Мудрый Юрист

О незаконном ограничении права на альтернативную гражданскую службу

Соколов Я.О., юрист, г. Ростов-на-Дону.

Многие граждане, выбирающие альтернативную гражданскую службу вместо военной службы по призыву, сталкиваются с отказом призывных комиссий в признании их убеждений, вероисповедания на том основании, что они не сообщали об этом в военкомат при постановке на воинский учет. Законом такая обязанность не предусмотрена. В данной статье дается правовая оценка подобных действий призывных комиссий и рассматривается практика обжалования их решений гражданами.

Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, конституционное право, призывная комиссия, убеждения, вероисповедание, заявление, воинский учет, решение об отказе, военный комиссариат.

About the unlawful restriction of the right to alternative civil service

Y.O. Sokolov

Sokolov Y.O., lawer, Rostov-on-Don.

Draft boards refuse many citizens to replace military service on call with alternative civil service. The reason is that citizens did not inform to the military departments about their beliefs and religion at once, when they got registered in the military department. But citizens are not obliged to do so. The article gives a legal assessment of such actions of draft boards, analyses judicial practice of appealing such decisions by citizens.

Key words: alternative civil service, constitutional right, draft board, beliefs, creed, application, military registration, decision on refusal, military department.

Право граждан России на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой ограничено не только кругом лиц, но и формальными основаниями. Даже если гражданин имеет убеждения или вероисповедание, которым противоречит несение военной службы, т.е. прямо соответствует критерию, установленному Конституцией Российской Федерации <1>, призывная комиссия может в данном праве ему отказать. Для такого решения достаточно, чтобы гражданин пропустил срок подачи заявления о замене вида службы хотя бы на несколько дней <2> и призывная комиссия не признала причины этого опоздания уважительными <3>.

<1> Согласно ч. 3 ст. 59 Конституции России 1993 г. "гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой".
<2> Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 февраля 2015 г. по делу N 33-836. URL: https://kraevoy-prm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=2527813&delo_id=5&new=5&text_number=1.
<3> В Определении от 17 октября 2006 г. N 447-О "По жалобам граждан Жидкова Михаила Александровича и Пильникова Олега Сергеевича на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, пропущенные по уважительным причинам, могут быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом. Перечень уважительных причин в определении не приводится.

На практике многие комиссии в ограничении права на альтернативную гражданскую службу (также - АГС) пошли еще дальше, чем законодатель. Так, по общему правилу Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Закон N 113) заявление подается в военкомат за шесть месяцев до начала призывной кампании, в которую гражданин подлежит призыву на военную службу <4>. Однако комиссии нередко мотивируют отказы в замене вида службы тем, что граждане не сообщали в военкомат о своих убеждениях еще при постановке на воинский учет в 16-летнем возрасте, т.е. за 1 - 1,5 года до будущего призыва, если они идут на службу после школы, или за 6 - 6,5 лет, если после окончания вуза.

<4> В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ данные заявления подаются в военные комиссариаты по месту пребывания граждан на воинском учете в срок до 1 апреля, если граждане должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года, или до 1 октября, если их призыв планируется в апреле - июне следующего года. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

К таким примерам относится дело по административному иску гражданина П. об обжаловании решения призывной комиссии г. Подольска Московской области. Суд первой инстанции, состоявшийся в январе 2016 г., гражданин выиграл <5>, отказ в праве на службу без оружия был признан незаконным. Но призывная комиссия и военкомат подали апелляционную жалобу в Московский областной суд и все же добились лишения П. доступа к АГС. Решение Подольского городского суда было отменено. Суд второй инстанции мотивировал это тем, что убеждения гражданина не являются стойкими. "До дня подачи в 2015 г. в военный комиссариат заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой административный истец о своих убеждениях не заявлял. В имеющихся в личном деле призывника П. документах имеются сведения о прохождении административным истцом медицинской комиссии в 2010, 2011, 2012 годах и отсутствуют сведения о наличии у него убеждений, свидетельствующих о непринятии военной службы" <6>, т.е. для того, чтобы его убеждения прошли проверку на прочность, гражданин должен был заявить о них чиновникам еще за три года до наступления установленного законом срока. А раз он этого не сделал и предпочел руководствоваться нормами Закона N 113-ФЗ, то поплатился за это лишением права на АГС.

<5> Решение Подольского городского суда Московской области от 21 января 2016 г. по делу N 2а-883/16. URL: https://podolsky-mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=160319473&delo_id=1540005&new=0&text_number=1.
<6> Апелляционное определение коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 мая 2016 г. по делу N 33-10295/2016. URL: http://sudact.ru/regular/doc/afJkI1oNP9Hl/?regular-txt=замена+военной+службы+по+призыву+альтернативной+гражданской+службой&regular-case_doc=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=Московский+областной+суд+%28Московская+область%29&regular-judge=&_=1484156861363&snippet_pos=828#snippet.

Подобные решения судов и призывных комиссий выносятся по всей России. Несообщение о своих убеждениях при постановке на воинский учет прочно вошло в число оснований для отказа в замене вида службы. Так, Санкт-Петербургский городской суд, отклоняя доводы гражданина Р., в Апелляционном определении от 19 января 2015 г. указал: "Судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что ранее, при постановке на воинский учет, Р. никогда не заявлял о наличии у него убеждений, препятствующих несению военной службы" <7>. Аналогичную позицию суд занял и при рассмотрении апелляционных жалоб граждан Р. и Т. в июне 2015 г. <8> и январе 2016 г. <9>.

<7> Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 января 2015 г. по делу N 33-373/2015. URL: https://sankt-peterburgsky-spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=1984143&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=965783.
<8> Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-9652/2015. URL: https://sankt-peterburgsky-spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=1991967&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=1513005.
<9> Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 января 2016 г. по делу N 33а-1005/2016. URL: https://sankt-peterburgsky-spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=2464758&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=2230908.

Жителю Мордовии, который безуспешно судился с призывной комиссией в течение почти двух лет, Верховный суд республики в удовлетворении его апелляционной жалобы отказал с такой формулировкой: "Установлено, что С.О. принят на воинский учет как подлежащий призыву на военную службу, в 2013 году прошел медкомиссию, и 28 июня 2013 г. С.О. призывной комиссией была предоставлена отсрочка от призыва до 2016 г. в связи с обучением в учреждении высшего образования по очной форме обучения. Ни в 2013 г., ни в 2014 г. С.О., зная, что он принят на воинский учет как подлежащий призыву на военную службу, никаких заявлений о наличии у него убеждений, делающих невозможной службу в армии, не делал, что противоречит доводам административного истца о наличии у него искренних и глубоких, устойчиво сформировавшихся в течение значительного периода времени указанных религиозных убеждений. Пояснения С.О. том, что законом предусмотрено право гражданина обратиться с заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую за полгода до призыва, не опровергают вышеназванного вывода" <10>. Двум другим жителям республики было отказано в праве на АГС со ссылкой на то, что они не проинформировали военкомат о своих убеждениях при постановке на воинский учет еще за четыре года до наступления срока подачи заявления <11>. Их жалобы на действия призывных комиссий суды отклонили. Такая же практика существует в Архангельской области <12>, Краснодарском крае <13>, Республике Башкортостан <14> и других регионах страны.

<10> Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 16 февраля 2016 г. по делу N 33а-434/2016. URL: https://vs-mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=815333&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=260934.
<11> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 3 февраля 2015 г. по делу N 33-168/2015. URL: https://vs-mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=811201&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=238786.
<12> Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 2 февраля 2016 г. по делу N 2а-1800/2016. URL: https://oktsud-arh.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=14308149&delo_id=1540005&new=0&text_number=1.
<13> Решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 августа 2016 г. по делу N 2а-2114/2016. URL: https://krasnoarmeisk--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=129128416&delo_id=1540005&new=0&text_number=1.
<14> Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан от 2 ноября 2016 г. по делу N 33а-22295/2016. URL: https://vs-bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=9791169&delo_id=5&new=5&text_number=1.

Нигде в решениях по данным делам суды не приводили правовые нормы, обязывающие граждан, желающих пройти АГС, сообщать об этом еще при постановке на воинский учет.

В соответствии с п. 6 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", "первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет".

Как указано в подп. "б" п. 14 Инструкции, военный комиссар в ходе работы комиссии на основании изучения представленных документов, бесед с гражданами выявляет желающих заменить военную службу альтернативной гражданской и причины, которыми они руководствуются.

Выводы, заключения и соответствующие отметки записываются в учетную карту призывника и лист изучения призывника.

Однако при этом, во-первых, на самих граждан Инструкция не возлагает обязанности выбирать вид службы уже при постановке на воинский учет, так же как и обязанности информировать на данном этапе сотрудников военкомата о своих убеждениях или вероисповедании. Нигде не указано, что несообщение вышеназванных сведений ранее наступления срока подачи заявления является основанием для отказа в допуске к АГС.

Во-вторых, Инструкция не предоставляет гражданину права на подпись учетной карты и листа изучения призывника <15>. Он не может повлиять на их содержание. Достоверность и полнота вносимых данных зависят исключительно от добросовестности и профессионализма работников военкомата.

<15> См. бланки этих документов в приложениях N 6 и N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663".

Так, например, призывная комиссия Кузнецкого района г. Новокузнецка Кемеровской области в октябре 2013 г. отказала гражданину Л. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской, ссылаясь на то, что при постановке на воинский учет и до подачи заявления он не сообщал в военкомат о своих религиозных убеждениях, а при заполнении листа изучения призывника высказался за прохождение военной службы. Л. оспаривал подлинность этого документа и призвал суд критично отнестись к его содержанию, "т.к. лист изучения призывника заполняется работником военного комиссариата, заинтересованным в выполнении планов по призыву граждан. Кроме того, на указанном листе отсутствует его подпись и/или отметка, сделанная им о том, что работник военного комиссариата с его слов записал верно" <16>.

<16> Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 18 июня 2014 г. по делу N 33А-5962. URL: https://oblsud-kmr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=888313&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=601270.

Даже если в прошлом у гражданина действительно не было убеждений или вероисповедания, которые он разделяет на момент подачи заявления, призывная комиссия не имеет ни юридического, ни морального права лишать его из-за этого возможности пройти АГС.

В юношеском возрасте, когда личность еще формируется, не все люди обладают твердыми взглядами на те сферы жизни, с которыми они ранее не сталкивались, например в отношении военной или альтернативной гражданской службы.

Кроме того, убеждения имеют свойство меняться. Между постановкой на воинский учет и подачей заявления на АГС нередко проходят годы. Человек может отучиться в вузе, закончить аспирантуру <17>. За это время в его жизни произойдет множество событий, способных изменить его мировоззрение, убеждения, духовные принципы, идеалы. Все живое меняется и не стоит на месте. Но те, кто оценивают убеждения взрослого человека по тому, что он говорил, будучи еще ребенком, несовершеннолетним, видимо, не хотят этого понимать. Они воспринимают человека не как развивающееся, меняющееся существо, а как некий автомат, неспособный отойти от однажды заявленной установки.

<17> В соответствии с подп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, окончившие аспирантуру и в течение года после этого не защитившие диссертацию, подлежат призыву на военную службу на общих основаниях.

Когда подобные действия чиновников никак не пресекаются судом, это создает предпосылки для возведения в ранг закона и других неправовых ограничений. Из той же сферы: требования к гражданам подтвердить свою веру и убеждения справками, доказать их существование участием в публичных акциях или плохими оценками по ОБЖ <18> в школьных аттестатах. Призывная комиссия получает возможность создавать по своему усмотрению все новые барьеры для замены вида службы.

<18> В обязательную учебную программу школьного предмета "основы безопасности жизнедеятельности" включены темы, связанные с вопросами военной службы. При отказах в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой призывные комиссии нередко ссылаются на положительные оценки по этому предмету в аттестате как показатель отсутствия у гражданина глубоких и стойких убеждений, противоречащих прохождению военной службы.

Такой подход лишает многих граждан их конституционного права на АГС. Не найдя защиты в суде, они вынуждены выбирать: либо переступать через свои принципы и вероисповедание, либо нести уголовную ответственность за уклонение от призыва в армию. Вред личности наступает в обоих случаях: в первом он выражается в моральных страданиях, во втором - еще и в уголовном наказании, а также общественном порицании, вызванном судимостью, в ограничениях в трудоустройстве, которые способны ухудшить качество всей будущей жизни.

Библиографический список

  1. Братановский С.Н. К вопросу об альтернативной гражданской службе // Административное право и процесс. 2016. N 9. С. 26 - 30.
  2. Калинин И.Б. Правовое обоснование изменений в законодательстве об альтернативной гражданской службе // Сборник научных трудов Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия. Томск, 2013. С. 123 - 135.
  3. Ионова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2014. URL: http://base.consultant.ru.
  4. Панченко В.Ю., Сабитов М.Р. О правовом режиме реализации права на альтернативную гражданскую службу // Евразийский юридический журнал. 2015. N 9. С. 143 - 144.
  5. Пефтиев И.И. Юридическое закрепление и проблемы реализации права на альтернативную гражданскую службу // Северо-Кавказский юридический вестник. 2007. N 4. С. 71 - 76.
  6. Фоков А.П. О практике рассмотрения судами дел в сфере военной или альтернативной гражданской службы // Российский судья. 2008. N 5. С. 2 - 3.
  7. Ходусов А.А. Альтернативная гражданская служба в мирное и военное время // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. С. 2.