Мудрый Юрист

Таможенная криминалистическая экспертиза при выявлении контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий

Макаренко Владимир Геннадьевич, руководитель таможенной практики и ВЭД компании "КонцептПоинт".

Автором статьи рассматриваются актуальные вопросы практического характера в области реализации функций таможенной и судебной экспертиз, назначаемых при выявлении фактов контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий. В статье также освещаются проблемные аспекты правового характера при проведении технико-криминалистических экспертиз акцизных марок в экспертно-криминалистических учреждениях таможенных органов.

Ключевые слова: таможенный контроль, контрабанда, таможенная экспертиза, технико-криминалистическое исследование ценных бумаг, акцизные марки, непрерывное экспертно-криминалистическое обеспечение (НЭО).

Customs Criminalistics Examination when Detecting Smuggling of Alcoholic and Tobacco Products

V.G. Makarenko

Makarenko Vladimir G., Head of Customs Practice and Foreign Trade of the company ConceptPoint.

The author of paper considers topical issues of practical character in the field of the customs and forensic examination appointed at identification of the alcoholic and tobacco products smuggling. Problem aspects of legal character when carrying out criminalistic examinations excise brands in customs laboratories are also covered in paper.

Key words: customs control, temporary import, smuggling, customs examination, forensic document researching, excise brands, the system of Ongoing Forensic Support.

Участие Российской Федерации в экономических интеграционных объединениях является важнейшим аспектом функционирования нашего государства на международной арене, что создает определенные потребности в совершенствовании как правоприменительной деятельности, так и глобальных мероприятий по обеспечению безопасности современного общества. Надо отметить, что Федеральная таможенная служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу <1>. И это в полной мере коррелирует с положениями уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступные деяния в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

<1> Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (в ред. от 27.12.2014) "О Федеральной таможенной службе" (вместе с "Положением о Федеральной таможенной службе") [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

В целях совершенствования борьбы с преступными посягательствами (в том числе и во внешнеэкономической деятельности) был принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 530-ФЗ, который дополнил УК РФ ст. 200.2 ("Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий"), предусматривающей наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо принудительных работ на срок до 5 лет, либо лишения свободы на тот же срок.

За квалифицированные составы контрабанды, совершенной группой лиц, должностным лицом (ч. 2) и организованной группой (ч. 3), устанавливается более суровое наказание. По ч. 2 ст. 200.2 - в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом до 1 млн. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового. По ч. 3 - в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом до 2 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Согласно примечанию к ст. 200.2 УК РФ крупным размером контрабанды табачных изделий признается их стоимость, превышающая 250 тыс. руб. При расчете стоимости незаконно перемещенных табачных изделий (в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" под табачной продукцией понимается табачное изделие, упакованное в потребительскую тару) из их общей стоимости подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована <2>.

<2> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.

Таможенным органам дана функция выявления рассматриваемой категории преступлений в рамках проведения таможенного контроля. В большинстве случаев для установления факта совершения преступного деяния либо закрепления доказательственной базы требуется проведение экспертизы. С целью установления фактов фальсификации акцизных марок, что напрямую влияет на состав описываемого таможенного преступления, может быть проведена криминалистическая экспертиза.

Функцией проведения криминалистических экспертиз для целей таможенного контроля и правоохранительной деятельности наделено Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России (далее - ЦЭКТУ). В 2015 году на базе Криминалистической службы в ЦЭКТУ была создана Экспертно-криминалистическая служба г. Москвы <3>. В составе указанной службы, как и ранее, функционирует отдел криминалистических исследований, на базе которого выполняются экспертизы по выявлению фальсифицированных акцизных марок на алкогольную и табачную продукцию. Данные экспертизы носят название технико-криминалистических экспертиз и обладают определенной спецификой.

<3> Приказ Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России от 19.06.2015 N 280 "Об организационно-штатных мероприятиях".

Следует отметить, что акцизные марки для маркировки алкогольной и табачной продукции обладают рядом специфических свойств - элементами защиты, которые призваны исключить фальсификацию акцизных марок либо ее усложнить. В настоящее время существует несколько способов защиты, одни из которых предназначены для повышения устойчивости акцизной марки от несанкционированного воспроизведения на копировально-множительных устройствах, а другие препятствуют цветоделению или изготовлению изображений полиграфическими способами. Также существуют такие виды защиты, которые затрудняют имитацию элементов, вносимых в бумагу и в красящие вещества. Для повышения защищенности акцизных марок от подделки предприятия, их изготавливающие, в частности объединение "Гознак", могут использовать дополнительные средства защиты, как связанные, так и не связанные с общей технологией изготовления акцизных марок. Защитный комплекс акцизных марок складывается из защитных свойств бумаги, красок, печати, графических элементов, дополнительных элементов, а также дополнительных элементов защиты.

При поступлении товаров с акцизными марками на экспертизу в отдел криминалистических исследований ЭКС г. Москвы исследуются основные группы защитного комплекса акцизных марок, а именно: бумага (защитные свойства бумаги); краски (защитные свойства красок); печать (способы воспроизведения изображения); графические элементы защиты (защитные свойства графических элементов защиты); дополнительные элементы защиты.

При поступлении акцизных марок на исследование перед экспертом таможенной лаборатории могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Соответствуют ли по способу изготовления и качеству воспроизведения полиграфических реквизитов акцизных марок N... изъятые... образцам аналогичной продукции, выпускаемой предприятием объединения "Гознак"?

2. С одних или разных печатных форм изготавливались акцизные марки, изъятые по факту... и акцизные марки, изъятые?..

3. Использовались ли для изготовления акцизных марок, изъятых... печатные формы (печатное оборудование), изъятые?..

При ответе на первый из перечисленных вопросов эксперт-криминалист решает диагностическую задачу: определение способа изготовления акцизной марки. Что касается двух последних вопросов, то для их решения подразумевается проведение идентификационных исследований.

Решению каждой из указанных задач предшествует подготовительная стадия, включающая ознакомление эксперта с постановлением (определением, решением) о назначении экспертизы, исследуемыми объектами, выбор методов исследования и определение последовательности их применения. Также экспертом изучаются обстоятельства дела в пределах поставленных вопросов с целью их уточнения в соответствии с целями расследования. Обязательным для эксперта является ознакомление со сравнительными образцами - проверка их полноты и сопоставимости с исследуемыми документами (соответствуют ли по выходным типографским данным, времени изготовления, содержат ли объем признаков, необходимых для решения вопроса). В натурной картотеке отдела криминалистических исследований ЭКС г. Москвы имеются актуальные сравнительные образцы акцизных марок на алкогольную и табачную продукцию. По имеющейся юридически закрепленной договоренности между Федеральной таможенной службой, в лице Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, и объединением "Гознак" в ЦЭКТУ направляются все новые образцы акцизных марок после их введения в действие. Более того, следует отметить, что технические требования к изготовлению акцизных марок также согласовываются со специалистами ЦЭКТУ. Все это свидетельствует о наличии большого потенциала в данной государственной экспертной организации при решении ею задач криминалистических исследований акцизных марок.

Рассмотрим фрагмент заключения криминалистической экспертизы по исследованию акцизных марок. Эксперт указывает в заключении о проведении сравнительного исследования с имеющимися в его распоряжении образцами: "Результаты исследования сравнивались с образцами акцизных марок, представленными объединением "Гознак РФ", находящимися в альбоме-картотеке образцов марок акцизного сбора и специальных марок "Москва, 14 августа 2014 г.". В результате сравнительного исследования акцизных марок "Крепкие спиртные напитки от 0,5 до 1 л" серии и номеров D02 ББ007337И, B02 ББ008029И, D01 АА008517И, D02 ББ007380И, C00 ББ004250И МПФ Гознака, промаркированных на бутылках с алкогольной продукцией в количестве 6 штук (N 1-6), с аналогичными образцами продукции Гознака установлены..." Далее он перечисляет совпадающие признаки:

После этого эксперт может сделать промежуточный вывод: "Выявленные совпадающие признаки устойчивы, существенны и в своей совокупности достаточны для вывода о том, что представленные на исследование акцизные марки "Крепкие спиртные напитки от 0,5 до 1 л" серии и номеров D02 ББ007337И, B02 ББ008029И, D01 АА008517И, D02 ББ007380И, C00 ББ004250И МПФ Гознака, промаркированных на бутылках с алкогольной продукцией в количестве 6 штук (N 1-6), выполнены способом плоской офсетной печати на бумаге с водяным знаком и защитными волокнами, внесенными в процессе отлива бумаги, и соответствуют образцам продукции Гознака РФ". Как правило, промежуточный вывод является идентичным окончательному выводу.

Как отмечает А. Сухаренко, контрафакт стал самым быстрорастущим сегментом табачного рынка России, имеющим достаточно существенный прирост в последние годы. Подделки табачных изделий, имитирующие продукцию известных брендов, составляют около 0,8% (2013 год - 0,2%). В то же время объем легального производства сигарет, по данным Росстата, сократился на 8,8% - до 355 млрд штук.

По мнению специалистов, основная причина распространения поддельных сигарет - опережающий рост ставок акциза, который приводит к повышению цен. Надо отметить, что сигареты в России стоят почти вдвое дороже, чем в соседних странах, а ставки акцизов выросли почти в пять раз и продолжают расти значительно быстрее доходов населения. Начиная с 2015 года ставка минимального акциза на сигареты увеличилась на 30%, а новая акцизная ставка, согласно Налоговому кодексу РФ, составляет 960 руб. плюс 11% от максимальной цены в розничной торговле за 1 тыс. сигарет. Этим и объясняется увеличение цены пачки сигарет, а из этого следует, что высокие цены стимулируют спрос на нелегальную табачную продукцию.

Проблемным видится также и аспект отсутствия актуального правового регулирования порядка проведения в таможенных лабораториях именно судебных экспертиз, что в значительной степени сказывается на качестве и сроках проводимых криминалистических исследований. Во взаимосвязи с результатами таможенной экспертизы может оказаться дальнейшая судьба дела о контрабанде алкогольной продукции или табачных изделий. Считаем более правильным назначение технико-криминалистической экспертизы документов, а именно ценных бумаг, коими являются акцизные марки, именно в экспертных учреждениях таможенных органов. Данное утверждение основано на наличии многолетнего опыта проведения подобных экспертиз в отделах криминалистических исследований (ОКИ) как в центральном регионе, так и во всех экспертно-криминалистических службах (филиалах ЦЭКТУ). Огромный объем контрафактной алкогольной и табачной продукции, выявляемый таможенными органами с конца 90-х годов и вплоть до 2003 - 2005 гг., обусловливал большое количество производимых экспертиз акцизных марок. За этот период только в одном отделе криминалистических исследований в Москве было выявлено более 3 500 тыс. фальсифицированных акцизных марок как на алкоголь, так и на сигареты. Эксперты-криминалисты ОКИ (а таковыми в разное время являлись С.М. Алферова, Т.А. Коробочкина, В.Г. Макаренко, В.Д. Миронов, М.А. Федоровская, А.А. Филонов, С.Г. Шувалов) выполняли как таможенные экспертизы (в то время этот вид носил название "экспертиза при таможенном оформлении и таможенном контроле"), так и судебные, количество которых значительно превышало первые. Были разработаны и методические рекомендации по исследованию акцизных марок, актуализация которых осуществлялась совместно с НИИ Гознака.

Как было отмечено выше, существует острая необходимость актуализации нормативной правовой базы по назначению судебных экспертиз в таможенных органах. Действующий в настоящее время документ от 2006 года <4> (с изменениями от 2009 года) не в полной мере отражает сегодняшние реалии и не может до конца обеспечить результативность экспертных исследований, в том числе и акцизных марок. Результаты экспертиз как ранее, так и в настоящее время могут широко использоваться при доказывании фактов совершения таможенных правонарушений или преступлений, а также при спорах хозяйствующих субъектов, в том числе и на наднациональном уровне в процессе судопроизводства в ЕАЭС.

<4> Письмо ФТС России от 18.04.2006 N 01-06/13167 (в ред. от 14.04.2009) "О Методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами").

В то же время действующие Методические рекомендации указывают, что при проведении технико-криминалистических исследований документов устанавливаются фактические данные, связанные с их изготовлением и непосредственным использованием. Экспертами могут решаться вопросы, связанные с определением тождества индивидуально-определенных объектов (средств письма и других технических средств, применявшихся для изготовления документов) по их отображениям в документе, документа по его частям, источника происхождения. Объектами экспертизы могут являться текст, подписи, оттиски печатей и штампов, пометки, резолюции, знаки, а также поддельные деньги, выполненные полиграфическим способом и способом рисования. В данный перечень необходимо включить ценные бумаги (в том числе акцизные марки) с целью установления соответствия защитных реквизитов (бланков, защитных сеток, изображений и т.д.) техническим требованиям производителя (например, Гознака). В этой связи требует срочной актуализации и коллекция сравнительных образцов акцизных марок на алкогольную и табачную продукцию, так как от этого напрямую зависит качество сравнительных исследований. Эксперты ОКИ ЦЭКТУ на протяжении нескольких последних лет ежегодно принимают участие в семинарах, проводимых Московской печатной фабрикой (МПФ) Гознака, на которых специалистам различных экспертных организаций (МВД, Минюста, ФСБ) представляют новые защитные комплексы ценных бумаг, банкнот, акцизных марок. От ФТС России в таких межведомственных семинарах на предприятии Гознака принимали участие эксперты ЦЭКТУ А.Л. Демидченков, В.Г. Макаренко и С.Г. Шувалов, которые в последующем осуществляли организацию и проведение технико-криминалистических экспертиз акцизных марок по назначению таможенных органов и органов внутренних дел.

Таким образом, для продолжения эффективного противодействия фактам контрабандного перемещения товаров через границу, в том числе алкогольной продукции и табачных изделий, автором предлагается комплекс мер, направленных на результативность правоохранительной и экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов.

Во-первых, если учитывать современную законодательную базу, установившую уголовную ответственность за контрабанду алкогольной продукции табачных изделий, а также существующую достаточно длительное время административную ответственность за уничтожение, изменение, удаление либо замену средств таможенной идентификации, необходимо последнюю конкретизировать, дополнив соответствующую статью КоАП РФ указанием, что к средствам СТИ относятся и специальные (акцизные) марки.

Во-вторых, в силу того, что в п. 2 ст. 118 ТК ТС законодатель закрепляет презумпцию, в соответствии с которой отсутствие на товарах, подлежащих обязательной маркировке, специальных марок (идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами) означает, что данные товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза без совершения таможенных операций, - на лицо, у которого были обнаружены такие немаркированные товары, возлагается бремя доказывания факта их легального ввоза. В этой связи видится необходимым внести конкретное указание законодателем на формы, способы и перечень документов для осуществления такого доказывания лицом, обладающим полномочиями в отношении товара.

В-третьих, с целью проведения всесторонних, полнообъемных, научно обоснованных и оперативных экспертных исследований акцизных марок на предмет выявления фальсификаций необходимо в обозримом будущем разработать и утвердить новый порядок назначения, проведения и оценки результатов судебных экспертиз (по делам об административных правонарушениях и уголовным делам), который должен прийти на смену Методическим рекомендациям о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами 2006 года.

В-четвертых, ввиду периодической актуализации предприятиями Гознака России защитного комплекса акцизных марок (алкоголь и табак) существует острая потребность в разработке новых методических рекомендаций по исследованию данного вида ценных бумаг экспертами-криминалистами ЦЭКТУ ФТС России, а также пополнении коллекций сравнительных образцов. Как и ранее, разработку методов исследования и инструментария имеет смысл осуществить в тесном взаимодействии как с экспертами других ведомств, так и со специалистами НИИ и МПФ Гознака. Такие методические рекомендации целесообразно разработать с учетом их использования на двух рубежах контроля: первый рубеж - должностными лицами подразделений таможенного контроля таможенных органов; второй рубеж - экспертный уровень для специалистов ЦЭКТУ. Двухуровневая система позволит выявлять факты представления таможенным органам, возможно, поддельных средств идентификации, а также достоверно закреплять доказательственную базу по делам о контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий.

Таким образом, сложно переоценить ту роль, которую играет качественно и своевременно проведенная криминалистическая экспертиза защищенной продукции, контролируемой при перемещении алкогольных и табачных изделий через таможенную границу ЕАЭС. Постоянно прогрессирующая в своем развитии система экспертных учреждений Федеральной таможенной службы, в лице ЦЭКТУ и его региональных филиалов, позволяет решать комплекс задач по предотвращению негативных последствий от совершаемой преступными элементами контрабанды, а профессионализм экспертов-криминалистов и современная техническая оснащенность делают эти цели достижимыми.

Литература

  1. Коновалов Н.Н. Контрабанда по законодательству стран Таможенного союза // Таможенное дело. 2014. N 1. С. 20 - 22.
  2. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (постатейный) / А.А. Бельтюкова, Ю.В. Гинзбург, А.С. Емельянов [и др.]; Под ред. А.Н. Козырина [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2013.
  3. Слюсарь Н.Б. Некоторые аспекты развития судопроизводства в рамках ЕврАзЭС в связи с формированием Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 4. С. 6 - 7.
  4. Сухаренко А. Запретный дым // ЭЖ-Юрист. 2015. N 7. С. 8.