Мудрый Юрист

Объективная сторона организации преступного сообщества

В. Быков, доктор юридических наук, профессор.

В ч. 1 ст. 210 УК РФ установлено, что уголовно наказуемо само создание преступного сообщества (преступной организации), руководство таким сообществом, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 210 уголовной ответственности подлежат также лица, принимавшие участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, а ч. 3 ст. 210 УК предусматривает ответственность за совершение деяний, предусмотренных частями первой и второй рассматриваемой статьи, совершенных лицом с использованием своего служебного положения.

Однако в практике применения ст. 210 УК РФ возникли трудности, которые объясняются рядом причин. Прежде всего потому, что почти все содержание диспозиции ст. 210 УК РФ, описание объективной стороны преступления, все понятия в ней оценочные, что вызывает различные толкования.

Еще одна трудность носит объективный характер и связана с особенностями самой организованной преступной деятельности по созданию и руководству преступным сообществом (преступной организацией), которая в основном носит интеллектуальный характер и, как правило, не оставляет материальных следов преступления.

Указанными трудностями во многом объясняется существующая негативная практика, когда работники правоохранительных органов, опасаясь оправдания судом лиц, которым были предъявлены обвинения по ст. 210 УК, предпочитают привлекать к ответственности только тех из них, которые одновременно обвиняются и в совершении других преступлений.

Объективная сторона организации преступного сообщества (преступной организации), предусмотренная ч. 1 ст. 210 УК РФ, состоит из трех форм организованной преступной деятельности:

  1. создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений;
  2. руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями;
  3. создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Каждая из трех форм имеет свои особенности и нуждается в отдельном рассмотрении.

Для привлечения к уголовной ответственности за создание преступного сообщества (преступной организации) следует прежде всего уяснить, что имеет в виду законодатель под этим понятием. Часть 4 ст. 35 УК устанавливает, что преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях. Как видим, в основе понятия преступного сообщества (преступной организации) лежит понятие организованной группы. Поэтому вначале уясним, что она из себя представляет.

Для этого обратимся к ч. 3 ст. 35 УК, которая устанавливает, что преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Таким образом, закон определяет два признака организованной группы: ее устойчивость и цель объединения - совершение одного или нескольких преступлении.

Однако указанных двух обязательных признаков организованной группы явно недостаточно, чтобы отграничить ее, например, от группы лиц по предварительному сговору, так как и та и другая обладают определенной устойчивостью и обе созданы для совершения преступлений.

Думается, организованную преступную группу, указанную в п. 3 ст. 35 УК, в целом характеризуют следующие признаки: устойчивость состава; постоянное совершение преступлений - цель объединения в группу; формирование психологической структуры, выдвижение ее лидера; распределение ролей при совершении преступлений; подготовка к совершению преступлений; возможность использования сложных способов совершения и сокрытия преступлений; выработка единой ценностно - нормативной ориентации; поддержание строгой дисциплины; замена межличностных отношений на деловые, основанные на совместном совершении преступлений; распределение преступных доходов в соответствии с положением каждого члена в иерархии группы, в ее структуре; создание в группе специального денежного фонда.

Предложенная система признаков организованной преступной группы вызвала к себе неоднозначное отношение. Некоторые авторы полагают, что мы пытаемся толковать уголовно - правовые признаки организованной группы через признаки криминологического характера, необоснованно широко толкуя уголовный закон.

Но с этой критикой трудно согласиться. Действительно, ни один из факультативных, сформулированных нами признаков организованной группы не указан в п. 3 ст. 35 УК. Да видимо, нет необходимости добавлять к двум обязательным признакам, указанным в норме закона, еще факультативные. Но важно подчеркнуть, что перечисленные факультативные признаки следуют из признаков, указанных в уголовном законе. По существу, это их конкретизация и детализация, реально позволяющая правоприменителю разграничить виды преступных групп.

Преступное сообщество (преступная организация) в принципе содержит в себе все признаки организованной преступной группы, но характеризуется в то же время и рядом дополнительных. Первый признак преступного сообщества (преступной организации) - сплоченность. Если организованную группу законодатель определяет как устойчивую группу, то преступное сообщество (преступную организацию) называет сплоченной организованной группой.

Существует большой разброс мнений относительно понятия сплоченности. Мы предлагаем свое понятие сплоченности, вполне отдавая отчет в том, что оно также далеко не бесспорное.

На наш взгляд, сплоченность - это прежде всего психологическая характеристика преступного сообщества (преступной организации). Если устойчивость организованной преступной группы означает стабильность ее состава; наличие ограничений, связанных с появлением в группе новых членов и выходом из нее; совершение новых преступлений именно в составе тех же лиц - членов преступной группы, то сплоченность дополнительно характеризуется тесным взаимодействием, единством целей преступной деятельности, ориентированием на общие интересы преступного сообщества (преступной организации), поддержанием строгой дисциплины.

Второй признак преступного сообщества (преступной организации), указанный в п. 4 ст. 35 и ч. 1 ст. 210 УК, - цель создания преступного сообщества (преступной организации): совершение тяжких или особо тяжких преступлений. В литературе эта норма уголовного закона подверглась критике. Ряд авторов считает, что диспозиция ст. 210 УК фактически исключает возможность уголовно - правовой борьбы с преступными организациями на стадии совершения ими нетяжких преступлений и предупреждения тяжких деяний, что указание в законе такой специальной цели сразу же превращает эту норму в "мертвую".

На наш взгляд, такая критика достаточно обоснованна. Было бы целесообразно в ст. 210 указать, что целью создания и руководства преступным сообществом (преступной организацией) является совершение любых умышленных преступлений.

Кроме признаков преступного сообщества (преступной организации), указанных в законе, существуют другие, факультативные, позволяющие отграничить преступное сообщество (преступную организацию) от организованных преступных групп. Эти факультативные признаки, на наш взгляд, следующие:

Какие же конкретные действия образуют объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК? На наш взгляд, это:

Деятельность по руководству преступными формированиями следует рассматривать в соответствии с функциями лидера, организатора. Как известно, лидер преступной группы выполняет организаторскую, информационную, стратегическую, ценностную и дисциплинарную функции.

Выражаются указанные функции в конкретных действиях, которые в принципе могут быть доказаны при расследовании преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 210 УК. При этом для привлечения к уголовной ответственности достаточно доказать совершение только одного действия по руководству преступным сообществом (преступной организацией).

Организаторская функция руководителя, организатора преступного сообщества обычно состоит из таких действий:

Информационная функция руководителя преступного сообщества (преступной организации) может выполняться следующими действиями:

Стратегическая функция руководителя включает обычно выполнение таких действий:

Нормативно - ценностная функция руководителя преступного сообщества (преступной организации) может включать:

Дисциплинарная функция выражается в разрешении конфликтов между членами сообщества; определении наказания тем, кто нарушает правила поведения, принятые в нем.

Создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений может состоять из следующих действий организаторов:

При этом нет необходимости доказывать все действия как по созданию, так и по руководству преступным сообществом (преступной организацией). На наш взгляд, вполне достаточно доказать совершение одного из действий, направленных либо на создание, либо на руководство преступным сообществом (преступной организацией).