Банкротства туроператоров: анализ причин и выводы
Гизятова Алия Шавкатовна, доцент кафедры "Финансы и кредит" Российского государственного социального университета, кандидат экономических наук, доцент.
Банкротства туроператоров подрывают доверие туристов к организованной сфере туризма, провоцируют социальные возмущения и недовольство органами государственной власти. В статье анализируются причины банкротства туроператоров, произошедшего в период кризиса туристской сферы 2014 г. Проведен сравнительный анализ ключевых показателей финансово-хозяйственной деятельности туроператоров, ставших банкротами, по данным их официальной бухгалтерской отчетности. Приводится сравнительная информация о законодательных требованиях в Российской Федерации, Китайской Народной Республике, Чешской Республике, Королевстве Испании к созданию и ведению туроператорского бизнеса в части требований, предъявляемых к финансовой устойчивости туроператоров.
Ключевые слова: банкротство, неплатежеспособность, туроператоры, финансовое обеспечение, финансовая устойчивость, туризм.
Bankruptcy of Tour Operators: Cause Analysis and Conclusions
A.Sh. Gizyatova
Gizyatova Aliya Sh., Assistant Professor of the Department of Finance and Credit of the Russian State Social University, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor.
Bankruptcy of tour operators undermine the confidence of tourists to organized tourism, provoke social disturbances and discontent by the public authorities. The article analyzes the causes of bankruptcies of tour operators that occurred in the period of crisis in tourism 2014. A comparative analysis of key indicators of financial and economic activities of tour operators, become bankrupt, according to their official financial statements. Comparative information about legal requirements in the Russian Federation, people's Republic of China, the Czech Republic, the Kingdom of Spain to the creation and maintenance of the tour operator business in terms of requirements of financial stability of tour operators.
Key words: bankruptcy, insolvency, tour operators, financial guarantee, financial stability, tourism.
Создание и продвижение туристских продуктов реализуется частным туроператорским бизнесом. Банкротство туроператора, как правило, является следствием совместного негативного влияния факторов внешней и внутренней среды. Умение менеджмента организации управлять рисками, гибкость их решений служат залогом выживания и выхода из кризиса финансово-хозяйственной деятельности. Со стороны внешней среды на деятельность туроператора влияют следующие факторы: финансово-экономические, денежно-кредитные, политические, экологические, изменения туристской конъюнктуры, изменения законодательно-нормативной базы, платежеспособность населения и структура их потребления и т.д. Факторы внутренней среды, влияющие на деятельность туроператора, условно можно разделить на cash-flow группы:
- факторы, связанные с текущей деятельностью (например, ошибочное планирование будущих продаж);
- факторы, связанные с финансовой деятельностью (например, неэффективное привлечение заемных средств);
- факторы, связанные с инвестиционной деятельностью (например, отсутствие капитализации прибыли).
В дискуссии о сути банкротства можно выделить две позиции: юридическую и экономическую.
С первой точки зрения, банкротство - это официальная процедура, позволяющая зарегистрировать факт закрытия бизнеса и ликвидации организации. Длительный период неплатежеспособности, приводящий к потере финансовой устойчивости, в итоге может привести к признанию банкротства как статуса и официальной процедуры ликвидации организации. В данной концепции основная цель банкротства - это цивилизованное и эффективное урегулирование ситуации неплатежеспособности и законная ликвидация организации.
Со второй точки зрения, банкротство - это частный случай неплатежеспособности, обусловленный эволюционной финансовой несостоятельностью организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам в полном объеме. В конечном итоге неплатежеспособность туроператора приводит к ухудшению его финансовой и общей устойчивости.
Устойчивость туроператора - это характеристика туристского бизнеса, объясняющая его потенциал изменчивости и приспособления к рискам, жизнестойкость к условиям внешней среды, которая обеспечивается наличием и использованием ресурсов в условиях маркетинговой конъюнктуры туризма [1, с. 58] <1>. В рыночном хозяйстве устойчивость туроператора находится в большей степени в зоне собственной ответственности менеджмента организации, в рамках стратегии, основанной на самостоятельно выбранной бизнес-политике и бизнес-модели.
<1> Гизятова А.Ш. Устойчивость туристской отрасли: методологический аспект // Вестник Финансового университета. 2016. N 1. С. 58 - 62.Очередная волна банкротств более 20 российских туроператоров, внезапно приостановивших свою деятельность в 2014 г., была вызвана их неплатежеспособностью и потерей финансовой устойчивости. Выборочно проанализировав семь бухгалтерских балансов туроператоров накануне их банкротства, были получены следующие результаты (см. таблицу 1). Логический анализ бухгалтерской отчетности туроператоров-банкротов, сравнительный анализ и расчет ключевых финансовых показателей обнаружили признаки вуалирования отчетности, что значительно осложняет получение реальных выводов по результатам финансового анализа. На основе анализа официальной информации бухгалтерских балансов туроператоров за один год до их банкротства выявлены все признаки несостоятельности организации: неплатежеспособность, неэффективное привлечение заемного капитала, нерациональное управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Проанализируем информацию таблицы 1, где K и L - финансовые коэффициенты, а ТБ - конкретные туроператоры.
Таблица 1
Исходные расчетные ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности туроператоров, приостановивших деятельность в 2014 г. (выборка), по данным их бухгалтерской отчетности 2013 г. (накануне банкротства) <*>
<*> Рассчитано автором по данным туроператоров-банкротов (таблица 2), на основе информации СПАРК-Интерфакс.Туроператор-банкрот | K1 | K2 | K3 | K4 | K5 | L6 | L7 | L8 | L9 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОДЗ) | Оборачиваемость кредиторской задолженности (ОКЗ) | Рентабельность турпродуктов, прибыль, себестоимость продаж | Рентабельность продаж, прибыль, выручка от продаж | Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ), ОА/КО | Удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов (ДЗ/ОА) | Показатель погашаемости заимствований (КПЗ), заемный капитал, совокупные активы | Лимит кредитования (ЗК/В), заемный капитал, выручка | Лимит кредитования (ЗК/ЧПДС) | |
ТБ 1 | 16,09 | 8,13 | 4,14 | 3,79 | 0,38 | 0,76 | 0,92 | 0,25 | -207,5 |
ТБ 2 | 4,14 | 0,13 | 0,12 | 0,92 | 0,59 | 1,08 | 0,44 | ||
ТБ 3 | 0,12 | 0,09 | 0,11 | 0,08 | 0,99 | 0,996 | 17,19 | ||
ТБ 4 | 0,22 | 58,08 | 0,12 | 0,07 | 1,12 | 0,998 | 0,895 | 4,21 | |
ТБ 5 | 16,33 | 17,61 | 5,59 | 5,383 | 0,93 | 0,996 | 0,078 | 46,72 | |
ТБ 6 | 3,39 | 13,62 | 0,002 | 0,0013 | 1,52 | 0,99 | 0,959 | 0,299 | -1 565,5 |
ТБ 7 | 10,56 | 12,15 | 0,002 | 0,0022 | 1,07 | 0,88 | 0,899 | 0,084 | -29,187 |
Таблица 2
Туроператоры, приостановившие осуществление деятельности в 2014 г. (выборка) <*>
<*> Составлено автором по данным СПАРК Интерфакс.Название туроператора (ТБ) | Выручка-нетто от продажи за 2013 г., руб. | Прибыль (убыток) за 2013 г., руб. | Судебные иски, предъявленные туроператору после 2013 г. | Статус юридического лица | |
количество | сумма, руб. | ||||
ЗАО "Фирма "НЕВА", г. Санкт-Петербург | 3 784 527 000 | 1 433 333 | 21 | 33 931 454 | Признан банкротом 13.01.2015 |
ООО "Компания "Лабиринт", г. Москва | 57 612 000 | 6 659 000 | 2 356 176 | Признан банкротом 04.06.2015 | |
ЗАО "Лабиринт-Т", г. Москва | 40 668 000 | 3 275 000 | 14 | 7 757 475 | Признан банкротом 25.04.2015 |
ООО "ИнтАэр", г. Москва | 32 120 000 | 2 171 000 | 16 073 326 | Признан банкротом | |
ООО "СОЛВЕКС-ТУРНЕ", г. Санкт-Петербург | 4 550 927 000 | 245 000 | 12 | 57 673 048 | Введено наблюдение 10.02.2015 |
ООО "Южный Крест Трэвел", г. Москва | 1 899 388 000 | 2 455 000 | 12 | 327 559 088 | Введено наблюдение 11.06.2015 |
ООО "ВЕРСА", г. Санкт-Петербург | 5 493 016 000 | 11 909 000 | 39 | 75 137 174 | Признан банкротом 16.05.2015 |
Рентабельность продаж (K3, K4) туроператоров - организаций, работающих в одной сфере предпринимательства - отличается в сотни раз. Ряд туроператоров, имеющих миллиардные обороты, работал практически с нулевой рентабельностью (ТБ 2, ТБ 3, ТБ 4, ТБ 6, ТБ 7). Туроператоры ТБ 1 и ТБ 5 показали рентабельность продаж в диапазоне 379 - 538%, что дает основания предположить, что реальный доход турбизнеса составляет около 5 рублей на каждый вложенный 1 рубль. Альтруистические результаты деятельности туроператоров, которые значительно ниже данной нормы рентабельности в отрасли, скорее свидетельствуют о занижении значений показателей выручки от продаж и прибыли в своей бухгалтерской отчетности.
Привлекает внимание структура имущества туроператоров. Около 90% оборотных средств туроператоров составляла дебиторская задолженность - долги покупателей (L6), что говорит о плохом управлении дебиторской задолженностью. Дефицит денежных средств, как следствие низкой оборачиваемости дебиторской задолженности, восполнялся за счет заемного капитала, благодаря которому происходили расчеты с кредиторами. При высоком уровне дебиторской задолженности в составе оборотных средств туроператоров (ТБ 4, ТБ 5, ТБ 6, ТБ 7) оборачиваемость кредиторской задолженности (K2) превышала оборачиваемость дебиторской задолженности (K1). Исходя из понимания сложившейся хозяйственной практики туроператоров, когда покупатели, как правило, оплачивают купленные туры по предоплатной системе и нередко наличными денежными средствами, вызывает сомнение наращение суммы дебиторской задолженности в бухгалтерском учете.
Анализируя структуру капитала туроператора (L8), можно констатировать, что их бизнес строился практически на заемном капитале. Более 90% капитала туроператора занимал заемный капитал, а в некоторых случаях (ТБ 2) заемный капитал занимал и 108% от совокупного капитала, т.е. покрывал убытки организации. Дополняет данную финансовую картину показатель L9. По данным бухгалтерской отчетности ряда туроператоров (ТБ 1, ТБ 6, ТБ 7), в процессе движения их денежных средств отток превышал приток. У одного из туроператоров (ТБ 6) на каждый 1 рубль долга кредитной организации приходилось больше 1 500 рублей дефицита денежных средств.
Логично задать вопрос банкам, осуществлявшим кредитование данных туроператоров: на основании какой информации они принимали решение о кредитоспособности данных туроператоров как потенциальных заемщиков и, по сути, размещали деньги своих вкладчиков в финансовую пирамиду турбизнеса? Подобный вопрос можно задать и страховщикам, осуществлявшим страхование ответственности туроператоров [2, с. 63] <2>. Признаки неплатежеспособности анализируемых туроператоров отмечались в их бухгалтерской отчетности ретроспективно из года в год.
<2> Гизятова А.Ш. Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта // Аудит и финансовый анализ. 2016. N 2. С. 403 - 406.Парадокс вышесказанного заключается в том, что некоторые туроператоры, избежавшие системного кризиса туриндустрии 2014 г., продолжающие работать на российском рынке и отправляющие туристов на отдых, имеют состав и структуру бухгалтерского баланса, сходные с тенденциями, отмеченными в таблице 1.
Одним из основных факторов обеспечения финансовой устойчивости организации является достаточность собственного капитала. Приведем сравнительную информацию (см. таблицу 3) законодательно закрепленных требований к минимальной сумме уставного капитала в РФ и соседних странах.
Таблица 3
Требования к минимальной сумме уставного капитала организации, осуществляющей туроператорскую деятельность <*>
<*> Составлено автором.Страна | Минимальная сумма уставного капитала | Законодательно-нормативная база |
РФ | 10 тыс. рублей | Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <**>; Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" |
Чешская Республика | 300 тыс. чешских крон | Закон о туризме Чешской Республики 159/1999 от 30.06.1999 |
Королевство Испания | Для турфирм - розничных продавцов - не менее 60 тыс. евро; для турфирм-оптовиков и филиалов иностранных юридических лиц - 120 тыс. евро; для турфирм-оптовиков, которые также предоставляют услуги населению, - 180 тыс. евро | Постановление Министерства промышленности, энергетики и туризма Испании |
Китайская Народная Республика | Для национальных туроператоров, занимающихся въездным и внутренним туризмом, - не менее 300 тыс. юаней; для туроператоров с участием иностранного капитала - не менее 40 млн юаней; для туроператоров со 100% иностранным капиталом - не менее 500 млн юаней | Закон о туризме; Декрет Китайской национальной администрации туризма Госсовета КНР N 14 |
Наличие финансового обеспечения туроператоров предполагает потенциальную защиту туристов в случае вероятности потери платежеспособности российским туроператором. В РФ сформировалась система финансового обеспечения как дублирующего источника финансирования обязательств туроператора перед потребителями услуг - туристами в случае невозможности их исполнения по объективным причинам. Финансовое обеспечение может гарантироваться как страховой компанией, так и банком. Как показал опыт прошедших лет, в российской практике банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта как финансовое обеспечение турбизнеса по сравнению с аналогичными услугами страховщиков менее востребована в силу более строгих требований со стороны банков, однако такие случаи имеют место. Банковскую гарантию как способ финансового обеспечения выбирают менее 1% российских туроператоров. Страховая защита как вариант финансового обеспечения - наиболее востребованная форма турбизнесом. Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта могут осуществлять как туроператоры, так и турагенты, работающие в сфере международного (выездного и въездного) и внутреннего туризма.
С 1 января 2017 г. в Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [6] произошли нововведения в части формирования финансового обеспечения туроператоров, призванные способствовать укреплению финансовой устойчивости туроператоров за счет внешних гарантий. Для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, финансовые требования (финансовая нагрузка) по формированию полного финансового обеспечения больше, нежели чем для туроператоров, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма. Косвенным образом эта мера может способствовать диверсификации деятельности туроператоров на внутренний туристский рынок.
К сожалению, можно констатировать, что все законодательные меры в части формирования внешнего финансового обеспечения туроператоров в сфере выездного туризма не придают им финансовой устойчивости, что в конечном итоге не предотвращает потенциальных банкротств туроператоров, а только формирует фонды для погашения задолженности туроператоров, ставших банкротами.
Единственный путь укрепления финансовой устойчивости туроператоров - это увеличение их собственного капитала. При сегодняшних условиях все финансовые ресурсы, которые могли бы укрепить финансовое состояние туроператора, перенаправляются в коммерческие банки и страховые организации, предоставляющие финансовое обеспечение, а также в Ассоциацию "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ". Вопрос о том, насколько эффективно сможет сохранить денежные средства и распоряжаться фондами Ассоциация, может быть темой для отдельного обсуждения.
Приведем сравнительную информацию (см. таблицу 4) законодательно закрепленных требований к финансовому обеспечению в РФ и соседних странах.
Таблица 4
Требования к финансовому обеспечению организации, осуществляющей туроператорскую деятельность <*>
<*> Составлено автором.Страна | Финансовое обеспечение | Гарантийная сумма, взнос (депозит) |
РФ |
В случае если туроператор осуществляет туроператорскую деятельность в нескольких сферах туризма, применяется наибольший размер финансового обеспечения ответственности туроператора |
|
Чешская Республика | Туроператоры обязаны обеспечить страховые гарантии в размере не менее 30% годового дохода от продажи туров, по данным бухгалтерской отчетности предыдущего года | 2% от годового дохода от продажи туров |
Королевство Испания | Минимальный размер общей суммы для ассоциации должен равняться 2,4 млн евро, независимо от территории ее деятельности (местной или общенациональной) | 50% от суммы индивидуальной гарантии на каждого члена ассоциации турагентов |
Китайская Народная Республика | Предел ответственности не должен быть ниже, чем 200 тыс. юаней на каждого человека |
|
С экономической точки зрения классическая модель туроперейтинга имеет ярко выраженную специфику формирования и управления денежными потоками, которая проявляется в несинхронности положительного и отрицательного денежного потока. Финансовый цикл туроператора имеет особенность, которая состоит в том, что при авансовой системе расчетов с поставщиками туристских услуг отрицательный денежный поток генерируется задолго до формирования положительного денежного потока, в результате чего возникает так называемый кассовый разрыв. Для его покрытия туроператоры должны иметь собственные оборотные активы или привлекать заемный капитал. Хроническое недополучение прибыли впоследствии порождает острую нехватку оборотных средств туроператора, который вынужден прибегать к кредитным ресурсам. В условиях быстрого расширения бизнеса это не является выходом из положения, а приносит только временный успех, потому что финансовый разрыв не устраняется, а только на время нивелируется. В случае задержки в получении кредитных ресурсов или прекращении кредитования туроператор неизбежно сталкивается с финансовым кризисом и становится неплатежеспособным, что рано или поздно приводит к финансовой несостоятельности и банкротству <3>.
<3> Морозов М.А. Проблемы банкротства в туризме // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. N 3. С. 65 - 67.Проблема отсутствия устойчивости российских туроператоров, их неплатежеспособности может быть решена на уровне финансовых условий и организационных требований к сумме собственного капитала, предъявляемых к турбизнесу на этапе его создания. Государственный надзор в сфере туристской деятельности РФ носит декларативный характер, не подкреплен реальными механизмами надзора и эффективного финансового контроля <4>.
<4> Гизятова А.Ш. Тенденции макрорегулирования туристской отрасли в РФ // Туризм: право и экономика. 2015. N 4. С. 29 - 32.Литература
- Гизятова А.Ш. Устойчивость туристской отрасли: методологический аспект // Вестник Финансового университета. 2016. N 1. С. 58 - 62.
- Гизятова А.Ш. Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта // Аудит и финансовый анализ. 2016. N 2. С. 403 - 406.
- Гизятова А.Ш. Тенденции макрорегулирования туристской отрасли в РФ // Туризм: право и экономика. 2015. N 4. С. 29 - 32.
- Морозов М.А. Проблемы банкротства в туризме // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. N 3. С. 65 - 67.
- Гизятова А.Ш. Внутренний контроль туроператора как бизнес-функция его системы управления // Учет. Анализ. Аудит. 2016. N 3. С. 122 - 128.
- СПС "КонсультантПлюс".