Мудрый Юрист

Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки

Орлова Елена Евгеньевна, директор Юридического института Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), кандидат юридических наук, доцент.

Автор проводит исследование понятия занятости как правовой категории, при этом выделяет ряд признаков, характеризующих занятость, подробно раскрывает их содержание.

Ключевые слова: занятость, безработный, заработок, принудительный труд, трудоспособные граждане, органы службы занятости.

Occupation of Population as a Legal Category: Concept and Characteristics

E.E. Orlova

Orlova Elena E., Director of the Law Institute Tambov State Technical University (TSTU), Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

The author considers the concept of employment as a legal category. Series of characteristic features of employment is determined and detail their contents are revealed.

Key words: employment, unemployed, earnings, forced labour, able-bodied citizens, employment service bodies.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

<1> Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

Занятость - это не просто деятельность, как правовая категория она характеризуется указанными в ст. 1 Закона о занятости в РФ признаками: а) направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей; б) легальность; в) доходность <2>.

<2> Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Моногр. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2006. С. 20.

Направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей означает, что человек включается в сферу таких отношений, объектом которых является производство материальных и нематериальных благ и которые по этой причине имеют общественно полезный характер.

В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Для нормального развития и существования гражданину требуются материальные средства, за счет которых он покрывает возникающие в процессе жизнедеятельности расходы и удовлетворяет личные потребности. Изначально следуют физиологические потребности (сон, питание и т.д.), материальные (нормальное жилье, одежда и др.) и духовные (обучение, культурное развитие). Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода. При этом следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев материальный доход гражданин получает, осуществляя определенную деятельность. Так, выполняя работу по трудовому договору, работник получает заработную плату, тем самым удовлетворяя и личные материальные потребности. Или, например, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность, направленную на получение прибыли. Вся эта деятельность осуществляется в первую очередь в целях удовлетворения материальных потребностей. Вместе с тем не только получение материального дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию.

Поскольку в Российской Федерации провозглашаются свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и др. Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или иной степени им учитываются. В любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.

Вместе с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности. Так, осуществляя трудовую деятельность в рамках заключенного трудового договора, работник удовлетворяет общественную потребность в производстве продукции, оказании услуг. Высокая эффективность работника при выполнении трудовых обязанностей ведет к повышению количества и качества выпускаемой продукции. При этом, реализуя произведенную продукцию, предприятие получает прибыль, с которой уплачиваются налоги в государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей. Студент, обучаясь в образовательном учреждении, удовлетворяет личную потребность в получении знаний, но в то же время, получая специальное образование, он удовлетворяет и общественную потребность в квалифицированной рабочей силе.

Корректировка тех или иных направлений социально полезной для государства и общества деятельности производится системой экономических и правовых мер.

Однако далеко не все занятия, требующие силы, энергии человека (например, любительский спорт, туризм и т.п.), могут быть отнесены к правовой категории занятости.

Под легальностью занятости можно понимать как ее содержание, так и оформление этого вида деятельности.

Занятостью считается деятельность, не противоречащая законодательству Российской Федерации. Это положение вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации <3> (далее - Конституция РФ), в соответствии с которой граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие нормативно-правовые акты. В понятии занятости четко прослеживается общеправовой принцип законности. Таким образом, занятыми могут быть признаны лишь лица, осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые определены законодателем, и в рамках, установленных законом. Следует отметить, что в некоторых случаях важной представляется как сама сфера занятости, так и статус субъекта, осуществляющего деятельность в данной сфере. Так, например, организовывать телевещание или радиовещание могут только юридические лица на основании лицензии, выдаваемой Министерством Российской Федерации по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций. Таким образом, осуществлять деятельность в данной сфере индивидуальный предприниматель не вправе. Вместе с тем гражданин вправе в качестве работника юридического лица, имеющего соответствующую лицензию, заниматься данной деятельностью в рамках, оговоренных трудовым договором. Или, например, нормы гражданского законодательства предусматривают необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положения гражданского законодательства, и нет оснований считать их занятыми, т.е. осуществление деятельности, запрещенной российским законодательством, не может рассматриваться в качестве занятости.

<3> Конституция Российской Федерации // Рос. газ. N 237. 1993.

С точки зрения содержания нелегальна противоправная деятельность, влекущая за собой административную или уголовную ответственность.

Однако законодатель обращает внимание только на внешнее оформление деятельности, которая признается занятостью.

Так, независимо от характера обязанностей, составляющих трудовую функцию работника, он будет признан занятым лишь при условии заключения трудового договора и надлежащего оформления приема на работу в соответствии с положениями ст. 67 - 68 ТК РФ.

Не повлияет на признание гражданина занятым и незаконный характер деятельности работодателя, по крайней мере до тех пор, пока в силу этой причины не прекратятся трудовые отношения.

Напротив, работник, выполняющий свои трудовые обязанности без надлежащего оформления, как это зачастую делается, особенно в сфере "теневой" экономики, не может быть признан по смыслу правовой нормы занятым.

Доходность как признак занятости обладает некоторыми особенностями. Особенности эти нашли свое отражение в формулировке определения занятости, а именно: занятость - это деятельность, приносящая, как правило, доход.

Можно сделать вывод, что если первые два признака являются обязательными, то доходность характерна не для всех видов деятельности, признаваемой занятостью.

Не приносит дохода очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, хотя учащиеся этих учреждений считаются занятыми. Предпринимательство, имеющее целью извлечение прибыли (дохода), может оказаться убыточным. Нельзя отнести к источникам дохода и материальное обеспечение гражданина, проходящего военную службу по призыву.

Есть и другие примеры деятельности, отнесенной к занятости, но не приносящей доход. Так, дополнительно ст. 1 Закона о занятости в РФ провозглашает право граждан осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе не связанную с выполнением оплачиваемой работы, например воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественную деятельность и т.д. Тем не менее ст. 2 Закона о занятости в РФ таких граждан не относит к категории занятых, а относит к категории "неготовых" приступить к работе, так как безработными могут быть признаны лишь граждане, ищущие работу и готовые приступить к ней. Хотя об их занятости свидетельствует ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <4>, предусматривающая включение в страховой стаж периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

<4> Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

В связи с этим целесообразно было бы в Законе о занятости в РФ отнести к категории занятых, трудоспособных лиц, осуществляющих уход, за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также одного из родителей в период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Термин "заработок" означает вознаграждение за труд, которое получают работающие по трудовому договору, и все доплаты и надбавки к ним, премии, иные поощрительные выплаты.

В соответствии со ст. 131 ТК РФ оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Появление этой нормы обусловлено получившей широкое распространение практикой производить оплату труда в неденежной форме (например, продукцией, которую выпускает организация, где трудится работник). При этом никакого соотношения денежной и неденежной частей оплаты труда, как правило, не устанавливалось. В соответствии со ст. 131 ТК РФ оплата труда в неденежной форме может производиться лишь в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором и при наличии письменного заявления работника. При этом даже при согласии работника на долю неденежной формы оплаты труда должно приходиться не более 20% заработной платы. В связи с вышеизложенным целесообразно было бы в п. 1 ст. 1 Закона о занятости в РФ после слов "трудовой доход" добавить "в денежной или иной форме".

Термин "трудовой доход" используется как синоним вознаграждения за личный труд в предпринимательстве, индивидуальной трудовой деятельности, как члена кооператива и т.п.

Следует отметить, что согласно российскому законодательству о занятости учет доходов гражданина, кроме трудовых, не производится. Практика показывает, что гражданин, оставаясь формально незанятым человеком, не имеющим работы и заработка (трудового дохода), может получать довольно высокий нетрудовой доход. Это могут быть проценты по облигациям и вкладам в банках, дивиденды по акциям, алименты, пенсии, доходы от сдачи в аренду недвижимой собственности (квартиры, гаражи, земельные и дачные участки).

Исходя из содержания п. 2 ст. 1 Закона о занятости в РФ гражданам принадлежат исключительные права на распоряжение своими способностями к труду и свободу выбора любого вида деятельности, не запрещенной законом. В связи с этим М.В. Филиппова выделяет еще один признак - свободу занятости <5>.

<5> Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М., 2001. Т. 2. С. 329.

Действительно, основополагающий принцип трудового права России - принцип свободы труда, который закреплен в ст. 2 ТК РФ.

Запрещение принудительного труда является конституционным положением (ст. 37 Конституции РФ), где указывается, что принудительный труд запрещен.

Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах - федеральных и субъектов РФ.

Запрещение принудительного труда соответствует международно-правовым актам - Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.) <6>, Конвенциям МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) <7>, N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) <8>.

<6> Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. С. 291.
<7> Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. N 13. С. 279.
<8> Конвенция МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) // СЗ РФ от 10 декабря 2001 г. N 50. Ст. 4649.

В ТК РФ определено, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанности работодателя по выплате заработной платы, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере. Работа без оплаты - принуждение к труду, запрещенное Конвенцией МОТ N 95 "Об охране заработной платы" 1949 г. <9>, а также ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, отменив решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) о признании незаконной забастовки работников ППТС "Якутскгортеплосеть", объявленной в связи с длительной задержкой выплаты заработной платы. Нельзя обязывать работника выполнять трудовые обязанности без выплаты заработной платы, а также нельзя требовать от лица выполнения работы, сопряженной с угрозой его жизни или здоровью.

<9> Конвенция МОТ N 95 "Об охране заработной платы" 1949 года // Ведомости ВС СССР. 01.11.1961. N 44. Ст. 447.

Запрещая принудительный труд, ст. 4 ТК РФ перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом. Это перечисление начинается с "работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы". Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <10> граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу лицо может быть направлено на альтернативную гражданскую службу. Работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, не может квалифицироваться как принудительный труд.

<10> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Не считается принудительным трудом работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения; землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения). Все работы, выполняемые в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда, не считаются принудительным трудом.

К признакам свободы занятости относятся: доступность и выбор продолжительности занятости.

Доступность занятости обеспечивается проведением государственной политики <11>, ориентированной на обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. На доступность занятости направлена система законодательно установленных информационных, профориентационных и образовательных услуг. Эти услуги оказываются органами государственной службы занятости населения на бесплатной основе соответствующими государственными органами по вопросам занятости (ст. 5 и 12 Закона о занятости в РФ). К таким мероприятиям можно отнести ярмарки вакансий, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, содействие самозанятости безработных граждан, психологическую поддержку безработных граждан, профессиональную ориентацию и т.д. <12>.

<11> Государственная политика содействия занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. См.: Орлова Е.Е. Вопросы современной науки и практики. 2013. N 44. С. 109.
<12> Орлова Е.Е. О соотношении понятий "содействие занятости" и "обеспечение занятости" населения // Публичное и частное право. Вып. 3 (XIX). 2013. С. 209.

Литература

  1. Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Моногр. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2006. С. 20.
  2. Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М., 2001. Т. 2. С. 329.
  3. Орлова Е.Е. Особенности правоотношений, возникающих при реализации права граждан на содействие в трудоустройстве // Вопросы современной науки и практики. 2013. N 44. С. 109.
  4. Орлова Е.Е. О соотношении понятий "содействие занятости" и "обеспечение занятости" населения // Публичное и частное право. Вып. 3 (XIX). 2013. С. 209.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. С. 291.
  6. Конвенция МОТ N 95 "Об охране заработной платы" 1949 года // Ведомости ВС СССР. 01.11.1961. N 44. Ст. 447.
  7. Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. N 13. С. 279.
  8. Конвенция МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) // СЗ РФ. N 12. Ст. 1348.
  9. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. N 237. 1993.
  10. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
  11. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.
  12. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.