Мудрый Юрист

Розничная продажа алкогольной продукции: правовое регулирование, законодательные новеллы и спорные вопросы

Белов В.А., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета (МФЮА).

Настоящая статья посвящена вопросам правового регулирования и правоприменения отдельных норм, имеющих отношение к деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Ключевые слова: розничная продажа алкогольной продукции, правовое регулирование порядка лицензирования, спорные вопросы, новеллы законодательства.

The retail sale of alcoholic beverages: legal regulation, legislative developments and controversial issues

V.A. Belov

Belov V.A., senior lecturer of department of civil law disciplines of the Moscow financial and law university.

The present article focuses on the issues of legal regulation and realization of the law, which is connected to the retail sale of alcoholic beverages.

Key words: retail sale of alcoholic beverages, the legal regulation of licensing, disputes cases of legal regulation, new legislation.

2016 год стал настоящим испытанием для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, поскольку он потребовал не только существенных финансовых вливаний в деятельность организации, но и осуществления переосмысления специфики розничной продажи алкогольной продукции в целях адаптации к новому подходу законодателя и правоприменительных органов.

Розничная торговля алкогольной продукцией на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) <1>, согласно которому осуществление указанного вида деятельности допускается при условии наличия у коммерсанта специального разрешения - лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией, за исключением ряда случаев, предусмотренных законом, в том числе продажи пива, пивных напитков, сидра, медовухи и пуаре. При этом 2016 г. был ознаменован вступлением в силу Приказа Росалкогольрегулирования от 12.11.2015 N 359 <2>. В силу указанного документа форма лицензии как разрешительного акта, дозволяющего осуществлять розничную продажу алкогольной продукции, должна стать единообразной для всех региональных органов государственной власти, осуществляющих деятельность по лицензированию деятельности в указанной сфере. Однако в зависимости от региона Российской Федерации у государственных органов по-прежнему отсутствует единая позиция относительно перечня сведений, подлежащих указанию в качестве адреса торгового объекта, где предполагается к осуществлению розничная продажа алкогольной продукции. В частности, данная ситуация возникает в случае, если у соискателя лицензии на праве собственности или ином праве находится целое здание, часть из которого без дополнительного обособления планируется использовать для розничной продажи алкогольной продукции. Суть позиции некоторых региональных государственных органов сводится к нескольким противоречивым моментам:

в случае наличия нескольких торговых объектов (торговых точек) на территории здания необходимо регистрировать каждое из них в качестве самостоятельного обособленного подразделения в целях продажи алкогольной продукции;

необходимо указывать номера конкретных помещений, взятых из технического паспорта, в качестве места расположения торгового объекта, т.е. пункта продажи алкогольной продукции, и складских помещений, используемых для хранения закупленной алкогольной продукции.

<1> Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
<2> Приказ Росалкогольрегулирования от 12.11.2015 N 359 "О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2015 N 40051) // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата публикации 14.12.2015).

Противоречивость и неоднозначность указанных позиций продиктована несколькими составляющими:

необходимостью указания в лицензии на продажу адреса торгового объекта в соответствии с п. п. 44 - 48 Постановления Правительства от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" <3>;

необходимостью отражения факта закупки и продажи алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС).

<3> Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (в ред. от 12.08.2015) "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 48. Ст. 6861.

Указанные требования, как представляется, несколько смутили представителей государственных органов, в связи с чем последние под страхом отказа в выдаче лицензии настоятельно рекомендуют в заявлении на выдачу лицензии указывать номера всех помещений, прямо или косвенно относящихся к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе номера помещений:

В связи с чем в выданных лицензиях после 14.03.2016 можно наблюдать сразу целый ряд помещений, которые якобы позволяют идентифицировать место нахождения торгового объекта, на территории которого осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Между тем представляется весьма сомнительным указание в лицензии пп. 1 - 3, особенно в случае, если у соискателя лицензии на праве собственности или ином праве находится целое здание. Полагаем, что казуистичность указанного подхода вряд ли может вызывать сомнения, однако, если исходить из описанного толкования приведенной позиции и нормы права, может возникать ситуация, при которой обладатель лицензии должен предпринять соответствующие обязательные действия, направленные на переоформление лицензии (п. п. 12 - 14 ст. 19 Закона), под страхом приостановления ее действия (подп. 2 п. 1 ст. 20 Закона) или даже ее аннулирования.

Применительно к непосредственному процессу осуществления розничной продажи алкогольной продукции постараемся тезисно охарактеризовать существующие требования, предъявляемые к субъектам розничной продажи алкогольной продукции:

наличие действующей лицензии на продажу алкогольной продукции в случаях, когда наличие лицензии предусмотрено законом;

наличие компьютера со специальным программным обеспечением - универсальным транспортным модулем (далее - УТМ) - в целях передачи информации в ЕГАИС о фактах закупки и продажи алкогольной продукции;

наличие специального электронного носителя (JaCarte SE) с записанным на него ключом сертификата квалифицированной электронной цифровой подписи, а также документального носителя со сведениями о квалифицированном сертификате ключа проверки электронной цифровой подписи;

подтверждение, составление актов расхождения и отклонение факта закупки алкогольной продукции у оптовых поставщиков алкогольной продукции через УТМ;

наличие 2D-сканера и специальной контрольно-кассовой техники, позволяющих сканировать информацию, размещенную на акцизной марке, и печатать на кассовом чеке QR-код, подтверждающий факт легитимного производства алкогольной продукции.

Ответственность за нарушение указанных требований может заключаться в следующем: административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой <4>;

ведение журнала учета алкогольной продукции, подтверждающего факт ее реализации потребителями.

<4> См.: п. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Ответственность за нарушение указанного требования может заключаться в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей <5>;

ежеквартальное представление декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции.

<5> См.: ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Ответственность за нарушение указанного требования может заключаться в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей <6>.

<6> См.: ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Несмотря на то что введение ряда новых требований, предъявляемых к субъектам розничной продажи, на практике вызвало множество вопросов о порядке правоприменения положений, вступивших в силу в 2016 г., в связи с чем Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка разместила на своем официальном сайте целый ряд ответов на часто возникающие вопросы <7>, между тем на практике все равно остается ряд частных вопросов, которые остаются открытыми.

<7> URL: http://www.fsrar.ru/voprosy-i-otvety (дата обращения: 25.12.2016).

Должен ли продавец алкогольной продукции в розницу использовать компьютер с установленным на нем антивирусным программным обеспечением в целях защиты информации, передаваемой в ЕГАИС?

Противоречивость кроется в неоднозначности позиций, закрепленных на официальном сайте государственного органа и в подп. 5 п. 4.3 Приказа Росалкогольрегулирования от 20.02.2012 N 31 <8>.

<8> Приказ Росалкогольрегулирования от 20.02.2012 N 31 (в ред. от 21.05.2014) "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (зарегистрирован в Минюсте России 13.04.2012 N 23830) // Российская газета. N 88. 2012.

Должно ли лицо, использующее компьютер с установленным программным обеспечением УТМ, обладать документом, подтверждающим факт прохождения курса профессиональной подготовки?

Противоречивость сводится к неоднозначности позиций, закрепленных на официальном сайте государственного органа и в подп. 5 п. 7.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 20.02.2012 N 31.

Сколько журналов учета алкогольной продукции должен вести обладатель лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если в лицензии указано два и более торговых объекта, расположенные на территории одного обособленного подразделения?

Противоречивость можно усмотреть в том, что декларация об объемах розничной продажи алкогольной продукции составляется применительно к обособленному подразделению, рассматриваемому с точки зрения гражданского и налогового законодательства, т.е. когда речь идет о филиале, представительстве, обособленном подразделении. Между тем, по мнению некоторых контролирующих рассматриваемый вид деятельности органов государственной власти, журнал учета алкогольной продукции необходимо вести на каждый торговый объект, указанный в лицензии, даже в том случае, если указанный торговый объект не является самостоятельным обособленным подразделением с точки зрения гражданского и налогового законодательства. В связи с чем на практике возникает ситуация, при которой сведения в декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции могут совпадать только с суммарной информацией всех журналов всех торговых объектов, расположенных в рамках одного обособленного подразделения.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на ряд нововведений, с которыми предстоит столкнуться субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции. Прежде всего указанные новеллы связаны с вступлением в силу ряда положений, предусмотренных Федеральным законом от 23.06.2016 N 202-ФЗ <9>, среди которых:

с 01.01.2017 вводится автоматизированный учет остатков закупленной алкогольной продукции.

<9> Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства РФ. 2016. N 26 (ч. 1). Ст. 3871.

Значение: фактическое количество алкогольной продукции, находящейся на складских помещениях, прилегающих к торговому объекту, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, должно совпадать со сведениями в ЕГАИС;

с 31.03.2017 уточняются и дополняются положения, касающиеся порядка розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания.

Значение: выделим одни из наиболее значимых аспектов:

осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания будет допускаться только организациями, за исключением случаев, связанных с реализацией пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания;

детализирован перечень мест и способов, где розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания не допускается, в частности не допускается осуществление указанных видов деятельности на территориях, прилегающих к образовательным организациям, медицинским организациям, спортивным сооружениям, в боевых войсках, на вокзалах и в аэропортах, в местах нахождения источников повышенной опасности. Важно обратить внимание, что границы прилегающих территорий устанавливаются органами местного самоуправления;

запрещена продажа алкогольной продукции без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода (QR-кода), содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

на федеральном уровне закреплены максимальные требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, - 1 000 000 рублей;

ограничен срок пролонгации лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания, в случае если торговые объекты будут находиться в границах прилегающих территорий к объектам, где розничная продажа алкогольной продукции запрещена, - не более чем на 5 (пять) лет;

с 31.03.2017 устанавливается порядок, согласно которому будут выдавать две отдельные лицензии на деятельность, связанную с розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания.

Значение: в случае если ранее возможно было получение одной лицензии, где будут указаны несколько торговых объектов, в том числе осуществляющих разные виды деятельности (розничную продажу и продажу через общепит), указанная новелла обязует соискателей лицензии представлять два отдельных и самостоятельных комплекта документов, что будет фактически свидетельствовать о необходимости уплаты государственной пошлины в двойном размере, поскольку будут совершаться две независимые формальные процедуры, в то время как практическая сторона решения вопроса, как представляется, останется без изменений;

с 01.07.2017 не допускается розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1 500 миллилитров.

Значение: указанное нововведение преимущественно скажется на фактах продажи пива и пивных напитков, при этом пренебрежение указанным требованием может иметь негативные юридические последствия для нарушителя, в частности административный штраф на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой <10>.

<10> Пункт 2.2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1 (указанная норма вступает в силу с 01.07.2017).

Подытоживая, необходимо отметить, что розничная продажа алкогольной продукции характеризуется особым правовым режимом, соблюдение которого возлагается на лиц, занимающихся указанной предпринимательской деятельностью, между тем в связи с неоднократными нововведениями в указанной сфере количество правовых, а как следствие - практических, коллизий увеличивается.

Список использованной литературы:

  1. Собрание законодательства Российской Федерации.