Мудрый Юрист

Некоторые проблемы уголовной характеристики состава контрабанды и ее отличие от уклонения от уплаты таможенных платежей

Р.К. Талов, слушатель 3-го курса юридического факультета Академии ФСБ России.

В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней зависит от скоординированных уголовно - правовых мер. В соответствии со ст. 15 УК РФ ("Категории преступлений") контрабанда относится к тяжким (части 2 и 3 ст. 188 УК РФ), а ее особо квалифицирующий состав (ч. 4 ст. 188 УК РФ - совершение деяния организованной группой) - к особо тяжким преступлениям. Актуальность проблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности. Для правильной квалификации деяния как контрабанды важно понимать значение всех признаков, включенных в ст. 188 Уголовного кодекса РФ.

Любое преступление имеет определенный объект. В уголовном праве принята классификация объектов по вертикали и горизонтали. По вертикали выделяют следующие виды объектов: общий, родовой, видовой и непосредственный <*>. С определением первых трех видов объектов не возникает никаких сложностей, но, чтобы правильно квалифицировать то или иное уголовно наказуемое деяние, нужно уметь установить его непосредственный объект, поскольку именно по данному виду объектов Особенная часть УК РФ делится на отдельные статьи. Анализируя ст. 188 УК РФ, а также Таможенный кодекс РФ и другие нормативно - правовые акты, раскрывающие отдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, а точнее - охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу России. Существуют и другие точки зрения, в соответствии с которыми под непосредственным объектом контрабанды понимаются экономические интересы России в части формирования бюджета посредством таможенных платежей и монополия внешнеторговой деятельности <**>. В этом случае за рамками состава контрабанды остаются факты транзитного перемещения через таможенную территорию Российской Федерации наркотиков, оружия и других товаров, что недопустимо.

<*> См.: Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. М., 2000. С. 46.
<**> См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 274.

При определении состава какой-либо статьи УК РФ после объекта преступления принято рассматривать его предмет - материальный объект внешнего мира, в связи с которым или по поводу которого совершено преступление. Для контрабанды предмет является обязательным признаком состава преступления. Предметами контрабанды являются товары, указанные в частях 1 и 2 ст. 188 УК РФ (в ч. 1 данной статьи предметом преступления являются любые товары и иные предметы, за исключением указанных в ч. 2). Так, согласно подп. 1 ст. 18 Таможенного кодекса РФ товар - это любое движимое имущество, в том числе валюта и валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии.

Остановимся на понятии "иные предметы" контрабанды и обязательном признаке предмета контрабанды - крупном размере. Исходя из системного анализа ст. 18 ТК РФ, иные предметы - это любые транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и иное транспортное оборудование <*>. Следует отметить, что в примечании к ст. 188 УК РФ крупный размер определен лишь для товаров. Из этого видно, что при определении крупного размера "иных предметов" правоприменитель должен исходить из оценочного содержания данного понятия.

<*> Хотя, рассматривая в совокупности части 1 и 2 ст. 188 УК РФ, можно прийти к выводу, что под иными предметами понимается разновидность товаров, которые либо не указаны в ч. 2 ст. 188, либо не имеют потребительской стоимости.

Для полного понимания предмета контрабанды представляется необходимым перечислить предметы, указанные в ч. 2 ст. 188 УК РФ: наркотические средства; психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества; вооружение; взрывные устройства; огнестрельное оружие; боеприпасы; ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения; материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения; стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации <*>.

<*> Характеристика данных товаров изучена в юридической литературе достаточно глубоко. См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М. М., 2001; Здравомыслов Б.В. Указ. работа. С. 158.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

Рассмотрим особенности объективной стороны состава контрабанды. Объективная сторона любого преступления представляет собой уголовно - правовую характеристику его внешних признаков, к каковым относятся общественно - опасное деяние, общественно - опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, место, время, обстановка и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения. Для контрабанды объективная сторона характеризуется перемещением через таможенную границу России товаров и иных предметов в крупном размере посредством одного или нескольких из пяти альтернативных способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием, сопряженным с недостоверным декларированием. Это определение не вызывает затруднений, когда товары или иные предметы ввозятся в Российскую Федерацию. Контрабанда всегда рассматривается как оконченное преступление, так как пересечение границы извне легко ассоциируется с состоявшимся въездом в страну, а следовательно, и со ввозом, перемещением товаров или иных предметов на ее территорию как оконченным деянием. Гораздо сложнее определить момент окончания данного преступления, когда речь идет о контрабанде из России за границу. По общим правилам определения стадии оконченного преступления перемещение через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства.

Данную точку зрения поддерживают многие таможенники и отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы. Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду. Сторонники данной позиции исходят также из того, что согласно разъяснению в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.78 N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде" это преступление следует считать оконченным с момента фактического незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Однако в соответствии с подп. 5 ст. 18 ТК РФ перемещением через таможенную границу товаров или иных предметов при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы. Поскольку признак контрабанды "перемещение через таможенную границу" носит бланкетный характер, необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ, в котором, как видим, применительно к вывозу с территории России товаров или иных предметов дана не буквальная, а ограничительная интерпретация.

Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Российской Федерации момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точки зрения на определение понятия "перемещение через таможенную границу" применительно к уголовно - правовым отношениям придерживаются многие правоведы, исследовавшие эту проблему <*>. Этот вывод не противоречит положениям ТК РФ и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и на свободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

<*> См.: Никулин С.И. Комментарий к УК РФ. М., 1996; Погосян Т.Ю. Уголовное право: Особенная часть. М., 1999; Малиновский А.А. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1999.

Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления. Под субъективной стороной в уголовном праве принято понимать внутреннее, психическое отношение лица к совершаемому им деянию. К признакам, образующим субъективную сторону преступления, относятся вина, мотив и цель. Вина является основным признаком субъективной стороны состава преступления и входит в предмет доказывания по каждому уголовному делу. Представляется очевидным, что субъективная сторона в ст. 188 УК РФ характеризуется виной лишь в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации, когда лицо осознает общественную опасность совершаемых действий и желает совершить именно эти действия. Тем не менее есть и другие точки зрения по этому поводу: например, С.Ю. Сучков считает, что "контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу, но и обязательно на их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранного государства на таможенную территорию России для реализации их на внутреннем рынке. При отсутствии такой цели... деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды" <*>. С этим утверждением едва ли можно согласиться. Контрабанда - преступление с формальным составом, ее объективная сторона включает только деяние по перемещению товаров и иных предметов через таможенную границу. Достижение какого-то иного преступного результата помимо непосредственного перемещения через границу не требуется для признания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Таким образом, субъективная сторона контрабанды характеризуется виной лишь в форме прямого умысла.

<*> Сучков С.Ю. Ответственность за контрабанду по УК РФ // Юридическая практика: Информац. бюллетень Центра права спец. юр. ф-та СПбГУ. 1996. N 4 (7).

Рассмотрим субъект данного преступления: им может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства. Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РФ дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются российскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации <*>. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем.

<*> В юридической литературе слова "не привлекаются" часто заменяются на "не подлежат", что представляется неуместным, учитывая само понятие уголовной ответственности. Дипломаты подлежат уголовной ответственности, но не привлекаются к ней в силу дипломатического иммунитета.

В п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ как один из квалифицирующих признаков состава контрабанды предусмотрен специальный субъект - должностное лицо. Очевидно, что при раскрытии понятия "должностное лицо" нужно исходить как из примечания к ст. 285 УК РФ, так и из соответствующих положений ТК РФ и действующего федерального законодательства. Под должностным лицом в смысле ч. 3 ст. 188 УК РФ понимаются лица, в служебные обязанности которых в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных Таможенным кодексом РФ и иными нормативно - правовыми актами РФ по таможенному делу. Хотя есть и другое мнение, когда под должностным лицом в рамках указанной статьи понимаются также и должностные лица других государственных органов и учреждений <*>.

<*> См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Указ. работа. С. 278.

Теперь перейдем к ключевым моментам отличия контрабанды от уклонения от уплаты таможенных платежей. Сложности разграничения данных составов во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции, для толкования которых необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла. Для более полного понимания отличия двух данных составов представляется необходимым сначала характеризовать отличия объектов их посягательства. Объектом контрабанды, по общепризнанному мнению, является неприкосновенность таможенной границы, а предметом - любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст. 188 УК РФ. Объект уклонения от уплаты таможенных платежей иной - это финансовая сфера, в частности налоговая система. Предметом здесь выступают таможенные платежи, предусмотренные ст. 110 ТК РФ. Несовпадение объектов и предметов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей обусловило решение законодателя об установлении специальной ответственности за последний состав.

При контрабанде действия направлены на обеспечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Недекларирование или недостоверное декларирование в ст. 188 УК РФ рассматриваются несколько иначе, чем иные способы незаконного перемещения. Законодатель указывает на перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. В случае же уклонения от уплаты таможенных платежей цель деяния - уменьшение таможенной стоимости товаров, полное или частичное уклонение от уплаты таможенных платежей. Объективная сторона ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица") включает более разнообразные действия (в том числе и бездействие), чем при контрабанде, но все они состоят именно в обеспечении возможности не платить таможенные платежи или платить их в меньшем размере. К таким действиям на практике относят заявление неверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости и прочее, что дает основание для снижения таможенных платежей. При этом указанные сведения не влияют и не могут влиять на принятие решения о разрешении перевезти товар через таможенную границу, поскольку их внешний вид либо сведения об их идентификационных признаках не изменялись.

Умысел лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ, состоит в осознании уклонения от уплаты таможенных платежей и желании от них уклониться. Собственно перемещение через таможенную границу преступным умыслом не охватывается: вне уклонения от уплаты таможенных платежей оно является правомерным. В связи с этим под признаки указанной статьи подпадает заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров путем, например, подделки счетов, в особенности в отношении товаров, уже перевезенных через таможенную границу либо даже перемещаемых через нее, направленное на уменьшение объема таможенных платежей, - естественно, при наличии иных признаков состава. Преступление, предусмотренное ст. 188 УК РФ, отсутствует, если неправомерные действия совершаются до или после перемещения предметов через таможенную границу, а предметы не вывозятся (не ввозятся) со свободной таможенной зоны либо со свободного склада, как это предусмотрено ст. 3 ТК РФ. Факта контрабанды также нет, если имели место быть недекларирование товаров либо заявление в декларации недостоверных сведений, которые не влияли и не могли влиять на принятие решения о пропуске через таможенную границу. В зависимости от обстоятельств такие деяния могут квалифицироваться как уклонение от уплаты таможенных платежей, если недекларирование товаров или их недостоверное декларирование преследовали именно эти цели.

Таким образом, к настоящему времени в юридической литературе и судебной практике сложилось четкое представление о разграничении составов, предусмотренных статьями 188 и 194 УК РФ. Оно сводится к тому, что по ст. 188 УК РФ могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которые совершаются, в случае ввоза, при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе - в момент подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товар. Иные действия, совершенные с товаром, который перемещается через таможенную границу на территорию России, должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ в зависимости от других элементов состава преступления.