентной системы налогообложения не освобождает индивидуального предпринимателя от необходимости вносить страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, что увеличивает его налоговую нагрузку.

Законодательство как универсальное средство регулирования общественных отношений имеет определенные достоинства и недостатки <12>. Обратим внимание на новую главу 34 НК РФ "Страховые взносы", которая была введена Федеральным законом N 243-ФЗ и определяет порядок администрирования страховых взносов. В связи с включением новой главы в НК РФ были дополнены и уточнены отдельные его статьи. Например, статья 8 "Понятие налога, сбора, страховых взносов" дополнена пунктом 3, который определяет понятие страхового взноса. Законодатель идет по пути создания оптимальной системы администрирования налогов, сборов и страховых взносов. Тем не менее обратим внимание на проблему комфортного законодательства, под которым "понимается такой нормативный материал, который не создает сложностей в поиске необходимого правила, уяснения его смысла и применения на практике" <13>. Подчеркнем сложность формулировок многих статей налогового законодательства, уяснение их смысла требует специальных правовых знаний.

<12> Сюбарева И.Ф. Совершенствование гражданского законодательства в части учреждений на современном этапе // Законодательство и экономика. 2015. N 5. С. 27.
<13> Занковский С.С., Казенова Т.М., Нетесова М.С. Частное предпринимательство и закон: краткие итоги исследования // Вестник РГГУ. Сер.: "Экономика. Управление. Право". 2009. N 11. С. 147.

Приведем пример из судебной практики, связанный с одновременным применением предпринимателем на территории Калининградской области упрощенной и патентной систем налогообложения по одному и тому же виду деятельности - сдача в аренду объектов недвижимости, находившихся в его собственности, - и в последующем утратой права применения патентной системы налогообложения. В такой ситуации, когда предприниматель применял одновременно два специальных налоговых режима и утратил право на применение только одного из них, налоговый орган обязал его перейти на общий режим налогообложения с начала нового налогового периода. Не согласившись с сообщением налогового органа о переходе на общий режим налогообложения, предприниматель обратился в суд. Сообщение Инспекции было признано недействительным в части уведомления о переводе индивидуального предпринимателя на общий режим налогообложения. Судами подчеркивалось, что "на общий режим налогообложения или УСН должна переводиться вся предпринимательская деятельность в целом, а не отдельный ее вид и тем более не часть вида деятельности, что имеет место в спорном случае... Обязывая предпринимателя перейти на ОРН, налоговый орган не принял во внимание, что по одному и тому же виду деятельности налогоплательщик должен будет уплачивать налоги как по УСН, так и по ОРН, что является недопустимым..." <14>.

<14> См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2016 г. N Ф07-1988/15 по делу N А21-3997/2015 // СПС "Гарант".

Совершенствование правового регулирования патентной системы налогообложения является необходимым в современный период, так как приводит к наполняемости местных бюджетов и направлено на развитие малого бизнеса в сложных экономических условиях. Для того чтобы патентная система налогообложения стала более привлекательной для малого бизнеса, в качестве направлений совершенствования правового регулирования можно назвать уменьшение (снижение) обязательных страховых взносов и создание действительно комфортного законодательства.

Библиография

Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ // Журнал российского права. 2015. N 1 (217).

Сюбарева И.Ф. Совершенствование гражданского законодательства в части учреждений на современном этапе // Законодательство и экономика. 2015. N 5.

Занковский С.С., Казенова Т.М., Нетесова М.С. Частное предпринимательство и закон: краткие итоги исследования // Вестник РГГУ. Сер.: "Экономика. Управление. Право". 2009. N 11.