Мудрый Юрист

Обязанности и ответственность зрителя (болельщика) по договору об оказании спортивно-зрелищных услуг

Матвеев Игорь Валентинович, заместитель директора Института государственного управления и права по направлению "Юриспруденция", заведующий кафедрой гражданского права и процесса Государственного университета управления, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена вопросам правового регулирования отношений, возникающих из договора оказания спортивно-зрелищных услуг. В статье рассмотрены установленные российскими нормами права и обязанности зрителей (болельщиков), в том числе установленные для них запреты, а также вопросы юридической ответственности зрителей.

Ключевые слова: договор оказания спортивно-зрелищных услуг, зритель, гражданско-правовая ответственность, административно-правовая ответственность, уголовная ответственность.

Duties and Responsibilities of a Viewer (Fan) under a Contract for Provision of Sports and Entertainment Services

I.V. Matveev

Matveev Igor V., Deputy Director for Jurisprudence of the Institute of Public Administration and Law Head of the Department of Civil Law and Procedure of the State University of Management, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

This article is devoted questions of legal regulation of the relations arising from the agreement of rendering sport entertainment of services. In the article are considered the obligations of spectators (fans) established by the Russian rules of law, including the prohibitions established for them, and also questions of legal responsibility of spectators.

Key words: the contract of rendering sport entertainment services, the spectator, civil-law responsibility, administrative-legal responsibility, criminal responsibility.

По договору об оказании спортивно-зрелищной услуги одна сторона - организатор спортивного соревнования обязуется оказать спортивно-зрелищную услугу (организовать показ спортивного мероприятия) зрителю, а зритель обязуется ее оплатить.

Сторонами рассматриваемого договора являются организатор спортивного соревнования и зритель. Вопросы правового положения сторон данного договора в общем виде определены в гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <1>. Правовой статус организатора спортивного соревнования закреплен Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - ФЗ о физкультуре и спорте) <2>, а зрителя - в общем виде вышеупомянутым Законом, а также принятыми во исполнение его Правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 65; далее - Правилами поведения зрителей) <3>.

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
<2> Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. N 6242.
<3> Собрание законодательства РФ. 2013. N 51. Ст. 6866.

Понятие зрителя как стороны договора об оказании спортивно-зрелищной услуги воспроизведено в ст. 2 ФЗ о физкультуре и спорте, согласно которой зрители - это физические лица, находящиеся в месте проведения спортивного соревнования и при этом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в организации и обеспечении безопасности при проведении спортивного соревнования. В этой связи возникает вопрос о соотношении понятий "болельщик" и "зритель", которые рассматриваются как часть и целое, поскольку болельщик - это зритель, который своим поведением поддерживает определенную команду или спортсмена.

Одна из важнейших обязанностей зрителя как участника договора об оказании спортивно-зрелищных услуг исходит из п. 1 ст. 779 ГК РФ, в соответствии с которым заказчик услуги - зритель (болельщик) обязан оплатить данную услугу, что фактически осуществляется при приобретении билета на официальное спортивное соревнование.

Остальные обязанности зрителей (болельщиков) прямо прописаны в Правилах поведения зрителей. Эти обязанности можно условно подразделить на:

  1. обязанности, связанные с проходом и проездом на спортивное сооружение;
  2. обязанности, связанные с нахождением на спортивном сооружении;
  3. обязанности пассивного типа, выраженные в соблюдении установленных запретов.

К первой группе относятся обязанности:

Таким образом, обязанности первой группы главным образом связаны с информированием организатора официального спортивного соревнования через контролеров-распорядителей о наличии у зрителей права на вход и въезд на территорию данного спортивного сооружения, а также об отсутствии у них запрещенных к вносу предметов.

Ко второй группе относятся обязанности:

Обязанности второй группы связаны с соблюдением прав и законных интересов других зрителей и реализацией права на безопасность во время проведения спортивных соревнований.

В пункте 5 Правил поведения зрителей определены их обязанности, которые сформулированы как запреты. Так, зрителям запрещается:

Таким образом, установленные запреты связаны с недопустимостью действий, во-первых посягающих на собственную безопасность и безопасность лиц, находящихся на спортивном сооружении, включая участников официальных спортивных соревнований, во-вторых по использованию большого количества зрителей, как для проведения собственных публичных мероприятий, так и организации незаконной торговли, в-третьих причиняющих вред организатору официального спортивного соревнования, собственнику (владельцу) спортивного сооружения, иным лицам.

Неисполнение возложенных на зрителя (болельщика) обязанностей, в том числе согласно п. 1.5 ст. 20 Закона 329-ФЗ несоблюдение установленных запретов Правил поведения зрителей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эта ответственность может быть гражданско-правовой, административной и уголовной.

Так, за причинение имущественного вреда другим зрителям, организаторам и участникам официальных спортивных соревнований, собственникам (пользователям) объектов спорта и лицам, обеспечивающим охрану общественного порядка и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований (подп. "з" п. 4 Правил поведения зрителей), а также за нанесение надписей и рисунков на конструкциях, строениях, сооружениях, расположенных в местах проведения официальных спортивных соревнований (подп. "и" п. 5 Правил поведения зрителей), по иску пострадавшего зритель может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу. Так, согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ указанный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Кроме того, санкции, установленные в п. 15 Правил поведения зрителей, согласно которому лица, не соблюдающие требования, установленные настоящими правилами, или отказывающиеся от их соблюдения, не допускаются в места проведения официальных спортивных соревнований, могут быть из них удалены, имеют гражданско-правовую природу. Так, отказ в доступе на спортивное сооружение или удаление со спортивного сооружения лица, нарушающего установленные правила, подпадает под установленную ст. 450.1 ГК РФ конструкцию отказа от договора (исполнения договора), п. 1 которой определяет, что предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). При этом по общему правилу договор прекращается с момента получения данного уведомления. Представляется необходимым письменное подтверждение уведомления зрителя при удалении его со спортивного сооружения, что возможно осуществить путем проставления специального штампа организатором официального спортивного соревнования (его представителем на трибунах) на билете провинившегося зрителя. Значение данного штампа могло бы состоять в следующем:

во-первых, на бумажном носителе (документе) официально может фиксироваться факт одностороннего отказа исполнителя спортивно-зрелищной услуги от ее оказания по вышеназванной причине;

во-вторых, зафиксированное может стать основанием для обращения в суд зрителя, который бы мог оспорить незаконность одностороннего отказа исполнителя спортивно-зрелищной услуги от договора.

Если же зрителю отказано в доступе на спортивное сооружение, подобный штамп мог бы ставиться на его билете только с его согласия в случае, если у зрителя есть намерение в дальнейшем оспаривать односторонний отказ от договора со стороны его контрагента. Если же не допущенный на спортивное сооружение зритель имеет желание передать свой билет другому лицу (возмездно или безвозмездно), в подобном штампе нет необходимости.

Административная ответственность зрителей установлена в первую очередь ст. 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ (далее - КоАП РФ) <4>, введенной в 2013 году, за нарушение поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, часть первая которой влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового. Согласно же части 2 ст. 20.31 КоАП РФ повторное совершение подобного административного правонарушения или совершение указанного правонарушения, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2013. N 30 (ч. 1). Ст. 4025.

Таким образом, законодателем в 2013 году было введено новое административное наказание - административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, который согласно ст. 3.14 КоАП РФ заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и назначается судьей.

Некоторые особенности исполнения санкции, содержащейся в ст. 20.31 КоАП РФ, содержатся в ст. 32.14 КоАП РФ и в п. 15 Правил поведения зрителей. Так, согласно ст. 32.14 КоАП РФ постановление об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения должно быть исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. Органы внутренних дел ведут учет лиц, которым назначен указанный вид административного наказания. В свою очередь в п. 1.5 ст. 20 Закона N 329-ФЗ определено, что ведение списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Информация о лицах, содержащихся в указанном списке, представляется в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта по запросам организаторов официальных спортивных соревнований на безвозмездной основе обеспечивает предоставление им списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, или доступ к указанному списку. Порядок предоставления организаторам официальных спортивных соревнований указанного списка устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере органов внутренних дел с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Лицам, в отношении которых вступило в законную силу решение суда об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, стоимость входных билетов на такие соревнования или документов, их заменяющих, не возвращается.

С учетом того что в КоАП РФ содержатся отдельные составы таких административных правонарушений, как оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ), совершение подобных деяний зрителями официальных спортивных соревнований должно квалифицироваться именно по ст. 20.31 КоАП РФ, а не по вышеназванным статьям, поскольку объективная сторона данного правонарушения охватывает все вышеуказанные действия, которые обязательно совершаются при проведении официальных спортивных соревнований, а не вообще.

Если в действиях зрителей официальных спортивных соревнований содержатся признаки составов преступлений, содержащихся в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (далее - УК РФ) <5>, данные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. Наиболее часто такими видами преступлений являются организация массовых беспорядков, участие в массовых беспорядках, призывы к массовым беспорядкам (ст. 212 УК РФ), вандализм (ст. 214 УК РФ) и др.

<5> Там же.

Таким образом, в нескольких нормативных правовых актах Российской Федерации содержатся нормы, устанавливающие обязанности заказчиков по договору оказания спортивно-зрелищных услуг - зрителей официальных спортивных соревнований. Нарушение данных обязанностей может повлечь санкции гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2013. N 30 (ч. 1). Ст. 4025.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2013. N 30 (ч. 1). Ст. 4025.
  5. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 65) "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 51. Ст. 6866.
  7. Матвеев И.В. Договор об оказании спортивно-зрелищных услуг // Безопасность бизнеса. 2016. N 2. С. 3 - 7.