Мудрый Юрист

Таможенное регулирование деятельности магазинов беспошлинной торговли

Овечкин Александр Петрович, заведующий кафедрой финансового права и налогообложения Юридического института Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МИИТ), доктор философских наук, профессор.

В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты деятельности магазинов беспошлинной торговли. В частности, определяются порядок создания и внесения в реестр магазина, правовой статус владельца магазина, требования к обустройству магазина, понятие беспошлинной торговли.

Ключевые слова: беспошлинная торговля, магазин беспошлинной торговли, владелец магазина беспошлинной торговли, реестр владельца магазинов беспошлинной торговли.

Customs Regulation of Duty-Free Shops

A.P. Ovechkin

Ovechkin Aleksandr P., Head of the Department of Finance Law and Taxation of the Law Institute of the Moscow State University of Railway Engineering (MIIT), Doctor of Philosophy, Professor.

The article discusses some legal aspects of duty-free shops. In particular, it determines the procedure for creation of, and making entries in, a shop register, legal status of a shop owner, shop arrangement requirements, the concept of free trade.

Key words: duty-free trade, duty-free shop, owner of a duty-free shop, register of an owner of duty-free shops.

Предпринимательская деятельность занимает все более и более разнообразные ниши. Так, в настоящее время в нашей стране создана и расширяется сеть магазинов беспошлинной торговли. Регулирование их деятельности осуществляется не только нормами гражданского и предпринимательского права, но и нормами таможенного и валютного законодательства <1>.

<1> Коровяковский Д.Г. Глобализация высшего юридического образования: историко-правовые аспекты формирования инновационного подхода: Монография. М.: Русайнс, 2015. С. 77.

Беспошлинная торговля - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними <2>, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

<2> Арабян М.С., Попова Е.В. Таможенный представитель и его место в системе аутсорсинга таможенных услуг // Таможенное дело. 2015. N 2. С. 3 - 5.

В Российской Федерации может быть создано два вида магазинов беспошлинной торговли, различающихся по категориям покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров:

  1. магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории таможенного союза;
  2. магазины беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.

Порядок организации беспошлинной торговли, а также требований к расположению, обустройству и оборудованию этих двух видов магазинов беспошлинной торговли не одинаков. Первая группа магазинов регулируется таможенным законодательством, а вторая еще и специальным постановлением Правительства РФ, которое до сих пор не принято. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся беспошлинных магазинов первой группы.

Согласно ст. 81 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" владельцем магазина беспошлинной торговли может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Для включения в реестр владелец магазина подает заявление в Федеральную таможенную службу.

Условиями включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли являются:

  1. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;
  2. наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза;
  3. отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
  4. отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза;
  5. соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Включение в реестр подтверждается выдачей свидетельства о включении в реестр <3>.

<3> Арабян М.С., Мавлютов Р.Р., Савенко Э.А. Последствия присоединения к ВТО стран - членов СНГ и России // Таможенное дело. 2014. N 3. С. 3 - 8.

Владелец магазина беспошлинной торговли обязан:

  1. обеспечивать сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в соответствии с настоящей главой;
  2. соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом;
  3. обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
  4. вести учет поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в этом магазине, а также представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;
  5. уплатить таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
  6. информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Валютное законодательство допускает расчеты в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли. В соответствии со ст. 302 Таможенного кодекса под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза. Комиссией таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация этих товаров <4>. Для этого владелец магазина должен будет подать таможенную декларацию. При этом беспошлинными могут быть только продаваемые товары, а вот товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли не подлежат.

<4> Данилов Р.В. Проблемы международного налогообложения в условиях создания единого экономического пространства // Актуальные проблемы менеджмента и социальной политики в современной России: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Московский социально-экономический институт; Под общ. ред. В.Ф. Хозова. М., 2012. С. 281 - 289.

За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требований таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Статья 84 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли. Помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. Они должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, сохранность товаров и возможность проведения в отношении их таможенного контроля. Помещения магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы исключить возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля. Торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу таможенного союза <5>. Они должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию таможенного союза.

<5> Коровяковский Д.Г., Губин А.В. Зарубежный опыт подготовки специалистов по специальности "Таможенное дело": Великобритания, Германия, Австралия, Литва, Казахстан // Таможенное дело. 2014. N 3. С. 29 - 34.

Закон устанавливает запрет на использование торговых залов, подсобных помещений и склада магазина беспошлинной торговли для хранения и реализации товаров, не заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли.

Таким образом, торговля в магазинах беспошлинной торговли является особым видом предпринимательской деятельности, которая регулируется таможенным законодательством. Специфика торговой деятельности заключается в особом субъектном составе <6>, где с одной стороны выступает магазин беспошлинной торговли, а с другой - физические лица, выезжающие с таможенной территории таможенного союза. Объектом этой деятельности выступает товар, продажа которого осуществляется без взимания таможенных сборов и налогов.

<6> Данилов Р.В. Экономическая безопасность внешней торговли России в современных условиях (энергетический аспект) // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 15 - 17.

Литература

  1. Арабян М.С., Попова Е.В. Таможенный представитель и его место в системе аутсорсинга таможенных услуг // Таможенное дело. 2015. N 2. С. 3 - 5.
  2. Арабян М.С., Мавлютов Р.Р., Савенко Э.А. Последствия присоединения к ВТО стран - членов СНГ и России // Таможенное дело. 2014. N 3. С. 3 - 8.
  3. Данилов Р.В. Проблемы международного налогообложения в условиях создания единого экономического пространства // Актуальные проблемы менеджмента и социальной политики в современной России: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Московский социально-экономический институт; Под общ. ред. В.Ф. Хозова. М., 2012. С. 281 - 289.
  4. Данилов Р.В. Экономическая безопасность внешней торговли России в современных условиях (энергетический аспект) // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 15 - 17.
  5. Коровяковский Д.Г. Глобализация высшего юридического образования: историко-правовые аспекты формирования инновационного подхода: Монография. М.: Русайнс, 2015. С. 77.
  6. Коровяковский Д.Г., Губин А.В. Зарубежный опыт подготовки специалистов по специальности "Таможенное дело": Великобритания, Германия, Австралия, Литва, Казахстан // Таможенное дело. 2014. N 3. С. 29 - 34.