Мудрый Юрист

Протокол рассмотрения судьей дела об административном правонарушении

Е. Ламонов, председатель Мичуринского городского суда Тамбовской области.

1 июля 2002 г. вступил в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях. Закрепленные в нем процессуальные нормы во многом повысили гарантии судебной защиты прав и свобод граждан в административно - юрисдикционном процессе. Вместе с тем первые месяцы применения нового закона выявили и определенные недостатки, которые могут быть устранены внесением в новый КоАП поправок.

Статья 2.8 КоАП говорит о том, что не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) не могло осознавать фактического характера и противоправности своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, т.е. находилось в состоянии невменяемости. Для установления этого требуется проведение судебно - медицинской экспертизы, что может привести к тому, что период со дня совершения лицом правонарушения до рассмотрения дела судьей будет превышать 2 месяца.

Согласно же ст. 4.5 КоАП лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях - 2 месяцев со дня его обнаружения (лишь за небольшое количество административных правонарушений срок давности привлечения к ответственности законодатель определяет в один год со дня их совершения). Данная норма не предусматривает возможность приостановления производства по делу об административных правонарушениях на период проведения судебно - психиатрической экспертизы и продление на это время срока давности привлечения к ответственности. Поэтому проведение этой экспертизы более 2 месяцев может привести к тому, что лица, виновные в совершении административного правонарушения, не будут привлечены к ответственности и, следовательно, не будет реализован принцип неотвратимости наказания.

Иногда на практике 2-месячный срок истекает к моменту рассмотрения в суде жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности или когда постановление судьи отменяется вышестоящим судом и нового рассмотрения не может быть из-за истечения срока давности привлечения к административной ответственности. В связи с этим целесообразно дополнить КоАП положением, предусматривающим возможность приостановления производства по делу на период проведения судебно - психиатрической и других экспертиз и продления на этот период срока давности привлечения к административной ответственности.

В ходе разрешения дела об административном правонарушении, влекущем применение административного ареста, может сложиться такая ситуация, что лицо, в отношении которого ведется производство, скрывается, уклоняется от явки в суд, умышленно затягивает рассмотрение дела. Учитывая, что КоАП не позволяет рассмотреть дело в отсутствие этого лица, а срок давности привлечения к административной ответственности ограничен в основном 2 месяцами со дня совершения правонарушения, целесообразно принятие нормы, предусматривающей возможность приостановления производства по делу об административном правонарушении и продления срока давности привлечения к административной ответственности, влекущего административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также при совершении других административных правонарушений, если лицо умышленно скрывается, уклоняется от явки в суд для рассмотрения дела.

При рассмотрении судьей дела об административном правонарушении протокол не составляется. Однако при отсутствии указанного документа невозможно проверить, соблюдены ли судьей права и законные интересы участников административно - юрисдикционного процесса.

Во-первых, при отсутствии протокола рассмотрения дела об административном правонарушении невозможно проверить участие законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, либо потерпевшего, являющегося несовершеннолетним или по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности осуществлять свои права, а также других участников этого производства. Без протокола не проследишь, были ли разъяснены правонарушителям, потерпевшим и другим участникам производства их права и обязанности, закрепленные в гл. 25 КоАП; заявлялись ли отводы и ходатайства, что имеет значение при проверке вышестоящим судом законности и обоснованности вынесенного постановления и применения мер административного взыскания.

Во-вторых, отсутствие протокола рассмотрения дела об административном правонарушении лишает правонарушителя, потерпевшего, их законных представителей, защитников и представителей подать свои замечания на правильность хода рассмотрения дела, что также влияет на объективность отражения административно - юрисдикционного процесса.

Полагаю, что необходимо дополнить КоАП положением, которое предусматривало бы ведение протокола во время рассмотрения дела судьей.

Кроме того, следует закрепить в КоАП право участников производства по делам об административных правонарушениях подавать свои замечания на протокол рассмотрения, так как это право административным законодательством не предусматривается даже в тех случаях, когда при рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол (ст. 29.8 КоАП).

Судьи, как правило, рассматривают дела об административных правонарушениях, за совершение которых законодатель предусматривает наиболее суровые виды наказаний, поэтому отсутствие протокола является своего рода упрощенчеством административно - юрисдикционного процесса, не способствует в полной мере выполнению задач и реализации принципов законодательства об административных правонарушениях, противоречит общим требованиям судопроизводства.