Мудрый Юрист

Индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции с лицами, склонными к совершению правонарушений: проблемы и пути совершенствования

Мотрович Иван Дмитриевич, старший преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного ЮИ МВД России, кандидат юридических наук.

Дубчак Валентин Александрович, курсант 33 учебной группы Дальневосточного ЮИ МВД России.

В статье анализируются правовые основы осуществления участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, определяются проблемы в этой области и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: индивидуальная профилактическая работа, лица, склонные к совершению правонарушений, профилактический учет, участковый уполномоченный полиции, правонарушение.

Individual Preventive Work of a Police Commissioner with Criminally Inclined Persons: Problems and Improvements

I.D. Motrovich, V.A. Dubchak

Motrovich Ivan D., Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Performance of Internal Affairs Agencies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciences.

Dubchak Valentin A., Cadet of Training Group 33 of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

The article analyzes the legal foundations of the authorized police district individual preventive work with persons inclined to commit offenses, defined problems in this area and are offered ways of their solution.

Key words: individual preventive work, persons inclined to committing of offenses, preventive register, the authorized police district, offense.

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (далее - ФЗ "О полиции") указаны в качестве одного из основных направлений деятельности полиции. Подобное правоустановление примечательно тем, что оно определяет наиболее деструктивные для личности, общества и государства виды правонарушений. То есть те виды правонарушений, на которых должно быть сосредоточено внимание полиции.

Исходя из вышеназванного направления деятельности на полицию, согласно п. п. 4, 26, 35 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О полиции", возлагается обязанность проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений.

Правда, ФЗ "О полиции", во-первых, не конкретизирует как категории лиц, в отношении которых полиция может проводить индивидуальную профилактическую работу, так и основания и сроки проведения этой работы.

Конечно, анализ положений ст. 12 ФЗ "О полиции" позволяет выделить ряд категорий лиц, в отношении которых полиция обязана проводить индивидуальную профилактическую работу. Это:

  1. лица, освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых в соответствии с федеральным законом судом установлены запреты и ограничения;
  2. осужденные, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
  3. осужденные, которым назначено наказание в виде лишения свободы условно;
  4. лица, страдающие психическими расстройствами, представляющие опасность для окружающих;
  5. лица, больные алкоголизмом или наркоманией, представляющие опасность для окружающих (п. п. 26, 35 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О полиции").

Фактически названные категории лиц повторяют те, которые были закреплены в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"). Между тем Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), действующие нормативные правовые акты МВД России выделяют более широкую категорию лиц, в отношении которых может проводиться индивидуальная профилактическая работа. Проведение самой индивидуальной профилактической работы с последними, их постановка на учет в качестве непосредственной обязанности возлагаются на подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции.

Во-вторых, в ФЗ "О полиции" не получили закрепление определения понятий "индивидуальная профилактическая работа", "предупреждение правонарушений". Подобные вопросы регулируются другими нормативными правовыми актами <1>. Например, определение понятия "предупреждение" применительно к преступлениям приводится в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной Приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19 (абз. 2 п. 1) <2>, а понятия "индивидуальная профилактическая работа" применительно к несовершеннолетним - в ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ст. 1) <3>.

<1> См., напр.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
<2> Текст Приказа официально опубликован не был.
<3> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Отсутствие на федеральном уровне должного законодательного регулирования профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции не могло не сказаться на качестве и эффективности регулирования этого вида его деятельности на ведомственном уровне.

Так, ранее участковые уполномоченные полиции, согласно п. 18 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (далее - Инструкция), должны были осуществлять контроль и профилактическую работу в отношении семи категорий граждан (объектов индивидуальной профилактики):

  1. освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;
  2. осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
  3. освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;
  4. допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;
  5. хронических алкоголиков и лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающих правонарушения;
  6. психически больных лиц, представляющих непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения;
  7. несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних <4>.
<4> Приложение к Приказу МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" (утратил силу) // Российская газета. 2002. 27 ноября.

Следует обратить внимание, что вышеназванная Инструкция относила данные категории граждан к лицам, состоящим на профилактическом учете.

Вследствие модернизации органов внутренних дел (далее - ОВД), приведших к созданию в системе МВД России вместо милиции нового правоохранительного органа - полиции, деятельность участковых уполномоченных полиции стала регулироваться Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее - Наставление) <5>. В последнем появился раздел, который целиком посвящен особенностям проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений. В частности, определены категории граждан, которые подлежат постановке на профилактический учет, а также основания и сроки постановки их на учет (раздел VIII). Но не обошлось без некоторых недостатков и недочетов.

<5> Приложение к Приказу МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" // Российская газета. 2013. 27 марта.

Первое. Если раньше категории граждан, в отношении которых должна проводиться профилактическая работа, приводились единым списком, то в Наставлении эти категории не только претерпели изменения, но и появились подкатегории.

Так, согласно Наставлению участковый уполномоченный полиции:

  1. осуществляет индивидуальную профилактическую работу в отношении граждан, состоящих на профилактическом учете;
  2. участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за поведением отдельных лиц.

К первым отнесены:

  1. освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренные федеральными законами, а также освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
  2. больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации и представляющие опасность для окружающих;
  3. совершившие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих;
  4. совершившие административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий;
  5. входящие в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившие административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  6. те, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача.

Ко вторым отнесены:

  1. осужденные за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;
  2. несовершеннолетние, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Как можно заметить, подобная юридическая техника вызывает вполне закономерные вопросы: ставятся ли указанные в последнем случае лица на профилактический учет или нет? Может ли в отношении их участковый уполномоченный полиции проводить индивидуальную профилактическую работу?

Второе. Не были устранены отдельные проблемы, связанные с постановкой на профилактический учет, как и не был рассмотрен вопрос о включении некоторых категорий граждан.

Во-первых, весьма проблематична постановка на профилактический учет лиц - хронических алкоголиков и лиц, больных наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации. Это связано с тем, что медицинские организации не обязаны предоставлять подобную информацию, поскольку согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, о состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания, следствия и суда только в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. Исключение составляют лишь несовершеннолетние. Это связано с тем, что в силу подпункта 5 п. 2 ст. 9 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к числу которых относятся и органы управления в сфере здравоохранения, обязаны незамедлительно информировать ОВД о несовершеннолетних, совершивших правонарушение.

В связи с изложенным примечателен пункт 35 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О полиции", согласно которому полиции вменяется в обязанность "участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений".

Закон "О милиции" был более категоричен. Согласно п. 22 ст. 10 указанного Закона на милицию возлагалась обязанность "обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений".

Бесспорно, как показывает и правоприменительная практика, названная категория граждан наиболее часто совершает административные правонарушения в сфере общественного порядка, особенно связанные с потреблением алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции (ст. ст. 20.20, 20.21 КоАП РФ). Нередко на почве употребления алкогольных напитков они склонны и к совершению более тяжкого вида правонарушения - преступления, как правило, против жизни, здоровья, собственности. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно данную категорию лиц исключить и вместо нее ввести следующую: лица, допускающие систематическое совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 20.1, 20.20, 20.21 КоАП РФ.

Во-вторых, существуют проблемы и с такой категорией граждан, как лица, допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Ключевыми моментами здесь являются: какие правонарушения относятся к правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений; основания постановки на учет; сроки учета.

Очевидно, что к правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений можно отнести:

  1. преступления:
  1. административные правонарушения:

Правда, следует иметь в виду, что в реальной жизни нередки такие ситуации, когда указанные правонарушения не совершаются, а имеют место частые скандалы, или так называемое "психическое насилие" в семье, которые могут перетечь в преступление. В этой связи было бы уместно преобразовать данную категорию граждан: лица, допускающие нарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Подобное изменение позволит в качестве основания постановки на учет предусмотреть не только приговор суда по уголовному делу, постановление по делу об административном правонарушении, но и заключение по материалам проверки по обращению гражданина.

В-третьих, среди объектов индивидуальной профилактики участкового уполномоченного полиции отсутствует такая категория граждан, как условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания.

Обращение внимания на вышеуказанную категорию граждан не случайно. Согласно ч. 2 ст. 79 УК РФ суд, применяя условно-досрочное освобождение, может возложить на таких лиц обязанности, аналогичные тем, которые применяются к условно осужденным (ч. 5 ст. 73 УК РФ). При этом данные обязанности должны исполняться лицами, освобожденными условно-досрочно, в течение оставшейся не отбытой части наказания.

Однако следует учитывать, что в ч. 6 ст. 79 УК РФ закреплено правоустановление, в соответствии с которым контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, должен осуществляться уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. В этом и заключается первая проблема: ОВД, за исключением несовершеннолетних, не уполномочены осуществлять контроль за поведением данной категории лиц. В п. 80 Наставления, например, только и указано, что участковый уполномоченный полиции с учетом характеристики закрепленного за ним административного участка и полномочий федеральных органов исполнительной власти взаимодействует с их территориальными органами в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений данной категорией лиц.

Специализированный государственный орган, наделенный необходимыми полномочиями по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных лиц, в настоящее время не определен. Следовательно, правовые основания для обеспечения надлежащего контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, за исключением условно-досрочно освобожденных военнослужащих и несовершеннолетних, отсутствуют.

Понятно, что условно-досрочно освобожденные потенциально склонны к совершению правонарушений, в связи с чем осуществление контроля за их поведением так или иначе попадает в сферу деятельности участкового уполномоченного полиции. Но возникают сложности в реализации ответственности этих лиц за невыполнение обязанностей, возложенных на них судом, что составляет вторую проблему. Например, не покидать место жительства в определенное время суток либо не посещать определенные места. Ранее за нарушение возложенных судом обязанностей условно-досрочные освобожденные могли привлекаться к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ. Однако в связи с последними изменениями в административно-деликтном законодательстве к административной ответственности по указанной правовой норме привлекаются только те лица, в отношении которых судом установлен административный надзор. Подобный пробел в законодательстве приводит к снижению потенциала института административной ответственности в предупреждении совершения правонарушений условно-досрочно освобожденными лицами.

Сложившаяся практика отмены судами условно-досрочного освобождения вследствие совершения нового преступления убедительно свидетельствует о том, что отсутствие контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, пагубно влияет на эффективность мер, предпринимаемых для предупреждения преступлений.

В-четвертых, Наставление в качестве объектов индивидуальной профилактики так же, как и ранее действовавшая Инструкция, не выделяет такую категорию лиц, как родители, иные законные представители несовершеннолетнего, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. Вместе с тем на практике участковые уполномоченные полиции не только совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, но и самостоятельно проводят проверку данных лиц по месту их проживания.

Третье. Наставление более не предусматривает ведение участковыми уполномоченными полиции учетно-контрольных карточек на лиц, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа. Результаты проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, теперь ежеквартально оформляются рапортом, после чего подкладываются в накопительное дело <6>. Исключение составляют только лица, в отношении которых установлен административный надзор <7>.

<6> Пункт 74 приложения к Приказу МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" // Российская газета. 2013. 27 марта.
<7> В отношении данной категории ведутся дела административного надзора.

Подобное решение нормотворца приводит к сложностям в систематизации полученной информации о поведении поднадзорных лиц и, как следствие, к выработке оптимальных мер по осуществлению индивидуальной профилактической работы в отношении их.

Четвертое. В ранее действовавшей Инструкции, в отличие от ныне действующего Наставления, основания постановки граждан на учет содержались не в самом ведомственном нормативном акте, а в утвержденной форме контрольной карточки. При этом они фактически дублировали название категорий граждан. Это было не совсем верно, поскольку в качестве оснований проведения индивидуальной профилактической работы в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений, должно являться не просто наличие данных обстоятельств. Они должны быть зафиксированы в соответствующих документах, предусмотренных нормативными правовыми актами. Не говоря уже о том, что не были конкретизированы основания снятия с учета и сроки ведения контрольных карточек, учетно-профилактических дел.

В Наставлении отчасти данные упущения были устранены. Однако обращает на себя внимание то, что среди оснований постановки фактически указаны документы, представляющие собой иные юридически значимые действия (например, рапорт, сообщение с ПДН), а не те, которые влекут юридические последствия (например, постановление о назначении административного наказания, постановление (определение) суда и т.д.).

Рассмотренные нами обстоятельства во многом обусловлены тем, что законодателем долгое время реализация предложения по регулированию предупредительной деятельности правонарушений в рамках отдельного тематического законодательного акта откладывалась. Действующие же ведомственные правовые акты касались в основном предупреждения преступлений.

Можно только приветствовать в этой связи принятие Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации") <8>, который создает действенную правовую и организационную основу профилактики правонарушений, устанавливая общие правила функционирования системы профилактики правонарушений, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

<8> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 23.06.2016).

Учитывая направленность нашего исследования, обращает на себя внимание то, что в Федеральном законе "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений, определено в качестве одного из основных направлений профилактики правонарушений (п. 3 ч. 1 ст. 6). Исходя из системного толкования ч. ч. 1 и 2 ст. 6 указанного Закона реализация этого направления может осуществляться посредством правового регулирования профилактики правонарушений.

Таким образом, последние изменения в российском законодательстве самым непосредственным образом предполагают совершенствование правового регулирования деятельности участкового в области индивидуальной профилактики правонарушений. Оно нам видится в следующем.

Во-первых, раздел VIII Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166, необходимо дать в следующей редакции:

"VIII. Организация работы участкового уполномоченного полиции по профилактическому учету лиц, склонных к совершению правонарушений.

  1. Участковый уполномоченный полиции при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете:

63.1. Проводит индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями граждан:

63.1.1. Освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлен административный надзор (поднадзорными лицами).

63.1.2. Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость.

63.1.3. Допускающими нарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.

63.1.4. Совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий.

63.1.5. Систематически совершающими административные правонарушения, предусмотренные статьями 20.1, 20.20 и 20.21 КоАП РФ.

63.1.6. Входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

63.1.7. Которым назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача либо потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ.

63.1.8. Которым назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 6.10 КоАП РФ.

63.1.9. Которым назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ.

63.2. Участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за поведением:

63.2.1. Условно осужденных, а также осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

63.2.2. Условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.

63.2.3. Несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

63.2.4. Родителей, иных законных представителей несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

63.2.5. Лиц, страдающих психическим расстройством, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих.

  1. Собирает, систематизирует и использует полученную о таких лицах информацию в целях осуществления мер индивидуального предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений.
  2. При постановке на учет заводит в отношении лиц, указанных в подпунктах 63.1.2 - 63.1.9, 63.2.2 настоящего Наставления, учетно-профилактические карточки и отражает сведения о них в паспорте на участок. Сведения об остальных лицах заносит в паспорт на участок, а информацию о результатах наблюдения за их поведением, в том числе о совершенных ими правонарушениях, сообщает заинтересованным лицам.
  3. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы и постановки на учет, в том числе заведения учетно-профилактических карточек, являются обстоятельства, предусмотренные подпунктом 63.1 настоящего Наставления, если они зафиксированы в следующих документах, это:

66.1. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.1.1 настоящего Наставления, - сообщения из исправительного учреждения и постановления суда для лица, освобожденного из мест лишения свободы, в отношении которого судом установлены ограничения в соответствии с федеральным законом.

66.2. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.1.2 настоящего Наставления, - документ об освобождении от наказания (справка об освобождении).

66.3. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.1.3 настоящего Наставления:

66.3.1. Приговор, постановление (определение) суда по уголовным делам, предусмотренным ст. ст. 111, 112, 115 - 117, 119, 128.1, 150, 151, 228, 230, 232, 240 УК РФ.

66.3.2. Постановление дознавателя, следователя, прокурора, мирового судьи по делам частного обвинения о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

66.3.3. Постановление о назначении административного наказания, вступившее в законную силу (ст. ст. 5.35, 5.61, 6.8 - 6.12 КоАП РФ).

66.3.4. Решение (заключение) по материалам проверки жалоб, заявлений и иных сообщений граждан.

66.4. В отношении лиц, указанных в подпунктах 63.1.4 - 63.1.9 настоящего Наставления, - постановление о назначении административного наказания, вступившее в законную силу.

66.5. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.2.1 настоящего Наставления, - сообщение из территориального органа или уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний и копии приговора суда для осужденных лиц, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

66.6. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.2.2 настоящего Наставления, - постановление (определение) суда.

66.7. В отношении лиц, указанных в подпунктах 63.2.3 - 63.2.4 настоящего Наставления, - информация ПДН о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетним, в том числе с его родителями, иными законными представителями, состоящими на учете в ПДН.

66.8. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.2.5 настоящего Наставления, - медицинских документов из медицинской организации на лицо, страдающее психическим расстройством, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих.

  1. О необходимости постановки на профилактический учет гражданина, входящего в категорию, указанную в подпунктах 63.1.2 - 63.1.9 и 63.2.2, 63.2.5 настоящего Наставления, участковый уполномоченный полиции предоставляет рапорт на имя начальника территориального органа МВД России, согласованный с начальником ОУУП.
  2. Срок нахождения на профилактическом учете устанавливается:

68.1. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.1.1 настоящего Наставления, - до истечения срока, установленного решением суда.

68.2. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.1.2 настоящего Наставления, - до истечения (погашения) срока судимости.

68.3. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.1.3 настоящего Наставления, - до истечения одного года с момента совершения последнего нарушения.

68.4. В отношении лиц, указанных в подпунктах 63.1.4 - 63.1.9 настоящего Наставления, - начиная со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

68.5. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.2.1 настоящего Наставления, - до истечения срока наказания, указанного в приговоре суда (снятия с учета в территориальном подразделении уголовно-исполнительной системы).

68.6. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.2.2 настоящего Наставления, - до истечения испытательного срока.

68.7. В отношении лиц, указанных в подпунктах 63.2.3 и 63.2.4 настоящего Наставления, - до снятия с учета в ПДН.

68.8. В отношении лиц, указанных в подпункте 63.2.5 настоящего Наставления, - до срока снятия их с учета в медицинской организации.

  1. Основаниями для снятия лиц с профилактического учета и прекращения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в территориальных органах МВД России, отделах (отделениях, пунктах) полиции являются:

69.1. Окончание (истечение) сроков нахождения на профилактическом учете.

69.2. Осуждение к лишению свободы и направление к месту отбывания наказания.

69.3. Прекращение противоправного поведения, когда поведение и образ жизни лица, состоящего на профилактическом учете, не нуждаются в дальнейшем наблюдении.

69.4. Прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, Национальной гвардии, воинских формированиях и органах.

69.5. Признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда.

69.6. Смерть гражданина.

69.7. Иные основания, установленные законодательством Российской Федерации.

  1. Снятие лиц, состоящих на учете в территориальных органах МВД России, с профилактического учета и прекращение индивидуальной профилактической работы с ними производится решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП.
  2. Срок нахождения на профилактическом учете может продлеваться при совершении лицами, состоящими на профилактическом учете, административных правонарушений (против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность) и поступлении на них неоднократных (двух и более) жалоб в течение одного года решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП.
  3. При установлении, продлении или прекращении профилактического учета в паспорте на административный участок делается соответствующая запись.
  4. При перемене места жительства (пребывания) лица, состоящего на профилактическом учете, участковым уполномоченным полиции, по согласованию с начальником ОУУП, направляется информация и все имеющиеся материалы в соответствующий территориальный орган МВД России по территориальности.
  5. Участковый уполномоченный полиции не реже одного раза в квартал проводит с лицами, указанными в подпунктах 63.1.2 - 63.1.9 настоящего Наставления, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие, беседы с целью предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Результаты проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, отражаются участковым уполномоченным полиции в учетно-профилактических карточках, а также докладываются рапортом (ежеквартально) на имя начальника территориального органа МВД России (приложение N 7 к настоящему Наставлению), после чего данный рапорт передается начальнику ОУУП для исполнения резолюции руководителя, анализа, обобщения результатов деятельности участковых уполномоченных полиции и хранения в течение пяти лет".

Во-вторых, дополнить Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166, разделом, определяющим как общие положения организации индивидуальной профилактической работы участкового уполномоченного полиции с лицами, склонными к совершению правонарушений, так и особенности организации такой работы с отдельными категориями граждан.

В-третьих, дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормой, предусматривающей административную ответственность лица, освобожденного условно-досрочно из мест отбывания лишения свободы, за невыполнение обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом.

Предложенные изменения, на наш взгляд, поспособствуют повышению эффективности деятельности участкового уполномоченного полиции в области индивидуальной профилактики правонарушений и обеспечению безопасности граждан и правопорядка на обслуживаемом административном участке.

Литература

  1. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 23.06.2016).
  2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177.
  3. Приложение к Приказу МВД России от 16.09.2002 N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" (утратил силу) // Российская газета. 2002. 27 ноября.
  4. Приложение к Приказу МВД России от 31.12.2012 N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" // Российская газета. 2013. 27 марта.