Мудрый Юрист

О развитии процедурно-правовых гарантий реализации права на пенсию

Чирков С.А., начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР, кандидат юридических наук.

Субъективное имущественное право, предоставленное законодателем тем или иным участникам определенных правоотношений, нуждается в юридическом механизме или правовых средствах, которые обеспечивали бы реализацию и защиту данного права. Без этого любое имущественное право рискует остаться декларативным. Этот факт предопределяет существование в правовой системе, наряду с нормами материального права, процедурных и процессуальных норм, направленных на урегулирование отношений, возникающих при реализации и защите управомоченным субъектом соответствующего права, к примеру, права собственности. Неразрывное единство названных видов норм является необходимым условием существования права как социального регулятора. Данный вывод справедлив и по отношению к конституционному праву граждан на пенсионное обеспечение. Право на пенсию также требует наличия действенного юридического механизма, позволяющего это право реализовать на практике, в жизни.

В этой связи в правовой литературе отмечается важность так называемых юридических гарантий, под которыми понимают систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина <1> или организационно-правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает осуществление прав граждан <2>. Имеются и более широкие трактовки, к примеру, в Юридической энциклопедии юридическими гарантиями называют законодательно закрепленные средства охраны субъективных прав граждан и организаций, способы их реализации, а также средства обеспечения законности и охраны правопорядка, интересов личности, общества и государства <3>.

<1> См.: Ерофеева О.В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение. М., 2014. С. 45 - 58.
<2> См.: Курс российского трудового права / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб. Т. 1. С. 344.
<3> См.: Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 503.

Легальная дефиниция правовых гарантий содержится в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации, которая определяет их как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. При желании изложенное определение можно использовать и в пенсионном праве, заменив "работников" на "граждан" и конкретизировав предоставленные права - "в области пенсионного обеспечения".

Использование термина "юридические гарантии" при рассмотрении вопроса о реализации и охране прав граждан часто является данью традиции, с помощью которой в том числе подчеркивают значимость правообеспечительной деятельности. По существу же, юридическая гарантия всегда является нормой права, которая регулирует правоотношения между его субъектами. Или, иначе говоря, в таком случае слова "гарантии" и "нормы" выступают в качестве синонимов (в этом смысле они и будут использоваться в настоящей публикации). По словам С.Н. Братуся, все то, что в литературе относят к юридическим гарантиям прав и применения права, - это самое право как таковое в его многообразных проявлениях, а не нечто, что лишь гарантирует действенность права <1>. При этом стоит признать, что сам термин "юридические гарантии" удачен с точки зрения восприятия его обществом, поскольку вызывает положительные ассоциации с чем-то надежным и ориентирует человека на уверенность в исполнении должным образом правообязанным лицом своих функций. Недаром в Конституции нашей страны слово "гарантируются" используется более 20 раз, а одним из базовых принципов правового статуса личности является гарантированность прав и свобод.

<1> Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 80.

Юридические гарантии реализации права на пенсию, как и нормы права в целом, можно классифицировать исходя из их задач, определенных законодателем, на следующие виды:

основные или материально-правовые гарантии. В пенсионных правоотношениях конечным объектом является конкретное имущественное (материальное) благо в виде пенсии, в связи с чем юридическими гарантиями выступают условия и виды пенсионного обеспечения, закрепленные в законодательстве. На основании статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. При этом государственные пенсии устанавливаются законом;

обеспечивающие или процедурно-правовые гарантии. Это те нормы, которые в совокупности создают правовой механизм практической реализации имущественного права на пенсию. Они регулируют вопросы: обращения граждан за пенсией; рассмотрения правоприменительными органами заявлений и документов, поступивших для установления пенсий, вынесения по ним соответствующих решений; подтверждения юридических фактов, имеющих значение для пенсионного обеспечения; выплаты и доставки пенсий и др. Применение этих норм образует процедурные пенсионные правоотношения;

охранительные или процессуальные гарантии. Данные нормы направлены на установление правил обжалования решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, также они имеют место при рассмотрении вопросов юридической ответственности субъектов пенсионных правоотношений.

Последние два вида юридических гарантий относятся к нормам, которые "помогают" реализовать гражданину конституционное право на пенсию, но непосредственно не затрагивают его внутреннего содержания.

Здесь отметим, что в современной литературе по теории права распространена позиция понимания юридического процесса в широком смысле: не только как юрисдикционной деятельности судов и иных органов по рассмотрению правовых споров и защите нарушенных прав (традиционная точка зрения), но и как всей правоприменительной и правотворческой деятельности компетентных государственных органов. Как говорит О.Е. Солдатова, сущность "широкой" концепции юридического процесса заключается в том, что функция процессуального права не ограничивается только регламентацией принуждения и разрешения споров, что помимо уголовного и гражданского процессов в системе материальных отраслей права имеются многочисленные процессуальные нормы и институты, на основе которых осуществляется деятельность по применению материально-правовых норм любых отраслей <1>. Так, Д.Н. Бахрах выделяет следующие признаки юридической процессуальной деятельности: сознательная, целенаправленная деятельность; состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти; запрограммирована на достижение определенного юридического результата (принятие закона, разрешение спора), решение индивидуально-конкретных дел; документируется; имеется детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами <2>. В.И. Леушин рассматривает юридический процесс как урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера <3>. Исходя из обозначенного понимания юридический процесс является процессом реализации материально-правовых норм. Соответственно, не требуется классификации норм и правоотношений на процедурные и процессуальные, первые относятся к последним. В праве социального обеспечения такой подход не нашел поддержки, и выделение процедурных гарантий и правоотношений является общим делом <4>. Представляется, это связано с тем, что юридический процесс ориентирован на регламентацию действий именно государственных компетентных органов (причем не только в сфере правоприменительной деятельности, но и правотворческой), в то время как реализация права на пенсию обусловлена соблюдением в рамках уже принятых нормативных правовых актов так называемой позитивной процедуры, участниками которой являются и гражданин, и правоприменительный орган, причем гражданин имеет известную степень свободы в собственных решениях (когда обращаться за пенсией, каким способом и др.), действия же компетентных органов императивно обусловлены. Хотя теоретически вопрос, безусловно, интересный, требующий дальнейшей научной разработки.

<1> Солдатова О.Е. Юридический процесс как категория общей теории права // Известия Алтайского государственного университета. 2014. N 2.
<2> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2005. С. 575.
<3> Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова М., 2002. С. 411 - 413.
<4> См.: Право социального обеспечения / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2016. С. 99 - 100 (автор - М.О. Буянова); Зеленина А.Ю. Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения // Вестник Томского государственного университета. 2012. Выпуск 357; Право социального обеспечения / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. Москва, 2012. С. 99 - 109 (автор - В.Ш. Шайхатдинов); Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2010. С. 144 - 149; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2005. С. 171 - 175; и др.

Мы знаем, что пенсионное право уже достаточно длительное время как явление, связанное с огромным спектром вопросов, в том числе и экономических, и социальных, затрагивающее интересы подавляющего большинства граждан и непосредственное связанное с самим правом человека на жизнь, очень динамично развивается. И если в отношении изменения норм материального права, связанных с условиями назначения пенсии и исчисления ее размера, можно долго спорить насчет позитивного или негативного влияния происходивших преобразований на пенсионные права граждан (и так и не прийти к единому мнению), то анализ законодательства в части установленных процедурно-правовых гарантий реализации права на пенсию позволяет сделать однозначный вывод - развитие правового регулирования улучшает положение заинтересованных лиц, предоставляя им новые средства и способы обеспечения права на пенсию.

Такое развитие событий полностью соответствует одному из основных принципов пенсионного права на современном этапе его развития - принципу обеспечения надлежащих и удобных условий для реализации и защиты гражданами права на пенсионное обеспечение. Данный принцип необходим для того, чтобы граждане реализовывали свое конституционное право на пенсию в полном объеме, а пенсионные процедуры ориентировались на интересы заявителей. Порядок реализации права на пенсионное обеспечение должен быть таким, чтобы правомочные лица не встречали административных преград при обращении за ним.

Теперь подробнее рассмотрим вопросы усиления процедурно-правовых гарантий реализации права на пенсию, ориентируясь на базовые стадии осуществления этого права.

Обращение за пенсией или подача заявления

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <1>, вступившим в силу с 1 января 2015 г., значительно расширены способы подачи гражданами заявления о назначении пенсии.

<1> Далее - Закон N 400-ФЗ.

Заявление может быть подано застрахованными лицами:

непосредственно в территориальный орган ПФР по месту жительства гражданина, в случае его отсутствия - по месту пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии и первого, и второго - по месту фактического проживания. Более того, в отношении граждан Российской Федерации, проживающих в нашей стране, в полной мере реализован принцип экстерриториальности оказания государственных услуг - они вправе подать заявление о назначении пенсии в любой территориальный орган Пенсионного фонда России - по месту жительства, месту пребывания либо фактического проживания;

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если между территориальным органом ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, установленным соглашением;

через работодателя, если гражданин состоит с ним в трудовых отношениях и письменно выразил свое согласие;

в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему ПФР "Личный кабинет застрахованного лица" <1>.

<1> Далее - ЕПГУ и ЛКЗЛ.

Эти способы подачи заявления актуальны и для обращений за выплатой и доставкой пенсии. Кроме того, принцип экстерриториальности на практике должен применяться и в отношении такой сопутствующей подуслуги, как выдача пенсионным органом справки о размере пенсии, факте получения (неполучения) пенсии. При обращении граждан территориальный орган ПФР вправе выдавать такие справки и лицам, которые состоят на учете в другом территориальном органе ПФР.

Изложенные нормы о вариативности подачи заявления очень важны с точки зрения соблюдения пенсионных прав заинтересованных лиц и незаменимы для создания наиболее удобных условий для реализации ими своего права на пенсионное обеспечение. Гражданин благодаря таким правилам имеет альтернативу и путем свободного волеизъявления может выбрать наиболее выгодный для себя вариант обращения за пенсией, исходя из собственных предпочтений и возможностей.

Особое внимание - обращению за пенсией в электронном виде. Такой вариант позволяет гражданам реализовывать свое право на пенсионное обеспечение, как говорится, "не вставая с дивана", вообще не посещая органы ПФР. Сейчас можно констатировать, что электронные сервисы по приему заявлений о назначении и доставке пенсии в ЛКЗЛ и на ЕПГУ востребованы: в 2016 г. территориальными органами ПФР было принято 2 062 572 заявления о назначении и доставке пенсии в форме электронного документа, что составляет 36,6 процентов от общего количества указанных заявлений, принятых любым способом. За январь 2017 г. этот показатель уже составил 50,4 процента.

Еще одной гарантией традиционно является возможность обращения за назначением страховой пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. При этом территориальный орган ПФР обязан принять заявление о назначении пенсии по старости и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста, что позволяет заявителю при соблюдении прочих условий назначить пенсию "без опоздания".

Также исторически в пенсионном законодательстве гражданин, при отсутствии у него права получать две пенсии одновременно, может выбирать, по какому правовому основанию назначать пенсию (если у него право на пенсию возникает сразу по двум нормативным правовым актам), или определить для себя вид назначаемой пенсии, если им выполнены условия для назначения пенсий двух видов по одному закону (к примеру, и страховой пенсии по старости, и страховой пенсии по инвалидности). Такой выбор всегда может быть изменен путем подачи соответствующего заявления.

Например, порядок выплаты пенсий работающим пенсионерам, закрепленный в новой статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, которая начала действовать в 2016 г., распространяется только на страховые пенсии, фиксированную выплату к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты). К пенсиям, установленным на основании норм Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", этот порядок не применяется (даже когда пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются в размере, определенном по нормам Закона N 400-ФЗ). В связи с этим многие правомочные граждане, получавшие страховую пенсию, на основании поданных заявлений перешли на пенсионное обеспечение по нормам названных Законов, поскольку предусмотренные ими пенсии подлежат индексации (увеличению) и в период осуществления пенсионером трудовой и (или) иной деятельности.

Здесь также интересно рассмотреть вопрос обращения за пенсией лица, которое имеет право на пенсию по различным основаниям, но при этом не знает, которую из них ему выгоднее назначить с точки зрения ее размера. Такая ситуация на практике часто возникает при назначении детям, в первую очередь круглым сиротам, пенсии по случаю потери кормильца <1> - социальной или страховой, особенно когда заявитель располагает не всеми документами, подтверждающими страховой (трудовой) стаж умершего кормильца.

<1> Далее может использоваться сокращение - СПК.

В подобных случаях территориальным органам ПФР рекомендуется в интересах гражданина принимать от него два заявления (о назначении страховой пенсии по СПК и назначении такой же социальной пенсии). Результатом рассмотрения каждого из принятых заявлений является принятие пенсионным органом решения о назначении пенсии или отказе в этом. Каждое заявление рассматривается самостоятельно в порядке, определенном законодательством. Если в ходе рассмотрения заявлений в отведенные правовым регулированием сроки усматривается выгодность назначения страховой пенсии по СПК, а не социальной, при этом не требуется ожидания дополнительных документов (к примеру, все пенсионные права умершего кормильца отражены на его индивидуальном лицевом счете), выносится решение о назначении страховой пенсии по СПК, а в отношении заявления о назначении социальной пенсии по СПК оформляется отказ.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации решение о назначении социальной пенсии по СПК может быть вынесено ранее решения о назначении страховой пенсии по СПК, поскольку для этого не требуется представления никаких документов о трудовой и (или) иной деятельности, то есть не предусматривается включения "режима ожидания", как это может быть со страховой пенсией.

В дальнейшем, если при назначении страховой пенсии по СПК ее размер оказывается меньше размера ранее назначенной и выплачиваемой социальной пенсии по случаю потери кормильца, осуществляется прекращение выплаты страховой пенсии по СПК с учетом срока назначения социальной пенсии (страховая пенсия, в отличие от социальной, может быть назначена ранее - со дня смерти кормильца, если обращение за пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти).

Если при назначении страховой пенсии по СПК ее размер оказывается выше размера выплачиваемой социальной пенсии по СПК, то во внимание принимается следующее.

Подача гражданином одновременно двух заявлений о назначении пенсии по СПК вызвана тем, что в ряде случаев пенсионному органу бывает затруднительно в момент обращения гражданина сразу определить, размер какой из пенсий будет выше, и, следовательно, заявитель не может сделать правильный выбор, отвечающий его выгоде. В этой связи территориальный орган ПФР вправе рассмотреть вынесенное решение о назначении социальной пенсии по СПК как ошибку, допущенную при выборе наиболее выгодного варианта пенсионного обеспечения гражданина. Тем самым в такой ситуации одновременно с вынесением решения о назначении страховой пенсии по СПК выносятся решения об обнаружении ошибки и об отмене ранее вынесенного решения о назначении социальной пенсии по СПК. При этом затем страховая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается с учетом выплаченных сумм социальной пенсии по СПК.

Рассматривая тему подачи заявлений, необходимо отметить следующую важную сформировавшуюся тенденцию в развитии процедурных норм пенсионного законодательства - отказ от необходимости подачи правомочными лицами заявлений в целях увеличения размера пенсий в тех ситуациях, когда от человека не требуется представление юридически значимой информации (она имеется в распоряжении пенсионного органа). Исторически всегда считалось, что пенсионные правоотношения носят волевой, сознательный характер, в связи с чем для их возникновения или изменения требуется подача того или иного заявления. Как отмечают корифеи права социального обеспечения М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в одноименном учебнике 2005 года издания, основанием возникновения процедурных правоотношений всегда является волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения <1>. Сейчас уже можно констатировать, что обращаться гражданам в органы ПФР для обеспечения своих прав на более высокий размер пенсии надо не во всех случаях.

<1> Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Указ. соч. С. 173.

Перечислим следующие основные ситуации, закрепленные в действующем законодательстве:

а) осуществление перерасчета размера страховой пенсии в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента после назначения пенсии (то есть в большинстве случаев в связи с работой после назначения пенсии) без заявления пенсионера (в автоматическом режиме с 1 августа каждого года по данным индивидуального (персонифицированного) учета);

б) за представлением после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета <1> в отношении периодов работы, имевших место до назначения пенсии и влекущих увеличение ее размера, следует беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии правомочного лица со дня ее назначения;

<1> Далее по тексту статьи могут именоваться как "сведения ПУ".

в) для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с достижением пенсионером 80-летнего возраста не требуется ни его визита в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ни направления какого-либо уведомления о согласии на проведение этим органом соответствующего действия. Также осуществляется без заявления и перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер пенсии;

г) назначение страховой пенсии по старости гражданину, получавшему страховую пенсию по инвалидности, при возникновении у него права на страховую пенсию по старости производится со дня достижения им соответствующего возраста, указанного в статье 8 Закона N 400-ФЗ, без истребования заявления. Такой же подход применяется при назначении социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности и не приобретшим права на страховую пенсию по старости;

д) территориальный орган ПФР при рассмотрении конкретного заявления о назначении пенсии обязан выбрать наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии гражданина без какого-либо его дополнительного согласия, исходя из интересов заявителя. Если пенсионный орган этого не делает, то при обнаружении такой ошибки правомочному лицу осуществляется перерасчет размера соответствующей пенсии со дня ее первичного назначения, при этом выплачиваются все недополученные суммы независимо от срока давности.

ж) решение о выплате гражданину, прекратившему осуществление трудовой и (или) иной деятельности, сумм страховой пенсии с учетом пропущенных за время его работы индексаций (увеличений) пенсии, выносится территориальным органом ПФР по сведениям ПУ без привлечения застрахованного лица.

Кстати, приведенные ситуации хорошо иллюстрируют обозначенную тенденцию: изначально и перерасчет в связи с достижением 80 лет, и перерасчет по итогам работы после назначения пенсии, и выбор наиболее выгодного варианта исчисления размера пенсии, и перевод со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости требовали заявлений граждан. В то время как решение о выплате сумм пенсии с учетом индексаций после увольнения гражданина с работы принималось законодателем в 2015 г. сразу исходя из автоматического режима осуществления пенсионными органами этой процедуры.

Такой же подход автоматического совершения органами ПФР процедурных действий без привлечения правомочного лица, если это отвечает его интересам, все чаще применяется и при урегулировании пенсионных правоотношений, возникающих в связи с конкретными обстоятельствами.

Так, на основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, назначенных гражданам по состоянию на 31 декабря 2014 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, подлежали перерасчету с 1 января 2015 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании документов выплатного дела без истребования от правомочных лиц каких-либо заявлений.

Не предпринимали пенсионеры никаких активных действий для назначения и получения в январе 2017 г. единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию", все было сделано автоматически органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.

Интересно, что нельзя сказать, что обозначенная тенденция изменила сознательный характер процедурных правоотношений, скорее, законодатель в рассмотренных ситуациях скорректировал вектор, с которым связывается изменение правоотношений, и рассматривает в качестве основания совершения пенсионными органами действий презумпцию согласия гражданина на увеличение размера пенсии, исходя из того, что это выгодно гражданину. Иными словами, в таких случаях волеизъявление правомочного лица априори предполагается. При этом данная презумпция вытекает из содержания законодательства, предопределена необходимостью улучшения прав граждан и их желанием к этому, то есть является фактической, поскольку напрямую в нормах упоминаний о предположении не имеется (в ходе дальнейшего развития законодательства целесообразно рассмотреть и уточнить этот вопрос). Если граждан официальным образом информировать об автоматически проведенных действиях по увеличению размера их пенсий, то в таком случае речь может идти о так называемом молчаливом согласии застрахованных лиц на эти действия.

Представляется, что рассмотренный подход будет в дальнейшем находить все большее распространение в пенсионных правоотношениях. Залогом этого является и названный выше принцип пенсионного права, и развитие информационных технологий, которые позволяют получать все сведения, необходимые для пенсионного обеспечения граждан, без их непосредственного участия. По существу, в пенсионном праве снижение количества действий заявителя, которые он должен предпринять для реализации своих пенсионных прав в полном объеме, его спокойствие и удобство означают усиление юридических гарантий.

Представление документов, необходимых для пенсионного обеспечения

В последние годы представление документов не самим заявителем, а государственными органами, в распоряжении которых имеется необходимая информация, получило серьезное развитие в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <1>.

<1> Далее - Закон N 210-ФЗ.

Фактически действует запрет истребования у граждан документов, необходимых для их пенсионного обеспечения, если соответствующие данные имеются в распоряжении государственных (муниципальных) органов (части 7 и 8 статьи 21 Закона N 400-ФЗ). Вместе с тем это не исключает права гражданина и самому представить имеющиеся у него документальные доказательства в целях рассмотрения его дела, даже если соответствующие сведения находятся в информационных системах государственных органов.

Это же относится к документам, имеющим правовое значение для установления тех или иных выплат, отнесенных к компетенции ПФР, которые уже имеются непосредственно в пенсионном органе на момент подачи гражданином соответствующего заявления. Согласно части 1 статьи 18 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В этой связи территориальный орган ПФР вправе при рассмотрении заявлений и принятии решений об установлении пенсий использовать имеющиеся в его распоряжении, не утратившие актуальности сведения и документы, поступившие (представленные) ранее, в том числе для установления иных выплат, которые подтверждают необходимые юридические факты в целях пенсионного обеспечения. Например, имеющиеся в распоряжении территориального органа ПФР сведения о Герое Российской Федерации, на основании которых ранее ему была установлена ежемесячная денежная выплата, могут использоваться для удовлетворения заявления, в том числе поданного в электронном виде, о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" без дополнительного истребования от гражданина соответствующих документов. Работа территориальных органов ПФР должна быть организована таким образом, чтобы при установлении и выплате пенсий исключить случаи истребования находящихся в распоряжении территориальных органов ПФР сведений и документов от заявителя.

Тем самым в настоящее время документы для назначения пенсии могут быть представлены самим гражданином (в первую очередь документы личного хранения), запрошены органом Пенсионного фонда России от другого государственного органа, в том числе по системе межведомственного взаимодействия, а могут находиться во внутренней информационной системе Фонда и его территориальных органов (сведения ПУ, данные о фактах назначения и выплаты пенсии, о том или ином статусе заявителя и др.). Очевидно, что первый вариант со временем будет играть все меньшую роль. Во-первых, это связано с тем, что с каждым годом увеличивается количество лиц, пенсионные права которых полностью учтены в базе индивидуального (персонифицированного) учета, функционирующей в системе обязательного пенсионного страхования, во-вторых, налицо общегосударственная тенденция создания информационных ресурсов, содержащих значимые юридические факты о гражданах нашей страны, которые используются для оказания государственных услуг <1>, в-третьих, развитие электронных сервисов и их использование в целях предоставления государственных услуг позволяет абсолютно по-новому взглянуть на, казалось бы, еще недавно безоговорочно понятные и объективно обусловленные положения законодательства. Например, имеется ли необходимость истребования документа, удостоверяющего личность, от гражданина, подавшего заявление о назначении пенсии через ЛКЗЛ или ЕПГУ, принимая во внимание, что в этой ситуации его личность идентифицируется специально созданной для целей предоставления государственных услуг в электронном виде Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) <2>, а корректность паспортных данных заявителя может быть проверена через соответствующий сервис МВД России в системе межведомственного взаимодействия? Вопрос становится риторическим. При этом не вызывает сомнения, что потребуется уточнение пенсионного законодательства, учитывающее упомянутые факторы, а также серьезная организационная работа ПФР и его территориальных органов в целях претворения в жизнь всех нововведений.

<1> Так, законодательством предусмотрено внесение записей актов гражданского состояния с 1 января 2018 г. в федеральную информационную систему Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Оператором этой системы определена Федеральная налоговая служба России. Данный Единый государственный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения компетентными органами иных юридически значимых действий (подробнее см.: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния").
<2> Подробнее см.: интернет-сайт Минкомсвязи России (http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/13/).

Кстати, тот факт, что в настоящее время согласно Закону N 210-ФЗ любая государственная услуга должна представляться в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления услуги, также можно считать усилением гарантий реализации права гражданина на пенсию. Административный регламент всегда содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия <1>. Тем самым истребование от граждан документов, не поименованных в административном регламенте, не допускается, впрочем, как и их обязывание к заполнению излишних заявлений.

<1> Не является исключением и Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный Приказом Минтруда России от 19 января 2016 г. N 14н.

Отдельно остановимся на вопросе использования сведений ПУ в целях назначения пенсии. В принципе сам по себе индивидуальный (персонифицированный) учет, который ведется ПФР, является дополнительной гарантией для граждан в том, что их пенсионные права при наступлении страхового случая будут учтены в полном объеме, поскольку соответствующие сведения, учтенные на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в защищенной информационной базе, не могут быть потеряны или утрачены в отличие от документов о трудовой деятельности, хранящихся у самого гражданина или его работодателя, который к тому же может в любой момент ликвидироваться и при этом не передать документы в архивные учреждения.

Давно привычно, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" <1> подтверждаются на основании сведений ПУ. Новое пенсионное законодательство, вступившее в силу с 1 января 2015 г., придает фактически такой же режим юридической значимости при определении страхового стажа и сведениям ПУ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.

<1> Далее - Закон N 27.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений ПУ за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством.

Согласно положениям пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений ПУ. Если в них содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующими документами.

Таким образом, законодательством при подтверждении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица установлен приоритет сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Представляется, что данное решение законодателя было обусловлено, среди прочего, следующими обстоятельствами:

осуществление территориальными органами ПФР контроля в отношении достоверности индивидуальных сведений, в том числе о страховом (трудовом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений;

внесение в индивидуальные лицевые счета граждан сведений о периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, по которым в полном объеме завершена проверка и правовая обработка <1>;

<1> Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей с 31 декабря 2002 г. по 31 декабря 2011 г.) было определено, что страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

проведение пенсионными органами ПФР работы по уточнению сведений ПУ в рамках осуществления заблаговременной работы с застрахованными лицами, выходящими на пенсию;

право каждого гражданина до обращения за пенсией ознакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в порядке, предусмотренном Законом N 27-ФЗ, в том числе через ЛКЗЛ <1>.

<1> Состав сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица", утвержден Постановлением Правления ПФР от 17 сентября 2014 г. N 374п.

Кстати, последнее из перечисленных обстоятельств относится к так называемым информационным гарантиям, которые предоставляются гражданам в целях осуществления ими права на пенсию. К ним также относятся такие нормы, как: предоставление гражданам различными законными способами информации о назначенной им пенсии, ее размере, полученных суммах, в том числе путем выдачи соответствующих справок; обязанность пенсионного органа разъяснять нормы пенсионного законодательства, проводить информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросам пенсионного обеспечения <1>; право застрахованных лиц беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и др.

<1> Например, статья 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" прямо предусматривает, что Фонд информирует пенсионеров о положениях Закона путем размещения информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, через средства массовой информации, в территориальных органах ПФР, в организациях, осуществляющих доставку страховой пенсии, а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов.

При несоответствии данных о периодах работы, имеющихся в сведениях ПУ, сведениям документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР вправе в соответствии с частью 9 статьи 21 Закона N 400-ФЗ проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В случае если период работы, по которому имеется несоответствие сведений ПУ документам, представленным для установления пенсии, затрагивает право на пенсию или влияет на ее размер, проводится работа по уточнению индивидуального лицевого счета лица.

Вынесение правоприменительных решений по заявлениям и документам, поступившим для назначения пенсии

В данном случае гарантии в первую очередь заключаются:

в обязанности территориального органа ПФР выносить решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в его распоряжении;

в установлении строго определенных сроков рассмотрения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, заявлений граждан об установлении и выплате пенсий. Так, заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня его приема со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем;

в возможности назначения страховой пенсии ранее дня обращения за ней в установленных случаях (страховая пенсия по старости - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы; страховая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня; страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией);

в обязательном извещении лица об отказе в удовлетворении его заявления о назначении пенсии не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования и возвратом всех представленных им документов.

Новый институт приостановления пенсионным органом срока приостановления рассмотрения заявления, впервые закрепленный в Законе N 400-ФЗ, также можно отнести к гарантиям реализации права гражданина на пенсию. Напомним, что территориальный орган ПФР вправе приостановить срок рассмотрения заявления, но не более чем на три месяца, в случае проведения проверки документов, необходимых для установления пенсии, или их непредставления государственными органами в рамках системы межведомственного взаимодействия. Таким образом, в отсутствие данного института значительно бы возросло количество правоприменительных решений, вынесенных без учета соответствующих непредставленных документов, что негативно бы сказалось на уровне пенсионного обеспечения граждан.

Выплата и доставка пенсии

Выплата и доставка пенсий являются основными функциями территориальных органов ПФР, выполнение которых позволяет получить гражданам причитающиеся им суммы пенсии, как говорится, "на руки". Отметим, что понятия "выплата" и "доставка" пенсии не идентичны и различаются по своему правовому содержанию.

Легальные определения этих понятий даны в Правилах выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н <1>.

<1> Далее - Правила N 885.

Выплата пенсии, включая организацию доставки, - это ежемесячное начисление территориальным органом ПФР причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии.

Под доставкой пенсии понимается передача начисленной суммы пенсии пенсионеру путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.

Из последней дефиниции видно, что доставка пенсии может осуществляться: через кредитные организации (банки); организациями почтовой связи; иными организациями, которые занимаются доставкой пенсий (на профессиональном языке пенсионных служб часто именуются "альтернативные доставщики").

Выбор организации, которая доставляет пенсию, делается исключительно самим пенсионером путем подачи заявления. Для органов ПФР главное в этом случае для определения доставщика пенсии волеизъявление правомочного лица. Соответствующие нормы закреплены в части 13 статьи 21 Закона N 400-ФЗ.

Данная возможность выбора доставщика и является основной юридической гарантией при выплате пенсии.

Порядок взаимодействия организации, осуществляющей доставку пенсии, с пенсионным органом устанавливается договором, типовая форма которого утверждена Приказом Минтруда России от 14 ноября 2014 г. N 881н "Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами ПФР с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий)" <1>.

<1> Далее - Типовая форма договора.

Доставка пенсии производится через организации, с которыми территориальными органами ПФР заключены договоры по типовой форме. В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления гражданина о доставке пенсии приостанавливается до заключения с указанной организацией соответствующего договора, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении пенсионером указывается организация, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора.

Наличие такого договора между территориальным органом ПФР и доставщиком пенсии не является единственным условием, требующимся для доставки пенсии через организацию почтовой связи или "альтернативного доставщика".



Часть 15 статьи 21 Закона N 400-ФЗ устанавливает, что оплата услуг по доставке страховой пенсии пенсионеру производится организациям почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой страховых пенсий, заключившим соответствующие договоры с пенсионным органом при соблюдении требований и условий, определенных Минтрудом России, за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выплаты соответствующей страховой пенсии. Кстати, здесь заметим, что на основании части 17 статьи 21 Закона N 400-ФЗ зачисление сумм пенсии на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

Требования и условия, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке пенсий организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой, утверждены Приказом Минтруда России от 13 августа 2014 г. N 550н. При этом одним из требований, предъявляемых к организации, является наличие у нее счета для зачисления средств бюджета ПФР, предназначенных для выплаты пенсии.

Согласно указанной норме кредитные организации, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой страховых пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета ПФР, предназначенных для выплаты страховых пенсий, должны удовлетворять требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Названные требования никаким образом не касаются кредитных организаций, в которых самими пенсионерами открыты счета в целях получения ими своих пенсий. Эти требования применяются к кредитным организациям, в которых доставляющими организациями открываются счета для получения средств из ПФР для дальнейшей доставки пенсий правомочным лицам. То есть для граждан эти требования не имеют значения, они очень важны для доставщиков пенсии.

Правительство Российской Федерации утвердило Требования к кредитным организациям, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой страховых пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета ПФР, предназначенных для выплаты пенсий, Постановлением от 11 июня 2015 г. N 587. Установление таких требований необходимо в целях обеспечения гарантии сохранности пенсионных средств, что возможно при наличии у доставляющей организации счета в кредитной организации, имеющей высокую степень надежности и отвечающей определенным условиям.

Возможность доставки пенсии только в соответствии с положениями типового договора, закрепляющего обязанности доставщика, а также необходимость организаций почтовой связи и "альтернативных доставщиков" выполнять нормативные требования и условия, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке пенсий, относятся к юридическим гарантиям в пенсионном праве, поскольку направлены на выполнение такой цели, как своевременное получение гражданами начисленных им сумм пенсий.

Также к основным гарантиям в вопросах выплаты и доставки пенсий относятся:



возможность выплаты пенсии по доверенности, выданной в установленном порядке;

выплата пенсии по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания правомочного лица, исходя из его желания (полная экстерриториальность);

закрепление в законодательстве исчерпывающего перечня оснований для приостановления и прекращения выплаты пенсий;

возможность выплаты начисленных сумм пенсии, выплата которых была приостановлена, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, за прошедшее время, в том числе за три года назад;

выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине пенсионного органа, за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком;

право членов семьи умершего пенсионера, совместно проживавших с ним на день его смерти, на получение начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце и оставшихся неполученными по указанной причине;

формирование и ведение выплатного дела пенсионера в электронной форме (это значительно ускоряет выплату пенсии при смене пенсионером места жительства в силу оперативной пересылки дела, а также в большей степени, чем бумажный носитель, обеспечивает сохранность документов, на основании которых гражданину установлена и выплачивается пенсия);



возможность получения пенсии гражданином и при его выезде на постоянное место жительства за рубежом.

В Законе N 400-ФЗ появились новые основания для приостановления и прекращения выплаты пенсий. Так, с 1 января 2015 г. выплата страховой пенсии прекращается вследствие отказа пенсионера от получения назначенной ему пенсии. Таким образом, гражданин может, если это отвечает его интересам, отказаться в добровольном порядке от назначенной ему пенсии путем подачи в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявления и тем самым распорядиться своим уже реализованным правом на пенсию <1>.

<1> До вступления в силу Закона N 400-ФЗ такое право в законодательстве не было закреплено.

Это может быть актуально: и при желании пенсионера в будущем получать увеличенную страховую пенсию, исчисленную с учетом "премиальных коэффициентов" за неполучение пенсии в периоды после приобретения права на нее; и если гражданину выгоднее получать другие виды социального обеспечения <1>, которые одновременно с пенсией не осуществляются; и когда он хочет по тем или иным причинам назначить пенсию заново <2>.

<1> Например, на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" устанавливаются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы. При этом лица, получающие пенсии, относятся к категории нетрудоспособных, в связи с чем права на указанные выплаты не имеют. Неработающие лица, выплата пенсии которым будет прекращена в связи с отказом от ее получения, могут обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением и необходимыми для назначения ежемесячной выплаты документами и реализовать право на ее получение.
<2> Данный вариант возможен, к примеру, если пенсионер имеет желание по-другому учесть имеющиеся у него и совпадающие с периодами трудовой и (или) иной деятельности нестраховые периоды.

В пункте 28 Правил N 885 впервые в истории пенсионного законодательства закреплен срок, в течение которого пенсионный орган обязан оформить доставочный документ в случае нового назначения пенсии, постановки выплатного дела на учет в связи со сменой пенсионером места жительства, возобновления или восстановления выплаты пенсии, то есть фактически обеспечить получение сумм пенсии гражданином "на руки". В указанных ситуациях доставочный документ оформляется не позднее 15 рабочих дней со дня принятия территориальным органом ПФР соответствующего решения (если решение о назначении пенсии было принято до возникновения права на пенсию, то течение указанного срока исчисляется с даты возникновения права). При этом не имеет значения, если этот срок выходит за пределы графика доставки пенсии в том или ином регионе, он должен быть соблюден в любом случае, в том числе путем формирования дополнительного доставочного документа и обеспечения выплаты пенсии вне графика. При этом оформление доставочного документа включает в себя и его направление на исполнение организациям, осуществляющим доставку пенсий. Рассмотренная гарантия в совокупности с нормами, регулирующими сроки рассмотрения заявления и документов, поступивших для назначения пенсии, является важнейшим правовым средством, при помощи которого обеспечивается реализация права на пенсию в разумные сроки. В идеальной ситуации, когда не требуется истребования дополнительных документов, имеющих значение для назначения пенсии гражданину, к примеру, если решение о назначении страховой пенсии выносится по сведениям ПУ, в которых содержатся все необходимые данные, максимальный срок "ожидания" пенсии не может превышать 25 рабочих дней, из которых не более 10 дней приходится на подготовку и вынесение решения о назначении пенсии, а не более 15 дней - на оформление доставочного документа. При этом гражданам необходимо знать, что согласно Типовой форме договора кредитная организация обязана зачислить суммы пенсий на счета пенсионеров не позднее следующего банковского дня после получения соответствующего платежного документа (поручения), а почта или "альтернативный доставщик" должны при поступлении от органа ПФР дополнительного доставочного документа обеспечить доставку пенсии не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления этого документа. То есть срок ожидания непосредственного получения начисленных сумм пенсии может быть чуть выше упомянутых 25 рабочих дней.

Кроме того, согласно Типовой форме договора организации, осуществляющие доставку пенсий, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по доставке пенсии. Рассмотрим данный вопрос на примере кредитной организации.

За неисполнение обязанности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 Типовой формы договора о зачислении полученных банком сумм пенсии на счета пенсионеров, банк возмещает средства, использованные не по назначению, на счет пенсионного органа и уплачивает ему на эту сумму проценты в размере, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации <27>.

<27> Далее - ГК РФ.


Как говорилось выше, Типовая форма договора содержит обязательство кредитной организации о зачислении сумм пенсий на счета пенсионеров в срок не позднее следующего банковского дня после получения соответствующего платежного документа (поручения). Следовательно, незачисление сумм пенсий на счета пенсионеров в установленный срок является неисполнением указанного обязательства, что влечет за собой возникновение ответственности.

При этом в рамках Типовой формы договора предусмотрены основания, по которым кредитная организация обязана вернуть органу ПФР денежные средства без зачисления на счета пенсионеров, и сроки их возврата (подпункты "г" и "е" пункта 10). За нарушение указанных сроков предусмотрена уплата банком неустойки в размере 0,5 процента от суммы, подлежащей возврату, за каждый день просрочки.

При практическом применении положений об ответственности следует разграничивать ситуации, когда денежные средства были зачислены на счета получателей с нарушением срока, и ситуации, когда денежные средства не были зачислены на счета получателей и были возвращены на счет органа ПФР с нарушением срока.

В ситуации, когда суммы пенсий были зачислены на счета пенсионеров с нарушением установленного срока, то есть нарушение обязанности кредитной организацией имело место, но денежные средства, перечисленные территориальным органом ПФР, были использованы на цели пенсионного обеспечения, возмещение указанных сумм не производится, но кредитная организация уплачивает на эту сумму проценты в размере, предусмотренном статьей 395 ГК РФ. Если установлен факт нецелевого использования банком перечисленных сумм пенсий, то он возмещает указанные суммы пенсионному органу и уплачивает на эту сумму проценты в размере, предусмотренном статьей 395 ГК РФ.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 395 ГК РФ в случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором. Тем самым в ситуации, когда суммы пенсий не были зачислены на счета пенсионеров и были возвращены территориальному органу ПФР по одному из предусмотренных оснований, но с нарушением установленного срока, банк уплачивает органу ПФР соответствующую неустойку.

В заключение можно констатировать, что на современном этапе пенсионное законодательство не только сохраняет традиционные процедурно-правовые гарантии реализации права на пенсию, но и пополняется новыми, обусловленными в первую очередь актуальными подходами к оказанию государственных услуг (все для удобства человека: экстерриториальность, функционирование многофункциональных центров, запрет истребования документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, создание системы межведомственного взаимодействия и др.), а также бурным развитием информационных технологий и созданием баз данных, содержащих юридически значимую информацию, необходимую для реализации гражданами своих прав.