Мудрый Юрист

Хозяйственное партнерство как лидер развития коррупционных рисков в корпоративном законодательстве

Самойлов Илья Александрович, директор Центра стратегии развития и общественных связей ИПиНБ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского, кандидат экономических наук, доцент.

В статье анализируется ФЗ "О хозяйственных партнерствах" с точки зрения его соответствия Гражданскому кодексу РФ и ФЗ "О противодействии коррупции".

Ключевые слова: хозяйственное партнерство, соглашение об управлении партнерством, корпоративный договор, высший орган управления, коррупционные риски, управление коммерческой организацией.

Economic partnership as a leader of development of corruption risks in Corporate law

I.A. Samoylov

The article issues the Federal Law "On economic partnerships" and its accordance to the Russian Civil Code and the "Anti-corruption" Federal Law.

Key words: economic partnership, partnership management agreement, corporate contract, high management body, corrupton risks, commercial organization management.

С конца нулевых годов развитие российского, в том числе и корпоративного, законодательства происходит в подавляющем большинстве случаев исходя из минимизации рисков коррупционных проявлений. Однако иногда некоторые новации создают впечатление, что в них специально предусматриваются некие лазейки, позволяющие юридически чисто недобросовестным "слугам народа" участвовать и получать существенные преференции в бизнесе.

Что запрещено чиновникам различных уровней?

ФЗ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определяет эти позиции достаточно жестко.

Так, статья 12.1 "Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности" определяет, что:

"3. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:

...

  1. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований), если в порядке, установленном федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, не поручено участвовать в управлении таким хозяйствующим субъектом".

А статья 12.3 определяет обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов:

"1. В случае если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".

Таким образом, названные категории госслужащих не имеют права участвовать в предпринимательской деятельности, органах управления коммерческих организаций, обязаны передавать акции (доли) в коммерческих организациях в доверительное управление во избежание конфликта интересов.

В 2014 году в Российском гражданском законодательстве появилась крайне интересная новация - корпоративный договор.

Статья 67.2 ГК РФ "Корпоративный договор" определяет, что:

"1. Участники хозяйственного общества или некоторые из них вправе заключить между собой корпоративный договор об осуществлении своих корпоративных прав (договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью, акционерное соглашение), в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств".

Обратим внимание на то, что речь идет исключительно об участниках хозяйственных обществ (акционеры акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью).

При этом пункт 9 этой статьи говорит о том, что "кредиторы общества и иные третьи лица могут заключить договор с участниками хозяйственного общества, по которому последние в целях обеспечения охраняемого законом интереса таких третьих лиц обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств. К этому договору соответственно применяются правила о корпоративном договоре".

Обратим внимание на то, что третьи лица, даже заключая такой договор, не становятся участниками корпоративного договора.

Возможности применения корпоративного договора, заключенного участниками хозяйственного общества, жестко определены пунктом 1 статьи 67.2 ГК РФ, регулируют исключительно отношения между участниками. Таким образом, корпоративный договор не является инструментом управления хозяйственным обществом (участники действуют в соответствии с уставом, но согласованно) и не предполагает участия в нем третьих лиц.

А теперь проанализируем такую организационно-правовую форму коммерческих организаций, как хозяйственное партнерство.

Статья 2 "Основные положения о хозяйственных партнерствах" ФЗ N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" определяет, что: "1. Хозяйственным партнерством (далее - партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством".

Уже само определение хозяйственного партнерства вызывает большие вопросы. Во-первых, что такое "соглашение об управлении партнерством"? Этот инструмент управления юридическим лицом не является органом управления, не является он и корпоративным договором. При этом изначально определяется, что участником такого соглашения могут быть как сами партнеры, так и третьи лица.

Тогда может быть соглашение об управлении партнерством является органом управления этой коммерческой организации?

Тоже нет. Статья 18 "Органы партнерства" Закона "О хозяйственных партнерствах" определяет, что:

"1. Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством с учетом положений настоящего Федерального закона.

  1. Порядок образования органов управления партнерства устанавливается соглашением об управлении партнерством, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такой порядок устанавливается уставом партнерства".

Таким образом, соглашение участников партнерства не является органом управления, хозяйственного партнерства, а формирует его органы управления, в том числе и единственно обязательный в соответствии с цитируемым Законом - единоличный исполнительный орган. Отсюда следует вывод о том, что участник соглашения об управлении хозяйственным партнерством не является участником его органов управления, но участвует в формировании их полномочий.

Вообще-то говоря, такое положение прямо противоречит статье 65.1 ГК РФ "Корпоративные и унитарные юридические лица":

"1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся... хозяйственные партнерства..."

Возникает парадоксальная ситуация: корпоративное юридическое лицо, хозяйственное партнерство, в соответствии с ГК РФ, обязано иметь высший орган управления - общее собрание участников. Иного толкования статья 65.3 ГК РФ "Управление в корпорации": "1. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников" - не допускает. С другой стороны, в хозяйственном партнерстве высший орган управления вообще не предусмотрен, а его функции берет на себя соглашение участников, которое высшим органом по определению быть не может!

А вот теперь самое интересное. Так что же такое это самое соглашение об управлении партнерством, которое не является ни органом управления, ни корпоративным договором?

Статья 6 "Соглашение об управлении партнерством" ФЗ "О хозяйственных партнерствах" дает следующее определение:

"1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей регулируются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнерства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие положения должны содержаться в уставе партнерства".

Особенно интересна в данном случае следующая фраза: "...а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства..." Иными словами, вся полнота власти в партнерстве принадлежит участникам соглашения об управлении, в том числе - и третьим лицам. То есть любое третье лицо - участник такого соглашения, не являясь членом органа управления, тем не менее фактически участвует в реализации функций высшего органа управления коммерческой корпорации!

Но самое интересное заключается в том, что такое соглашение об управлении партнерством является закрытой информацией! В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона "сторонами соглашения об управлении партнерством должны быть все участники партнерства, а также могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства. Соглашение об управлении партнерством заключается в письменной форме. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения подлежат обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства и вступают в силу для участников соглашения об управлении партнерством и третьих лиц с момента такого удостоверения. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Изменение условий соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, допускается по общему согласию сторон соглашения, а в случае, если такое согласие не достигнуто, по решению суда". Самая интересная фраза здесь: "Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц". То есть некая группа лиц (известных только друг другу и нотариусу), не являясь органом управления, получает возможность реально управлять коммерческой организацией корпоративного типа, самостоятельно определяя собственные полномочия.

Более того, пункт 4 цитируемой статьи прямо запрещает какие-либо ссылки на положения соглашения об управлении партнерством:

"В отношениях с третьими лицами партнерство, участники партнерства и другие участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения".

Так как вся эта сомнительная юридическая конструкция соотносится с Законом "О противодействии коррупции"?

Потенциальный коррупционер - участник соглашения об управлении партнерством формально не управляет коммерческой организацией (так как не является участником ее органа управления, он всего лишь участник соглашения, которое органом управления не является). Он же не имеет в коммерческой организации никакой доли, которую нужно передавать в доверительное управление. Более того, о его участии в соглашении об управлении партнерством никто, кроме других участников этого соглашения и нотариуса, не знает! Идеальная схема для легального вброса в бизнес партнерства бюджетных денег с последующим участием в принятии решений по их использованию.

И с этой точки зрения у Закона "О хозяйственных партнерствах" с позиции потенциального коррупционера есть только один недостаток: прямое участие в доходах этой коммерческой организации принимают только участники самого партнерства, а не все подписанты соглашения о его управлении (пункт 7 статьи 6 Закона).

Но вопрос, как получать коррупционное вознаграждение от коммерческих организаций, не будучи участником такой организации, относится не к сфере корпоративного, а к сфере уголовного законодательства и предметом анализа этой статьи не является.

Вывод: ФЗ "О хозяйственных партнерствах" прямо противоречит положениям Гражданского кодекса, содержит существенную коррупционную составляющую и нуждается в кардинальных изменениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФЗ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. ФЗ N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" от 03.12.2011.