Мудрый Юрист

Открытость правосудия в контексте обеспечения информационной безопасности судебной системы

Винокурова Мария Юрьевна, помощник судьи Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

Информационная открытость является одним из основных условий деятельности современной судебной системы. Беспрепятственный доступ к информации о деятельности судов основан на конституционном принципе свободы информации. Но, как и любая свобода, она не может быть безграничной и подлежит ограничению в целях обеспечения безопасности. По мнению автора, актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности для судебной системы не должна умалять значимости принципа информационной открытости. В настоящей статье автором предлагается свое видение понятия "информационная безопасность судебной системы", которое обеспечит баланс двух противоречивых интересов.

Ключевые слова: Доктрина информационной безопасности, информация, информационная безопасность, защитные меры, информационные технологии, правовое обеспечение, законодательство, концепция, законные интересы, судебная система, информационная политика, принципы, гласность, открытость, ограничение, конфиденциальная информация.

Publicity of Justice in the Context of Information Security of the Judicial System

M.Yu. Vinokourova

Vinokourova Maria Yu., Assistant Judge of the Commercial Court of the East Siberian District.

Information transparency is one of the main conditions for activities of a modern judicial system. Unimpeded access to information about the activity of the courts is based on the constitutional principle of information freedom. But like any freedom, it cannot be unlimited and subject to the restriction in order to ensure safety. According to the author, the relevance of the problem of information security for the judiciary should not detract from the importance of the principle of transparency. In this article the author offers her own vision of the concept of "information security of the judicial system", which provides a balance between two conflicting interests.

Key words: Information Security Doctrine, information, information security, protective measures, information technology, legal support, law, concept legitimate interest, the judicial system, information policies, principles, transparency, openness, limitation, confidential information.

Информационные технологии являются неотъемлемой составляющей современного государства и общества, они призваны упростить и улучшить различные виды осуществляемой человеком деятельности. Расширение области применения информационных технологий, преимущества, предоставляемые их использованием, и возросшая роль официальной информации привели к тому, что перед судебной системой возникла задача расширить область информационного взаимодействия с субъектами, обращающимися за защитой своих прав и законных интересов или иным образом заинтересованными в получении сведений о ее деятельности.

По итогам осуществления комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного, научно-исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами сложности проводимой в государстве судебной реформы, пропаганду идей правосудия, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации <1>, органы судебной системы стали полноценными участниками информационных правоотношений, производителями особой категории информации - о деятельности судов.

<1> Концепция информационной политики судебной системы (принята Постановлением Совета судей Российской Федерации N 60 от 16 ноября 2001 года) // ИПС "КонсультантПлюс".

Обеспечение информационной открытости как направление информационной политики судебной системы получило активное развитие после вступления в силу в 2010 г. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <2>, реализации Федеральных целевых программ ("Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", "Развитие судебной системы России на 2008 - 2012 годы").

<2> Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // ИПС "КонсультантПлюс".

Проводимая политика обеспечила возможность электронного взаимодействия судов с участвующими в деле лицами посредством системы электронного правосудия, оснащение судебных органов системами видеоконференц-связи и аудиопротоколирования судебных заседаний, формирование баз данных судебных органов, создание официальных сайтов судов, способствовала использованию электронных документов в уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве <3>, введение видеотрансляции судебных заседаний, создала основу для формирования единого информационного пространства судебной системы <4>.

<3> Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ // ИПС "КонсультантПлюс".
<4> Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. N 5. С. 13 - 18.

Но наряду с повышением доступности правосудия и оптимизацией делопроизводства интенсификация деятельности судебных органов на основе применения информационных технологий привела к увеличению количества угроз охраняемым законом интересам.

Информационное законодательство, которым руководствуется судебная система в процессе деятельности, в настоящее время претерпевает изменения в связи с возрастающей потребностью в обеспечении информационной безопасности.

Обозначенная проблема актуальна и для судебной власти, поскольку судами реализуется одно из конституционных прав граждан - право на судебную защиту. Расширение круга охраняемых законом прав личности, углубление их содержания в условиях многообразия современных экономических и социальных связей возлагают на суд особую ответственность и поднимают его значение как фактора утверждения экономической и социальной стабильности, как основного гаранта реализации прав и свобод граждан <5>.

<5> Фомин А.А. Сущность и содержание права граждан на судебную защиту // Администратор суда. 2009. N 4. С. 34 - 37.

Из основного концептуального документа, посвященного вопросам безопасности в информационной сфере, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) следует, что суды входят в число основных элементов организационной основы системы обеспечения информационной безопасности государства наряду с Президентом Российской Федерации, органами исполнительной и законодательной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными субъектами.

Но роль судов в контексте Доктрины сводится к осуществлению правосудия по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере, и обеспечению судебной защиты граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации <6>.

<6> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.) // Российская газета. N 187. 2000. 28 сентября.

В то же время согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <7> на судебные органы как на обладателей информации, самостоятельно создавших ее либо получивших право регулировать доступ к тем или иным сведениям, возложена обязанность принимать меры по ее защите, т.е. обеспечивать собственную информационную безопасность.

<7> Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // ИПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время концепция информационной безопасности судебной системы находится на стадии формирования и преимущественно определяется установленным законодателем запретительно-ограничительным методом. Указанный метод проявляется в ограничении конституционного права на свободу информации и, следовательно, свободы доступа к информации о деятельности судов в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства <8>, а также в установлении юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере.

<8> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

Таким образом, проводимая судебной властью политика информационной открытости сталкивается с необходимостью обеспечения информационной безопасности, предполагающей введение запретов и ограничений.

В связи с изложенным актуальность приобретает проблема поиска баланса между реализацией принципа информационной открытости деятельности судов и применением мер защиты в информационной сфере.

Первый шаг в решении поставленной задачи, по мнению автора, заключается в определении понятия "информационная безопасность судебной системы".

В общем смысле информационная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства <9>.

<9> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Воспринимая изложенный подход, условно называемый широким, представители юридической науки использовали его для определения информационной безопасности отдельных субъектов (личности, государства, органов государственной власти, юридических лиц, несовершеннолетних и т.д.).

Так, В.В. Сурин определяет информационную безопасность органов уголовно-исполнительной системы как состояние защищенности уголовно-исполнительной системы в информационной сфере, состоящей из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений <10>.

<10> Сурин В.В. Информационная безопасность уголовно-исполнительной системы: подходы к определению понятия // Информационное право. 2013. N 1. С. 31 - 34.

По мнению Л.К. Терещенко, О.И. Тиунова, информационную безопасность органов исполнительной власти нельзя сводить исключительно к безопасности информации и информационных ресурсов, необходимо учитывать также их информационные потребности в рамках их компетенции и в объемах, необходимых для выполнения возложенных на них задач, полноту, своевременность и достоверность информации, необходимой для принятия решений <11>.

<11> Терещенко Л.К., Тиунов О.И. Информационная безопасность органов исполнительной власти на современном этапе // Журнал российского права. 2015. N 8. С. 100 - 109.

Информационная безопасность ребенка раскрывается как состояние защищенности интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере, которые заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность <12>.

<12> Ювенальное право: Учебник для вузов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др.; Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005.

Впрочем, у широкой трактовки есть и противники. Например, Е.К. Волчинская считает, что заложенный в Доктрине информационной безопасности подход включает в себя защиту информации, защиту от информации, а также защиту информационных сетей и систем, защиту прав и свобод, связанных с информацией (в том числе прав на доступ к информации, интеллектуальных прав, свободы массовой информации), и такое многообразие задач затрудняет координацию усилий различных органов власти, полномочия которых распространяются на регулирование информационной сферы <13>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е.К. Волчинской "Роль государства в обеспечении информационной безопасности" включена в информационный банк согласно публикации - "Информационное право", 2008, N 4.

<13> Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. 2009. N 5. С. 9 - 17.

Действующее законодательство напрямую связывает реализацию права на доступ к правосудию с функционированием информационно-телекоммуникационных систем (ресурсов) и отдельных их сервисов, следовательно, бесперебойное функционирование информационных систем судов, возможность в режиме реального времени размещения судебных актов оказывают существенное влияние не только на деятельность самого суда, но и на внесудебную практику и работу иных субъектов <14>.

<14> Орлов А.В. Обеспечение информационной безопасности судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации // Администратор суда. 2015. N 3. С. 6 - 10.

Следовательно, для судебной системы актуален конкретизированный подход, вызванный к жизни необходимостью решения злободневных проблем, направленный на выявление конкретных угроз и поиск способа их устранения. Это обусловливает повышенное внимание к отдельным аспектам обеспечения безопасности информации и информационных систем, в том числе находящихся в распоряжении судебных органов <15>.

<15> См.: Ловцов Д.А., Верхоглядов А.А. Информационная безопасность судебных АИС: правовое регулирование и юрисдикция // Российское правосудие. 2008. N 8. С. 55 - 64.

По нашему мнению, многообразие информационных правоотношений не позволяет ограничить достигнутый уровень информационной открытости системой электронного правосудия, а информационную безопасность судебной власти - защитой информации и информационных технологий, находящихся в распоряжении судов, органов судейского сообщества и используемых в их деятельности.

С другой стороны, адаптация отраженного в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации широкого подхода приведет к чрезмерно размытому пониманию информационной безопасности судебной системы как состояния защищенности ее важнейших интересов в информационной сфере.

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что современная судебная система Российской Федерации руководствуется принципами законности, приоритета прав, свобод человека и гражданина, обеспечения независимости и самостоятельности судов и судей (принцип разделения властей); укрепления единства судебной системы; гласности судопроизводства и открытости деятельности судебных органов, безопасности судей, сотрудников аппаратов судов, участников судебных процессов и посетителей судов.

Являясь конкретизированными принципами организации и деятельности, важнейшие интересы судебной власти выражаются в законности, независимости, единстве, защищенности и открытости.

Концепция информационной политики судебной системы содержит следующие интересы судебной системы в информационной сфере: реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, в том числе о деятельности судебной системы, на использование такого рода информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; реализация конституционных норм о нераспространении информации о частной жизни граждан, в том числе ставшей достоянием судебного следствия и разбирательства, без их согласия; беспрепятственное осуществление профессиональной деятельности работников СМИ по сбору, формированию и распространению информации о деятельности судов; соблюдение журналистами обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о СМИ, в части, касающейся освещения деятельности судебной системы, судей и органов судейского сообщества; право судебной системы на объективное и достоверное освещение ее деятельности; осуществление контроля органами государственной власти за соблюдением порядка освещения деятельности органов судебной власти в государственных СМИ.

Указанные в Концепции интересы охватывают широкий пласт правоотношений, связанных с обеспечением информационной открытости, но упускают из виду организационно-техническую составляющую. Защита исключительно указанных интересов, по нашему мнению, не обеспечит достижения информационной безопасности судебной системы.

Изложенный вывод согласуется с позицией законодателя, выраженной в ст. 20 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ <16>, ограничивающей право на предоставление информации о деятельности судов в случаях, если запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия, относится к информации ограниченного доступа или ее предоставление не позволяет обеспечивать безопасность судей, сотрудников аппарата суда и участников судебного разбирательства.

<16> Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Ориентируясь на сложившуюся концепцию структуры информационной безопасности, заключающуюся в трех основных элементах: состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений; безопасность информации; защищенность субъектов от негативного информационного воздействия <17>, учитывая, что политика информационной открытости правосудия имеет целью повышение его доступности и эффективности, безопасность судебной власти в информационной сфере видится как неотъемлемое условие ее деятельности.

<17> Яковец Е.Н. Правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2014. 408 с.

Соглашаясь с подходом к определению информационной безопасности как состояния защищенности информационной среды субъекта от негативного воздействия, позволяющего обеспечить ее формирование, использование и развитие в интересах субъектов правоотношений в сфере их деятельности, предложенным Е.Н. Холоповой, А.С. Бойцовым <18>, автор предлагает следующую трактовку указанного понятия применительно к судебной системе.

<18> Холопова Е.Н., Бойцов А.С. Информационная безопасность пограничных органов на современном этапе: понятие, структура // Информационное право. 2014. N 5. С. 4 - 9.

Информационная безопасность судебной системы - состояние защищенности информационной среды судебной системы от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее надлежащее выполнение возложенных на судебные органы и органы судейского сообщества функций, защиту прав и законных интересов граждан, организаций, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц в целях эффективной реализации задач судопроизводства.

Предложенная позиция, по мнению автора, обеспечит баланс двух направлений информационной политики судов, основанных на диаметрально противоположных принципах: открытости и безопасности.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. N 7. 2009.
  2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" // ИПС "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ // ИПС "КонсультантПлюс".
  4. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // ИПС "КонсультантПлюс".
  5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сентября.
  6. Концепция информационной политики судебной системы (принята Постановлением Совета судей Российской Федерации N 60 от 16.11.2001) // ИПС "КонсультантПлюс".

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е.К. Волчинской "Роль государства в обеспечении информационной безопасности" включена в информационный банк согласно публикации - "Информационное право", 2008, N 4.

  1. Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. 2009. N 5. С. 9 - 17.
  2. Ловцов Д.А., Верхоглядов А.А. Информационная безопасность судебных АИС: правовое регулирование и юрисдикция // Российское правосудие. 2008. N 8. С. 55 - 64.
  3. Ловцов Д.А., Ниесов В.А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. N 5. С. 13 - 18.
  4. Орлов А.В. Обеспечение информационной безопасности судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации // Администратор суда. 2015. N 3. С. 6 - 10.
  5. Сурин В.В. Информационная безопасность уголовно-исполнительной системы: подходы к определению понятия // Информационное право. 2013. N 1. С. 31 - 34.
  6. Терещенко Л.К., Тиунов О.И. Информационная безопасность органов исполнительной власти на современном этапе // Журнал российского права. 2015. N 8. С. 100 - 109.
  7. Фомин А.А. Сущность и содержание права граждан на судебную защиту // Администратор суда. 2009. N 4. С. 34 - 37.
  8. Холопова Е.Н., Бойцов А.С. Информационная безопасность пограничных органов на современном этапе: понятие, структура // Информационное право. 2014. N 5. С. 4 - 9.
  9. Ювенальное право: Учебник для вузов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др.; Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005.
  10. Яковец Е.Н. Правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2014. 408 с.