Мудрый Юрист

Полномочия министерства обороны Российской Федерации в области подготовки и обучения иностранных военных специалистов

Зорин О.Л., подполковник, кандидат юридических наук, доцент, ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж).

Бакович М.Н., кандидат юридических наук, доцент, ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж).

Беляев Р.В., подполковник, ВУНЦ ВВС "ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж).

В статье раскрываются особенности военно-технического сотрудничества в области оказания услуг Минобороны России по подготовке и обучению иностранных военнослужащих.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, иностранный военнослужащий.

Powers of the Russian defense Ministry in the field of preparation and training of foreign military experts

O.L. Zorin, M.N. Bakovich, R.V. Belyaev

Zorin O.L., PhD of Law, lieutenant-colonel, docent, MESC AF "N.E. Zhukovsky and Gagarin Y.A. Air Force Academy" (Voronezh).

Bakovich M.N., PhD of Law, docent, MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh).

Belyaev R.V., lieutenant-colonel, MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh).

In article features of a military and technical cooperation in the field of rendering services of the Russian Defense Ministry in preparation and training of the foreign military personnel are revealed.

Key words: military and technical cooperation, foreign serviceman.

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. Рассмотрим некоторые особенности правового регулирования компетенции федеральных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества (далее также - ВТС).

Определение компетенции позволяет выделить полномочия государственных органов и в то же время обеспечить согласованность их действий, что предполагает не только распределение управленческих функций, но и предоставление органам государственной власти соответствующих государственно-властных полномочий. Таким образом, деятельность федеральных органов государственной власти в сфере ВТС играет важнейшую роль в обеспечении этой деятельности государства в области международных отношений <1>.

<1> Звинчукова О.Н. Полномочия органов государственной власти в области военно-технического сотрудничества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 11. С. 13 - 17.

Правовые основы компетенции органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества определены Федеральным законом от 19 июля 1998 г. "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", а также Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами".

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами на Министерство обороны России возложены полномочия, в частности, по оказанию услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров. Особый интерес вызывает существующее правовое регулирование обучения иностранных граждан Министерством обороны Российской Федерации.

В настоящее время обучение иностранных военнослужащих является одним из определяющих факторов расширения военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в вопросах поставки российского вооружения и военной техники, укрепления и развития российского военно-промышленного комплекса на международном рынке вооружений. В последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция увеличения темпов данного вида сотрудничества. Как отмечается в юридической литературе, именно эта область ВТС является основной при правовом регулировании обучения иностранных граждан Министерством обороны Российской Федерации <2>.

<2> Савин И.Г. О некоторых вопросах правового регулирования обучения иностранных граждан в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2007. N 9. С. 576.

В настоящее время в России проходят подготовку свыше 5 500 иностранных военнослужащих из 43 стран. А всего за истекшие 70 лет такую подготовку получили более 280 тыс. иностранных военнослужащих из 108 государств мира <3>, что свидетельствует о качестве отечественного высшего военного образования.

<3> Ткачев В.А. Интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в вузах МО РФ: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2016. С. 3.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств относится к продукции военного назначения.

В связи с изложенным Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" определено, что Министерство обороны Российской Федерации оказывает в установленном порядке услуги по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств (см. Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области, приведенный в приложении к названному Указу).

Во исполнение данного Указа принято Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1164, утвердившее Положение о порядке оказания Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств (далее - Положение). Предыдущее Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 308 "Об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств" признано утратившим силу. В действующем Постановлении Правительства Российской Федерации более подробно регламентируются полномочия Министерства обороны Российской Федерации в указанной сфере правоотношений.

Пункт 2 Положения определяет, что подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации <4> на основании контрактов, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации с министерствами обороны и иными ведомствами иностранных государств, а также на основании договоров, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации с субъектами военно-технического сотрудничества, организациями-производителями и (или) организациями-разработчиками продукции военного назначения.

<4> Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" Президент Российской Федерации принимает решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества по представлению Правительства Российской Федерации. Решения о подписании международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества принимаются Правительством Российской Федерации.

Участниками ВТС Российской Федерации являются российские субъекты военно-технического сотрудничества и иностранные заказчики. К российским субъектам военно-технического сотрудничества относятся российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Иностранные заказчики - уполномоченные органы иностранных государств, иностранные субъекты военно-технического сотрудничества, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств в вопросах военно-технического сотрудничества. Иностранные субъекты военно-технического сотрудничества - иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств. (В настоящее время Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации разместила на собственном официальном сайте в открытом доступе в информационной сети Интернет перечень действующих субъектов военно-технического сотрудничества (всего 31 организация) <5>.

<5> URL: http://www.fsvts.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2016).

Российскими субъектами военно-технического сотрудничества являются следующие организации:

  1. Государственная корпорация "Ростех". В объем полномочий названного субъекта военно-технического сотрудничества входит осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения и др.
  2. АО "Рособоронэкспорт" - государственный посредник при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
  3. Организации-разработчики и производители продукции военного назначения, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции.
  4. Управляющие компании интегрированных структур, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
  5. Субъекты военно-технического сотрудничества, сохранившие после вступления в силу Федерального закона от 15 февраля 2016 г. N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части выполнения действующих обязательств по внешнеторговым контрактам в области военно-технического сотрудничества, заключения внешнеторговых контрактов по результатам проработки обращений иностранных заказчиков, в случае если их проработка была поручена до 1 июля 2016 г., и выполнения обязательства по таким контрактам.
  6. Субъекты военно-технического сотрудничества, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в рамках отдельных проектов в области военно-технического сотрудничества.

Важно отметить, что в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1164 право на подготовку и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств предоставлено воинским частям и военным образовательным организациям высшего образования Министерства обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также вид оплаты за обучение. Подготовка военных кадров осуществляется как на платной основе (за счет направляющей стороны), так и на льготной или безвозмездной основах, по установленным российской стороной квотам. Отличие состоит в том, что при подготовке военных кадров на льготной основе расходы на обучение производятся за счет принимающей стороны, расходы на содержание - за счет направляющей стороны. При подготовке на безвозмездной основе расходы на обучение и содержание относятся за счет принимающей стороны (России).

Порядок подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств на территории Российской Федерации на платной основе, особенности их финансового, материально-технического и других видов обеспечения устанавливаются в контрактах, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации с министерствами обороны и иными ведомствами иностранных государств, а также в договорах, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации с субъектами военно-технического сотрудничества, организациями-производителями и (или) организациями-разработчиками продукции военного назначения (п. 22 Положения).

Прием на обучение иностранных военных специалистов в военные образовательные организации осуществляется на основании контрактов, заключенных между Министерством обороны РФ и национальными военными командованиями, а также на основании договоров об обучении специалистов иностранных государств в военных образовательных организациях, заключенных Министерством обороны России с субъектами ВТС, организациями-производителями и (или) организациями-разработчиками продукции военного назначения.

Особый порядок имеет материальное обеспечение обучающихся военнослужащих иностранных государств.

Денежное довольствие при обучении в вузах Министерства обороны Российской Федерации на безвозмездной основе иностранным военнослужащим, не имеющим на момент поступления на обучение воинских званий офицеров, выплачивается в следующих размерах:

а) на подготовительном и первом курсах - оклад по воинской должности "курсант военной образовательной организации высшего образования" - в сумме 2 000 руб.;

б) на втором и последующих курсах:

При обучении на безвозмездной основе иностранным военнослужащим, имеющим воинские звания офицеров, в том числе адъюнктам, докторантам и ординаторам, вне зависимости от курса и срока обучения выплачивается:

а) в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации:

б) в военных образовательных организациях, за исключением федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации":

в) в федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации", в военной докторантуре военных образовательных организаций:

Указанные выплаты производятся со дня зачисления на обучение (но не ранее дня прибытия на обучение) и по день фактического завершения обучения (отчисления).

В то же время иностранные офицеры, принятые на обучение на безвозмездной основе по образовательным программам высшего образования (программы специалитета) и по образовательным программам среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена), обеспечиваются всеми видами довольствия как военнослужащие, не имеющие офицерских званий.

Ежемесячные, иные дополнительные и отдельные выплаты иностранным военнослужащим не выплачиваются <6>.

<6> Указание Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 180/5/6780.

Иностранным военным специалистам при обучении на льготной и платной основах денежные выплаты на содержание осуществляются национальными военными командованиями.

Продовольственное и вещевое обеспечение в период обучения иностранных военнослужащих, не имеющих воинских званий офицеров, обучающихся на безвозмездной основе, осуществляется по нормам, установленным для соответствующих категорий российских военнослужащих, без взимания платы. Жилищное обеспечение указанной категории иностранных военнослужащих осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, без взимания платы.

Вещевое обеспечение иностранных военных специалистов, прибывших на обучение на льготной и платной основах, осуществляется за счет их личных средств, либо за счет средств, предусмотренных на эти цели в контрактно-договорных документах, в порядке, установленном нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации по организации обучения.

Продовольственное и жилищное обеспечение в период обучения иностранных военнослужащих, не имеющих воинских званий офицеров, обучающихся на льготной основе, а также иностранных военнослужащих, имеющих воинские звания офицеров, обучающихся на безвозмездной и льготной основах, осуществляется исходя из специфики подготовки, специальностей и направлений обучения за счет их личных средств.

При этом иностранные военнослужащие, имеющие воинские звания офицеров и обучающиеся на безвозмездной и льготной основах, обеспечиваются специальной формой одежды для проведения отдельных видов практических занятий по нормам, предусмотренным для соответствующих категорий российских военнослужащих.

Различия существуют и в медицинском обеспечении. В соответствии с п. п. 18, 19 Положения медицинское обеспечение иностранных военнослужащих, обучающихся на безвозмездной основе, осуществляется в порядке, предусмотренном для соответствующих категорий российских военнослужащих (т.е. в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 25), а обучающихся на льготной и платной основах" в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".

На основании сказанного можно констатировать, что, с одной стороны, на иностранных военнослужащих распространяются нормы специального военного законодательства, а с другой - в отношении их действуют правовые нормы общего законодательства, и поэтому они обладают правами граждан Российской Федерации вообще.

При этом, как следует из текста Положения (подп. "б" п. 3), подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств могут осуществляться на территории иностранного государства - на платной основе путем направления специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации в иностранные государства.

В данном случае выполнение обязательств, принятых Министерством обороны Российской Федерации по договорам (контрактам) на подготовку и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств на платной основе, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Финансовое обеспечение российских военных специалистов, направляемых за границу, организуется в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 949 "О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей".

Отдельно установлено, что средства, поступающие за оказание услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств на платной основе, подлежат зачислению в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 27 Положения).

Прежним же порядком предусматривалось средства, получаемые Министерством обороны Российской Федерации за оказание услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств, направлять на финансирование мероприятий по обеспечению социальной защиты военнослужащих, увольняемых с военной службы (в том числе на приобретение для них жилья), и других мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации (подп. "а" п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 308 "Об оказании Министерством обороны Российской Федерации иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала").

Изданный во исполнение Постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1164 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 июля 2016 г. N 468, определяет организацию работы соответствующих должностных лиц и органов военного управления по вопросам, касающимся оказания Министерством обороны РФ услуг по подготовке и обучению иностранных военнослужащих <7>.

<7> К ним отнесены: Главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководители органов военного управления, которым подчинены военные образовательные организации, начальники военных образовательных организаций, командующие войсками военных округов, на которых дислоцируются военные образовательные организации, Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации.

Еще один документ, регламентирующий рассматриваемые отношения, - Методические рекомендации по организации подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств в воинских частях и военных образовательных организациях высшего образования Министерством обороны Российской Федерации, утвержденные статс-секретарем - заместителем министра обороны Российской Федерации 3 октября 2016 г. (с пометкой "Для служебного пользования"), и, по сути, заменяющий утративший силу Приказ Министра обороны РФ от 10 декабря 2000 г. N 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации" и упорядочивающий деятельность должностных лиц органов военного управления, воинских частей и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны РФ.

Кроме того, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности действует Соглашение о подготовке военных кадров для государств - участников ОДКБ от 23 июня 2005 г., ратифицированное (одобренное), в частности, Россией (Федеральный закон от 8 апреля 2008 г. N 45-ФЗ "О ратификации Соглашения о подготовке кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности"). Соглашение занимает особое место в формировании системы коллективной безопасности, так как обеспечивает единый уровень подготовки военных кадров для вооруженных сил государств - членов ОДКБ, их образование и способность к полному взаимодействию при решении совместных задач.

Таким образом, можно отметить, что в настоящий момент отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий вопросы подготовки и обучения военных и военно-технических кадров иностранных государств (так как существует множество различных по юридической силе документов в указанной сфере правоотношений), что, на наш взгляд, негативно отражается на организации подготовки иностранных военнослужащих в образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. Принятие такого нормативного правового акта (например, приказа Министра обороны РФ вместо действующего) позволило бы упорядочить и объединить имеющийся нормативный материал, а также повысить его технико-юридический уровень.

Библиографический список

  1. Звинчукова О.Н. Полномочия органов государственной власти в области военно-технического сотрудничества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 11.
  2. Савин И.Г. О некоторых вопросах правового регулирования обучения иностранных граждан в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2007. N 9.
  3. Ткачев В.А. Интенсификация военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих на краткосрочных курсах в вузах МО РФ: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2016.