Мудрый Юрист

Административно-правовое обеспечение экономической безопасности: проблемы и перспективы

Пролетенкова Светлана Евгеньевна, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Быков Борис Андреевич, адъюнкт заочной формы обучения Академии управления МВД России.

В статье представлена роль современных административно-правовых механизмов в рамках обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации. Авторами проведена оценка действующей нормативной правовой базы в данной сфере, выявлены проблемы, а также предложены пути их решения.

Ключевые слова: экономика, стратегия, безопасность, государственное управление, неэффективность, угрозы.

Administrative and Legal Support of Economic Security: Problems and Prospects

S.E. Proletenkova, B.A. Bykov

Proletenkova Svetlana E., Chief Research Scientist of the All-Russia Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Doctor of Law, Assistant Professor.

Bykov Boris A., Adjunct to the Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia.

The article is about the role of modern administrative and legal mechanisms within the economic security of the Russian Federation. The authors evaluated the current regulatory framework in this area, identified the problems and proposed solutions.

Key words: economy, strategy, security, governance, inefficiency, menace.

С начала 2000-х гг. руководством Российской Федерации принимаются беспрецедентные по своим масштабам решения, направленные на укрепление устоев российской государственности. Изменения коснулись практически всех сфер государственной жизни - от утверждения государственных символов и уточнения государственных границ до определения приоритетных национальных проектов, реструктуризации и модернизации органов государственного управления. Одним из концептуальных решений последних лет, определяющих перспективную государственную политику, является разработка и утверждение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1>.

<1> Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.

Узловым элементом данного документа является то значительное внимание, которое уделено в нем вопросам развития российской экономики и поддержания экономической стабильности России на международном рынке. При этом есть основания утверждать, что указанные вопросы в настоящее время являются наиболее проблемным и нестабильным звеном национальной безопасности. Об этом свидетельствуют прежде всего результаты развития отечественной экономики. Так, к середине 2015 г. были продемонстрированы худшие показатели социально-экономического развития страны за последние пять лет. В 2016 г. инвестиционные показатели, показатели уровня жизни населения, динамика потребительского спроса, состояние денежно-кредитной политики продолжают проявлять негативные тенденции. Ситуация усложняется санкционными последствиями, нестабильностью на валютном рынке и ускорением инфляционных процессов.

В подобных условиях нетрудно предположить, что указанное напрямую влияет на обострение социально-экономической обстановки в стране, проявляющееся в том числе и в росте показателей нарушений законности в сфере экономики. Обозначенные проблемы актуализируют необходимость выработки новых эффективных подходов к государственному управлению экономикой, позволяющих не только стабилизировать сугубо экономические показатели развития страны, но и в полной мере взять под контроль криминальные угрозы экономической безопасности. При этом понятие экономической безопасности целесообразно трактовать наиболее широко, включая в него технологические, валютно-кредитные, сырьевые, информационные, производственные, энергетические и экологические составляющие.

Бесспорным следует считать утверждение, что создание подобной системы государственного управления предполагает задействование широкого арсенала средств и методов. При этом, по нашему мнению, приоритет должен быть отдан использованию средств административно-правового регулирования, позволяющих связать воедино возможности российской правовой системы и перспективные политические механизмы.

С сожалением следует отметить, что административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности ввиду сложности объекта воздействия сопряжено с необходимостью решения ряда проблемных вопросов, которые требуют большой аккуратности в принятии управленческих и правовых решений. Прежде всего в рамках государственно-правового воздействия на указанную сферу следует принять все меры для неукоснительного обеспечения конституционного принципа свободы экономической деятельности, предоставляющего каждому возможность беспрепятственно заниматься законной деятельностью, направленной на извлечение прибыли, распоряжаться ее результатами, обеспечивая необходимый баланс между государственными и частными интересами. Во-вторых, при формировании комплекса управленческих средств воздействия следует учитывать, что залогом успеха должно являться понимание того, что экономическая безопасность должна являться конечным результатом стремления всех субъектов экономической деятельности к стабильности, надежности и прозрачности экономических отношений. В-третьих, в связи с тем что в рассматриваемой сфере концентрируются интересы неограниченного круга субъектов от государств до конкретных индивидов, необходимо проработать комплекс сдерживающих механизмов, препятствующих внерыночному созданию приоритетов, привилегий и коррупционных составляющих. В-четвертых, превалирующими должны быть не императивные (силовые) методы, а методы стимулирующего характера, обеспечивающие поступательное развитие различных направлений экономического сектора. Последнее из перечисленного, пожалуй, наиболее ярко проявляет роль административно-правового регулирования соответствующего сектора, поскольку решение подобной задачи направлено на определение порядка отношений между субъектами хозяйствования и государственными органами.

Следует отметить, что анализ современного российского законодательства в рассматриваемой области и прежде всего его части, содержащей административно-правовые предписания, позволяет утверждать тот факт, что оно широко охватывает все стороны функционирования субъектов хозяйствования и не имеет явных пробельных моментов, в отношении которых можно было бы говорить о системных недостатках, порождающих указанные в настоящей статье и многие иные проблемы обеспечения экономической безопасности. Более того, можно говорить о том, что сектор законодательства в области обеспечения экономической безопасности постепенно корректируется с учетом новых экономических реалий и задач, связанных с укреплением роли России в мировом хозяйстве, трансформацией ее целей по отношению к дальнейшему развитию через принципы законности, открытости и конкурентоспособности. Общие нормативные требования подобного подхода вытекают из норм Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". Более развернутые правовые регуляторы содержатся в нормативных правовых актах, посвященных вопросам внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, таможенного и налогового регулирования. Таким образом, с одной стороны, предмет административно-правового регулирования экономической безопасности ограничен возможностями общегосударственной системы безопасности. С другой стороны, правовые акты более конкретного характера направлены на создание правового русла для бесконечных вариаций экономических правоотношений, оказывая на них общее (абстрактное) регулирующее воздействие. Построение системы обеспечения экономической безопасности в подобном ключе выполняет как минимум две задачи: во-первых, конкретизирует перечень реальных угроз безопасности в рассматриваемой области, во-вторых, способствует проявлению разумной достаточности в отношении регулирующего воздействия.

Безусловно, сам факт законодательного воплощения права (в его абсолютном значении) не может не сопровождаться некоей механизацией природы безопасности и сопутствующих ей угроз. Попытки облечь жизненные реалии, особенно такие динамичные, как правоотношения экономического характера, в нормативную форму вызывают впечатление некоей изоляции права. Однако, по нашему мнению, данный процесс, при условии качественности правовых норм, должен восприниматься в качестве нормального и не вызывать стремления законодателя к бесконечному изменению правовых норм, когда зачастую внесение все новых и новых поправок в действующее законодательство постепенно способствует размыванию первоначальной логики и стройности правового акта, а в некоторых случаях, что, к сожалению, присутствует в российской правовой действительности, нарушению общеправовых принципов и созданию неразберихи в правовом регулировании.

В указанных обстоятельствах возникает закономерный вопрос, почему же при наличии достаточно продуктивной и перспективной правовой базы реальные правоотношения в сфере обеспечения экономической безопасности до настоящего времени страдают от целого ряда пороков, в т.ч. криминального характера.

На наш взгляд, в первую очередь это связано не с недостатками правовых норм, а с неэффективностью механизма административно-правового регулирования, который выступает процессом последовательного воздействия административно-правовых норм на общественные отношения. Причем подобная неэффективность, являющаяся, как правило, следствием неисполнимости нормативных предписаний, избирательности и сознательного манипулирования ими, находит проявление на всех стадиях управленческого воздействия в цепи "нормативный правовой акт - правоотношение - акт применения права". Особенно ярко подобное проявляется на стадии правоотношения и издания правоприменительных актов. Именно в экономической сфере, отличающейся повышенной вариабельностью правоотношений, в условиях российской действительности и в угоду собственным антигосударственным интересам, со стороны управляющего звена создаются наибольшие предпосылки для незаконной индивидуализации общих правовых возможностей конкретных участников регулируемых правоотношений. В итоге сегодня в России большинство субъектов хозяйствования чаще использует для обеспечения своих интересов не правовые, а силовые методы или коррупционные схемы, выходящие за рамки действующего законодательства. При подобных условиях борьба с правонарушениями в сфере экономики, замена противозаконных методов, используемых в экономических правоотношениях, средствами, предписываемыми нормами права, является чрезвычайно актуальной задачей. Выполнить ее возможно одним лишь путем - научиться на государственном уровне использовать уже созданный правовой массив для подавления криминальных проявлений и обеспечения экономической безопасности как со стороны органов государственной администрации, так и со стороны участников экономической деятельности. Особое значение при выполнении данной задачи должно быть отведено не только введению новых норм контроля, но в большей степени повышению уровня правосознания граждан и изменению их мнения относительно правомерности или неправомерности поведения в рамках ведения экономической деятельности.

Отдельным звеном, на которое в последние годы обращено повышенное внимание руководства страны, является введение жестких антикоррупционных мер, перед которыми стоит сложная задача свести на нет спрос-предложение на "рынке коррупционных услуг". Вместе с тем, несмотря на реально предпринимаемые шаги на этом направлении, их результативность оставляет желать лучшего. "Громкие" процессы и уголовные дела, возбуждаемые в отношении чиновников-коррупционеров различного уровня, во многих случаях не доводятся до закономерного результата, заканчиваются минимальными последствиями для правонарушителей, что еще больше разлагает чиновников и вызывает неверие в закон, неверие в право со стороны населения страны <2>.

<2> Бахрах Д.Н. Административное право: Часть Общая: Учебник. М.: БЕК, 1993. С. 3.

Не менее актуальным в настоящее время является вопрос об обеспеченности управляющего государственного воздействия на экономические правоотношения силами и средствами обеспечения экономической безопасности. К сожалению, многие российские реформы, в т.ч. правоохранительной системы, грешат механистичностью и слабой эффективностью. Так, одной из причин проблем обеспечения экономической безопасности является, на наш взгляд, механическое разделение силовых подразделений и ведомств, их задач и функций, что породило в конечном итоге ничем не оправданную конкуренцию и даже противостояние и, как итог, абсолютную неспособность к элементарному взаимодействию и взаимопомощи. Безусловно, это еще одна задача, которую еще предстоит решать. Да и в рамках правоохранительной деятельности внутри силовых ведомств наблюдается проявление некоего изолированного внимания к тем или иным угрозам экономической безопасности (возможно, наиболее актуальным на текущий момент) без полномасштабной оценки дальнейшего развития ситуации в этой области правоохраны. Особенно это касается банковской и налоговой сфер, которые традиционно отличаются большим динамизмом. При этом субъекты обеспечения экономической безопасности неоправданно ограничивают свои усилия набором традиционных контрольно-проверочных процедур, проводимых в качестве реакции на уже свершившиеся факты противоправной деятельности. С точки зрения административно-правового регулирования возникает ощущение своеобразной "укомплектованности" средств административно-правового воздействия и противодействия возникающим угрозам <3>.

<3> Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 79.

В целом, подводя итог рассуждениям, изложенным в рамках настоящей статьи, следует отметить, что сложность, изменчивость, масштабность и зависимость от внешних условий экономических правоотношений, сопровождаемых зачастую принятием слабо продуманных политических решений, детерминирует сложности административно-правового регулирования в этой области. Последнее, в свою очередь, диктует необходимость разработки научно-концептуальной и правовой основы его обеспечения. В связи с этим научная проработка любых вопросов, связанных с повышением эффективности административно-правового регулирования в рамках обеспечения экономической безопасности, с организацией деятельности ее субъектов, в ближайшее время будет весьма востребованной и актуальной.

При этом само функционирование механизма административно-правового обеспечения экономической безопасности в идеале можно представить следующим образом: государство воспринимает угрозу, оценивает ее, разрабатывает политику и конкретные мероприятия по блокированию или нейтрализации появившихся или возможных угроз, а затем реализует эти мероприятия путем применения административно-правовых средств и методов.

Литература

  1. Бахрах Д.Н. Административное право: Часть Общая: Учебник. М.: БЕК, 1993. С. 3.
  2. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 79.