Мудрый Юрист

Профилактика уклонения от уплаты таможенных платежей

Крюкова Нина Ивановна, заведующая кафедрой уголовного права и процесса Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с пресечением (предупреждением, профилактикой) преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенная преступность, уклонение от уплаты налогов.

Prevention of Non-Payment of Customs Duties

N.I. Kryukova

Kryukova Nina I., Head of the Department of Criminal Law and Procedure of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Law, Professor.

The article discusses issues related to the suppression (prevention, prevention) of the crimes connected with evasion from payment of customs duties.

Key words: customs crime, tax evasion.

Одним из средств противодействия таможенной преступности и минимизации причиняемого обществу вреда от непоступления необходимого объема таможенных платежей в федеральный бюджет является совершенствование существующей уголовно-правовой нормы, призванной охранять такого рода общественные отношения.

При этом, говоря о совершенствовании, необходимо заметить, что речь должна идти не о создании некой идеальной модели нормы закона, а прежде всего о повышении ее способности быть надлежащим образом использованной в условиях реальной действительности.

Другими словами, уголовно-правовая норма не должна быть оторвана от основных процессов, протекающих сегодня в обществе в целом. Соответствующая реалиям современной жизни, четкая, ясная, непротиворечивая уголовно-правовая норма - залог обеспечения более высокого уровня противодействия уклонениям от уплаты таможенных платежей.

Только действительно целесообразные решения по совершенствованию ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации будут способствовать достижению изначально поставленных целей и решению сформулированных задач, что в свою очередь позволит оптимизировать процесс уголовно-правового воздействия на преступность.

Представляется, что действующая уголовно-правовая норма об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей сформулирована излишне абстрактно, поскольку в ней почти нет описания признаков объективной стороны преступления, не трактуется понятие "уклонение", не уточняется, какие именно таможенные платежи являются предметом рассматриваемого деяния. Данное обстоятельство вызывает значительные затруднения в правоприменительной практике. Рассматривая в совокупности проблемы, связанные с применением ст. 194 УК РФ, можно говорить о том, что в существующем виде редакция статьи требует своего обновления.

Так, глава комитета Госдумы по уголовному, гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству П. Крашенинников на сайте "Российской газеты" пояснил, что "жестко должна наказываться контрабанда незаконных товаров - оружия, наркотиков и т.п. Здесь ни о каких послаблениях речи нет. Но, по данным экспертов, большинство граждан, привлеченных по этой статье, - обычные предприниматели. Кто-то решил сэкономить на пошлинах. Кто-то решил не связываться со сложными таможенными процедурами. А у кого-то просто нет иного выхода. Во многих приграничных районах просто нет другой возможности заработать, кроме как таскать мешками через границу спортивные костюмы и кроссовки. Конечно, позволять такое нельзя. Но есть иные пути: развивать экономику, усиливать контроль на границе, наказывать виновных в товарной контрабанде в административном порядке. Поэтому предлагается оставить наказание за товарную контрабанду только в Кодексе об административных правонарушениях. Для мелких челноков этого вполне достаточно" <1>.

<1> URL: http://www.rg.ru/2011/03/23/kontrabanda-site.html.

Однако представляется, что отнесение торговой контрабанды к административно-правовым деликтам не позволит в должной мере охранять общественные отношения, на которые посягает данное преступление. Так, в административно-правовом порядке невозможно привлечь никого, кроме лица, фактически переместившего товар, даже если это подставное лицо. В данной ситуации лица, реально организовавшие и способствовавшие совершению преступления, останутся безнаказанными.

Едва ли такое положение может позитивным образом сказаться на борьбе с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Кроме того, как показывает практика привлечения лиц к уголовной ответственности за контрабанду, в реальной действительности контрабанда состоит не из отдельных граждан-предпринимателей, решивших сэкономить на пошлинах, а из групп лиц или организованных групп, использующих большое количество схем незаконного перемещения товаров, а нередко контрабанда носит транснациональный характер. Таким образом, полное устранение уголовной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации, на наш взгляд, все-таки преждевременно.

Представляется, что изменение ответственности за контрабанду определяет роль и место преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Большая часть деяний по незаконному перемещению товаров через таможенную границу хоть формально по способам совершения преступления и подпадает под действие ныне отмененной ст. 188 УК РФ (по поддельным документам, с сокрытием от таможенного контроля и т.п.), однако по направленности умысла в большинстве своем совершается с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.

В таком случае преступником движут корыстный мотив и цель уменьшить сумму подлежащих к уплате таможенных платежей. О контрабанде можно говорить лишь в том случае, когда товар запрещен к ввозу или ограничен. В данной ситуации умысел виновного направлен на беспрепятственное перемещение такого товара. Действительно, если для законного перемещения товара через таможенную границу Таможенного союза нет никаких препятствий, то осуществлять его незаконно имеет смысл лишь в том случае, когда преступник преследует цель уклонения от уплаты причитающихся таможенных платежей. В этой ситуации, на наш взгляд, лицо должно подлежать уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ. Следует также отметить, что в Уголовном кодексе Республики Беларусь и Уголовном кодексе Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. Таким образом, на участках республик Беларусь и Казахстан совершение экономической контрабанды по-прежнему остается преступлением, а в Российской Федерации данное деяние отнесено к административно-правовым деликтам. Данное обстоятельство неизбежно повлечет за собой выбор недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности для незаконного перемещения товаров страны по принципу наименьшего риска.

В условиях существования Таможенного союза и необходимости унификации уголовного законодательства государств - членов Таможенного союза также возникает необходимость в возврате в УК РФ уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза. Считаем обоснованным ответственность за незаконное перемещение товаров, не изъятых из гражданского оборота, предусмотреть в норме об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, поскольку, как говорилось выше, в основном именно с этой целью совершается незаконное перемещение таких товаров через таможенную границу Таможенного союза <2>.

<2> Грачев О.В. Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции // Российская юстиция. 2014. N 2. С. 18 - 20.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, сопряженное с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, более общественно опасно, чем обычное уклонение, поскольку такое деяние посягает не только на общественные отношения по поводу формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации, но и на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таким образом, предлагаем в новой редакции ст. 194 УК РФ предусмотреть еще один квалифицирующий признак: уклонение от уплаты таможенных платежей, сопряженное с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Литература

  1. Крюкова Н.И., Буслаев С.И. Состояние, структура и динамика должностной преступности в таможенных органах // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 30 - 32.
  2. Крюкова Н.И. Коррупция: ее сущность и исторические корни в России: Мат-лы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова". М., 2013. С. 66.
  3. Крюкова Н.И. Основы квалификации таможенных преступлений: Учеб.-метод. пособие. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С. 97 - 102.
  4. Чермянинов Д.В. Таможенное право: Учеб. / Ред. Д.Н. Бахрах. М.: Юрайт, 2011. С. 361 - 363.
  5. Алиева Г.А. О криминальной ситуации в сфере ЖКХ в XXI веке // Экономика. Право. Общество. 2015. N 2 (2). С. 37 - 44.
  6. Иваньшина И.А., Крюкова Н.И., Зульфугарзаде Т.Э. Российское право: Учеб.-метод. пособие. М., 2015. С. 71.