Мудрый Юрист

Уклонение от уплаты налогов как налоговое преступление, угрожающее национальной безопасности современной России

Володина Н.В., доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социальных, информационно-правовых и экономических дисциплин Академии Генеральной прокуратуры РФ, профессор кафедры судебной власти, правоохранительной, правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва.

Рассматриваются проблемы уклонения от уплаты налогов и сборов и причины их возникновения, среди которых - нечеткость определения понятий "налоговое преступление" и "налоговое правонарушение", несовершенство налогового законодательства и механизмов налогообложения. Критический уровень масштабов уклонения от уплаты налогов угрожает национальной безопасности страны. Автор полагает, что настало время модификации налоговой доктрины Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговые деликты, налоговые преступления, уклонение от уплаты налогов, экономические преступления, налоги и сборы, налоговая система, признаки налоговых преступлений, латентность налоговых преступлений, причины уклонения от уплаты налогов и сборов.

Tax Evasion as a Tax Offense Threatening the National Security of Modern Russia

N.V. Volodina

Volodina Nina V., Doct. in Law, Doct. in Philosophy, Prof. of Dept. of Humanitarian, Social, Informational, Legal and Economic Disciplines at Academy of General Prosecutor's Office of the Russian Federation, Prof. of Dept. of Judiciary, Law Enforcement and Human Rights Activities at Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow.

Problems of tax and fees evasion and causes of its occurrence are considered, among them - fuzziness of definitions of "tax crime" and "tax offense", imperfection of tax legislation and tax arrangements. Critical level of tax evasion extent threatens the national security. The author believes the time has come to modify the tax doctrine of the Russian Federation.

Key words: tax torts, tax crimes, tax evasion, economic crimes, taxes and fees, tax system, elements of tax crimes, tax crimes latency, causes of tax and fees evasion.

С начала 90-х годов XX века налоговые преступления в России стали носить организованный и массовый характер, хотя до этого в судебной практике они практически не встречались, поскольку были редким явлением. Конституция РФ указывает на обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), и уплата налогов осуществляется с обязательным соблюдением законодательных процедур. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, что подтверждает Конституционный Суд РФ [12; 13, с. 3]. Об обязанности каждого человека перед обществом говорится во Всеобщей декларации прав человека (ст. 29) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4) [9].

Финансовые основы современного Российского государства по-прежнему под угрозой в связи с большим количеством случаев ухода от уплаты налогов. В этой связи важное значение приобретает система мер противодействия данному негативному явлению, особенно мер уголовно-правовых. Многие специалисты, анализирующие финансовую ситуацию в стране, например Е.В. Белов, А.А. Харламова [3], справедливо указывают на это.

О недостаточной эффективности норм об ответственности за налоговые преступления свидетельствует анализ правоприменительной деятельности: по данным Министерства внутренних дел РФ, в 2009 году было выявлено 22 316 налоговых преступлений, в 2010-м - 14 449, 2011-м - 6 687, 2012-м - 5 818, 2013-м - 6 893, в 2014-м - 6 210 <1>. Что касается показателей 2015 года, то количество возбужденных дел об уклонении от уплаты налогов возросло на 68% <2>. Причины очередного роста данного вида преступности, очевидно, не только в экономических проблемах, но и в несовершенстве законодательства, а именно в неточностях в квалификации налоговых деяний, а также в слабой подготовленности практических работников и отсутствии современного толкования судебной практики в этой сфере.

<1> Официальный сайт МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 12.10.2016).
<2> Российская газета. 2016. 26 февр.

Уплата налогов налогоплательщиками есть важная задача государства, поскольку большая часть бюджета России формируется за счет полученных налогов. По некоторым оценкам зарубежных специалистов, государственный бюджет Российской Федерации недополучает в результате уклонения от уплаты налогов до 30 - 35% денежных средств; по данным российских специалистов, эта цифра составляет 40 - 60% <1>.

<1> 60% экономики Южного федерального округа находится в тени - обнаружила прокуратура // Новости экономики. 2009. 3 июля.

Критический уровень масштабов уклонения от уплаты от налогов угрожает безопасности страны. В связи с этим А.П. Кузнецов пишет о методическом разрушении экономики, росте социальной напряженности, о так называемой революционной ситуации в государстве [7, с. 31].

Приведенные учеными данные свидетельствуют о том, что до 90% граждан России не желают платить налоги и полагают, что укрытие доходов от государства является правильным [2]. Эта статистика остается неизменной на протяжении последних лет и свидетельствует о многих невыявленных нарушениях и преступлениях в налоговой сфере. Так, до 50% общего количества организаций, состоящих на учете в налоговых органах, не представляют отчетность о своей деятельности или представляют "нулевую" отчетность. За такими организациями числится задолженность в сотни миллиардов рублей [6, с. 14 - 18].

В то же время исследования Ф. Шнайдера (Австрия) и Д. Энсте (Германия) указывают на то, что в любой стране мира существует теневой сектор. Согласно приведенным этими учеными данным в России "в тени" находится 41% экономического сектора, в Республике Беларусь - 19%, в Узбекистане - 8%; в среднем по СНГ - 35,3%; в США - 8,9%, в Германии - 14,9%, в Японии - 11,1%; самый низкий уровень теневой экономики - в Швейцарии - 8,1%. В развитых странах капиталистического мира этот показатель в среднем составляет 16,8% [15, с. 16] <1>.

<1> Особенность этого исследования в том, что авторами рассматривается вполне легальная деятельность и не идет речи о проституции или о торговле наркотиками.

Российские аналитики современной экономической преступности в число наиболее опасных включают налоговые преступления, отличающиеся высокоинтеллектуальным характером операций, разнообразием форм и изощренностью. Например, одним из новых видов налогового преступления в России считаются махинации с целью доведения до банкротства эффективно работающих предприятий. Так, С.В. Степашин, будучи Председателем Счетной палаты РФ, отмечал, что "законодательство позволяет нефтяным компаниям снижать налоговую базу до 50%" [10, с. 284]. Уход крупных компаний от налогообложения позволяет использовать полученные денежные средства на финансирование организованной преступности, которая имеет международный масштаб; часть средств может направляться на финансирование экстремистской и террористической деятельности.

Поэтому очень важно повысить собираемость налогов, уменьшить дефицит государственного бюджета и вместе с тем ограничить число налоговых преступлений и правонарушений. С этой целью необходимо проанализировать положительный международный опыт борьбы с налоговой преступностью для разработки более эффективного механизма уплаты налогов физическими лицами и организациями и выработать способы снижения количества налоговых преступлений и правонарушений.

Важно отметить, что налог считается установленным, если определены элементы налогообложения: налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка и налоговый период, порядок исчисления налога и сроки уплаты налога. Объектом налоговых преступлений считаются общественные отношения в финансовой области, обеспечивающие формирование бюджета или внебюджетных фондов при помощи налогов и сборов.

Как известно, в юридической практике выделяют два налоговых деликта - налоговое преступление и налоговое правонарушение, различие между которыми определяется их нормативностью. Например, уклонение от уплаты налогов, согласно Уголовному кодексу РФ, считается одним из видов налоговых преступлений и налоговой преступности. Статьями 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" и 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за соответствующие деяния.

Налоговые преступления принадлежат к специфической сфере и рассматриваются как самостоятельный сложный вид экономического преступления. В совместном указании Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 11.09.2013 N 387-11/2 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" названные статьи УК РФ отнесены к преступлениям экономической направленности, по уголовным делам о которых предварительное расследование производится в форме предварительного следствия.

Существуют разные научные подходы к пониманию налоговых преступлений. Одни ученые под налоговыми преступлениями понимают преступления, затрагивающие любые виды отношений, связанных с поступлением (непоступлением) обязательных платежей в бюджет государства. И.В. Александров, Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов, Е.А. Жегалов и другие специалисты считают, что ст. 198 УК РФ указывает на уклонение от уплаты налогов с физического лица или страхового взноса в государственные или внебюджетные фонды, а ст. 199 УК РФ - на уклонение от уплаты от налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций. Однако эти авторы считают налоговыми преступлениями и уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица или организации (ст. 194 УК РФ), а также нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и природных драгоценных камней (ст. 192 УК РФ) [1, с. 38 - 39; 5, с. 17 - 18].

Некоторые ученые (например, В.В. Мудрых) содержание понятия "налоговое преступление" связывают с целями организации преступной деятельности [11].

Третий подход предложил И.И. Кучеров. Он выделил, во-первых, собственно налоговые преступления, т.е. "преступные деяния, заключающиеся в уклонении от выполнения обязанностей по начислению и уплате налогов", во-вторых, преступления против порядка налогообложения, т.е. "преступления, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных к ответственности" [8].

Понятие "уклонение от уплаты налогов и сборов" в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" определено и юридически и закреплено как "умышленное деяние, направленное на неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшее полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации".

Статьей 198 УК РФ предусмотрен штраф за уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере <1>.

<1> Крупным размером в примечании 1 к ст. 198 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ).

Полагаем, что неконкретность и некорректность формулировки юридического понятия налогового преступления при практическом применении породило трудности в оценке деятельности налогоплательщиков при минимизации налоговых платежей. Это отмечают прокуроры, судьи и следователи в своей практической работе. Не всегда можно четко определить действия, относящиеся к налоговым проступкам, или причислить их к категории преступных деяний. Практика показывает, что действия налогоплательщиков правоохранители толкуют по-разному. Так, встречаются случаи, когда следователь действия налогоплательщиков по минимизации налоговых платежей квалифицирует как налоговые преступления, прокурор считает их налоговыми проступками, а судья выносит вердикт от отсутствии состава уголовного правонарушения, преступления. Причем по одному и тому же делу решения многократно меняются.

Четкой квалификации налоговых преступлений мешает частичное дублирование закона (пересечение норм), что свидетельствует о слабой законодательной базе, которая не успевает за совершенствованием технологий налоговых преступлений [1, с. 38 - 39]. Таким образом, можно говорить о так называемых правовых дырах налогового законодательства. В ряде случаев из-за этого невозможно применять уголовно-правовые стандарты, порой проблематично и даже невозможно в ходе судебного следствия сформировать доказательную базу.

В научной литературе выделены признаки налоговых преступлений, наиболее важными из них можно считать высокую латентность, массовость, корыстный характер, использование криминальных способов.

Для того чтобы найти эффективные формы и способы борьбы с этим негативным явлением, необходимо определить его причины. Многие российские и зарубежные исследователи считают, что таких причин множество, и выделяют правовые, политические, экономические, организационные, нравственно-психологические и прочие причины. Для создания эффективного налогового механизма важно выявить конкретные причины уклонения субъектов от уплаты налогов и сборов, к которым можно отнести:

Особого внимания заслуживают правовые причины роста и распространения преступности в сфере уплаты налогов.

Наиболее распространенные методы ухода от налогообложения в современной России: получение кредита как один из способов пополнения оборотных средств, несмотря на высокие проценты; задержка заработной платы; неисполнение обязательств по отношению к контрагентам. Эти проблемы могут решаться при помощи прокурорских проверок с последующим уголовным наказанием виновных лиц.

Налоговые нарушения индивидуальных предпринимателей также являются причиной недополучения государством налоговых выплат; немалая часть предпринимателей, используя коллизии и пробелы в российском законодательстве, уклоняется от уплаты налогов, разрабатывая новые схемы и механизмы [4, с. 85 - 86].

Налоговая система и налоги являются эффективным рычагом регулирования экономических и финансовых отношений в современном Российском государстве, а налоговая политика заметно влияет на финансовую безопасность страны. Уклонение от уплаты налогов - важная проблема современного Российского государства, требующая анализа с целью дальнейшего совершенствования налогового законодательства в современной России. Полагаем, настало время для проведения последовательной политики в сфере налогов и налогообложения, т.е. модификации налоговой доктрины Российской Федерации.

Список литературы

  1. Александров И.В. Расследование налоговых преступлений. М.: Юрайт, 2015. С. 17, 38 - 39.
  2. Александров И.В. Уклонение от уплаты налогов. Основы криминалистической характеристики. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2011.
  3. Белов Е.В., Харламова А.А. Налоговые преступления: уголовная ответственность, проблемы квалификации: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Н.Г. Кадников. М.: Юриспруденция, 2016.
  4. Володина Н.В., Бурыкин А.Н., Иваненко К.В., Милов В.А. Некоторые особенности, проблемы и пути совершенствования налогообложения в Российской Федерации: правовой аспект / Вестник Московского университета (МГУ). Серия 26: Государственный аудит. 2016. N 1. С. 85 - 86.
  5. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 17 - 18.
  6. Козлов А.В. К проблеме борьбы с коррупцией в налогово-бюджетной сфере // Налоги. 2008. N 2. С. 14 - 18.
  7. Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 31.
  8. Кучеров И.И. Налоговая деятельность: криминологические и уголовно-правовые проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.
  9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml/ (дата обращения: 12.10.2016).
  10. Мельников В.Н., Мовсесян А.Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М.: МЦФЭР, 2007. С. 284.
  11. Мудрых И.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства. М., 2001.
  12. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции": Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 197.
  13. Попов В.В. Принципы защиты прав и законных интересов публичных образований и иных участников отношений в сфере налогообложения в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Налоги. 2011. N 5. С. 2 - 4.
  14. Шередеко Е.В., Симин В.Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, способы и средства пресечения // Финансовое право. 2009. N 1. С. 12 - 19.
  15. Шнайдер Ф., Энсте Д. Теневые экономики. Размеры, причины роста и следствия // Аргументы и факты. 2001. N 17. С. 16.

References

  1. Aleksandrov I.V. Rassledovanie nalogovyh prestuplenij. M.: Jurajt, 2015. S. 17, 38 - 39.
  2. Aleksandrov I.V. Uklonenie ot uplaty nalogov. Osnovy kriminalisticheskoj harakteristiki. SPb.: Juridicheskij Centr-Press, 2011.
  3. Belov E.V., Harlamova A.A. Nalogovye prestuplenija: ugolovnaja otvetstvennost', problemy kvalifikacii: Nauch.-prakt. posobie / Otv. red. N.G. Kadnikov. M.: Jurisprudencija, 2016.
  4. Volodina N.V., Burykin A.N., Ivanenko K.V., Milov V.A. Nekotorye osobennosti, problemy i puti sovershenstvovanija nalogooblozhenija v Rossijskoj Federacii: pravovoj aspekt / Vestnik Moskovskogo universiteta (MGU). Serija 26: Gosudarstvennyj audit. 2016. N 1. S. 85 - 86.
  5. Gauhman L.D., Maksimov S.V. Prestuplenija v sfere jekonomicheskoj dejatel'nosti. M., 1998. S. 17 - 18.
  6. Kozlov A.V. K probleme bor'by s korrupciej v nalogovo-bjudzhetnoj sfere // Nalogi. 2008. N 2. S. 14 - 18.
  7. Kuznecov A.P. Gosudarstvennaja politika protivodejstvija nalogovym prestuplenijam v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. N. Novgorod, 2001. S. 31.
  8. Kucherov I.I. Nalogovaja dejatel'nost': kriminologicheskie i ugolovno-pravovye problemy: Dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 1999.
  9. Mezhdunarodnyj pakt ob jekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravakh: prinjat Rezoljuciej 2200 A (XXI) General'noj Assamblei OON ot 16.12.1966. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml/ (data obrashhenija: 12.10.2016).
  10. Mel'nikov V.N., Movsesjan A.G. Protivodejstvie legalizacii nezakonnyh dohodov. M.: MCFJeR, 2007. S. 284.
  11. Mudryh I.V. Otvetstvennost' za narushenie nalogovogo zakonodatel'stva. M., 2001.
  12. Po delu o proverke konstitucionnosti punktov 2 i 3 chasti pervoj stat'i 11 Zakona Rossijskoj Federacii ot 24 ijunja 1993 goda "O federal'nyh organah nalogovoj policii": Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17.12.1996 N 20-P // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1997. N 1. St. 197.
  13. Popov V.V. Principy zashhity prav i zakonnyh interesov publichnyh obrazovanij i inyh uchastnikov otnoshenij v sfere nalogooblozhenija v reshenijah Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii // Nalogi. 2011. N 5. S. 2 - 4.
  14. Sheredeko E.V., Simin V.N. Uklonenie ot uplaty nalogov: prichiny, sposoby i sredstva presechenija // Finansovoe pravo. 2009. N 1. S. 12 - 19.
  15. Shnajder F., Jenste D. Tenevye jekonomiki. Razmery, prichiny rosta i sledstvija // Argumenty i fakty. 2001. N 17. S. 16.