Мудрый Юрист

Стабильность конституции Российской Федерации и конституционные преобразования: возможности сочетания и реализации

Безруков А.В., кандидат юридических наук, доцент.

Рассмотрены основные возможности обеспечения стабильности Конституции Российской Федерации в условиях проводимых конституционных преобразований. Доказана необходимость обеспечения конституционной стабильности и возможность ее сохранения при проведении конституционных преобразований, что способствует укреплению конституционной законности и правопорядка в России.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционная стабильность, конституционные преобразования, преобразование Конституции, конституционная законность, правопорядок.

The stability of the Constitution of the Russian Federation and constitutional transformation: possibilities of integration and implementation

A.V. Bezrukov

Bezrukov A.V., candidate of law, associate professor.

Considered the main features of the stability of the Constitution of the Russian Federation in the conditions of ongoing constitutional reforms. The necessity of ensuring constitutional stability and the ability to save at carrying out of constitutional reforms, strengthening of constitutional legality and the rule of law in Russia.

Key words: the Constitution of the Russian Federation, the constitutional stability, constitutional reforms, the transformation of the Constitution, constitutional legitimacy, the rule of law.

Важнейшим условием гармоничного функционирования правовой системы является качественный и эффективно работающий основной документ государства - Конституция, которая закладывает конституционно-правовые основы для консолидации органов публичной власти и создает условия для развития институтов гражданского общества.

Конституция Российской Федерации является приоритетной фундаментально-ценностной и нормативно-правовой основой обеспечения конституционной законности и правопорядка, их скрепой и социально-правовым ориентиром. Эффективная реализация Конституции РФ способствует конституционализации правопорядка, которая не ограничивается рамками конституционного регулирования и органически встраивается в целостный механизм обеспечения правопорядка <1>.

<1> См.: Безруков А.В. Конституционализация правопорядка: сущность, реализация, условия // Российская юстиция. 2016. N 5. С. 12 - 14; Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: Монография. М., 2016.

Представляется, что в числе приоритетных конституционных рисков и угроз для установленного правопорядка в России является нарушение конституционной стабильности. Конституция РФ как ключевой правовой документ государства должен быть стабильным и изменяться в тех случаях, когда иного варианта решения вопроса не находится.

Поэтому важно правильно понимать, какую роль играет стабильность и сбалансированность конституционного текста и насколько осторожно необходимо подходить к возможным изменениям Конституции РФ. Как подчеркнул Ю. Хабермас, устойчивость права является одним из решающих факторов легитимности правовой системы в массовом сознании. И развивая такой постулат, В.Д. Зорькин обоснованно замечает, что устойчивый Основной Закон постепенно становится одним из ключевых символов правовой идентичности нации <2>. Справедливо отмечает и Н.С. Бондарь, что конституционализм есть объективно складывающийся порядок реальных общественных отношений. Основой конституционного правопорядка является стабильность и отсутствие противоречий между властью, свободой и собственностью <3>.

<2> Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России (к 20-летию Конституции Российской Федерации) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2014. N 1. С. 4 - 5.
<3> Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. N 11. С. 5.

Разделяя подход о том, что конституционные реформы необходимо осуществлять последовательно и без изменения основ конституционного строя России <4>, думается, что конституционные преобразования в основном следует проводить без изменения текста Конституции РФ <5>.

<4> Скуратов Ю.И. Развитие Конституции Российской Федерации 1993 года: поправки в Конституцию или конституционная реформа // Российский юридический журнал. 2009. N 3. С. 45 - 47.
<5> Возможно, следует вести речь об исключительном характере внесения поправок к Конституции РФ. См., напр.: Аничкин Е.С. "Преобразование" Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв.: Автореф. дис. ... д. ю. н. Тюмень, 2010. С. 12, 38.

Поэтому нельзя согласиться с активными сторонниками изменения действующей Конституции РФ, поскольку динамичные преобразования Конституции РФ и отсутствие конституционной стабильности лишь негативно отразятся на установлении конституционной законности и поддержании правопорядка. Неспроста в конституционной доктрине предметом дискуссий остается вопрос о соотношении юридических и политических технологий в трансформации российского конституционного правопорядка <6>.

<6> Конституционные принципы и пути их реализации: российский контекст: Аналитический доклад / Отв. ред. А.Н. Медушевский. М., 2014. С. 70 - 71.

Видится, что оптимальными способами развития и конкретизации положений Конституции РФ должны оставаться качественное и своевременное наполнение российским парламентом действующего законодательства и официальная интерпретация Конституционным Судом России отдельных положений Конституции Российской Федерации.

Таким образом, конституционная стабильность есть важнейшее условие установления и эффективного обеспечения конституционного правопорядка, а нарушение стабильности Конституции РФ является конституционным риском, препятствует его установлению и поддержанию.

Поэтому предложения об изменении действующей Конституции РФ на современном этапе не могут приниматься. Обеспечение стабильного конституционного развития должно достигаться, в том числе путем официального толкования Конституции РФ Конституционным Судом России, который принял ряд таких решений, без которых конституционный текст не может считаться полным (например, дела о толковании положений ст. ст. 136, 137 Конституции РФ) <7>. Причем, из правовых позиций Конституционного Суда РФ должен исходить и законодатель, своевременно внося коррективы в действующее законодательство.

<7> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации; Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. N 6.

Другой путь конкретизации положений Конституции РФ - конституционные преобразования, которые должны соответствовать духу и букве Конституции РФ, развивать ее положения. Конституционные преобразования понимаются как политико-правовой процесс полного или частичного реформирования Конституции <8>.

<8> См.: Киреев В.В. К вопросу о понятии и методологии исследования конституционной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 4. С. 7 - 9. Киреев В.В. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации: Автореф. дис. ... д. ю. н. Челябинск, 2010. С. 10, 19.

Представляется, что такие преобразования следует рассматривать в широком смысле, включая различные конституционные реформы, текстуальное изменение Конституции РФ и конституционного законодательства. Поэтому конституционные преобразования следует отличать от преобразования Конституции РФ, которое осуществляется посредством развивающих ее положения федерального законодательства и решений Конституционного Суда РФ <9>. Однако соотносить их следует как общее и частное, а не как параллельные процессы.

<9> Аничкин Е.С. "Преобразование" Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации: Монография. Барнаул, 2008. С. 4 - 5, 18.

Что касается идеи преобразования Конституции как совокупности факторов существенного изменения смысла ее отдельных положений без текстуальной модификации <10>, то видится необходимым ее дальнейшее развитие в конституционной доктрине и практике. Заслуживает внимания и концепция динамичного развития федеральной Конституции в текстуальной (ее поправки и пересмотр) и нетекстуальной формах (реализация и "преобразование" Конституции РФ) <11>. Однако важно обратить внимание на преимущественное применение второй формы.

<10> Аничкин Е.С. "Преобразование" Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв.: Автореф. дис. ... д. ю. н. Тюмень, 2010. С. 9 - 10.
<11> Аничкин Е.С. Указ. соч. С. 12, 36.

Таким образом, явление "конституционные преобразования" имеет более содержательное наполнение, включает в себя как преобразование самой Конституции РФ, не связанное с ее текстуальными изменениями (развитие конституционных положений в законодательстве и их интерпретация Конституционным Судом РФ), так и текстуальную модификацию конституционного законодательства, включая пересмотр и внесение поправок в текст Конституции Российской Федерации.

Всегда ли проведение таких конституционных преобразований имеет позитивное влияние на качественное состояние правопорядка и возможно ли их проведение в условиях обеспечения стабильности Конституции РФ?

Представляется, что, во-первых, проводимые конституционные реформы могут осуществляться лишь в рамках конституционности и не должны нарушать стабильность Конституции Российской Федерации, и, во-вторых, их продуктивность должна быть обусловлена как выбором оптимальных средств реализации, так и прогнозированием и минимизацией возможных правовых рисков и угроз конституционному правопорядку.

Между тем с учетом неоднократно внесенных конституционных поправок можно уже вести речь о наметившейся рисковой тенденции допустимости изменений текста Конституции РФ. Такая тенденция неблагоприятно влияет на состояние конституционного правопорядка, который предполагает стабильное конституционно-правовое регулирование и развитие.

Справедливо отмечается в литературе, что проводимые в российском обществе преобразования нуждаются в надежном правовом обеспечении, но оно не может быть чисто волевым <12>. И действительно, Конституция РФ и законы должны эффективно работать, иначе в обществе к ним будет безразличное отношение, что повлечет правовой нигилизм, а со снижением их престижа будет падать престиж и степень доверия населения к власти, что лишь воспрепятствует укреплению правопорядка.

<12> Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Государство и право. 2013. N 10. С. 8 - 9.

Конституция Российской Федерации должна развиваться и конкретизироваться в действующем законодательстве и решениях Конституционного Суда РФ. Проводимые конституционные преобразования возможны при условии сохранения целостности текста Конституции РФ, что следует осуществлять посредством ее нетекстуальной модификации (корректировки конституционного законодательства и официального толкования Конституции РФ).

Цель конституционной науки состоит в исследовании закономерностей конституционных правоотношений, в том числе применительно к такой отличительной черте Конституции РФ, как ее стабильность. Думается, что достижение такой цели является важнейшим условием эффективной реализации положений Конституции РФ, в первую очередь, органами публичной власти, последовательно реализующими конституционные ценности и приоритеты. Однако недостижение оптимального сочетания стабильности и динамизма в конституционном развитии <13>, так же как и политизация конституционных процессов, увы, способствуют противоположной тенденции, что влечет угрозу нарушения конституционной законности и снижение прочности конструкции конституционного правопорядка, которая в положениях российского конституционного законодательства закреплена и обтекаемо, но последовательно развивается в конституционной доктрине.

<13> О таком сочетании отмечают и сторонники допустимости текущих конституционных поправок, подчеркивая, что динамизм должен сочетаться со стабильностью, не "опрокидывая" ее. См.: Авакьян С.А. Практика конституционных реформ: некоторые проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2011. N 1. С. 24 - 25.

Список использованной литературы:

  1. Авакьян С.А. Практика конституционных реформ: некоторые проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2011. N 1.
  2. Аничкин Е.С. "Преобразование" Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации: Монография. Барнаул, 2008.
  3. Аничкин Е.С. "Преобразование" Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв.: Автореф. дис. ... д. ю. н. Тюмень, 2010.
  4. Безруков А.В. Конституционализация правопорядка: сущность, реализация, условия // Российская юстиция. 2016. N 5.
  5. Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: Монография. М., 2016.
  6. Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму // Журнал российского права. 2015. N 11.
  7. Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России (к 20-летию Конституции Российской Федерации) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2014. N 1.
  8. Киреев В.В. К вопросу о понятии и методологии исследования конституционной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 4.
  9. Киреев В.В. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации: Автореф. дис. ... д. ю. н. Челябинск, 2010.
  10. Конституционные принципы и пути их реализации: российский контекст: Аналитический доклад / Отв. ред. А.Н. Медушевский. М., 2014.
  11. Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Государство и право. 2013. N 10.
  12. Скуратов Ю.И. Развитие Конституции Российской Федерации 1993 года: поправки в Конституцию или конституционная реформа // Российский юридический журнал. 2009. N 3.